- вспомнить основные положения о строении вещества;
- научиться объяснять физические свойства агрегатных состояний вещества на основе представления о молекулярном строении вещества;
- выяснить условия перехода из одного агрегатного состояния в другое.
- рассмотреть график плавления и кристаллизации.
Развивающая:
- развитие речевых навыков учащихся;
- умение анализировать;
- умение делать выводы по изученному материалу.
Воспитательная:
- способствовать привитию умственного труда;
- создать условия повышения интереса к изучаемому предмету.
Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, твердые тела различной формы, сосуды различной формы, мензурки, резиновый шарик, презентация, выполненная в MS Power Point, видео фрагменты.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Агрегатные состояния вещества»
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Троицкая СОШ им. Г. К. Жукова»
Целинного района Республики Калмыкия.
Разработка открытого урока по теме
«Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел»
физика, 8 класс
учитель физики
Джальджиреева Светлана Михайловна.
с. Троицкое
Тип урока: сообщение новых знаний.
Цели урока.
Образовательная:
- вспомнить основные положения о строении вещества;
- научиться объяснять физические свойства агрегатных состояний вещества на основе представления о молекулярном строении вещества;
- выяснить условия перехода из одного агрегатного состояния в другое.
- рассмотреть график плавления и кристаллизации.
Развивающая:
- развитие речевых навыков учащихся;
- умение анализировать;
- умение делать выводы по изученному материалу.
Воспитательная:
- способствовать привитию умственного труда;
- создать условия повышения интереса к изучаемому предмету.
Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, твердые тела различной формы, сосуды различной формы, мензурки, резиновый шарик, презентация, выполненная в MS Power Point, видео фрагменты.
Слайд 1 Ход урока
Оргмомент. (1 мин)
Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Желаю вам хорошего настроения на весь урок. Девизом нашего урока станут слова Р.Декарта: «…Для того, чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать». Сегодня мы будем работать по группам, у нас их три. На доске таблица, которую мы будете заполнять (в течение урока) после указанных видов деятельности, т. е. мы будем вносить результаты работы каждой группы. За каждый правильный ответ группа получает одну снежинку в свою копилку.
II. Актуализация знаний. (1 мин)
- Давайте вспомним «Основные положения о строении вещества».
1. Из чего состоят все вещества? (молекул и атомов)
2. Как движутся частицы вещества? (непрерывно и беспорядочно)
3. Что значит, что молекулы взаимодействуют друг с другом? (притягиваются и отталкиваются)
III. Мотивация (3 мин)
Слайд 2 Посмотрите на экран.
Под голубыми небесами
Великолепными коврами
Блестя на солнце снег лежит
Прозрачный лес один чернеет
И ель сквозь иней зеленеет
И речка подо льдом блестит
А.С. Пушкин
Вопрос: О каком веществе идет речь в четверостишии?
В каком состоянии находится вещество?
(Заслушиваются ответы учащихся, объявляется тема урока и цель урока)
В каких состояниях может находиться вода? (твердое, жидкое. газообразное) Эти состояния вещества называются агрегатными.
Сегодня на уроке мы выясним, какими свойствами обладают вещества в различных агрегатных состояниях, познакомимся с видами перехода из одного агрегатного состояния в другое, а также особенностями плавления и отвердевания кристаллических тел.
Слайд 3Откройте тетрадь. Запишите число и теме урока. «Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел».
Слайд 4 Целью нашего урока станет «Незнающие пусть научаться, а знающие пусть вспомнят ещё раз» (Античный афоризм).
IV. Изучение нового материала (20 мин)
Слайд 5- Немецкий философ Иммануил Кант сказал «Без сомнения, все наше знание начинается с опыта». На ваших столах представлено оборудование, необходимое для проведения эксперимента. Сейчас вы самостоятельно попробуете определить свойства жидких, твердых и газообразных тел.
I группа: Дано: твёрдое тело деревянный брусок. С помощью этого тела сформулируйте основные свойства тел находящихся в твердом состоянии.
II группа: Даны: колба, стакан с водой, банка. С помощью этих тел сформулируйте основные свойства тел находящихся в жидком состоянии.
III группа: Даны: резиновый шарик. С помощью его сформулируйте основные свойства тел находящихся в газообразном состоянии.
(Ребята приступают к выполнению эксперимента. По окончании работы группы делают выводы и заносят в таблицу)
Слайд 6 -любое вещество, состоящее из атомов или молекул может находиться в одном из трёх состояний.
