kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Давление газа. Закон Паскаля

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок изучения нового материала, с использованием интерактивныхметодов обучения

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Давление газа. Закон Паскаля»

Физика и астрономия

7 класс

Тема: Давление газа. Закон Паскаля.

Цели:

Методическая: Использование элементов педагогических технологий: исследовательской деятельности, игрового обучения, деятельностного подхода, при изучении нового материала;

  1. Образовательные– создание условий, для успешного усвоения понятия давление газа, формирование умение применения положения МКТ для объяснения давления газа при различных условиях.

  2. Развивающие– развивать познавательный интерес к предмету, внимание и любознательность, мыслительные умения учащихся (сравнение, обобщение, анализ);

  3. Воспитательные– воспитание устойчивого интереса к предмету, навыков коммуникативности, экологическое воспитание, воспитание нравственных качеств личности (настойчивость, трудолюбие, точность)

Тип урока: изучение нового материала;

Вид: комбинированный на основе исследовательской деятельности;

Форма: фронтальная, индивидуальная, парная;

Методы: словесный, наглядный, индуктивный, дедуктивный, поисковый, интерактивный, практический;

Оборудование:

  • Интерактивный доска;

  • Презентация к уроку;

  • Карточки с таблицами;

  • Тестовые задания;

  • Дифференцированные домашние задания;

  • Лабораторное, демонстрационное оборудование: воздушные шарики, целлофановые пакеты, свечи, шприцы без иголок;

План урока:

  1. Организационный этап;

  2. Актуализация опорных знаний учащихся;

  3. Освоение нового материала;

  4. Закрепление;

  5. Домашнее задание;

  6. рефлексия

Распределение времени:

3 мин

10 мин


20 мин

7 мин;

2 мин;

3 мин

Ход урока:


  1. Организационный момент (задача – создание психологического настроя).

Здравствуйте. Садитесь. Сегодня мы с вами проводим не просто урок, а урок на котором присутствует множество гостей.

  1. Актуализация опорных знаний учащихся 

задача – повторить и углубить знания, необходимые для усвоения нового материала,

прием обучения – эвристическая беседа,

форма организации познавательной деятельности – фронтальная,

метод обучения – репродуктивный.

Учитель: На прошлом уроке мы говорили о давлении, которое оказывают на опору твердые тела, о значении давления в природе и технике.

Для того, чтобы вспомнить, давайте ответим на несколько вопросов

Вопрос 1. Какая кнопка быстрее входит в дерево – острая или тупая? Почему? (давление зависит от площади поверхности)

Вопрос 2. Почему человек, идущий на лыжах, не проваливается в снег? (давление зависит от площади поверхности)

Вопрос 3. Зачем у комбайнов, тракторов и других с/х машин колеса делают очень широкими?

Те есть давление твердых тел на поверхность зависит от площади поверхности, на которую действует сила.


Учитель: А знаете ли вы, что сейчас, чтобы не истирался в пыль верхний плодородный слой почвы, стараются применять мини-трактора и машины средней мощности. А у нас в Восточном Казахстане, в Катон – Карагае запрещено движение крупнотоннажного транспорта, чтобы сохранить уникальный природный заповедник и не нарушить его экологию. То есть, изучаемые вами физика, география, биология, помогают людям защищать окружающий нас мир.

А сейчас давайте вспомним, что мы уже знаем о строении веществ и во время работы на уроке мы продолжим заполнять таблицу, над которой начали работать на предыдущем уроке.

Итак карточки с таблицей у вас в тетрадях и на экране.

Агрегатное состояние

Подвижность молекул

Передача давления

Рисунок

Твердое

Колебания относительно положения равновесия

Строго в направлении внешнего давления


газообразное

Беспорядочно, непрерывно, быстро, расстояния большие







Таблица заполняется в ходе урока.

Вопрос 1. Тело принимает форму того сосуда, в котором находится и заполняет весь сосуд. В каком состоянии находится вещество, из которого состоит тело? (В газообразном.)

Вопрос 3. Какие свойства газов вы знаете? (Легко сжимаемы.)

