Урок поможет изучить закон Паскаля, объясняющий процесс передачи давления жидкостями и газами.
УУД:
П: Выражают смысл ситуации различными средствами (рисунками, символы, схемы, знаки, таблицы).
Р: Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.
К: Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.
Цели: изучить закон Паскаля, объясняющий процесс передачи давления жидкостями и газами.
Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.
- Ребята! У меня есть два яйца – одно варёное, а другое сырое. Что произойдет с каждым из них, если в них выстрелить из пистолета? Подумайте! А пока для усвоения сегодняшнего материала мы подготовим базу.
Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии.
- На ваших столах карточках с самостоятельной работой. Вы должны, внимательно читая задания, правильно на них ответить. Обращаю ваше внимание, что исправленные ответы считаются за ошибку (на доске образец решенной задачи)
Этап определения темы и целей урока.
- Ребята, на какую тему были задания?
- Вы изучаете тему “Давление”. Мы с вами уже получили знания о давлении твёрдых тел и давление. Давайте вспомним как производится давление твёрдых тел. Сидя на стуле, вы оказываете давление?
- Лежащая на столе книга?
- Как? В каком направлении передаётся действие силы?
- Твёрдое тело оказывает давление лишь на ту часть опоры, с которой соприкасается - книга, лежащая на столе, оказывает на него давление, но никак не воздействует на стены или потолок комнаты. А в каком направлении производят давление газы? В комнате, где мы находимся, есть газы?
- Оказывает ли воздух действие на стены, пол, потолок?
- А как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?
Запишите в тетради.
Этап построения проекта выхода из затруднения.
- Ребята, учёные делают предположения (выдвигают гипотезы), выполняют эксперименты, а затем делают выводы, верны или ложны их гипотезы. Давайте представим, что мы учёные и тоже порассуждаем, выполним опыты и заключения запишем в тетради виде таблицы, но для начала давайте вспомним молекулярное строение твердых тел, жидкости и газов
Учитель:
- Что произойдёт, если пролить воду? (Немного проливаю воду на стол.)
- Почему так происходит?
- А какую форму имеют мыльные пузыри?
- Почему мыльные пузыри имеют форму шара?
- Подвижность частиц жидкости, а так же и газа, объясняет, что производимое на них давление передаётся не только в направлении действия силы, но и по всем направлениям. В твёрдых телах молекулы связаны с положениями равновесия, а в жидкостях и газах молекулы подвижны относительно друг друга.