Слайд 7 Вода, лед, водяной пар – это агрегатные состояния одного и того же вещества. ^ Что вы знаете о молекулах воды, льда и водяного пара? Ответ: Молекулы льда, воды и водяного пара одинаковые. Почему лед, вода и водяной пар отличаются физическими свойствами, ведь они состоят из одинаковых молекул? Ответ: Расположение молекул, характер движения и взаимодействия молекул разный в различных состояниях вещества. Следовательно, нам надо выяснить, как эти молекулы расположены и как они движутся и взаимодействуют.
ВИДИО ФРАГМЕНТ (Ребятам предлагается посмотреть компьютерную модель поведения молекул в жидкости, газе и твердом теле.
- Видео фрагмент «Агрегатные состояния вещества» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/644fda5c-fa87-0742-5447-ca1c13f52ec6/00144676669092274.htm
Слайд 8 А чем отличается одно состояние от другого? выясним, как молекулы расположены и как они движутся и взаимодействуют. Я предлагаю результаты Ваших исследований оформить в виде таблицы.(ТАБЛИЦА к ней материал в картинках всё на столе)
Агрегатное
состояние
Свойства
вещества
Расположение
молекул
(нарисовать)
Расстояние
между молекулами
Движение
молекул
Твердое
Жидкое
газообразное
(Представитель каждой группы выходит к интерактивной доске Используя результаты исследовательской работы, заполняется таблица «Изменение физических свойств вещества». Остальные ребята работают в тетради.)
«Физкультминутка»
Раз, два – встать пора,
Три, четыре – руки шире,
Пять, шесть – тихо сесть,
Семь, восемь – лень отбросим.
Необъятен мир физики! В окружающей природе и внутри нас – повсюду происходят физические процессы. Природа многолика, но на первый взгляд понятна и привычна. Несмотря на многообразие материалов и веществ окружающих нас, любые вещества могут находиться всего лишь в трех состояниях эти вещества могут переходить из одного состояния в другое.
Слайд 9 Такие переходы называются фазовыми.
Мы сегодня объясним два фазовых перехода – это плавление и отвердевание (кристаллизация)
Демонстрация:Плавление парафина. парафин плавим, затем выливаем его в холодную воду. Наблюдаем за процессом отвердевания парафина.
Вопросы: Что происходит с парафином?
Ответ: парафин плавится.
^ Из какого состояния в какое переходит вещество?
Ответ: Вещество переходит из твердого состояния в жидкое.
Какой процесс называют плавлением?
Переход вещества из твердого состояния в жидкое называют плавлением.
Демонстрация: лед в стакане и лед в термосе.
Вопросы: ^ Почему лед в стакане плавится, а в термосе нет?
Ответ: Лед в стакане получает тепло от окружающего воздуха, а в термосе лед не получает тепло.
При каком условии вещество плавится?
Ответ: Вещество плавится, если получает тепло.
^ Можно ли расплавить лед при температуре -10?
Ответ: Нельзя.
При какой температуре плавится лед?
Ответ: лед плавится при 0
Температуру, при которой вещество плавится, называют температурой плавления.
Вопросы: Что. произойдет с водой, если ее поместить в холодильную камеру?
Ответ: Вода замерзнет или отвердеет.
Вопросы: ^ Какой процесс называют отвердеванием? (кристаллизацией)
Переход вещества из жидкого состояния в твердое называют отвердеванием или кристаллизацией.
^ Какую температуру называют температурой кристаллизации?
Температуру, при которой вещество кристаллизуется, называют температурой кристаллизации.
^ При какой температуре кристаллизуется лед?
Ответ: Лед отвердевает при 0
Что можно сказать о температуре плавления и температуре кристаллизации?
Ответ: Температура плавления равна температуре кристаллизации.
Для понимания этих процессов надо знать, что происходит с веществом при изменении его агрегатного состояния.
Рассмотрим процессы плавления и кристаллизации на примере льда. Эксперимент: плавление льда, наблюдение за изменениями температуры льда (воды).
ДРУГОЕ НЕ ФАЗА тема 2 изменение агрегатных состояний вещества.- плавление и отвердевание льда.
Обсуждение результатов эксперимента: учащиеся рассказывают о процессе плавления льда, о том, что при непосредственном плавлении температура не изменялась, изменение стало происходить только в момент, когда весь лёд превратился в воду.
(Слайд 10) Каким образом вещества могут переходить из одного агрегатного состояния в другое? ( Предлагает учащимся график «Плавление и отвердевание льда» на слайде № 6.
(Объясняет с помощью графика переход вещества из одного состояния в другое, изменение внутренней энергии в процессе плавления и отвердевания; сублимации).
Плавление – это переход вещества из твёрдого состояния в жидкое.
Отвердевание – переход вещества и жидкого состояния в твёрдое.
Сублимация – переход вещества из твёрдого состояния в газообразное, минуя жидкую фазу (высыхание белья на морозе).
Проблема: Почему для измерения температуры наружного воздуха в холодных районах применяют термометры со спиртом, а не ртутью? (Ответы учеников) Учитель: Чтобы проверить свои ответы, найдите значения температуры плавления этих веществ по таблице №3, (страница 32, учебник физика 8, автор А.В. Перышкин).
Слайд 11 Температуры плавления определены опытным путём для каждого вещества. Работа с таблицей «Температура плавления некоторых веществ»
Слайд 12 Значение плавления и кристаллизации вещества. (Примеры приводят учащиеся). Процессы плавления и отвердевания мы наблюдаем в природе, используются в промышленности. В металлургии плавят металлы, чтобы получить сплавы: чугун, сталь, бронзу, латунь и др. пар получены из воды используют на электростанциях в паровых турбинах, сжиженный газом пользуются в холодильных установках и. т. д.
Вопросы: теп. Пл. льда, алюминия, водорода, вольфрама (применяется в лампах накаливания. Металлы, плавящиеся при температурах выше 16500С, называются тугоплавкими (титан, хром, молибден и др.). такую особенность тугоплавких металлов можно использовать в качестве жаропрочных материалов в самолетостроении, ракетной и космической технике.
Слайд 13 Существуют вещества, у которых нет определённой температуры плавления – это аморфные вещества. (смола, парафин, стекло. Свеча оставленная на долгое время изменяет свою форму – вещество текуче, аморфные вещества больше похожи по своему строению на жидкость).
V.Закрепление (15 мин)
1. - А теперь давайте проверим как вы поняли данную тему.
ВИДИО тест к уроку агрегатные состояния вещества
В каком агрегатном состоянии при комнатной температуре находятся вещества? (устно) (на интерактивной доске). Сахар, вода, воск, растительное масло, водяной пар, воздух.
ВИДИО Тест. тест к уроку «Плавление и отвердевание»
Слайд 14 ЭКРАН (5 мин)
Мини конкурс загадок по агрегатным состояниям вещества.
VI. Рефлексия (2 мин) Наш урок подошёл к концу. Пришла пора подвести итоги. (ТАБЛИЦА Оценки)
Ребята, кому из вас всё на уроке было понятно и интересно, то тот может наклеить на магнитную доску снежинку.
Слайд 15 VII. Домашнее задание Откройте дневники и запишите домашнее задание
§12-14. Упр 11. Задание стр 41 (для желающих)
Человек подобен аккумулятору и заряжается он в юности. Заряжайтесь знаниями, отношением к жизни.
-Спасибо всем нам за урок,
А главное, чтоб был он впрок!
Проверьте себя. (2 мин)
В.
А.
Б.
А.
Б.
В.
А.
В.
ТЕСТ
Какие из указанных свойств принадлежат газам?
А. имеют собственную форму.
Б. сохраняют объём.
В. не имеют собственной формы и постоянного объёма.
2. Как расположены молекулы газа?
А. двигаясь беспорядочно во всех направлениях, почти не притягиваются друг к другу.
Б. не расходятся на большие расстояния.
В. Расположены в определённом порядке.
3. Можно ли открытый сосуд заполнить на 30% его вместимости?
А. да, можно.
Б. сосуд заполнить газом на 30% заполнить нельзя.
В. Определённого ответа нет.
4. Вода замерзла и превратилась в лед. Изменились ли при этом сами молекулы воды?
А. нет, не изменились.
Б. да, изменились.
В. Определённого ответа нет.
5. Какие из указанных свойств принадлежат жидкостям?
А. имеют собственную форму и объём.
Б. легко меняют форму, но сохраняют объём.
В. не имеют собственной формы и постоянного объёма.
6. Как расположены молекулы в твердых телах?
А. Двигаясь беспорядочно во всех направлениях, почти не притягиваются друг к другу.
Б. Не расходятся на большие расстояния.
В. Расположены в определенном (строгом) порядке.
7. В бутылке находится вода объемом 0,2 л. Её переливают в колбу вместимостью 0,5 литра. Изменится ли объем воды?
А. Не изменится.
Б. Увеличится.
В. Уменьшится.
8. В помещениях, где пользуются медицинским эфиром, обычно сильно им пахнет. В каком состоянии находится эфир в помещении?