Просмотр содержимого документа
«Давление газа. Закон Паскаля»
Физика и астрономия
7 класс
Тема: Давление газа. Закон Паскаля.
Цели:
Методическая: Использование элементов педагогических технологий: исследовательской деятельности, игрового обучения, деятельностного подхода, при изучении нового материала;
Образовательные– создание условий, для успешного усвоения понятия давление газа, формирование умение применения положения МКТ для объяснения давления газа при различных условиях.
Развивающие– развивать познавательный интерес к предмету, внимание и любознательность, мыслительные умения учащихся (сравнение, обобщение, анализ);
Воспитательные– воспитание устойчивого интереса к предмету, навыков коммуникативности, экологическое воспитание, воспитание нравственных качеств личности (настойчивость, трудолюбие, точность)
Тип урока: изучение нового материала;
Вид: комбинированный на основе исследовательской деятельности;
Организационный момент (задача – создание психологического настроя).
Здравствуйте. Садитесь. Сегодня мы с вами проводим не просто урок, а урок на котором присутствует множество гостей.
Актуализация опорных знаний учащихся
задача – повторить и углубить знания, необходимые для усвоения нового материала,
прием обучения – эвристическая беседа,
форма организации познавательной деятельности – фронтальная,
метод обучения – репродуктивный.
Учитель: На прошлом уроке мы говорили о давлении, которое оказывают на опору твердые тела, о значении давления в природе и технике.
Для того, чтобы вспомнить, давайте ответим на несколько вопросов
Вопрос 1. Какая кнопка быстрее входит в дерево – острая или тупая? Почему? (давление зависит от площади поверхности)
Вопрос 2. Почему человек, идущий на лыжах, не проваливается в снег? (давление зависит от площади поверхности)
Вопрос 3. Зачем у комбайнов, тракторов и других с/х машин колеса делают очень широкими?
Те есть давление твердых тел на поверхность зависит от площади поверхности, на которую действует сила.
Учитель: А знаете ли вы, что сейчас, чтобы не истирался в пыль верхний плодородный слой почвы, стараются применять мини-трактора и машины средней мощности. А у нас в Восточном Казахстане, в Катон – Карагае запрещено движение крупнотоннажного транспорта, чтобы сохранить уникальный природный заповедник и не нарушить его экологию. То есть, изучаемые вами физика, география, биология, помогают людям защищать окружающий нас мир.
А сейчас давайте вспомним, что мы уже знаем о строении веществ и во время работы на уроке мы продолжим заполнять таблицу, над которой начали работать на предыдущем уроке.
Итак карточки с таблицей у вас в тетрадях и на экране.
Агрегатное состояние
Подвижность молекул
Передача давления
Рисунок
Твердое
Колебания относительно положения равновесия
Строго в направлении внешнего давления
газообразное
Беспорядочно, непрерывно, быстро, расстояния большие
Таблица заполняется в ходе урока.
Вопрос 1. Тело принимает форму того сосуда, в котором находится и заполняет весь сосуд. В каком состоянии находится вещество, из которого состоит тело? (В газообразном.)
Вопрос 3. Какие свойства газов вы знаете? (Легко сжимаемы.)
Вопрос 4. Как движутся молекулы газа? Что можно сказать о расстоянии между молекулами? (Беспорядочно, непрерывно, быстро, расстояния большие.)
Вопрос 5. Что можно сказать о количестве молекул в газе?
Так почему газ оказывает давление?
Сегодня мы с вами ответим на этот вопрос.
Освоение нового материала.
Учитель:Чтобы сформулировать тему сегодняшнего урока, давайте разгадаем ребусы:
Слова, разгаданные нами не случайны, так как тема урока «Давление газа», а объектом нашего изучения будет воздух.
Откройте тетради и запишите сегодняшнее число и тему урока.
Итак, молекулы газа движутся непрерывно и беспорядочно, постоянно ударяясь друг о друга, молекула газа очень мала. И когда она ударяет о стенку сосуда, ее удар очень слаб и незаметен. Но мы сказали, что молекул в газе очень много. Так, о каждый кв.см поверхности стола, парты, учебника за 1с ударяется 100000000000000000000000 молекул, т .е . 1022 молекул.
Учитель: Как вы считаете «заметит» ли стенка сосуда удары такого огромного числа молекул?
Учащиеся: Конечно да.
Демонстрация: Под колокол воздушного насоса помещают завязанный резиновый шар, в котором имеется небольшое количество воздуха. Затем насосом откачивают воздух из – под колокола. Оболочка шара, вокруг которой воздух становится все более разреженным, постепенно раздувается и в конце концов принимает форму шара. http://youtu.be/4amkKu21nq4
Вопрос: Как можно объяснить этот опыт? (учащиеся отвечают)
Обобщаю варианты ответов: давление вызывается ударами молекул о стенки шарика?
