2 6-7 мин. | Актуализация опорных знаний. Входной контроль. | Проводится беседа по домашнему заданию по вопросам: 1. Как устроен атом? 2. Из каких частиц состоит ядро? 3. Как называются протоны и нейтроны вместе? 4. Что называется массовым числом и какой буквой оно обозначается? 5. Как называется и какой буквой обозначается число протонов в ядре? Как найти это число? 6. Какой буквой обозначается число нейтронов в ядре? Как найти это число? 7. Как в общем виде принято обозначать ядро любого химического элемента? По вариантам дается задание заполнить таблицу № варианта Вопросы | I | II | Kr | Se | Массовое число | | | Число электронов | | | Заряд ядра | | | Число протонов | | | Число нейтронов | | | Число нуклонов | | | | Организует повторение знаний, Проводит беседу с учащимися по домашнему заданию по вопросам. Предлагает учащимся выполнить проверочную работу на повторение пройденного материала. | Учащиеся отвечают на вопросы. Демонстрируют знаний, умения. Выполняют задание, проверяют друг друга. |
3 12-15 мин. | Изучение нового материала | Минимальная энергия, которая нужна для расщепления ядра на отдельные нуклоны (или выделяется при образовании ядра из нуклонов), называется энергией связи: Eсв = Δmc2, где Eсв – энергия связи, c = 3∙108 м/с – скорость света; [Δm]= кг, [Eсв ]=Дж , Δm= ZmP + Nmn – Mядра – дефект масс, Eсв = Δm∙931,5 МэВ/а.е.м., где [Δm] = а.е.м. – дефект масс, [Eсв ] = МэВ. 1 а.е.м. = 1, 66∙10-27 кг, 1 эВ = 1,6 ∙ 10-19 Дж. Задача. Найти дефект масс и энергию связи для ядра атома алюминия Al. Дано: Решение. Al Δm= ZmP + Nmn – Mя Z =13 Есв = Δm∙931,5 МэВ/а.е.м., mP =1,00728 а.е.м. Δm = 13mP + 14mn - Mя N = 14 Δm = 13 ∙ 1,00728 + 14 × mn= 1,00867 а.е.м. × 1,00867 - 26,97431 = Mя= 26,97431а.е.м. = 0,24171 а.е.м.≈ 0,4∙ 10-27кг _____________ Есв = 0,24171∙931 = Δm - ? = 225, 15287 МэВ = Есв -? = 225,153 ∙ 106∙ 1,6 ∙ 10-19Дж≈ ≈ 360, 245 ∙10-13 Дж. Ответ: Δm = 0,24171 а.е.м. ≈ 0,4∙ 10-27кг, Есв = 225,153 МэВ ≈ 360, 245 ∙10-13 Дж. | Учитель излагает новый материал, обращаясь к ученикам с вопросами: «Как вы считаете в каком случае энергия выделяется, а когда поглощается при образовании ядра или расщеплении ядра? Почему? Как это можно доказать?» Помогает учащимся в решении возникшей проблемы. Приводит пример решения задачи по новой теме. | Учащиеся записывают в тетрадь тему урока, выдвигают варианты формулировок цели, участвуют в их обсуждении. Анализируют. Останавливают свой выбор на целях. |
4 4-5 мин. | Закрепление материала. Выходной контроль. | Работа с раздаточным материалом в виде физического диктанта и решения задачи по образцу по вариантам. Физдиктант 1. Минимальная энергия, которая нужна для расщепления ядра на отдельные нуклоны (или выделяется при образовании ядра из нуклонов) , называется … 2. Масса ядра всегда … суммарной массы нуклонов, входящих в ее состав. 3. Разность между массой ядра и массой нуклонов называется… 4. Если дефект масс измеряется в а. е. м., то энергия связи вычисляется по формуле … ………………. и измеряется в ………….. 5. Если дефект масс измеряется в килограммах, то энергия связи вычисляется по формуле … ………………. и измеряется в ………….. Самостоятельная работа (решение задачи по образцу) Определить энергию связи ядер атомов: I вариант – Li II вариант -- С | Учитель контролирует выполнение работы. | Учащиеся используют приобретенные знания в практической деятельности работая с раздаточным материалом и проводят самооценку |
5 2-3 мин | Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока) Соотнесение цели урока и результата | Учащиеся возвращаются к записанным вначале урока понятиям и выясняют все ли из них они усвоили на уроке. Звучат продолжения предложенных фраз: Я узнал... Я научился... Я понял, что могу... Мне понравилось... Для меня стало новым... Меня удивило... У меня получилось... Я приобрёл... | Учитель просит вернуться к исходным понятиям и целям. | Анализируют деятельность по достижению цели |