Просмотр содержимого документа
«Давление жидкости»
Технологическая карта урока 7 класс.
Тема: Давление жидкости
Цели урока:
1. Образовательная: Формирование знаний учащихся о понятии давления жидкостей, законах Паскаля и Архимеда, а также способах измерения давления.
2. Развивающая: Развитие умения применять теоретические знания на практике, развивать критическое мышление и умение анализировать физические явления.
3. Воспитательная: Воспитание интереса к физике через проведение практических опытов и самостоятельную работу.
Этапы урока
1. Организационный этап (2 минуты)
- Приветствие учащихся.
- Проверка готовности к уроку (наличие тетрадей, учебников).
2. Актуализация знаний (7 минут)
Учитель: Сегодня мы начнем изучение новой темы — давление жидкости. Давайте вспомним, что такое давление вообще? Как оно связано с силой и площадью?
Ученики отвечают на вопросы, вспоминают формулу давления p = где F-сила, действующая перпендикулярно поверхности, а S — площадь этой поверхности.
3. Изучение нового материала (15 минут)
Учитель: Мы знаем, что твердые тела оказывают давление на поверхность, но как насчет жидкостей? Оказывается, жидкость тоже оказывает давление! В отличие от твердых тел, жидкость передает давление одинаково во всех направлениях. Это открытие сделал французский ученый Блез Паскаль, сформулировав закон, который носит его имя.
Демонстрация опыта: Учитель показывает ученикам сосуд с водой, в который вставлены трубки разной длины. Вода поднимается до одинакового уровня в каждой трубке, несмотря на разную длину трубок.
Обсуждение: Почему вода поднимается до одного уровня? (Ответ: Закон Паскаля гласит, что давление, оказываемое на жидкость, передается ею равномерно во всех направлениях.)
Далее учитель рассказывает о формуле гидростатического давления: p = \ρ g h , где ρ— плотность жидкости, g — ускорение свободного падения, h — высота столба жидкости над точкой, в которой измеряется давление.
4. Практическая работа (10 минут)
Учитель делит класс на группы и раздает каждому набор оборудования: стакан с водой, шприц, манометр.
Задание: Используя оборудование, измерьте давление воды на дно стакана. Сравните результаты между группами.
Обсуждение результатов: Какие факторы влияют на величину давления? (Плотность жидкости, высота столба жидкости, ускорение свободного падения.)
5. Решение задач (12 минут)
Учитель предлагает несколько задач на вычисление давления жидкости:
1. Вычислите давление воды на глубине 10 метров.
2. Как изменится давление, если вместо воды использовать масло?
Ученики решают задачи самостоятельно, затем проверяют решения друг у друга.
6. Закрепление материала (8 минут)
Учитель проводит фронтальный опрос:
- Что такое гидростатическое давление?
- Какой закон описывает передачу давления в жидкостях?
- От каких факторов зависит величина давления?
7. Подведение итогов (3 минуты)
Учитель подводит итоги урока, акцентируя внимание на основных моментах изученной темы.
8. Домашнее задание (2 минуты)
1. Повторить параграфы 34–35 в учебнике.
2. Решить задачи №123, 124 из учебного пособия.
---
Ожидаемые результаты
К концу урока ученики смогут:
- Объяснить понятие давления жидкости.
- Применять законы Паскаля и Архимеда на практике.