kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Электрический ток. Источники тока.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока «Электрический ток. Источники электрического тока»

Цели урока:Образовательные:
1)сформировать понятие электрический ток.
2)выяснить условия существования электрического тока и назначение источника тока.
3) рассмотреть принципы действия источника тока.
4)ознакомить учащихся с различными видами источников тока.
Развивающие: развивать логическое мышление учащихся, формировать умение самостоятельной проектной деятельности.
Воспитательные: формировать материалистическое мировоззрение учащихся.Оборудование: ПК, проектор, экран; металлическая трубка, эбонитовая палочка, электрофорная машина, термоэлемент, спиртовка, гальванометр, фотоэлемент, лампа, гальванический элемент, батарея гальванических элементов, аккумулятор. На столах учеников – батарея гальванических элементов, лампочки, соединительные провода, ключ, лимон, лук, картофель ,медные провода, гвозди.

План урока

 Демонстрации:

1.Демонстрация электроскопов

2.Электрофорная машина.
3.Демонстрация работы термоэлемента.
4.Демонстрация работы фотоэлемента и солнечной батареи.
5.Демонстрация устройства и работы сухого гальванического элемента.
Ход урока:

1.Подготовка к усвоению нового материала (мотивация и формулировка цели урока).
Тема сегодняшнего урока: «Электрический ток. Источники электрического тока».

     Слова «электричество», «электрический ток» прочно вошли в нашу жизнь. Мы настолько привыкли к тому, что нас окружают электроприборы и электрические явления, что порой даже не замечаем, какую огромную роль они играют в нашей жизни.
    Представьте себе на минуту, что отключили электричество в наших квартирах. Что было бы? Каковы последствия этого события? ( Погас бы свет. Не смогли бы посмотреть телевизор, не работала бы микроволновая печь, компьютер, холодильник, пылесос, другие электробытовые приборы. Отключили бы отопление и воду, так как насосы, качающие воду, работают на электричестве. Невозможно было бы подзарядить сотовые телефоны).

   вывод: электричество играет огромную роль в нашей жизни, поэтому важно знать, что это такое.
        Цель нашего урока: выяснить, что такое электрический ток и какие условия необходимы для его существования.

 2.Атуализация опорных знаний учащихся.
Но прежде давайте вспомним ранее изученный материал и ответим на вопросы (фронтальный опрос):
1.Что такое электризация тел?

 2.Одно или оба тела электризуются при трении?
3.Назовите 2 рода зарядов. Как взаимодействуют тела, имеющие электрические заряды?
4.Что такое проводники и непроводники электричества?
5.Почему металлы проводят электричество?
6.Под действием чего движутся свободные электроны в металлах?
7.Какие частицы вы знаете?
8.Что такое энергия?
9.Какие виды энергии вы знаете?
10. Какой энергией обладает движущийся автомобиль? Летящий самолет? Нагретая батарея?

 3.Освоение нового материала

 1.Электрический ток:

Демонстрация№1

 Два электрометра, соединенных металлическим проводником. Если поднести к одному электрометру заряженную эбонитовую палочку, то стрелка второго электрометра отклонится. Что происходит при этом?
Учащиеся отвечают (вокруг заряженной палочки возникает электрическое поле, под действием которого свободные электроны перемещаются сначала к одному электрометру, а затем через проводник к другому.)
В нашем опыте электроны двигаются в одну сторону, т.е. направлено (упорядочено). В этом случае можно сказать, что по металлическому проводнику протекает электрический ток.
Кроме металлических проводников мы будем изучать и другие проводники, например, проводящие ток жидкости. В них кроме электронов есть и другие заряженные частицы – ионы. Они тоже могут перемещаться.
Сформулируем вместе, что же такое электрический ток?
1. электроны и ионы – это…? (Ученики: заряженные частицы).
2. что с ними происходит? (Ученики: они движутся).
3. как они движутся? (Ученики: упорядочено, т.е. направлено
).
4.под действием чего движутся заряженные частицы? (Ученики: под действием электрического поля).
СЛАЙД 1(запишите)

электрический ток- это упорядоченное (направленное) движение заряженных частиц, под действием электрического поля.

                                2.Условие существования тока в цепи .
В нашем опыте в металлическом проводнике электрический ток возникает, но он быстро прекращается. Почему же он является кратковременным? По мере перемещения зарядов с палочки на электрометр и далее по трубке, электрическое поле вокруг палочки уменьшается, а вокруг левого электрометра растет. При равенстве зарядов их электрические поля компенсируют друг друга и движение электронов прекращается.

