Технологическая карта урока Предмет: физика Класс: 8 Тема урока: Действие электрического тока. Направление электрического тока
Учитель: Филатова О.Н.
Цели урока: Обучающие: сформировать представление о превращении энергии электрического тока в другие виды энергий. Познакомить учащихся с различными действиями электрического тока. Сформировать понятие о направлении электрического тока. Развивающие: продолжить работу по формированию умения логически мыслить, по развитию памяти и внимания, развить у обучающихся познавательный интерес к уроку физики через проведение эксперимента, где активную роль принимают сами учащиеся, а так же анализировать ситуацию на примере демонстрационного эксперимента. Воспитывающие: формирование и развитие практико-ориентированных знаний, умений и навыков, которые формируются в процессе выполнения эксперимента, формирование у учащихся навыков творческого, критического мышления, сформировать убежденность в возможности физического объяснения явлений, с которыми мы сталкиваемся в реальной жизни и в быту. Планируемые достижения:
2. научить находить способы решения проблем, связанных с ситуациями, которые могут встретиться в жизни; решать простые задачи, используя понятия направления электрического тока и действия электрического тока.
самостоятельное выделение и формулирование учебных задач; выдвижение и обоснование гипотезы; планирование учебных действий в соответствии с поставленными задачами; нахождение и переработка информации; умение аргументировать свою точку зрения; установление причинно-следственых связей сформировать познавательный интерес; развивать творческие способности и практические умения.
Этап урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
1. Организацион-ный момент. 2.Вводно- мотивационный 10 мин | Включить учащихся в учебную деятельность | Приветствие учащихся В карте рефлексии обозначьте свое настроение в начале урока: «+»-хорошее, «-»-плохое, «0»-безразличное Организует познавательную деятельность учащихся: предлагает ответить на вопросы по изученной теме. -Назовите основные элементы электрической цепи. -Сколько у источника тока полюсов? Какие бывают полюсы? -Какие источники электрического тока вы знаете? -Какую электрическую цепь называют замкнутой? Разомкнутой? -Начертить схему соединения электрического звонка, источника тока, двух кнопок, позволяющих позвонить из разных мест. -Какова природа электрического тока в металлах? -Что имеют ввиду ,говоря о скорости распространения тока в проводнике? | Отвечают на приветствие учителя Психологическая готовность и эмоциональная настроенность учащихся на работу. Обучающиеся отвечают на предложенные вопросы вслух и озвучивают ответ с места. | (П) Осознанное и произвольное построение речевого высказывания; слушают и понимают физический смысл речи учащихся класса и учителя. |
2. Постановка цели и задач урока 5 минут | Актуализировать учебное содержание. Организовать познавательную | Учитель рассказывает о том, что электричество широко используется в различных сферах нашей жизни. Вопросы: Как вы узнаете, что электрический | Учащиеся формулируют ответы на вопросы, | (Р) - развитие мотивов и интересов познавательной деятельности. (П) - построение цепи рассуждений и речевого |
| деятельность учащихся. | утюг исправен? Аналогичный вопрос о работе тостера. Иногда на улице можно увидеть лежащий на земле провод, у которого не видно ни начала ни конца. Можно ли подходить и трогать такой провод? Перед вами модель, на которой вы видите кусок провода и магнитная стрелка .Можно ли уверенно сказать, что по проводнику протекает электрический ток. Постановка проблемного вопроса. Выяснение темы урока, формулировка его цели. | на экспериментальную проблему поставленную учителем.
Учащиеся выдвигают предположения о теме урока «Действия электрического тока. Направление тока» | высказывания. |
3. Введение новых знаний- 20 мин | Принятие учебной задачи | Действием электрического тока называют те явления, которые наблюдаются при наличии электрического тока в цепи. По этим действиям судят об электрическом токе, так как нельзя непосредственно наблюдать за движением заряженных частиц в проводнике. Некоторые действия тока вам известны из повседневной жизни. Весь класс делится на группы. Каждая группа получает экспериментальное задание. Выполняет задание и отчитывается перед классом. 1-группа наблюдает тепловое действие электрического тока. Для выполнения работы используют резистор, ключ, источник тока, соединительные провода и термометр. 2- группа наблюдает магнитное действие электрического тока. Для выполнения работы используют а) катушку с током и магнитную стрелку. б) провод, намотанный на большой | Учащиеся выполняют экспериментальные задания, работая в группах, делают выводы, отличая факт от гипотезы. Приводят примеры практического применения данного действия тока. В результате совместной работы класса и учителя; предлагают разнообразные способов решения познавательных задач (анализ, синтез, обобщение в выводах); используют знаково-символьную информацию; оформляют свои мысли в устной и письменной форме; слушают и понимают речь других. | (П) - понимают ценностные ориентиры и смысл учебной деятельности. (Р) - учатся высказывать свои предположения (версии); принимают учебную задачу; учатся работать с приборами. (К) - адекватно воспринимают информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа или выполнения действия. |
| | гвоздь, металлические скрепки и источник тока 3- группа наблюдает химическое действие электрического тока. Для выполнения работы используют сосуд с раствором медного купороса , два угольных стержня, лампочка на стойке, ключ, соединительные провода. 4- группа наблюдает взаимодействие катушки с током и дугообразного магнита. Для выполнения работы используют катушку, дугообразный магнит, ключ, источник тока.(http://class-fizika.narod.ru/8_27.htm) Как можно сформулировать ваши выводы, следующие из экспериментальных заданий? Какое действие тока можно использовать для того чтобы узнать есть ли ток в проводе нашей модели? Работа с учебником. Прочитать §36. Ответить на вопросы к данному параграфу. Почему можно говорить о направлении тока? Что принимают за направление тока? Это то направление, по которому могли бы двигаться «+» частицы. Правильно ли показано направление тока в рамках на рис.56,57. | Магнитное действие тока. Стрелка изменит свою ориентацию, если по проводнику проходит ток. | |
4.Физкультми- нутка мин Физминутка . 1. Зрительная гимнастика по Аветисову. | Для разрядки напряжения на уроке | | Выполняют упражнения У учащихся проходит напряженность | |
5.Систематиза-ция и обобщение 5 мин | Выделение главного, уточнение алгоритма Здоровье сбережение Т.Б. | Поговорим о превращении электрической энергии в каждом действии тока: в тепловую, механическую, магнитную, химическую. Демонстрация работы электрофорной машины, термоэлемента. - Где используют тепловое действие тока? На каком опыте можно наблюдать тепловое действие тока? - Где используют магнитное действие тока? На каком опыте можно наблюдать магнитное действие тока? - Где используют химическое действие тока? На каком опыте можно наблюдать химическое действие тока? - От какого полюса источника тока и к какому принято считать направление тока? - Просмотр видеофильма «Получение алюминия используя химическое действия тока» (http://class-fizika.narod.ru/8_27.htm) из коллекции ЦОР Итак, вспомним цель нашего урока. | Обучающиеся отвечают на предложенные вопросы вслух и озвучивают ответ с места, обобщают имеющиеся знания по теме, выделяют и осознают, что уже усвоено и что еще нужно усвоить. (Т.Б., предметная связь с биологией и химией) Человеческий организм содержит много водных и солевых субстанций. Поэтому при прямом контакте с электрическим током он становится участником электрической цепи. Степень последствий для человека при контакте с проводящим элементом электричества может быть разной по степени тяжести, вплоть до летальных случаев. Познакомиться с действиями тока и превращением энергии электрического тока в другие виды энергии | (Р)- осуществление прогнозирования, самоконтроля, коррекции действий; (К)- владение монологической и диалогической речью; -планирование сотрудничества со сверстниками; (П) – поиск и выделение необходимой информации; -умение структурировать знания; -становление причинно-следственных связей. |
6.Рефлексия 2 мин | Оценить собственную деятельность на уроке. | Поставьте оценку за работу на уроке себе и соседу по парте используя карточки разных цветов. | 1.Проверяют листы с заданиями. Ставят оценки. 2. Проводят самоанализ работы на уроке. | (Р) - самоконтроль; оценивание качества и уровня усвоения; коррекция |
Домашнее задание 1 мин | Обсудить и записать домашнее задание | Домашнее задание: § 35,36; Начертить электрическую схему соединения одного гальванического элемента, двух звонков, каждый из которых можно включить отдельно. Указать направление тока в данной схеме. Творческое задание: 1)рассмотреть применение электроприборов в быту, указать название и действие тока.(для детей, проживающих в интернате) 2) Домашний проект «Сделай батарейку» (для городских детей) Инструкция: 1.Возьмите 5 желтых монет по 10 копеек и 5 белых монет по 5 копеек. (Они примерно одинаковые по величине, а сделаны из разных сплавов). 2.Расположите их столбом друг на друга поочередно, а между ними положите кусочки газетной бумаги, смоченной в крепком растворе поваренной соли. 3.Возьмите столб мокрыми пальцами за концы, и вы почувствуете слабый электрический удар (можно выполнить оба задания) | Обучающиеся записывают домашнее задание в дневники. Отвечают на вопрос учителя. | |
|
|