Тема урока «Электрический ток. Источники электрического тока»
Цели урока:Образовательные:
1)сформировать понятие электрический ток.
2)выяснить условия существования электрического тока и назначение источника тока.
3) рассмотреть принципы действия источника тока.
4)ознакомить учащихся с различными видами источников тока. Развивающие: развивать логическое мышление учащихся, формировать умение самостоятельной проектной деятельности. Воспитательные: формировать материалистическое мировоззрение учащихся.Оборудование: ПК, проектор, экран; металлическая трубка, эбонитовая палочка, электрофорная машина, термоэлемент, спиртовка, гальванометр, фотоэлемент, лампа, гальванический элемент, батарея гальванических элементов, аккумулятор. На столах учеников – батарея гальванических элементов, лампочки, соединительные провода, ключ, лимон, лук, картофель ,медные провода, гвозди.
План урока
Демонстрации:
1.Демонстрация электроскопов
2.Электрофорная машина.
3.Демонстрация работы термоэлемента.
4.Демонстрация работы фотоэлемента и солнечной батареи.
5.Демонстрация устройства и работы сухого гальванического элемента. Ход урока:
1.Подготовка к усвоению нового материала (мотивация и формулировка цели урока).
Тема сегодняшнего урока: «Электрический ток. Источники электрического тока».
Слова «электричество», «электрический ток» прочно вошли в нашу жизнь. Мы настолько привыкли к тому, что нас окружают электроприборы и электрические явления, что порой даже не замечаем, какую огромную роль они играют в нашей жизни.
Представьте себе на минуту, что отключили электричество в наших квартирах. Что было бы? Каковы последствия этого события? ( Погас бы свет. Не смогли бы посмотреть телевизор, не работала бы микроволновая печь, компьютер, холодильник, пылесос, другие электробытовые приборы. Отключили бы отопление и воду, так как насосы, качающие воду, работают на электричестве. Невозможно было бы подзарядить сотовые телефоны).
вывод: электричество играет огромную роль в нашей жизни, поэтому важно знать, что это такое. Цель нашего урока: выяснить, что такое электрический ток и какие условия необходимы для его существования.
2.Атуализация опорных знаний учащихся.
Но прежде давайте вспомним ранее изученный материал и ответим на вопросы (фронтальный опрос):
1.Что такое электризация тел?
2.Одно или оба тела электризуются при трении?
3.Назовите 2 рода зарядов. Как взаимодействуют тела, имеющие электрические заряды?
4.Что такое проводники и непроводники электричества?
5.Почему металлы проводят электричество?
6.Под действием чего движутся свободные электроны в металлах?
7.Какие частицы вы знаете?
8.Что такое энергия?
9.Какие виды энергии вы знаете?
10. Какой энергией обладает движущийся автомобиль? Летящий самолет? Нагретая батарея?
3.Освоение нового материала
1.Электрический ток:
Демонстрация№1
Два электрометра, соединенных металлическим проводником. Если поднести к одному электрометру заряженную эбонитовую палочку, то стрелка второго электрометра отклонится. Что происходит при этом? Учащиеся отвечают (вокруг заряженной палочки возникает электрическое поле, под действием которого свободные электроны перемещаются сначала к одному электрометру, а затем через проводник к другому.) В нашем опыте электроны двигаются в одну сторону, т.е. направлено (упорядочено). В этом случае можно сказать, что по металлическому проводнику протекает электрический ток.
Кроме металлических проводников мы будем изучать и другие проводники, например, проводящие ток жидкости. В них кроме электронов есть и другие заряженные частицы – ионы. Они тоже могут перемещаться.
Сформулируем вместе, что же такое электрический ток? 1.электроны и ионы – это…? (Ученики: заряженные частицы). 2. что с ними происходит? (Ученики: они движутся).
3. как они движутся? (Ученики: упорядочено, т.е. направлено). 4.под действием чего движутся заряженные частицы? (Ученики: под действием электрического поля). СЛАЙД 1(запишите)
электрический ток- это упорядоченное (направленное) движение заряженных частиц, под действием электрического поля.
2.Условие существования тока в цепи .
В нашем опыте в металлическом проводнике электрический ток возникает, но он быстро прекращается. Почему же он является кратковременным? По мере перемещения зарядов с палочки на электрометр и далее по трубке, электрическое поле вокруг палочки уменьшается, а вокруг левого электрометра растет. При равенстве зарядов их электрические полякомпенсируют друг друга и движение электронов прекращается.
Значит, для того, чтобы ток в цепи существовал долго что необходимо :
1.Наличие свободных электронов
2.Наличие внешнего электрического поля для проводника
3. узнаем из эксперимента.(слайд 2)
Эксперимент №1.Предлагаю собрать цепь состоящую из ключа, лампочки и батарейки соединяем все друг за другом. Какой вывод вы можете сделать?
1.существует электрический ток (лампа горит) движение свободных электронов
2.наличие внешнего поля(источник питания)
3.разомкните ключ.(лампа не горит)-замкнутая цепь(слайд3)
3.Источник тока 1.опред. Источник тока-устройство в котором любой вид
энергии превращается в электрическую. (слайд№4)
2 обозначение ___/ /+____ источник тока
3.Схема нарисовать
• Источники тока бывают различными, но в каждом из них совершается работа по разделению положительно и отрицательно заряженных частиц.(слайд№5)
Обратитесь к вашим источникам питания на одном конце + на другом _
Источник тока: 2 полюса +,-
4.Виды источников тока
В источниках тока в процессе разделения заряженных частиц происходит превращение энергий в электрическую.
Предлагаю определить какой вид энергии превращается в
Демонстрация№2 электрофорная(слайд №6,№7)
Демонстрация№3 термопара(слайд№8)
Демонстрация№фотоэффект(слайд №9)
Эксперимент 2
У вас на столах имеются фрукты и овощи сейчас . попробуйте получить из них источники тока используя ваши омметры запишите полученные показания в вольтах.
Какой вывод,какая энергия превратилась в электрическую. У кого какие результаты.
На доске яблоко, лимон ,лук ,картофель.
Источники тока у которых разделение зарядов происходит за счет энергии химических процессов называют гальваническими. В них химическая энергия преобразуется в электрическую.
Физкультминутка
_______________5.Гальванический элемент
Перед вами ваши батарейки, источникам тока-гальванические элементы.
Обратимся к истории.(10,11слайд)
Рассказ про г.э.
Рассказ про аккумуляторы
Скаты.угори
с 95.п.32
Оценки за урок
Д/З п 32.пересказать, домашний проект
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Электрический ток. Источники тока. »
Класс 8А
Тема урока «Электрический ток. Источники электрического тока»
Цели урока:
Образовательные: 1)сформировать понятие электрический ток. 2)выяснить условия существования электрического тока и назначение источника тока. 3) рассмотреть принципы действия источника тока. 4)ознакомить учащихся с различными видами источников тока. Развивающие: развивать логическое мышление учащихся, формировать умение самостоятельной проектной деятельности. Воспитательные: формировать материалистическое мировоззрение учащихся.
3. Постановка учебной проблемы. Изучение нового материала.
1.Демонстрация опыта №1.
Электроскопы соединены проводником
Следят за экспериментом, делают вывод.
3мин
2. Формулировка понятия эл.тока.
(слайд №1)
Пытаются самостоятельно сформулировать определение и записать его в тетрадь.
3мин
(10мин)
3.Выяснения условий длительного существования эл.тока.
(Слайд №2)
Рисуют схему, Эксперимент№1
собирают эл.цепь.
3мин
4.Демонстрация опытов с источниками эл.тока .
№2.Электрофорная машина(слайд №3)
генератор
Следят за экспериментами, делают выводы и записывают их в тетрадь.
1 мин
№3.Термоэлемент
(слайд №4)
записывают в тетрадь.
1 мин
№4.Фотоэффект
(слайд №5)
записывают в тетрадь.
1мин
Солнечные батареи
(слайд №6)
записывают в тетрадь
1мин
№5 химическая энергия реакций(слайд №7)
Эксперимент №2
записывают в тетрадь
7мин
физкультминутка
1мин
(15мин)
Историческая справка(слайд №8)
записывают в тетрадь.
1мин
. 1 Рассказ про устройство гальванического элемента(слайд9)
. 2 показ гальванического элемента разобранного
3 мин
(Слайд 10)
современные батарейки на сот телефонах
2 мин
Рассказ про устройство Аккумуляторы(слайд11)
3мин
(слайд 12) электричество в живой природе
1мин
(10мин)
4.Рефлексия
Просмотр слайдовой презентации и ответы на вопросы.
Формулируют окончание фраз в заданных вопросах.
3мин
5.Подведение итогов.
Домашнее задание
Сообщение учителем домашнего задания и его пояснение.
Записывают домашнее задание.
2мин
(10мин)
Демонстрации:
1.Демонстрация электроскопов 2.Электрофорная машина. 3.Демонстрация работы термоэлемента. 4.Демонстрация работы фотоэлемента и солнечной батареи. 5.Демонстрация устройства и работы сухого гальванического элемента.
Ход урока: 1.Подготовка к усвоению нового материала(мотивация и формулировка цели урока). Тема сегодняшнего урока: «Электрический ток. Источники электрического тока».
Слова «электричество», «электрический ток» прочно вошли в нашу жизнь. Мы настолько привыкли к тому, что нас окружают электроприборы и электрические явления, что порой даже не замечаем, какую огромную роль они играют в нашей жизни. Представьте себе на минуту, что отключили электричество в наших квартирах. Что было бы? Каковы последствия этого события? ( Погас бы свет. Не смогли бы посмотреть телевизор, не работала бы микроволновая печь, компьютер, холодильник, пылесос, другие электробытовые приборы. Отключили бы отопление и воду, так как насосы, качающие воду, работают на электричестве. Невозможно было бы подзарядить сотовые телефоны).
