Краснодарский край
муниципальное образование город Армавир
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 14
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Элективного курса по физике
«Методы решения физических задач»
(указать предмет, курс, модуль)
Уровень образования (класс) основное общее образование, 10-11 класс
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием классов)
Количество часов 68 (34-34)
Учитель Бандурко Наталья Геннадьевна
Программа разработана на основе Программы элективных курсов. Физика. 9-11 классы. Профильное обучение, составитель: В.А. Коровин, - «Дрофа», 2008 г. и авторской программы: В.А. Орлов, Ю.А. Сауров «Методы решения физических задач», - М.: Дрофа, 2008 г. .
(указать примерную или авторскую программу/программы, издательство, год издания при наличии)
Пояснительная записка.
Рабочая программа элективного курса по физике составлена на основе «Программы элективных курсов. Физика. 9-11 классы. Профильное обучение», составитель: В.А. Коровин, - «Дрофа», 2008 г. и авторской программы: В.А. Орлов, Ю.А. Сауров «Методы решения физических задач», - М.: Дрофа, 2008 г.
Цели курса:
способствовать формированию у учащихся интереса к изучению физики;
создать условия, позволяющие учащимся оценить свои силы и возможности для изучения предмета, дающие углубленную подготовку по предметам математического цикла;
развить у учащихся следующие умения: решать предметно-типовые, графические и качественные задачи по дисциплине;
осуществлять логические приемы на материале заданий по предмету;
моделировать физические явления с помощью компьютера.
Задачи курса
формирование у учащихся представления о возможности изучения одного и того же процесса, исходя из различных позиций (например, кинематической, динамической, энергетической);
умение самостоятельно работать со справочной и учебной литературой, различных источников информации;
формирование умения работать в коллективе;
создать условия для самостоятельной и мотивированной организации познавательной деятельности.
Для реализации программы использовано учебное пособие: В.А. Орлов, Ю.А. Сауров «Практика решения физических задач. 10-11 классы», - «Вентана-Граф», 2013г. и «Готовимся к ЕГЭ» Дрофа 2011г.
Общая характеристика учебного предмета
Курс рассчитан на учащихся 10-11 классов и предполагает совершенствование подготовки школьников по освоению основных разделов физики. Содержание элективного курса отличается от базового глубиной рассмотрения физических процессов, расширением изучаемого материала по сравнению с программным, разбором задач, требующих нестандартных подходов. Настоящая программа является дополнительным материалом к основному учебнику физики. Она позволяет более глубоко и осмысленно изучать практические и теоретические вопросы физики. Программа посвящена рассмотрению отдельных тем, важных для успешного освоения методов решения задач повышенной сложности. В программе рассматриваются теоретические вопросы, в том числе понятия, схемы и графики, которые часто встречаются в формулировках контрольно- измерительных материалов по ЕГЭ, а также практическая часть. В практической части рассматриваются вопросы по решению экспериментальных задач, которые позволяют применять математические знания и навыки, которые способствуют творческому и осмысленному восприятию материала.
Программа элективного курса согласована с требованиями государственного образовательного стандарта и содержанием основных программ курса физики профильной школы. Она ориентирует учителя и ученика на дальнейшее совершенствование уже усвоенных учащимися знаний и умений. Особое внимание уделяется значению изучаемого материала для жизни и здоровья человека.
На занятиях применяются коллективные и индивидуальные формы работы: постановка, решение и обсуждение решения задач, подбор и составление задач на тему и т. д. В итоге школьники могут выйти на теоретический уровень решения задач: решение по определенному плану, владение основными приемами решения, осознание деятельности по решению задачи, самоконтроль и самооценка, моделирование физических явлений.
При изучении курса учащиеся выполняют ряд обязательных зачётных работ и контрольных тестов по разделам.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Курс рассчитан на 2 года обучения – 10-11 класс. Количество часов в год по программе: 34 часа в 10 классе и 34 часа в 11 классе. Количество часов в неделю: 1.
Класс | Кол-во часов в неделю | Кол-во часов за учебный год |
10 | 1 | 34 |
11 | 1 | 34 |
Всего: | 68 |
Содержание учебного предмета
Наименование разделов учебной программы и характеристика основных содержательных линий:
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов |
Примерная или авторская программа | Рабочая программа по классам |
10кл. | 11 кл. |
Механика (21) |
1. | Решение задач по теме «Кинематика» | 5 | 5 | |
2. | Решение задач по теме «Относительность механического движения» | 3 | 3 | |
3. | Решение задач по теме «Динамика» | 4 | 4 | |
4. | Решение задач по теме «Статика» | 3 | 3 | |
5. | Решение задач по теме «Законы сохранения» | 6 | 6 | |
Молекулярная физика. Термодинамика (6) |
6. | Решение задач по теме «Молекулярная физика» | 3 | 3 | |
7. | Решение задач по теме «Термодинамика» | 3 | 3 | |
Электродинамика (14) |
8. | Решение задач по теме «Электростатика» | 3 | 3 | |
9. | Решение задач по теме «Электрический ток» | 4 | 4 | |
10. | Решение задач по теме «Магнитное поле» | 2 | | 2 |
11. | Решение задач по теме «Электромагнитная индукция» | 3 | | 3 |
12. | Решение задач по теме «Переменный ток» | 2 | | 2 |
Колебания и волны (6) |
13. | Решение задач по теме «Механические и электромагнитные колебания » | 4 | | 4 |
14. | Решение задач по теме «Механические и электромагнитные волны» | 2 | | 2 |
Оптика (7) |
15. | Решение задач по теме «Геометрическая оптика» | 4 | | 4 |
16. | Решение задач по теме «Волновая оптика» | 3 | | 3 |
Квантовая физика (6) |
17. | Решение задач по теме «Фотоэффект» | 3 | | 3 |
18. | Решение задач по теме «Ядерная физика» | 3 | | 3 |
Комбинированные задачи (8) |
19. | Погрешности прямых измерений | 2 | | 2 |
20. | Комбинированные задачи | 6 | | 6 |
Итого: | 68 | 34 | 34 |
10 класс
Механика (21ч)
Кинематика поступательного и вращательного движения. Уравнения движения. Графики основных кинематических параметров. Динамика. Законы Ньютона. Силы в механике: силы тяжести, упругости, трения, гравитационного притяжения. Статика. Момент силы. Условия равновесия тел. Гидростатика. Движение тел со связями – приложение законов Ньютона. Законы сохранения импульса и энергии.
Молекулярная физика и термодинамика (6ч)
Изопроцессы. Первый закон термодинамики и его применение для различных процессов изменения состояния системы. Термодинамика изменения агрегатных состояний веществ. Насыщенный пар.
11 класс
Электродинамика (14ч)
Потенциал электростатического поля точечного заряда. Графики напряженности и потенциала. Принцип суперпозиции электрических полей. Расчет разветвленных электрических цепей. КПД и мощность схем и соединений. Виды движения частиц в магнитном поле, правила левой руки, проводник с током в магнитном поле. Правило Ленца, ЭДС в проводнике при движении в магнитном поле, явления электромагнитной индукции и самоиндукции. Рабочий ход трансформатора, нагрузки в цепи переменного тока.
4. Колебания и волны (6ч)
Резонанс, математический и пружинный маятники, превращение энергии в колебательных процессах, гармонические колебания, распространение волн в различных средах.
5. Оптика (7ч)
Законы преломления и отражения в плоскопараллельной пластине и призме. Построения в линзах и зеркалах. Дифракция, интерференция поляризация и дисперсия света, просветление оптики, дифракционная решётка. Импульс и длина волны фотона, красная граница фотоэффекта, постоянная Планка, работа выхода, запирающие напряжение и ток насыщения.
6. Квантовая физика (6ч)
Удельная энергия связи, виды ядерных реакций, выделение энергии при ядерных реакциях, закон радиоактивного распада.
Тематическое планирование
(1 час в неделю, всего 68ч)
Таблица тематического распределения количества часов в 10 классе:
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов Всего/ Из них теоретическая часть/ Из них практическая часть (решение задач) |
| Решение задач по теме «Кинематика» | 1/4 |
| Решение задач по теме «Относительность механического движения» | 1/2 |
| Решение задач по теме «Динамика» | 1/3 |
| Решение задач по теме «Статика» | 1/2 |
| Решение задач по теме «Законы сохранения» | 1/5 |
| Решение задач по теме «Молекулярная физика» | 1/2 |
| Решение задач по теме «Термодинамика» | 1/2 |
| Решение задач по теме «Электростатика» | 1/2 |
| Решение задач по теме «Электрический ток» | 1/3 |
Итого: | 9/25 |
Таблица тематического распределения количества часов в 11 классе:
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов Всего/ Из них теоретическая часть/ Из них практическая часть (решение задач) |
| Решение задач по теме «Магнитное поле» | 1/1 |
| Решение задач по теме «Электромагнитная индукция» | 1/2 |
| Решение задач по теме «Переменный ток» | 1/1 |
| Решение задач по теме «Механические и электромагнитные колебания » | 1/3 |
| Решение задач по теме «Механические и электромагнитные волны» | 1/1 |
| Решение задач по теме «Геометрическая оптика» | 1/3 |
| Решение задач по теме «Волновая оптика» | 1/2 |
| Решение задач по теме «Фотоэффект» | 1/2 |
| Решение задач по теме «Ядерная физика» | 1/2 |
| Погрешности прямых измерений | 1/1 |
| Комбинированные задачи | 1/5 |
Итого: | 11/23 |
5. Описание материально – технического обеспечения образовательной деятельности
Список рекомендуемой учебно - методической литературы
1. учебник: Мякишев Г. Я. Физика. 10 кл.: учебник для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе: базовый и профил. уровни / Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, Н. Н. Сотский. — М.: Просвещение, 2011г.-2015г.
2. учебник: Мякишев Г. Я. Физика. 11 кл.: учебник для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе: базовый и профил. уровни / Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, В.М. Чаругин. — М.: Просвещение, 2011г.-2015г.
3. Орлов В.А., Сауров. Ю.А. «Практика решения физических задач. 10-11 классы», - М.: «Вентана-Граф», 2013
Москалёв А.Н., Никулова Г.А. «Готовимся к ЕГЭ» Дрофа 2011г
Рымкевич А.П. Сборник задач для 10-11кл Дрофа 2007
Гольдфарб Н.И. Физика. Задачник. 10-11кл.:-9-е изд., стереотип.-М.:Дрофа,2005
Физика «ЕГЭ 2012» М.Ю.Демидова Национальное образование 2012
Электронные ресурсы
1.http://www.ngsir.netfirms.com
2.http://www.crocodile-clips.com
3.УМК «Живая физика»
4. ПМК Виртуальные лабораторные работы по физике ООО новый диск 2009