Тип урока: обобщение знаний по физике и математике.
Цели урока:
•Образовательные – учить учащихся выделять главное, делать выводы, применять знания на практике, дать знания о мерах предосторожности при общении с электрическим током, о действиях электрического тока на человека, и их последствиях, о правилах первой медицинской помощи.
•Развивающие – развитие логического мышления и познавательной активности, развитие сотрудничества.
•Воспитательные – воспитание умения слушать и анализировать выступления одноклассников; воспитание у учащихся заботы о своем здоровье и здоровье окружающих.
Задачи урока:
•Учить учащихся самостоятельно работать с дополнительной литературой и Интернет-ресурсами по данной теме.
•Вырабатывать у учащихся умение составлять и делать доклады, сообщения по заданной теме, оформлять информационные стенды.
•Вырабатывать у учащихся умение объяснять наблюдаемые явления.
•Развивать интерес учащихся к физике и математике.
•Познакомить с правилами поведения во время грозы.
•В нестандартной форме познакомить учащихся с правилами электробезопасности.
Оборудование:
автоматизированное рабочее место учителя (компьютер, проектор), электрофорная машина, выставка детских работ, карточки – памятки по правилам электробезопасности.
План проведения урока-конференции:
I. Вступительное слово учителя.
II. Сообщения учащихся по темам.
•Молния.
•Громоотвод.
•Правила поведения во время грозы.
•Первая помощь пострадавшим от молнии.
•Правила электробезопасности в быту.
III. Викторина «Электричество вокруг нас».
IV. Выставка рисунков учащихся.
V. Итоги урока.
ХОД УРОКА.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Электричество вокруг нас»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 5»
ГОРОДА СМОЛЕНСКА
Урок-конференция
по физике
по теме: “Электричество вокруг нас”
Предмет: физика
Класс: 8
Учитель физики: Буряк Н. Н.
Смоленск
2015
Тип урока: обобщение знаний по физике и математике.
Цели урока:
•Образовательные – учить учащихся выделять главное, делать выводы, применять знания на практике, дать знания о мерах предосторожности при общении с электрическим током, о действиях электрического тока на человека, и их последствиях, о правилах первой медицинской помощи.
•Развивающие – развитие логического мышления и познавательной активности, развитие сотрудничества.
•Воспитательные – воспитание умения слушать и анализировать выступления одноклассников; воспитание у учащихся заботы о своем здоровье и здоровье окружающих.
Задачи урока:
•Учить учащихся самостоятельно работать с дополнительной литературой и Интернет-ресурсами по данной теме.
•Вырабатывать у учащихся умение составлять и делать доклады, сообщения по заданной теме, оформлять информационные стенды.
•Вырабатывать у учащихся умение объяснять наблюдаемые явления.
•Развивать интерес учащихся к физике и математике.
•Познакомить с правилами поведения во время грозы.
•В нестандартной форме познакомить учащихся с правилами электробезопасности.
Оборудование:
автоматизированное рабочее место учителя (компьютер, проектор), электрофорная машина, выставка детских работ, карточки – памятки по правилам электробезопасности.
План проведения урока-конференции:
I. Вступительное слово учителя.
II. Сообщения учащихся по темам.
•Молния.
•Громоотвод.
•Правила поведения во время грозы.
•Первая помощь пострадавшим от молнии.
•Правила электробезопасности в быту.
III. Викторина «Электричество вокруг нас».
IV. Выставка рисунков учащихся.
V. Итоги урока.
ХОД УРОКА.
I. Вступительное слово учителя (слайд №1).
Дорогие ребята, наш сегодняшний урок будет немного непривычным. В течение двух недель мы с вами работали над сообщениями, докладами, выполняли рисунки по электробезопасности в природе, быту и технике. Писали рассказы, сочиняли слоганы, стихи и частушки, составляли и решали математические задачи. Сегодня на обобщающем уроке мы подведем итоги, назовем лучших, заслушаем их отчеты, оценим результаты работы.
С давних пор люди любовались и одновременно боялись молнии. А что же такое молния?
II. Сообщения учащихся по темам.
1 сообщение по теме: «Молния».
Всем нам, не раз доводилось наблюдать молнию – это красивое и небезопасное явление природы (слайд №2).