Значит, для того, чтобы ток в цепи существовал долго что необходимо :

 1.Наличие свободных электронов

2.Наличие внешнего электрического поля для проводника

3. узнаем из эксперимента.(слайд 2)

 Эксперимент №1.Предлагаю собрать  цепь состоящую из ключа, лампочки и батарейки соединяем все друг за другом. Какой вывод вы можете сделать?

1.существует электрический ток (лампа горит) движение свободных электронов

2.наличие внешнего поля(источник питания)

3.разомкните ключ.(лампа не горит)-замкнутая цепь(слайд3) 

                                                3.Источник тока
1.опред.         Источник тока-устройство в котором любой вид   

                      энергии превращается в электрическую. (слайд№4)

2 обозначение       ___/   /+____  источник тока

          3.Схема нарисовать

 •         Источники тока бывают различными, но в каждом из них совершается работа по разделению положительно и отрицательно заряженных частиц.(слайд№5)

Обратитесь к вашим источникам питания  на одном конце + на другом _

Источник тока: 2 полюса +,-

                            4.Виды источников тока

 В источниках тока в процессе разделения заряженных частиц происходит превращение  энергий в электрическую.

Предлагаю определить какой вид энергии превращается  в

  • Демонстрация№2 электрофорная(слайд №6,№7)
  • Демонстрация№3 термопара(слайд№8)
  • Демонстрация№фотоэффект(слайд №9)

 Эксперимент 2

У вас на столах имеются фрукты и овощи сейчас . попробуйте получить из них источники тока используя ваши омметры запишите полученные показания в вольтах.

Какой вывод,какая энергия превратилась в электрическую. У кого какие  результаты.

На доске яблоко, лимон ,лук ,картофель.

 Источники тока у которых разделение зарядов происходит за счет энергии химических процессов называют гальваническими. В них химическая энергия преобразуется в электрическую.

     Физкультминутка

 _______________5.Гальванический элемент

 Перед вами ваши батарейки, источникам тока-гальванические элементы.

  • Обратимся к истории.(10,11слайд)
  • Рассказ про г.э.
  • Рассказ про аккумуляторы
  • Скаты.угори
  •    с 95.п.32
  •  Оценки за урок
  • Д/З п 32.пересказать, домашний проект

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Электрический ток. Источники тока. »

Класс 8А

Тема урока «Электрический ток. Источники электрического тока»

Цели урока:

Образовательные:
1)сформировать понятие электрический ток.
2)выяснить условия существования электрического тока и назначение источника тока.
3) рассмотреть принципы действия источника тока.
4)ознакомить учащихся с различными видами источников тока.
Развивающие: развивать логическое мышление учащихся, формировать умение самостоятельной проектной деятельности.
Воспитательные: формировать материалистическое мировоззрение учащихся.

Оборудование: ПК, проектор, экран; металлическая трубка, эбонитовая палочка, электрофорная машина, термоэлемент, спиртовка, гальванометр, фотоэлемент, лампа, гальванический элемент, батарея гальванических элементов, аккумулятор. На столах учеников – батарея гальванических элементов, лампочки, соединительные провода, ключ, лимон, лук, картофель ,медные провода, гвозди.

План урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

1.Орг.момент

Приветствие учеников класса и гостей


1 мин

2.Актуализация знаний

Беседа, фронтальный опрос

Отвечают на заданные вопросы.

3мин

3. Постановка учебной проблемы. Изучение нового материала.

1.Демонстрация опыта №1.

Электроскопы соединены проводником

Следят за экспериментом, делают вывод.

3мин


2. Формулировка понятия эл.тока.

(слайд №1)

Пытаются самостоятельно сформулировать определение и записать его в тетрадь.

3мин




(10мин)


3.Выяснения условий длительного существования эл.тока.

(Слайд №2)

Рисуют схему, Эксперимент№1

собирают эл.цепь.


3мин


4.Демонстрация опытов с источниками эл.тока .

2.Электрофорная машина(слайд №3)

генератор

Следят за экспериментами, делают выводы и записывают их в тетрадь.





1 мин


3.Термоэлемент

(слайд №4)

записывают в тетрадь.

1 мин


4.Фотоэффект

(слайд №5)

записывают в тетрадь.

1мин


Солнечные батареи

(слайд №6)

записывают в тетрадь

1мин


5 химическая энергия реакций(слайд №7)

Эксперимент №2

записывают в тетрадь

7мин



физкультминутка


1мин

(15мин)


Историческая справка(слайд №8)

записывают в тетрадь.

1мин



. 1 Рассказ про устройство гальванического элемента(слайд9)

. 2 показ гальванического элемента разобранного

3 мин






(Слайд 10)

современные батарейки на сот телефонах


2 мин



Рассказ про устройство Аккумуляторы(слайд11)

3мин





(слайд 12) электричество в живой природе


1мин


(10мин)

4.Рефлексия

Просмотр слайдовой презентации и ответы на вопросы. 

Формулируют окончание фраз в заданных вопросах.

3мин

5.Подведение итогов.

Домашнее задание

Сообщение учителем домашнего задания и его пояснение.

Записывают домашнее задание.

2мин

(10мин)


Демонстрации:

1.Демонстрация электроскопов
2.Электрофорная машина.
3.Демонстрация работы термоэлемента.
4.Демонстрация работы фотоэлемента и солнечной батареи.
5.Демонстрация устройства и работы сухого гальванического элемента.



Ход урока:
1.Подготовка к усвоению нового материала (мотивация и формулировка цели урока).
Тема сегодняшнего урока: «Электрический ток. Источники электрического тока».

Слова «электричество», «электрический ток» прочно вошли в нашу жизнь. Мы настолько привыкли к тому, что нас окружают электроприборы и электрические явления, что порой даже не замечаем, какую огромную роль они играют в нашей жизни.
Представьте себе на минуту, что отключили электричество в наших квартирах. Что было бы? Каковы последствия этого события? ( Погас бы свет. Не смогли бы посмотреть телевизор, не работала бы микроволновая печь, компьютер, холодильник, пылесос, другие электробытовые приборы. Отключили бы отопление и воду, так как насосы, качающие воду, работают на электричестве. Невозможно было бы подзарядить сотовые телефоны).

вывод: электричество играет огромную роль в нашей жизни, поэтому важно знать, что это такое.
Цель нашего урока: выяснить, что такое электрический ток и какие условия необходимы для его существования.

 2.Атуализация опорных знаний учащихся.
Но прежде давайте вспомним ранее изученный материал и ответим на вопросы (фронтальный опрос):
1.Что такое электризация тел?

2.Одно или оба тела электризуются при трении?
3.Назовите 2 рода зарядов. Как взаимодействуют тела, имеющие электрические заряды?
4.Что такое проводники и непроводники электричества?
5.Почему металлы проводят электричество?
6.Под действием чего движутся свободные электроны в металлах?
7.Какие частицы вы знаете?
8.Что такое энергия?
9.Какие виды энергии вы знаете?
10. Какой энергией обладает движущийся автомобиль? Летящий самолет? Нагретая батарея?



3.Освоение нового материала


1.Электрический ток:

Демонстрация№1

Два электрометра, соединенных металлическим проводником. Если поднести к одному электрометру заряженную эбонитовую палочку, то стрелка второго электрометра отклонится. Что происходит при этом?
Учащиеся отвечают (вокруг заряженной палочки возникает электрическое поле, под действием которого свободные электроны перемещаются сначала к одному электрометру, а затем через проводник к другому.)

В нашем опыте электроны двигаются в одну сторону, т.е. направлено (упорядочено). В этом случае можно сказать, что по металлическому проводнику протекает электрический ток.

Кроме металлических проводников мы будем изучать и другие проводники, например, проводящие ток жидкости. В них кроме электронов есть и другие заряженные частицы – ионы. Они тоже могут перемещаться.

Сформулируем вместе, что же такое электрический ток?
1.
электроны и ионы – это…? (Ученики: заряженные частицы).
2. что с ними происходит? (Ученики: они движутся).
3. как они движутся? (Ученики: упорядочено, т.е. направлено).
4.под действием чего движутся заряженные частицы? (Ученики: под действием электрического поля).
СЛАЙД 1(запишите)

электрический ток- это упорядоченное (направленное) движение заряженных частиц, под действием электрического поля.


2.Условие существования тока в цепи .

В нашем опыте в металлическом проводнике электрический ток возникает, но он быстро прекращается. Почему же он является кратковременным? По мере перемещения зарядов с палочки на электрометр и далее по трубке, электрическое поле вокруг палочки уменьшается, а вокруг левого электрометра растет. При равенстве зарядов их электрические поля компенсируют друг друга и движение электронов прекращается.

Значит, для того, чтобы ток в цепи существовал долго что необходимо :


1.Наличие свободных электронов

2.Наличие внешнего электрического поля для проводника

3. узнаем из эксперимента.(слайд 2)




Эксперимент №1.Предлагаю собрать цепь состоящую из ключа, лампочки и батарейки соединяем все друг за другом. Какой вывод вы можете сделать?

1.существует электрический ток (лампа горит) движение свободных электронов

2.наличие внешнего поля(источник питания)

3.разомкните ключ.(лампа не горит)-замкнутая цепь(слайд3)


3.Источник тока


1.опред. Источник тока-устройство в котором любой вид

энергии превращается в электрическую. (слайд№4)

2 обозначение ___/ /+____ источник тока

3.Схема нарисовать


  • Источники тока бывают различными, но в каждом из них совершается работа по разделению положительно и отрицательно заряженных частиц.(слайд№5)

Обратитесь к вашим источникам питания на одном конце + на другом _

Источник тока: 2 полюса +,-


4.Виды источников тока


В источниках тока в процессе разделения заряженных частиц происходит превращение энергий в электрическую.

Предлагаю определить какой вид энергии превращается в

  • Демонстрация№2 электрофорная(слайд №6,№7)

  • Демонстрация№3 термопара(слайд№8)

  • Демонстрация№фотоэффект(слайд №9)


Эксперимент 2

У вас на столах имеются фрукты и овощи сейчас . попробуйте получить из них источники тока используя ваши омметры запишите полученные показания в вольтах.

Какой вывод,какая энергия превратилась в электрическую. У кого какие результаты.

На доске яблоко, лимон ,лук ,картофель.


Источники тока у которых разделение зарядов происходит за счет энергии химических процессов называют гальваническими. В них химическая энергия преобразуется в электрическую.


  • Физкультминутка



_______________5.Гальванический элемент


Перед вами ваши батарейки, источникам тока-гальванические элементы.

  • Обратимся к истории.(10,11слайд)

  • Рассказ про г.э.

  • Рассказ про аккумуляторы

  • Скаты.угори

__________6.Ответы на вопросы из учебника


Откройте с 95.п.32

______________________7.Рефлексия


  • Оценки за урок

  • Д/З п 32.пересказать, домашний проект













































ПРИЛОЖЕНИЯ.

Демонстрация электроскопов

Демонстрация .Электрофорная машина.



.

Демонстрация работы фотоэлемента и солнечной батареи.



Эксперимент№1. «Сборка электрической цепи»

Эксперимент №2. «Источники тока из повседневной жизни»


Гальванические элементы. Аккумуляторы.







Электричество в живой природе.


































Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3» г. Салавата




НЕДЕЛЯ ФИЗИКИ И МАТЕМАТИКИ

Открытый урок:

«Электрический ток .Источники тока»

8класс

Учитель физики и математики,1категории

Биккулова Айгуль Хуснулловна.







Салават 2014г.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Электрический ток. Источники тока.

Автор: Биккулова Айгуль Хуснулловна

Дата: 23.11.2014

Номер свидетельства: 134686

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Урок на тему "Электрический ток. Источники электрического тока" "
    ["seo_title"] => string(69) "urok-na-tiemu-eliektrichieskii-tok-istochniki-eliektrichieskogho-toka"
    ["file_id"] => string(6) "152171"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420812298"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Электрическая цепь и её составные части. Действия    электрического тока "
    ["seo_title"] => string(83) "eliektrichieskaia-tsiep-i-ieio-sostavnyie-chasti-dieistviia-eliektrichieskogho-toka"
    ["file_id"] => string(6) "100534"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402383319"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Урок . Электрическая цепь и её составные части. Действия электрического тока "
    ["seo_title"] => string(88) "urok-eliektrichieskaia-tsiep-i-ieio-sostavnyie-chasti-dieistviia-eliektrichieskogho-toka"
    ["file_id"] => string(6) "100643"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402387907"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "урок на тему: «Действия и направление электрического тока» "
    ["seo_title"] => string(64) "urok-na-tiemu-dieistviia-i-napravlieniie-eliektrichieskogho-toka"
    ["file_id"] => string(6) "101015"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402403117"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "урок на тему: «Направление и действия электрического тока» "
    ["seo_title"] => string(64) "urok-na-tiemu-napravlieniie-i-dieistviia-eliektrichieskogho-toka"
    ["file_id"] => string(6) "101033"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402403698"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства