Урок русского языка в 6-м классе по теме «Дробные числительные»
Цель: учащиеся должны знать особенности склонения количественных числительных, обозначающих дробные числа, и правила сочетания их с именами существительными.
Задачи:
1) обучающая: формировать у учащихся представление о дробных числительных, их составных частях и склонении; учить применять дробные числительные в речи;
2) развивающая: способствовать развитию мыслительных процессов, например, памяти, внимания, смекалки; развивать умение анализировать предложенный учебный материал, приводить примеры;
3) воспитательная: : воспитывать внимательное отношение к словам
Просмотр содержимого документа
««Дробные числительные»»
Урок русского языка в 6-м классе по теме «Дробные числительные»
Цель: учащиеся должны знать особенности склонения количественных числительных, обозначающих дробные числа, и правила сочетания их с именами существительными.
Задачи:
1) обучающая: формировать у учащихся представление о дробных числительных, их составных частях и склонении; учить применять дробные числительные в речи;
2) развивающая: способствовать развитию мыслительных процессов, например, памяти, внимания, смекалки; развивать умение анализировать предложенный учебный материал, приводить примеры;
3) воспитательная: : воспитывать внимательное отношение к словам
Эпиграф урока: Без грамматики не выучишь и математики
1.Оргмомент.
Слово учителя:Ребята, наш урок мы начнем с орфоэпической минутки. Итак, запишем сегодняшнее число « Четырнадцатое марта».
- сделать транскрипцию слова «четырнадцать»: [читырнацат].устно охарактеризовать звуки.
2.Актуализация опорных знаний.
1) Повторение изученного. . По следам домашних заданий.
2.Запишем предложение: До окончания третьей четверти осталось пять дней .
-разобрать предложение по членам,
охарактеризовать числительное
3. Фронт. опрос: Рассказ по «Кластеру»
- Какую часть речи называют именем числительным? Что оно обозначает и на какие вопросы отвечает?
- Какие бывают числительные по значению и структуре (составу)?
- Чем отличаются количественные числительные от порядковых?
- Каким членом может быть числительное в предложении?
(По ходу повторения изученного материала поочередно листаются слайды со схемами и примерами).кластер ВСЕ ЛИ МЫ СКАЗАЛИ О ЧИСЛИТЕЛЬНОМ?)
- охарактеризуйте имена числительные: морфологический разбор( НА ДОСКЕ)
Пятый- порядковое ,простое.
Пятнадцать- количественное. Простое. Целое
Пятьдесят- количественное, целое, простое.
Пятьсот- количественное, целое, сложное.
Вывод. Оценка ( на доске плюсы)
4. Интрига. III. Формирование знаний, умений и навыков.
Какой разряд количественного числительного здесь не представлен?( дробные).
Итак, о чем мы с вами сегодня будем говорить на уроке? Сформулируем тему.( Тема сегодняшнего урока «Дробные числительные» ( тему формулируют дети) запишем в тетрадь.
Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока. Выдвигает проблему.
- какой корень в этом слове? О чем он «рассказывает»?( раздробить)
- Это числительные, которые мы используем для обозначения долей и дробей - Из каких частей состоят дроби?
Вывод: дробные числительные так же, как и дроби, состоят из числителя и знаменателя.
- Приведите примеры дробных числительных, укажите их составные
5.- Беседа: Как в математике мы обозначим закрашенные части в каждой фигуре? ( ¼.2/5.3/5.) запишем словами. Какие числительные получились по структуре? ( составные).(слайд)
- Какое правило написания составных числительных вы знаете? ( слова в составных числительных пишутся раздельно).
- что обозначает первое слово в дробном числительном? ( числитель), Второе- знаменатель.
- Охарактеризуйте слова в числителе как часть речи.( это количественное имя числительное)
- -Какое числительное представлено в знаменателе? (порядк)
Вывод. Что мы уже знаем о дробных числительных? ( дробные числительные по структуре составные, первое слово(числитель) является количеств., а второе слово-порядковое, ).
Оценка
6.Закрепление нового матери ала
Словарный диктант ( на доске)
Г…ктар, т…(р,рр)…тория, центнер, …пельсин, пр…цент, доля с…кунды, …г…род.
- Объяснить орфограммы. Записать дроби словами. Подобрать к ним существительные из словарного диктанта. ( на доске): 1). 3/5, 7/8, 12/15, 48/63, 0,5, 2,99
СамоПроверка. Вывод.
7.-Физкультминутка.Раз – мы топаем ногами.
Два – мы хлопаем руками.
Три – качаем головой.
Руки к небу поднимаем,
Опускаем руки вниз,
В сторону их разведём
И опять шагать начнём.
8.Самостоятельная работа по вариантам:
1 В 2 В
4,5 + 0,2 = 6,1+ 0,7=
5/6 – 3/6 = 3/5 - 2/5 =
Самопроверка (слайд)
1 В
К четырём целым пяти десятым прибавить ноль целых две десятых- получится четыре целых семь десятых.
Из пяти шестых вычесть три шестых- получится две шестых.
2 В
К шести целым одной десятой прибавить ноль целых семь десятых- получится шесть целых восемь десятых.
Из трёх пятых вычесть две пятых- получится одна пятая.
Вывод? Какие особенности склонения дробных числительных вы заметили? ( склоняются обе части, первая часть как количественное чслительное, вторая как пр лагательное)
9.
10. Вывод. Проверка.
11. Решите примеры, заменив цифры словами. Определить падеж числтельных.
9 3/4*+1=? 0,66+9,94= 60,7+40,8=
12. Проверка.вывод
13. Объясительный диктант
Самый маленький зверек- карликовая белозубка. Она не превышает в длину 4,5 сантиметра и весит1,8 грамма. Зверек уничтожает вредных насекомых. За сутки съедает в 3-4 раза больше своего веса засыпает до 70 раз!.
14.Само Оценвание.Вывод
15. Домашнее задание:
Обязательное: выучить теорию по кластеру
На выбор: 1. Упр. 600, 601.
2. Подготовить тест.
3. Творческое задание: составить текст с дробными числительными
4. Опережающее задание «Радионяня».
16. Притча. Заспорили два школьных приятеля . Какой предмет важнее? Математика или русский язык? «Миром управляют числа. Поэтому математика – самая важная наука», -: утверждал один из них. «А без языка мы не сможем понимать друг друга. Так что русский язык главнее математики», - отвечал другой.
Ребята, а вы как считаете?(высказывания обучающихся).
Конечно,математика и русский язык как учебные предметы различны. Но Аргументы обоих спорящих справедливы. Математика и русский язык составляют целостную систему окружающей нас действительности. Какой вывод вы можете сделать на основе этого?