Молнии бывают наземные, шаровые, внутриоблачные. Сейчас попробуем увидеть разряд электрофорной машины. Аналогичные явления происходят в природе.
Молния – это искровой разряд в атмосфере, происходящий между разноименно заряженными облаками или между облаком и землей.
Всего две строчки, а за ними целая история наблюдений, предположений, опытов и открытий, с которыми мы вас сейчас познакомим.
Уже в XVII веке высказывались предположения, что молния это гигантская искра, проскакивающая между разноименно заряженными грозовыми облаками или грозовым облаком и землей. Исследования проводились во многих странах, но наибольший вклад в создание теории атмосферного электричества внесли российские академики Михаил Васильевич Ломоносов (слайд №3), Георг Рихман (слайд №4). Летом 1752 г. они построили «грозовую машину». Она была установлена и на квартире Рихмана. При приближении грозы во время одного из опытов в 1753 г. Рихман был убит шаровой молнией. Большой опасности подвергался и сам Ломоносов, который во время этой грозы проводил опыты с «грозовой машиной» у себя дома. Позже, вспоминая об этом, М. В. Ломоносов писал: «Внезапно гром чрезвычайно грянул в самое то время, как я руку держал у железа и искры трещали. Все от меня прочь бежали…». Через несколько минут Ломоносову сообщили, что Рихмана убила молния.
А изобрел громоотвод, точнее молниеотвод Бенджамин Франклин (слайд №5). Много сил, труда и энергии положил ученый на то, чтобы внедрить в жизнь свое изобретение.
Задача: В атмосфере Земли каждую секунду происходит около 100 молний. Сколько молний происходит в атмосфере Земли за1 минуту? За 1 час? (слайд №6)
Большинство построек в древности были деревянные. Для того, чтобы защитить сооружения от молнии ( от пожаров ) люди придумали громоотвод.
2 сообщение по теме: «Громоотвод». (слайд №7)
Громоотвод - точнее по назначению молниеотвод, служит для защиты зданий и судов от разрушительных действий молнии. Её действие основано на свойстве металлических остроконечий как бы увлекать электричество из наэлектризованных предметов, в сторону которых остроконечие обращены.
Современный громоотвод представляет собой длинную вертикальную проволоку, верхний конец которой заостряется и укрепляется выше самой высокой точки защищаемого здания. Нижний конец проволоки хорошо заземляют. Для этого его обычно припаивают к металлическому листу, а лист закапывают в землю на уровне подпочвенных вод. Грозовые облака проходят над такими стержнями мало по малу теряют своё электричество. Электрический разряд происходит или бесшумно, будучи сопровождаем слабым светом на оконечности стержня, или даже если молния ударит в здание, разряд по громоотводу уйдет в землю, не причинив зданию никакого вреда. Сегодня все городские сооружения имеют громоотводы, и поэтому в городах случаев поражения человека молнией практически не наблюдается.
Задача: Какой высоты должен быть громоотвод, если угол падения молнии шестьдесят градусов, а расстояние от верхней точки громоотвода до точки падения молнии 6м?
(слайд №8)
Молния опасна не только постройкам, но и человеку. Поэтому нужно знать, как правильно себя вести во время грозы.
3 сообщение по теме: «Правила поведения во время грозы». (слайд №9)
Наиболее распространённое метеорологическое опасное явление – гроза – это комплексное атмосферное явление, необходимой частью которого являются многократные электрические заряды между облаками или между облаком и землёй (молнии), сопровождающиеся звуковым явлением-громом. Как правило, при грозе выпадают интенсивные ливневые осадки, нередко град, и наблюдается усиление ветра, часто до шквала, смерчей. Все это делает грозу разрушительным природным явлением. Удары молний нередко вызывают пожары, разрушения зданий, порчу линий электропередач, нарушают движение поездов. Сильный ветер может срывать крыши с домов и поднимать в воздух тяжелые предметы. Град может привести к гибели людей и скота, порче зданий и сооружений.
Правила поведения во время грозы.
Если появились признаки приближения грозы, переждите ее в помещении.
Закройте окна, двери, дымоходы. Выключите телевизор, компьютер, телефон и другие электроприборы.
Держитесь дальше от электропроводки, антенны, окон, дверей.
Если гроза застала вас на улице, укройтесь в ближайшем здаеии.
Если гроза застала вас в парке, лесу, не укрывайтесь в близи высоких деревьев.
Если вы находитесь на возвышении, скале, в горах, немедленно спускайтесь вниз или ищите убежища в углублениях гор.
Нельзя находиться на открытых незащищенных местах, вблизи металлических оград, крупных металлических объектов, влажных стен, заземления молниеотвода и других объектов, которые с большой степенью вероятности могут быть поражены молнией.
Если гроза застала вас в водоеме, немедленно выбирайтесь на берег и отходите подальше от воды.
Почувствовав щекотание кожи, а также то, что у вас волосы поднимаются дыбом, знайте, что молния ударит по близости от вас. Не раздумывая, бросайтесь ничком на землю – это уменьшит риск вашего поражения.
Если вы застигнуты грозой, будучи на велосипеде или мотоцикле, прекратите движение, покиньте их и переждите грозу на расстоянии примерно 30 метров от них.
Если вы едите в машине, оставайтесь в ней. Закройте окна, опустите автомобильную антенну и остановитесь.
При отсутствии укрытия нужно лечь на землю, лучше на сухом песчаном грунте, удаленном от водоема. Если вам удобнее сидеть, то постарайтесь сжать колени вместе, обхватите их реками, опустите голову пониже.
Во время грозы не бегайте.
При встрече с шаровой молнией сохраняйте спокойствие и не двигайтесь.
Помните, что во время грозы опасно пользоваться сотовым телефоном. Сотовый телефон во время дождя заземлен через влажное тело человека, которое на мокрой земле становиться проводником электрического тока.
А если всё таки гроза застала вас врасплох или несчастье произошло с окружающими вас людьми, то нужно знать как оказывается первая помощь пострадавшим от молнии.
4 сообщение по теме: «Первая помощь пострадавшим от молнии».
Если вдруг кого-то из ваших друзей во время загородной прогулки поразила молния, запомните, как оказать ему первую помощь. Главное – не паникуйте и помните, что выжить удается трем из четырех, пораженных молнией.При ударе молнии первым делом вызовите скорую помощь!!! (Слайд №10). При поражении молнией у человека может произойти остановка сердца, значит, все ваши действия по оказанию помощи сводятся к одному: заставить сердце потерпевшего опять заработать. Для этого вы должны немедленно начать делать пострадавшему массаж сердца и искусственное дыхание. Давайте посмотрим, как это следует делать (слайд №11) – видеоролик – демонстрация учащимися «Первой медицинской помощи»
Теперь, я надеюсь, вы не растеряетесь и сможете оказать первую медицинскую помощь человеку, пострадавшему от поражения электрическим током или от удара молнии.
Свободная минутка (психологическая разгрузка) – знакомство с выставкой детского творчества (слайд №12) – звучит музыка (В. А. Моцарт – Душа)
Правила безопасного поведения нужно знать не только находясь на природе, но и в быту.
5 сообщение по теме: «Правила электробезопасности в быту».
Давайте рассмотрим примеры электробезопасности в реальной жизни Находясь на природе, на даче, в гаражном кооперативе, помните: «Провод, лежащий на земле, лучше обойти как можно дальше». Необходимо знать, что смертельно опасно не только касаться, но и подходить ближе, чем на 8 м(«мертвая зона») к лежащему на земле оборванному проводу воздушной линии. Обнаружив оборванные или провисшие провода воздушной линии, следует организовать охрану места повреждения, позвонить в отделение МЧС.
Действительно, вокруг лежащего на земле провода образуется «мертвая» зона, в которой находится человеку смертельно опасно. Выполним расчеты площади этой зоны.
Задача: Какой будет площадь «мертвой зоны» и длина окружности, ограничивающая эту зону, если радиус окружности 8м? (слайд № 13).
Статистика показывает, что около трети всех случаев электротравматизма среди населения происходит из-за соприкосновения людей с провисшими или оборванными проводами. Особенно часто травмируются дети. Для предотвращения указанных случаев детям необходимо запрещать влезать на крыши домов и строений, где поблизости проходят электрические провода, на опоры воздушных линий электропередачи; играть под воздушными линиями, запускать там воздушных змеев, разводить костры, бросать проволоку и другие предметы на провода, разбивать лампы и изоляторы, а, кроме того, открывать дверцы распределительных щитов, силовых шкафов, двери трансформаторных подстанций
Все мы знаем, что электричество действует на всех людей по разному. Многое зависит от условий, в которых находится человек.
Задача: Сила тока 100мА. При сухой и неповрежденной коже сопротивление тела человека от пальцев одной руки до пальцев другой составляет 10 Ом, если же руки потные, то сопротивление между ними 1500 Ом. Какое напряжение в каждом случае? (слайд № 14)
Наш дом – наша крепость. Находясь дома, надо помнить элементарные правила электробезопасности (слайды № 15–19). Следует знать, что бытовые электроприборы чайники, утюги, плитки, переносные светильники торшеры, настольные лампы, предназначены только для пользования в помещениях. Защита от коротких замыканий (автоматы, пробочные предохранители) в квартирной электропроводке должна быть всегда исправна. Должно быть исправное состояние изоляции электропроводки, электроприборов, а также проводов, с помощью которых электроприборы включаются в электросеть. Особую осторожность при пользовании электроприборами надо соблюдать в сырых помещениях с кирпичными или бетонными полами, таких как подвалы, ванная комната, туалеты, являющимися хорошими проводниками электрического тока, так как при этих условиях опасность поражения электрическим током увеличивается. Поэтому в ванных комнатах, санузлах не допускается устанавливать выключатели и штепсельные розетки, использовать светильники без предохранительной арматуры. Опасно пользовать незаземленными электроприборами в ванной комнате.
Заканчивая свое сообщение, хочу предложить: Давайте сделаем для себя главный вывод: «Наше здоровье и наша жизнь, жизнь и здоровье близких, в наших руках – электробезопасности первоочередное внимание. Все мы будущие родители, а в данный момент старшие братья и сестры. Хотелось, чтобы мы оказывались примером для подражания, младшим при общении с бытовыми электрическими приборами».
6 сообщение:
Ребята! Запомнить должны вы всегда:
Окружают вас электрические провода!
Напряжение – это не шутка,
Задумайтесь же на минутку!
Давайте правила электробезопасности соблюдать!
И младшим по ним наставления давать!
Не подходи к трансформаторной будке,
Напряжение тысячи вольт – это не шутки!
Если увидел оборванный провод –
Ты к нему не подходи,
А подальше отойди,
Взрослым быстро сообщи.
Итак, запомни мой совет,
Где ток, там детям места нет!
Следуй правилам простым –
Будешь цел и невредим!
Сегодня мы обобщаем наши знания об электричестве. Нам осталось провести викторину «Электричество вокруг нас».
III. Викторина «Электричество вокруг нас»
1. Что такое молния? (Искровой разряд в атмосфере между разноименно заряженными облаками или между облаком и землей)
2. Кто изобрел громоотвод? (Б. Франклин)
3. Где опасно прятаться во время грозы? (Под одиноко стоящим деревом)
4. Какими приборами опасно пользоваться во время грозы? (Сотовым телефоном, компьютером)
5. На каком расстоянии нужно находиться от оборванного провода? (не менее 8 м)
6. Какое напряжение в электрических проводах осветительной сети? (220В)
7. Кто отвечает за электробезопасность в школе? (Директор)
Теперь отметим отличившихся, а оценки вам поставит сама жизнь.
Домашнее задание: составить и решить кроссворд по теме «Электробезопасность», который включает в себя знания по математике и физике.
(слайд № 21)
Источники информации:
Генденштейн Л. Э. Физика. 8 класс. В 2 ч. Ч. 1: учебник для общеобразовательных учреждений/ Л. Э. Генденштейн, А. Б. Кайдалов; под ред. В.А. Орлова, И. И. Ройзена.–М.: Мнемозина, 2012.
Демченко Е. А. Нестандартные уроки физики. 7-11 классы.– Волгоград, 2002.
Петрухина М. А. Физика. Нестандартныезанятия, внеурочные мероприятия. 7-11 классы.- Волгоград: Учитель, 2004.
Геометрия, 7-9: учеб. для общеобразоват. Учреждений / [Л. С. Атанасян и др.] – М.: Просвещение, 2011.