вывод: электричество играет огромную роль в нашей жизни, поэтому важно знать, что это такое. Цель нашего урока: выяснить, что такое электрический ток и какие условия необходимы для его существования.
2.Атуализация опорных знаний учащихся. Но прежде давайте вспомним ранее изученный материал и ответим на вопросы (фронтальный опрос): 1.Что такое электризация тел?
2.Одно или оба тела электризуются при трении? 3.Назовите 2 рода зарядов. Как взаимодействуют тела, имеющие электрические заряды? 4.Что такое проводники и непроводники электричества? 5.Почему металлы проводят электричество? 6.Под действием чего движутся свободные электроны в металлах? 7.Какие частицы вы знаете? 8.Что такое энергия? 9.Какие виды энергии вы знаете? 10. Какой энергией обладает движущийся автомобиль? Летящий самолет? Нагретая батарея?
3.Освоение нового материала
1.Электрический ток:
Демонстрация№1
Два электрометра, соединенных металлическим проводником. Если поднести к одному электрометру заряженную эбонитовую палочку, то стрелка второго электрометра отклонится. Что происходит при этом? Учащиеся отвечают (вокруг заряженной палочки возникает электрическое поле, под действием которого свободные электроны перемещаются сначала к одному электрометру, а затем через проводник к другому.)
В нашем опыте электроны двигаются в одну сторону, т.е. направлено (упорядочено). В этом случае можно сказать, что по металлическому проводнику протекает электрический ток.
Кроме металлических проводников мы будем изучать и другие проводники, например, проводящие ток жидкости. В них кроме электронов есть и другие заряженные частицы – ионы. Они тоже могут перемещаться.
Сформулируем вместе, что же такое электрический ток? 1.электроны и ионы – это…? (Ученики: заряженные частицы). 2. что с ними происходит? (Ученики: они движутся). 3. как они движутся? (Ученики: упорядочено, т.е. направлено). 4.под действием чего движутся заряженные частицы? (Ученики: под действием электрического поля). СЛАЙД 1(запишите)
электрический ток- это упорядоченное (направленное) движение заряженных частиц, под действием электрического поля.
2.Условие существования тока в цепи .
В нашем опыте в металлическом проводнике электрический ток возникает, но он быстро прекращается. Почему же он является кратковременным? По мере перемещения зарядов с палочки на электрометр и далее по трубке, электрическое поле вокруг палочки уменьшается, а вокруг левого электрометра растет. При равенстве зарядов их электрические полякомпенсируют друг друга и движение электронов прекращается.
Значит, для того, чтобы ток в цепи существовал долго что необходимо :
1.Наличие свободных электронов
2.Наличие внешнего электрического поля для проводника
3. узнаем из эксперимента.(слайд 2)
Эксперимент №1.Предлагаю собрать цепь состоящую из ключа, лампочки и батарейки соединяем все друг за другом. Какой вывод вы можете сделать?
1.существует электрический ток (лампа горит) движение свободных электронов
2.наличие внешнего поля(источник питания)
3.разомкните ключ.(лампа не горит)-замкнутая цепь(слайд3)
3.Источник тока
1.опред. Источник тока-устройство в котором любой вид
энергии превращается в электрическую. (слайд№4)
2 обозначение ___/ /+____ источник тока
3.Схема нарисовать
Источники тока бывают различными, но в каждом из них совершается работа по разделению положительно и отрицательно заряженных частиц.(слайд№5)
Обратитесь к вашим источникам питания на одном конце + на другом _
Источник тока: 2 полюса +,-
4.Виды источников тока
В источниках тока в процессе разделения заряженных частиц происходит превращение энергий в электрическую.
Предлагаю определить какой вид энергии превращается в
Демонстрация№2 электрофорная(слайд №6,№7)
Демонстрация№3 термопара(слайд№8)
Демонстрация№фотоэффект(слайд №9)
Эксперимент 2
У вас на столах имеются фрукты и овощи сейчас . попробуйте получить из них источники тока используя ваши омметры запишите полученные показания в вольтах.
Какой вывод,какая энергия превратилась в электрическую. У кого какие результаты.
На доске яблоко, лимон ,лук ,картофель.
Источники тока у которых разделение зарядов происходит за счет энергии химических процессов называют гальваническими. В них химическая энергия преобразуется в электрическую.
Физкультминутка
_______________5.Гальванический элемент
Перед вами ваши батарейки, источникам тока-гальванические элементы.
Обратимся к истории.(10,11слайд)
Рассказ про г.э.
Рассказ про аккумуляторы
Скаты.угори
__________6.Ответы на вопросы из учебника
Откройте с 95.п.32
______________________7.Рефлексия
Оценки за урок
Д/З п 32.пересказать, домашний проект
ПРИЛОЖЕНИЯ.
Демонстрация электроскопов
Демонстрация .Электрофорная машина.
.
Демонстрация работы фотоэлемента и солнечной батареи.
Эксперимент№1. «Сборка электрической цепи»
Эксперимент №2. «Источники тока из повседневной жизни»
Гальванические элементы. Аккумуляторы.
Электричество в живой природе.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3» г. Салавата