kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока физики в 9 классе по теме "Дефект масс. Энергия связи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок физики в 9 классе по теме: "Дефект масс. Энергия связи" был проведен 21 апреля 2015 года.  Технологическая карта урока включает структуру урока с описанием каждого этапа. Это урок изучения нового материала с использованием технологии проблемного обучения. Проблемная ситуация возникает при постановке вопроса об энергии связи и причине её появления. В ходе урока проводится два контроля: входной и выходной. Входной подготавливает учащихся к восприятию новой темы. Выходной показывает уровень усвоения новой темы. Рефлексия урока помогает ученику сформулировать своё мнение об уроке.

 
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока физики в 9 классе по теме "Дефект масс. Энергия связи" »

Технологическая карта урока



Дата: 21.04.2015 г.

Предмет: физика

урока по расписанию: 3

Класс: 9-а

Тема урока: «Дефект масс. Энергия связи»

Место и роль урока в изучаемой теме: седьмой урок при изучении главы «Строение атома и атомного ядра. Использование энергии

атомных ядер».

Тип урока: изучение нового материала с применением технологии проблемного обучения.

Цели урока:

1) повторить и закрепить изученный ранее материал;

2) сформулировать определения таких понятий, как: «энергия связи», «дефект масс»;

3) установить связь между энергией и массой;

4) закрепить изученный материал в ходе решения задач


Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, таблица Менделеева



Планируемые результаты (ученик научится – получит возможность научиться)

предметные

метапредметные

личностные

познавательные

коммуникативные

регулятивные

понимать сущность определения понятий «дефект масс», «энергия связи», решать задачи на определение дефекта масс и энергии связи

понимать и объяснять диаграмму энергии связи атомных ядер, лежащую в основе выводов о поглощении или выделении энергии в ядерных реакциях.

формировать и развивать умения ставить цели, анализировать, объяснять понятия «дефект масс», «энергия связи»


иметь представление об энергии связи на основе знаний о внутриядерных взаимодействиях.


умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, уважать мнение других.




Ход урока

, время

Название этапа урока

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

1-2 мин.

Организационный этап

Приветствие, проверка готовности к уроку, вступительное слово учителя. Мотивация учебной деятельности на успешную работу.

Приветствие, проверка готовности к уроку, вступительное слово учителя. Мотивация учебной деятельности на успешную работу.

Учащиеся готовятся к уроку

2

6-7 мин.

Актуализация опорных знаний.

Входной контроль.

Проводится беседа по домашнему заданию по вопросам:

1. Как устроен атом?
2. Из каких частиц состоит ядро?

3. Как называются протоны и нейтроны вместе?
4. Что называется массовым числом и какой буквой оно обозначается?

5. Как называется и какой буквой обозначается число протонов в ядре? Как найти это число?

6. Какой буквой обозначается число нейтронов в ядре? Как найти это число?

7. Как в общем виде принято обозначать ядро любого химического элемента?

По вариантам дается задание заполнить таблицу

№ варианта

Вопросы

I

II

Kr

Se

Массовое число



Число электронов



Заряд ядра



Число протонов



Число нейтронов



Число нуклонов




Организует повторение знаний, Проводит беседу с учащимися по домашнему заданию по вопросам. Предлагает учащимся выполнить проверочную работу на повторение пройденного материала.

Учащиеся отвечают на вопросы.

Демонстрируют знаний, умения. Выполняют задание, проверяют друг друга.









3

12-15 мин.

Изучение нового материала

Минимальная энергия, которая нужна для

расщепления ядра на отдельные нуклоны (или

выделяется при образовании ядра из нуклонов),

называется энергией связи:

Eсв = Δmc2, где Eсв – энергия связи,

c = 3∙108 м/с – скорость света;

[Δm]= кг, [Eсв ]=Дж ,

Δm= ZmP + NmnMядра – дефект масс,

Eсв = Δm∙931,5 МэВ/а.е.м., где [Δm] = а.е.м. – дефект масс, [Eсв ] = МэВ.

1 а.е.м. = 1, 66∙10-27 кг, 1 эВ = 1,6 ∙ 10-19 Дж.

Задача. Найти дефект масс и энергию связи для ядра атома алюминия Al.

Дано: Решение.

Al Δm= ZmP + Nmn – Mя

Z =13 Есв = Δm∙931,5 МэВ/а.е.м.,

mP =1,00728 а.е.м. Δm = 13mP + 14mn - Mя

N = 14 Δm = 13 ∙ 1,00728 + 14 ×

mn= 1,00867 а.е.м. × 1,00867 - 26,97431 =

Mя= 26,97431а.е.м. = 0,24171 а.е.м.≈ 0,4∙ 10-27кг

_____________ Есв = 0,24171∙931 =

Δm - ? = 225, 15287 МэВ =

Есв -? = 225,153 ∙ 106∙ 1,6 ∙ 10-19Дж≈

≈ 360, 245 ∙10-13 Дж.


Ответ: Δm = 0,24171 а.е.м. ≈ 0,4∙ 10-27кг,

Есв = 225,153 МэВ ≈ 360, 245 ∙10-13 Дж.


Учитель излагает новый материал, обращаясь к ученикам с вопросами: «Как вы считаете в каком случае энергия выделяется, а когда поглощается при образовании ядра или расщеплении ядра? Почему? Как это можно доказать?» Помогает учащимся в решении возникшей проблемы. Приводит пример решения задачи по новой теме.

Учащиеся записывают в тетрадь тему урока, выдвигают варианты формулировок цели, участвуют в их обсуждении. Анализируют. Останавливают свой выбор на целях.

4

4-5 мин.

Закрепление материала. Выходной контроль.


Работа с раздаточным материалом в виде физического диктанта и решения задачи по образцу по вариантам.

Физдиктант

1. Минимальная энергия, которая нужна для расщепления ядра на отдельные нуклоны (или выделяется при образовании ядра из нуклонов) , называется …

2. Масса ядра всегда … суммарной массы нуклонов, входящих в ее состав.

3. Разность между массой ядра и массой нуклонов называется…

4. Если дефект масс измеряется в а. е. м., то энергия связи вычисляется по формуле … ………………. и измеряется в …………..

5. Если дефект масс измеряется в килограммах, то энергия связи вычисляется по формуле … ………………. и измеряется в …………..

Самостоятельная работа (решение задачи по образцу) Определить энергию связи ядер атомов:

I вариант – Li II вариант -- С


Учитель контролирует выполнение работы.

Учащиеся используют приобретенные знания в практической деятельности работая с раздаточным материалом и проводят самооценку

5

2-3 мин

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)

Соотнесение цели урока и результата

Учащиеся возвращаются к записанным вначале урока понятиям и выясняют все ли из них они усвоили на уроке.

Звучат продолжения предложенных фраз:

Я узнал...

Я научился...

Я понял, что могу...

Мне понравилось...

Для меня стало новым...

Меня удивило...

У меня получилось...

Я приобрёл...

Учитель просит вернуться к исходным понятиям и целям.


Анализируют деятельность по достижению цели

6

2-3 мин

Домашнее задание

§65. Задача: определить дефект масс и энергию связи ядра атома кислорода О.


Формулирует домашнее задание. Дает комментарий к домашнему заданию.

Записывают домашнее задание.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологическая карта урока физики в 9 классе по теме "Дефект масс. Энергия связи"

Автор: Тарасова Татьяна Павловна

Дата: 18.08.2015

Номер свидетельства: 225846


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства