1.Организационный момент . Объявление темы и цели урока.
2.Актуализация знаний.
Физический диктант. Задания составлены дифференцированными по сложности. На каждый уровень сложности по два варианта. Карточки с красными заголовками для слабых карточки с синими заголовками для сидьных.
ВАРИАНТ №1
1.Как взаимодействуют между собой две стеклянные палочки натертые шелком.
2. Как взаимодействуют между собой разноименные заряды?
3.Какие из перечисленных веществ: воздух; пластмасса ; медь; раствор сои в воде; стекло являются проводниками?
4.Чем создается электрическое поле?
5.Из каких частей состоят атомы вещества?
6.Какой знак заряда имеет протон?
ВАРИАНТ №2
1.Как взаимодействуют между собой стеклянная палочка, натертая о шелк и эбонитовая палочка, натертая о мех?
2. Как взаимодействуют между собой одноименные заряды?
3. Какие из перечисленных веществ являются диэлектриками: резина, алюминий, раствор кислоты, фарфор, графит?
4.Как зависит действие поля от расстояния до заряженного тела?
5. Из каких частиц состоит ядро атома?
6.Какой заряд имеет электрон?
ВАРИАНТ №1
1.Какой заряд имеет шарик, если он отталкивается от стеклянной палочки, натертой о шелк?
2. Можно ли поделить заряд шариков, соединив их эбонитовой палочкой?
3.Чем можно обнаружить электрическое поле?
4.Почему атом не имеет заряда?
5.В какую частицу превратится атом, если к нему присоединится электрон?
6.В атоме натрия вокруг ядра, состоящего из 23частиц, вращается 11электронов. Сколько протонов и нейтронов в атоме?
ВАРИАНТ№2
1.Какой заряд имеет шарик, если он притягивается к стеклянной палочке, натертой о шелк?
2. Каков предел деления заряда?
3.Как изменится поле при уменьшении заряда?
5.Количество ,каких частиц в атоме одинаково?
6.В какую частицу превратится атом, если от него отделится один электрон.
7.В атоме алюминия содержится 27 частиц, вокруг ядра движутся 13 электронов. Сколько протонов и нейтронов в атоме?
После выполнения работы на экране даются ответы.
3.Изучение нового материала.
1) Ставится проблема демонстрацией опыта. Два электрометра, один из которых заряжен отрицательно, соединяют проводником. Учащимся задаются вопрос.
а) Как объяснить происходящее явление?
- Упорядоченное движение заряженных частиц называют электрическим током. Упорядоченное движение- это движение в определенном направлении.
б) Почему ток протекает очень маленький промежуток времени?
в) Что нужно сделать для того, чтобы ток протекал постоянно?
Вывод : для постоянного протекания тока необходимо наличие свободных заряженных частиц и постоянное действие магнитного поля. Устройства разделяющие заряды и создающие электрическое поле называются источниками тока. Назначение источника электрического тока за счет какой либо энергии совершить работу по разделению заряда.
.Сначала это делали при помощи электрофорной машины, в которой заряды разделялись затрачивая механическую энергию.
2) Чтобы создавать постоянное электрическое поле был создан ученым Александр Вольта источник тока.
а) Ученик рассказывает историю изобретения химического источника тока.
б) Ученик рассказывает о современные гальванических элементах и их использовании.
В)Ученик рассказывает о работе аккумулятора и его использовании.
Учащиеся предварительно получили задание и подготовили небольшое сообщение и презентацию.
3) Кроме химических источников тока можно использовать тепловые и световые источники тока .Демонстрируется работа термопары и фотоэлемента и рассказывается об их использовании .
4. Закрепление материала.
1) Что называют электрическим током?
2)Какие условия необходимы для создания электрического тока?
2.Какие бывают источники тока?
Заполняется постепенно, по мере поступления ответов.