– Сегодня вы будете выступать в роли ученых физиков – экспериментаторов, выдвигающих гипотезу и проверяя ее экспериментально.
– Давайте подумаем, от каких параметров может зависеть давление газа?
Ученики предлагают ответы, которые записываются в таблицу
От чего зависит давление газа (гипотеза)
Результат проверки
Для того, чтобы подтвердить нашу теорию, нам нужно провести эксперимент.
– Попробуем смоделировать нашу гипотезу, для этого проведем эксперимент. В роли молекул у нас будут выступать пластмассовые шарики.
Эксперимент. В подвижную "стенку" (лист картона укрепляется на пружине к опоре) сначала один ученик ударяет маленьким мячиком. "Стенка" отклоняется и возвращается. Затем два или три ученика быстро бросают мячики так часто, что отклоненная стенка, незначительно колеблется. Какой вывод можно из этого эксперимента сделать? (давление газа зависит от количества молекул) В процессе беседы заполняется таблица:
От чего зависит давление газа (гипотеза)
Результат проверки
от массы молекул
от количества молекул
от скорости молекул
от температуры
от объема
Эксперимент: сравниваем удары на модели (используем пластмассовые и металлические шарики).
Вывод. Чем больше масса, тем выше давление (ставим + в таблице).
Эксперимент. Надуваем шарики.
Вывод. Чем больше количество молекул, тем выше давление (ставим + в таблице).
Эксперимент. Обливаем холодной и горячей водой бутылку с надетым на горлышко воздушным шариком. (опыт с пластиковым пакетом и свечой)
Вывод. Чем выше температура, тем выше давление. (ставим + в таблице).
Эксперимент. Каждому ученику раздаются шприцы (без иголки) Прикройте отверстие для вставки иглы пальцем. Вдвигая поршень, обнаружьте увеличение давления. Ответьте на вопрос: «В чем причина увеличения давления, ведь количество молекул осталось прежним, температура не изменилась и молекулы те же самые?
Это связано с тем, что плотность газа возрастает , число ударов молекул о мембрану также становится больше».
Ученики: Изменяется объём (ставим + в таблице).
– Итак, таблица заполнена. Получается наше исследование закончено.
Каков же результат?
Мы выдвинули гипотезу и экспериментально доказали, что давление газа зависит от массы, количества, скорости молекул, температуры и объема.
Что ж. Узнали мы много нового, а сейчас проверим насколько хорошо это новое вы поняли.
Учитель:
Закрепление учебного материала
Задача: Ребята, а вы знаете, как делают сыр? Сначала готовят “тесто” для сыра. Затем полученную массу уплотняют под большим давлением и заполняют специальные формы, где сыр “созревает”. В этот период он “бродит”. Внутри образуется углекислый газ, который выделяется в виде пузырьков. Так почему дырки в сыре круглые? (Можно продемонстрировать кусок сыра с большими дырками.)
Ребятам предлагается выполнить тест
1) От чего зависит давление газа?
от числа молекул;
от температуры газа;
от формы сосуда, в котором находится газ.
2) При уменьшении объёма сосуда, в котором находится газ, давление…
уменьшится;
не изменится;
увеличится.
3) Что происходит с молекулами газа при уменьшении объёма сосуда, в котором находится газ?
молекулы начинают быстрее двигаться;
молекулы начинают медленнее двигаться;
среднее расстояние между молекулами газа уменьшается;
среднее расстояние между молекулами газа увеличивается.
4) Что происходит с молекулами газа при уменьшении температуры?
молекулы начинают быстрее двигаться;
молекулы начинают медленнее двигаться;
среднее расстояние между молекулами газа уменьшается;
среднее расстояние между молекулами газа увеличивается.
Взаимопроверка теста по ключу.
1,2; 2) 3; 3) 3; 4) 2
– Подсчитайте количество верных ответов
Домашнее задание (раздается на листочках)
Дополнительное задание для желающих
“Банка-хулиганка”
Сделайте с помощью гвоздя и молотка много отверстий в дне жестяной банки из-под кофе (наподобие решета), и одно отверстие большего размера – в крышке. Теперь наполните банку водой, закройте крышку и поднимите вертикально из воды, закрывая пальцем отверстие в крышке – вода не льется, но стоит только приподнять палец с дырки в крышке, снизу хлынет поток, похожий на душ.
6. Рефлексия
– Урок завершен, надеюсь, что вы с урока уходите с хорошим настроением и большим багажом новых знаний, ведь сегодня вы сами побывали в роли ученых, выдвигали гипотезы, моделировали модели, ставили эксперименты, подтверждали свои умозаключения. Только в слаженной и дружной команде можно добиться таких результатов. Именно такой командой были сегодня вы.