Технологическая карта урока
Тема урока: Давление твердых тел.
Класс: 7
Учитель: Дружинина Тамара Николаевна
Тип урока: Изучение нового материала.
Цели по содержанию:
обучающие: Сформировать понятие давления, определить способ нахождения давления.
развивающие: Продолжить работу над развитием умений решать физические задачи, умения вести рассказ, выступать перед товарищами.
воспитывающие: Воспитание стремления к преодолению трудностей в процессе интеллектуальной деятельности.
Планируемые результаты учебного занятия :
Предметные :
-
уметь формулировать понятие давления;
-
знать/называть единицы измерения давления в различных системах единиц измерения;
-
наблюдать и описывать физические явления, для объяснения которых необходимо представление о давлении;
-
уметь записывать формулу для вычисления давления;
-
уметь словесно интерпретировать формулу для вычисления давления твердых тел;
-
уметь рассчитывать давление по известным силе и площади, на которую оказывалось давление;
-
формирование целостной научной картины мира;
-
овладение умениями формулировать гипотезы, оценивать полученные результаты;
Метапредметные :
Регулятивные:
·развитие мотивов и интересов познавательной деятельности;
·построение цепи рассуждений и речевого высказывания;
·работать и оценивать свои действия по эталону.
Коммуникативные :
·способность к согласованным действиям с учетом позиции другого;
·умение аргументировать свою точку зрения.
Познавательные:
·проводить наблюдения, обнаруживать зависимость давления от площади опоры;
·объяснять полученные результаты во время проведения опыта «Зависимость давления от площади опоры»;
·сравнивать, анализировать и делать выводы.
Личностные:
·сформировать познавательный интерес, творческие способности и практические умения;
·развивать ценностное отношение к друг другу, к результатам обучения;
·самостоятельно принимать решения, обосновывать и оценивать результаты своих действий, развивать инициативу.
Оборудование: учебник, тетрадь, доска, мел (или проектор, ПК и слайды), тексты задач.
Дидактические средства: демонстрация зависимости результата воздействия от площади поверхности, например, погружение в песок гвоздей на разную глубину при опоре на острия и шляпки.
Вид доски (экрана), которая формируется в процессе урока:
Структура урока
Этап урока
Задачи этапа
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формируемые
УУД
1.Вводно- мотивационный -2 мин
Включить учащихся в учебную деятельность
Записали число, классная работа. Оставьте 4 клеточки для темы урока.
Приветствие. Определение готовности класса к уроку и отсутствующих на уроке
Сегодня нам необходимо рассмотреть проблемы строительства жилья.
Обычно их решают архитекторы, инженеры - строители, прорабы, каменщики. Все эти профессионалы имеют определенные знания о понятии, которое мы с вами сегодня изучим.
Учитель ведет устный опрос по изученной теме.
- Какие величины характеризуют действие одного тела на другое?
- Назовите и покажите прибор для измерения силы.
- Каковы характеристики силы?
Обучающиеся отвечают на предложенные вопросы вслух и озвучивают ответ с места.
(П) Осознанное и произвольное построение речевого высказывания;
слушают и понимают физический смысл речи других учащихся класса и учителя.
2. Сообщение темы урока – 3 минут
Актуализировать учебное содержание. Организовать познавательную деятельность учащихся.
Почему в основу дома укладывают бетонные блоки, а не куриные яйца?
Почему над окнами и дверьми в строящихся помещениях укладывают поперечные конструкции? Чтобы научно ответить на эти вопросы нам необходимо рассмотреть новое понятие «давление».
обучающиеся формулируют ответы на проблему поставленную учителем.
(Р) Развитие мотивов и интересов познавательной деятельности.
Построение цепи рассуждений и речевого высказывания.
3. Введение новых знаний- 8 мин
Принятие учебной задачи
Демонстрация «Зависимость давления от площади опоры» Что вы увидели в этом эксперименте?
Демонстрация «Зависимость давления от приложенной силы»
Что показывает этот опыт?
Как можно записать ваши выводы?
Давление = сила : площадь
Введем обозначения величин:
Р- давление
F- сила
S- площадь.
Наша зависимость будет выглядеть таким образом: Р=F/S
В чем же будем измерять давление? 1Н/ м2=1Па
Паскаль - единица измерения давления, названная в честь французского ученого Блеза Паскаля.
Существуют другие единицы измерения давления: килопаскали, гектопаскали
Обучающиеся делают выводы, отличая факт от гипотезы, в результате совместной работы класса и учителя; предлагают разнообразные способов решения познавательных задач (анализ, синтез, обобщение в выводах); используют знаково-символьную информацию; оформляют свои мысли в устной и письменной форме; слушают и понимают речь других.
