Просмотр содержимого документа
«"Давление. Единицы давления".»
Урок по физике в 7 классе
Тема: «Давление. Единицы давления».
Учитель: Каканов Николай Анатольевич.
Тип урока: урок формирования новых знаний, умений, навыков.
Цели и задачи урока:
Образовательные:
ввести понятие давления, расширить и углубить знания по данной теме,
дать представление учащимся о зависимости давления от силы, действующей на поверхность и площади этой поверхности
применить знание давления к решению задач.
Развивающие:
развитие умения наблюдать и выдвигать гипотезы при решении поставленных вопросов
развитие логического мышления учащихся, развитие памяти, внимания, монологической речи, умения рассуждать, выделять главное, самостоятельно приобретать знания, навыки и применять их на практике,
развитие умения давать объективную самооценку,
научить применять знакомые формулы в измененных условиях,
Воспитательные:
воспитание уважительного отношения к одноклассникам,
формирование самостоятельности,
развитие аккуратности, внимательности учащихся
воспитание интереса к физике.
Оборудование:
презентация «Давление»,
кроссворд «Давление»
бруски, дощечка с гвоздями,
кювета с песком
Ход урока:
Орг. момент. (1 мин)
Создать благоприятный психологический настрой на работу. Мотивировать обучающихся к изучению темы. «Все готовы к уроку? Мы закончили изучать виды сил. Подвели итог. Сегодня будем продолжать изучать физические явления и отвечать на вопросы – Почему?
Мотивация. (3 мин)
Проблемные вопросы:
Как вы думаете, почему рельсы не кладут прямо на землю? (слайд)
Почему легковая машина в песке сильнее проваливается, чем такой тяжёлый экскаватор?
Выслушать все ответы. На эти вопросы мы попробуем ответить ещё раз в конце урока.
3. Целеполагание. (3 мин)
Проблемные вопросы
А сейчас давайте представим, что:
1.Папа с сыном идут по рыхлому снегу. Кому и почему идти труднее? Как называется сила, с которой папа и сын действуют на снег?
2.Теперь представьте, что папа встал на лыжи, а сын продолжает идти в сапогах. Кому и почему теперь идти труднее?
3. А почему папе стало легче, то изменилось у папы?
Отвечают на вопросы учителя.
1.Папе идти труднее, так как папа проваливается глубже, т.к. папа тяжелее.
2. Теперь папе идти легче, т.к. он не будет проваливаться в снег.
3. У папы изменилась площадь опоры. (площадь лыж больше площади сапог)
Вывод: Существует физическая величина, которая зависит не только от действующей силы, но и от площади поверхности, на которую она действует. Как называется эта величина, вы узнаете, разгадав кроссворд.
4. Актуализация знаний, тема урока (5 мин)
Вопросы кроссворда: (слайды кроссворда)
1. Изменение формы и размера тела. (Деформация)
2. Физическая величина, мера инертности. (Масса)
3. Сила, с которой тело действует на опору или подвес. (Вес)
4. Мера взаимодействия тел. (Сила)
5. Явление, возникающее при соприкосновении тел и препятствующее их относительному движению. (Трение)
6. Единица измерения силы. (Ньютон)
7. Прибор для измерения силы. (Динамометр)
8. Сила, с которой Земля притягивает все тела. (Тяжести)
И так тема нашего урока “Давление. Единицы давления” (слайд №13). Записываем в тетрадь.
5. Изучение нового материала. (15 мин)
Чтобы ответить на вопрос - что такое давление, и от чего оно зависит, посмотрим опыт.
Опыт с гвоздями, входящими в песок.
В каком случае на песок действует большая сила?
Почему, действуя на песок с той же силой, гвозди, стоящие на шляпках, проваливаются меньше?
Вывод: Вес тела распределяется на всю площадь шляпок, соприкасающихся с песком. Сила, приходящаяся на единицу площади, меньше, чем в первом случае.
Сила, приходящаяся на единицу площади, это и есть давление.
Таким образом, с точки зрения физики:
Давление – это физическая величина, которая показывает силу, действующую на единицу площади (записать в тетрадь). (слайд)
Ввести обозначение давления.
Пользуясь результатами опыта попробуем сформулировать вывод – от чего и как зависит давление.
С увеличением силы, действующей перпендикулярно поверхности, увеличивается давление (прямая пропорциональность)
p ~ F, F – сила давления
C увеличением площади поверхности, на которую действует сила, давление уменьшается. (обратная пропорциональность).
p ~
Формула давления: (записать в тетрадь)
Единица измерения давления названа в честь французского учёного Блеза Паскаля.
(записать в тетрадь)
Наряду с Па для измерения давления используются и другие единицы измерения: (записать в тетрадь)
1 кПа = 1000 Па 1 Па = 0,001 кПа
1 МПа = 1000000 Па 1 Па = 0,000001 МПа
1 гПа = 100 Па 1 Па = 0,01 гПа
1 Па = 1000 мПа 1 мПа = 0,001 Па
Вернуться к вопросам, которые были поставлены в начале урока.
- Под рельсы подкладывают шпалы, чтобы уменьшить давление на землю.
- У экскаватора колёса имеют большую площадь опоры, уменьшая давление на почву.
6. Закрепление изученного материала. (14 мин)
Решение задачи упр. 12 №2, №4. (слайды)
7. Фронтальный эксперимент
“Определение давления твёрдых тел”.
Цель: усвоение способа практического расчета давления твёрдых тел.
Форма работы: индивидуальная, работа в парах.
Метод по характеру познавательной деятельности: исследовательский.
Определите давление бруска на стол. (широкой части и узкой).
Определите площадь опоры бруска, измерив длину и ширину основания бруска при помощи линейки.
Определите вес бруска при помощи динамометра.
Рассчитайте давление.
Сравните давления на широкое основание и узкое.
Отчего зависит давление? Ответы ребят.
Вывод записать в тетрадь.
Давление зависит:
от площади поверхности, на которую действует сила;
величины силы.
8. Домашнее задние (1 мин)
П. 33,34, упражнение 12.№ № 1, 3
9. Итог урока. Рефлексия. (3 мин)
- С какой физической величиной мы познакомились на уроке?