Вопрос 4. Как движутся молекулы газа? Что можно сказать о расстоянии между молекулами? (Беспорядочно, непрерывно, быстро, расстояния большие.)

Вопрос 5. Что можно сказать о количестве молекул в газе?

Так почему газ оказывает давление?

Сегодня мы с вами ответим на этот вопрос.

  1. Освоение нового материала.

Учитель: Чтобы сформулировать тему сегодняшнего урока, давайте разгадаем ребусы:


Слова, разгаданные нами не случайны, так как тема урока «Давление газа», а объектом нашего изучения будет воздух.  

Откройте тетради и запишите сегодняшнее число и тему урока.

Итак, молекулы газа движутся непрерывно и беспорядочно, постоянно ударяясь друг о друга, молекула газа очень мала. И когда она ударяет о стенку сосуда, ее удар очень слаб и незаметен. Но мы сказали, что молекул в газе очень много. Так, о каждый кв.см поверхности стола, парты, учебника за 1с ударяется 100000000000000000000000 молекул, т .е . 1022 молекул.

Учитель: Как вы считаете «заметит» ли стенка сосуда удары такого огромного числа молекул?

Учащиеся: Конечно да.

Демонстрация: Под колокол воздушного насоса помещают завязанный резиновый шар, в котором имеется небольшое количество воздуха. Затем насосом откачивают воздух из – под колокола. Оболочка шара, вокруг которой воздух становится все более разреженным, постепенно раздувается и в конце концов принимает форму шара. http://youtu.be/4amkKu21nq4

Вопрос: Как можно объяснить этот опыт? (учащиеся отвечают)

Обобщаю варианты ответов: давление вызывается ударами молекул о стенки шарика?


– Сегодня вы будете выступать в роли ученых физиков – экспериментаторов, выдвигающих гипотезу и проверяя ее экспериментально.


– Давайте подумаем, от каких параметров  может зависеть давление газа?

Ученики предлагают ответы, которые записываются в таблицу

От чего зависит давление газа (гипотеза)

Результат проверки

 

 

 

 

Для того, чтобы подтвердить нашу теорию, нам нужно провести эксперимент.

– Попробуем смоделировать нашу гипотезу, для этого проведем эксперимент. В роли молекул у нас будут выступать пластмассовые шарики.


Эксперимент. В подвижную "стенку" (лист картона укрепляется на пружине к опоре)  сначала один ученик ударяет маленьким мячиком. "Стенка" отклоняется и возвращается. Затем два или три ученика быстро бросают мячики так часто, что отклоненная стенка, незначительно колеблется. Какой вывод можно из этого эксперимента сделать? (давление газа зависит от количества молекул)
В процессе беседы заполняется таблица:

От чего зависит давление газа (гипотеза)

Результат проверки

от массы молекул

 

от количества молекул

 

от скорости молекул

 

от температуры

 

от объема

 

Эксперимент: сравниваем удары на модели (используем пластмассовые и металлические шарики).

Вывод. Чем больше масса, тем выше давление (ставим + в таблице).

Эксперимент. Надуваем шарики.

Вывод. Чем больше количество молекул, тем выше давление (ставим + в таблице).

Эксперимент. Обливаем холодной и горячей водой бутылку с надетым на горлышко воздушным шариком. (опыт с пластиковым пакетом и свечой)

Вывод. Чем выше температура, тем выше давление.  (ставим + в таблице).

Эксперимент. Каждому ученику раздаются шприцы (без иголки) Прикройте отверстие для вставки иглы пальцем. Вдвигая поршень, обнаружьте увеличение давления. Ответьте на вопрос: «В чем причина увеличения давления, ведь количество молекул осталось прежним, температура не изменилась и молекулы те же самые?

Это связано с тем, что плотность газа возрастает , число ударов молекул о мембрану также становится больше».

Ученики: Изменяется  объём  (ставим + в таблице).

Итак, таблица заполнена. Получается наше исследование закончено.  

Каков же результат?

Мы выдвинули гипотезу и экспериментально доказали, что давление газа зависит от массы, количества, скорости молекул, температуры и объема.