понимают ценностные ориентиры и смысл учебной деятельности.
учатся высказывать свои предположения (версии); принимают учебную задачу; адекватно воспринимают информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа или выполнения действия.
4. Принятие новых знаний 20 мин
Работа по алгоритму
Задание 1. Найдите давление, которое оказывают тела, в следующих ситуациях.
1. Мотосани массой 200 кг имеют основание площадью 1 м2 и движутся горизонтально.
2. Космонавт массой 70 кг «сидит» в кресле космического корабля, занимая площадь 0,08 м2.
3. Теннисист несет ракетку, на которой лежит мяч массой 0,05 кг. Площадь ракетки 0,1 м2.
4. Человек нажимает на лопату силой 690 Н, ширина лезвия лопаты 0,023 м, толщина режущего края 0,0003 м.
5. Оса вонзает свое жало силой 0,00001 Н. Площадь его острия 0,000000000003 см2.
6. Девочка, играющая в «классики», стоит на одной ноге. Масса девочки 40 кг. Площадь клетки «классиков» 0,25 м2.
7. Человек кидает копье, которое вонзается в стену, действуя силой 600 Н. Площадь острия копья 0,0001 м2.
8. Кошка массой 5 кг свернулась клубочком, заняв место площадью примерно 0,05 м2.
Решение ситуации № 1
Земля под мотосанями
F = 200 кг · 10 м/с2 = 2000 Н
S = 1м2
р = 2000 Па
Задание 2. Установите, как изменяется давление тел, в следующих ситуациях.
1. Для рыхления почвы используют бороны. При рыхлении плотных почв на бороны кладут тяжелые предметы.
2. Охотник, придя на зимовье, взял запас продуктов. Чтобы не проваливаться в снег, он поменял беговые лыжи на более широкие и отправился в тайгу.
3. Канистра с водой кубической формы, стоявшая на скамье, ушла на пол, перевернувшись при этом на боковую грань.
4. Гвоздь пытаются вытащить из стены сначала плоскогубцами., а затем клещами, действуя на него одинаковой силой.
5. Человек, провалившийся в прорубь, при попытке выбраться самостоятельно потерпел неудачу, так как лед обламывался под тяжестью его тела. Он смог выбраться только с помощью широкой и длинной доски, которую положили на края проруби.
6. Турист нес рюкзак, имеющий узкие ремни. После того как ему пришлось забрать часть вещей товарища, он подложил под ремни широкие кожаные прокладки, чтобы они не врезались в плечи.
Способ выполнения
1. Выделите тело (тела), на которое производится давление.
2. Установите, как изменилась сила давления
3. Установите, как изменилась площадь соприкосновения тел
4. Сделайте вывод и сформулируйте ответ
Решение ситуации № 2
Борона давит на почву
Сила давления бороны с тяжелым предметом больше
Площадь зубьев бороны не изменилась
Давление на почву бороны с тяжелым предметом больше, так как большая сила давления действует на поверхность той же площади
Работают в парах, проговаривают друг другу алгоритм решения. Проверка по эталону. Просчитывают количество правильно выполненных заданий. Оценивают себя.
(Р) Способность решать по правилу.
(К) Готовность к гибкой регуляции собственного речевого поведения
6. Осознание новых знаний
4 мин
Выделение главного, уточнение алгоритма
- Что характеризует давление?
- Дайте определение давлению?
- В каком направлении передается давление?
- Какова единица давления?
- Как уменьшить или увеличить давление?
Обучающиеся отвечают на предложенные вопросы вслух и озвучивают ответ с места
обобщают имеющиеся знания по теме, выделяют и осознают, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.
(П )Формируются у учащихся практические навыки решения текстовых задач.
(К) Умение аргументировать
свою точку зрения. Способность к согласованным действиям с учётом позиции другого.
7. Рефлексия
2 мин
Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке. Оценить собственную деятельность на уроке. Зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности
Поставьте оценку за работу на уроке себе и соседу по парте (волшебная линеечка). Что помешало достичь верхнего уровня?
1. Ученики проверяют, сверяясь с эталоном (на доске).
2. Проводят самоанализ работы на уроке.
(Л) Формирование самооценки.
Планирование.
Сверка с эталоном
8. Домашнее задание
1 мин
Обсудить и записать домашнее задание
Домашнее задание: § 27, 28;
- Ученики записывают домашнее задание в дневники
- Отвечают на вопрос учителя мысленно