План-конспект урока по физике в 10 классе по теме : «Движение в гравитационном поле Земли» достаточно сложная тема. Первый урок никогда не раскрывает всю значимость этого направления
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Движение в гравитационном поле Земли»
План-конспект урока по физике в 10 классе
на …………
Тема урока: «Движение тела под действием нескольких сил»
Образовательные:
Добиться усвоения учащимися формулировок законов Ньютона;
Продолжить формирование знаний о природе, явлениях и законах в единой системе;
Воспитательные:
Продолжить воспитание отношения к физике, как к интересной и необходимой науке;
Формировать у учащихся аккуратность, при работе с записями в тетради.
Развивающие:
Продолжить формирование умения высказывать умозаключения;
Развитие самостоятельности в суждениях;
Ход урока
1. Организационный момент
Приветствие, выявление отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку.
2. Опрос домашнего задания
1,Вес тела ( определение , причина ,формула)
2.Вкс тела при движении
3.Невесомость и перегрузка
3.Обьяснение новой темы
о время изучения второго закона Ньютона рассматривался случай, когда на тело действовала одна сила. Третий закон Ньютона описывает процесс взаимодействия тел при участии нескольких сил. В повседневной жизни тоже не наблюдаются случаи, где на тело действует только одна сила. На двигающиеся тела, кроме силы притяжения, также действует и сила трения Fтр. На тело с массой m, стоящее на горизонтальной поверхности, действует сила притяжения F. В это время на него действует также сила трения.
При выполнении условия Ffтр тело получает ускорение а
Рассмотрим две задачи, в которых на тело действует несколько сил.
1. Рассмотрим условия равновесия и ускорение падения тела, установленного на наклонной плоскости (рисунок 2.6). Здесь α– угол наклона плоскости. Коэффициент трения наклонной плос- кости и доски, поставленной на ней, равен μ.
Ось х направим по наклонной плоскости ,ось у вдоль наклонной плоскости
Чтобы тело оставалось в равновесии на наклонной плоскости, равно- действующая сила действующих на него сил должна быть равна нулю:
→
mg→ +N+ F
тр.
=0.
Исходя из этого составим системы уравнений для проекции на оси координат:
По оси x: mgsinα– F
тр.
= 0;
По оси y: mg cosα+ N= 0.
N=mg ·cosα.
Fтр= μмgcosα
Таким образом, при выполнении условия tgα≤ μ, доска остается в равновесии на наклонной плоскости.
При условии tgα≥ μ тело движется с ускорением вниз по наклонной плоскости. Чтобы найти ускорение составим уравнение: ma= mg·sinα– μmg·cosα. Разделив обе стороны уравнения на m, получаем:
(2.12)
a= g(sinα – μcosα)
2. На неподвижный блок, с ничтожной малой массой подвешены
грузы с массами m и m
1
2
(рисунок 2.7). Если m
m , найти ускорение
движения грузов и натяжения нити. Силой трения на блоке и массой нити пренебречь.
1
2
м
м
На каждый груз действуют две силы: сила тяжести и сила натяжения нити. Требование не учитывать массу блока и нити, а также силу трения означает, что они одинаковы на обоих сторонах нити. Силу натяжения нити обозначим Т.
Напишем уравнение второго закона Ньютона:
В связи с тем, что нить не растяжима, модуль перемещения грузов и соответственно скорость и ускорение будут равными. Модуль ускорения грузов обозначим как а. Тогда, направив ось увниз, для проекции на ней составим систему уравнений:
m1g−T=−m1a,
m2g−T= m2a.
Из второго уравнения вычитаем первое уравнение:
g(m– m) = a(m+ m).
Отсюда находим ускорения тел , соединенных друг с другом нитью ,прокунутых через блок