Что ж. Узнали мы много нового, а сейчас проверим насколько хорошо это новое вы поняли.

Учитель:


  1. Закрепление учебного материала

Задача: Ребята, а вы знаете, как делают сыр? Сначала готовят “тесто” для сыра. Затем полученную массу уплотняют под большим давлением и заполняют специальные формы, где сыр “созревает”. В этот период он “бродит”. Внутри образуется углекислый газ, который выделяется в виде пузырьков. Так почему дырки в сыре круглые? (Можно продемонстрировать кусок сыра с большими дырками.)




Ребятам предлагается выполнить тест

1)  От чего зависит давление газа?

    1. от числа молекул;

    2. от температуры газа;

    3. от формы сосуда, в котором находится газ.

2)  При уменьшении объёма сосуда, в котором находится газ, давление…

  1. уменьшится;

  2. не изменится;

  3. увеличится.

3) Что происходит с молекулами газа при уменьшении объёма сосуда, в котором находится газ?

  1. молекулы начинают быстрее двигаться;

  2. молекулы начинают медленнее двигаться;

  3. среднее расстояние между молекулами газа уменьшается;

  4. среднее расстояние между молекулами газа увеличивается.

4) Что происходит с молекулами газа при уменьшении температуры?

  1. молекулы начинают быстрее двигаться;

  2. молекулы начинают медленнее двигаться;

  3. среднее расстояние между молекулами газа уменьшается;

  4. среднее расстояние между молекулами газа увеличивается.

Взаимопроверка теста по ключу.

  1. 1,2; 2) 3; 3) 3; 4) 2

– Подсчитайте количество верных ответов

  1. Домашнее задание (раздается на листочках)

Дополнительное задание для желающих

Банка-хулиганка”

Сделайте с помощью гвоздя и молотка много отверстий в дне жестяной банки из-под кофе (наподобие решета), и одно отверстие большего размера – в крышке. Теперь наполните банку водой, закройте крышку и поднимите вертикально из воды, закрывая пальцем отверстие в крышке – вода не льется, но стоит только приподнять палец с дырки в крышке, снизу хлынет поток, похожий на душ.

6. Рефлексия

– Урок завершен, надеюсь, что вы с урока уходите с хорошим настроением и большим багажом новых знаний, ведь сегодня вы сами побывали в роли ученых, выдвигали гипотезы, моделировали модели, ставили эксперименты, подтверждали свои умозаключения. Только в слаженной и дружной команде можно добиться таких результатов. Именно такой командой были сегодня вы.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Давление газа. Закон Паскаля

Автор: Фазылова Мирослава Петровна

Дата: 10.11.2018

Номер свидетельства: 484710

Похожие файлы

object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Конспект урока по теме "Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля" "
    ["seo_title"] => string(86) "konspiekt-uroka-po-tiemie-pieriedacha-davlieniia-zhidkostiami-i-ghazami-zakon-paskalia"
    ["file_id"] => string(6) "174551"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424154710"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Конспект уроков по теме "Передача давление жидкостями и газами. Закон Паскаля" "
    ["seo_title"] => string(87) "konspiekt-urokov-po-tiemie-pieriedacha-davlieniie-zhidkostiami-i-ghazami-zakon-paskalia"
    ["file_id"] => string(6) "102167"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402483210"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Разработка урока. Давление жидкостей и газов. Закон Паскаля. "
    ["seo_title"] => string(63) "razrabotka-uroka-davlieniie-zhidkostiei-i-ghazov-zakon-paskalia"
    ["file_id"] => string(6) "106032"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402935748"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(52) "Давление газа. Закон Паскаля"
    ["seo_title"] => string(31) "davlieniie-ghaza-zakon-paskalia"
    ["file_id"] => string(6) "252481"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447398045"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) ""Давление в жидкости и газе. Закон Паскаля""
    ["seo_title"] => string(46) "davlieniie_v_zhidkosti_i_ghazie_zakon_paskalia"
    ["file_id"] => string(6) "455431"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1517995305"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства