Программа элективного курса по физике для 10 класса: "ЕГЭ: Методы решения физических задач"
Программа элективного курса по физике для 10 класса: "ЕГЭ: Методы решения физических задач"
Решение физических задач – один из основных методов обучения физике. С помощью решения задач обобщаются знания о конкретных объектах и явлениях, создаются и решаются проблемные ситуации, формируются творческие способности. Поэтому, целью физического образования является формирования умений решать физические задачи.
Целями данной программы являются: 1. Развитие интереса к физике, решению задач.
2.Совершенствование полученных знаний и умений.
3.Формирование представлений о классификации, приемах и методах решения задач.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса по физике для 10 класса: "ЕГЭ: Методы решения физических задач" »
Программа элективного курса по физике в 10 классе
«ЕГЭ: Методы решения физических задач».
Пояснительная записка.
Решение физических задач – один из основных методов обучения физике. С помощью решения задач обобщаются знания о конкретных объектах и явлениях, создаются и решаются проблемные ситуации, формируются творческие способности. Поэтому, целью физического образования является формирования умений решать физические задачи.
Целями данной программы являются: 1. Развитие интереса к физике, решению задач.
2.Совершенствование полученных знаний и умений.
3.Формирование представлений о классификации, приемах и методах решения задач.
Эта программа направлена на формирование углубленных знаний и умений. В программе несколько разделов. В первый раздел входят сведения теоретического характера. Школьники должны знать основные приемы составления задач, уметь классифицировать задачу по трем-четырем основаниям. При изучении первого раздела, особое внимание уделяется последовательности действий, анализу полученного ответа. Здесь используются разные приемы и методы: беседа учителя, выступления учеников, индивидуальная и коллективная работа по составлению задач.
При решении задач по механике, молекулярной физике, электродинамике особое внимание обращается на формирование умений решать задачи, на накопление опыта решения задач различной трудности, уделять большее внимание задачам технического и краеведческого содержания, занимательным и экспериментальным задачам.
При решении задач учащиеся должны уметь:
- анализировать физическое явление
- проговаривать вслух решение
- анализировать ответ
- составление простейших задач
- решать комбинированные задачи
- владеть различными методами решения задач
- владеть методами самоконтроля и самооценки.
Знать:
- устройство и принцип действия приборов, с которыми работают
- способы измерения данной физической величины
- способы вычисления погрешности прямых измерений
Уметь:
-самостоятельно выполнять наблюдения, опыты, прямые и косвенные измерения
- вычислять погрешность
- анализировать результаты и делать выводы
- составлять отчет о проделанной работе
ПРОГРАММА
(68 часов, 2 часа в неделю)
1.Физическая задача. Классификация задач (4ч.)
Что такое физическая задача. Состав задачи. Физическая теория и решение задач. Значение задач в обучении.
Классификация физических задач по требованию, содержанию, способу задания, способу решения. Примеры задач всех видов.
2. Правила и приемы физических задач (6ч.)
Общее требование при решении зада. Этапы решения задач. Работа с текстом. План решения. Числовой расчет. Анализ решения. Оформление решения. Различные приемы и способы задач: алгоритм, аналогии, геометрические приемы, метод размерностей, графические решения и т.д.
МЕХАНИКА(30ч.)
3.Кинематика материальной точки (10ч.)
Координатный метод решения задач. Решение задач на относительность движения, на равномерное движение, равноускоренное движение.
Решение задач на кинематику вращательного и колебательного движения.
4.Динамика материальной точки (10ч.)
Решение задач на законы Ньютона, сил тяготения, упругости, трения, сопротивления. Решение задач на движение под действием нескольких сил.
Подбор, составление и решение различных сюжетных задач: занимательных, экспериментальных, с техническим, краеведческим содержанием и военно – техническим содержанием.
5. Законы сохранения(7ч.)
Решение задач на сохранение импульса и реактивное движение.
Решение задач на определение работы и мощности. Задачи на закон сохранения и превращение механической энергии. Решение несколькими способами. Взаимопроверка решаемых задач.
6.Динамика периодического движения (3ч.)
Решение задач на движение тел в гравитационном поле. Баллистическое движение. Решение задач с учетом 1 и 2 космических скоростей.
МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА(15ч.)
7. МКТ идеального газа(7ч.)
Решение задач на расчет молярной массы, количества вещества, массы атома.
Основное уравнение МКТ, скорости молекул, изопроцессы. Уравнение Менделеева-Клапейрона. Задачи на определение характеристик влажности воздуха.
8. Термодинамика(8ч.)
Решение задач на расчет внутренней энергии, работы газа при изопроцессах.
Разбор расчетных, графических и экспериментальных задач на применение 1 закона термодинамики, принципа работы тепловых машин.
ЭЛЕКТРОДИНАМИКА(13ч.)
9. Силы электромагнитного взаимодействия неподвижных зарядов(6ч.)
Решение качественных, экспериментальных и расчетных задач на закон сохранения заряда, электризацию тел, закон Кулона.
Решение задач на принцип суперпозиции полей, расчет напряженности поля точечных зарядов, сферических и плоских поверхностей.
Решение задач на роль заряда в природе, живой природе, в производстве и быту.
10. Энергия электромагнитного взаимодействия
неподвижных зарядов (7ч.)
Решение задач на работу сил электростатического поля, расчет потенциала поля точечного заряда, сферической поверхности проводника.
Расчет электрических характеристик поля в диэлектрике и проводнике.
Решение задач на определение электроемкости проводника, конденсатора, батареи конденсаторов.
Решение экспериментальных и расчетных задач на принцип действия конденсаторов, электронно-лучевых трубок.