Технологическая карта урока географии Учитель : Глобинец Ольга Владимировна МАОУ СОШ №1 пгт Серышево имени Сергея Бондарева |
Тема | Три состояния вещества |
Цель урока | достичь образовательных результатов: Личностный результат – осознавать практическую и личностную значимость учебного материала Метапредметный результат – уметь анализировать текстовую, графическую и аудиовизуальную информацию, самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе анализа информации, устанавливать логические связи. Предметный результат – рассмотреть физические особенности отдельных агрегатных состояний веществ |
Задачи урока | 1) Сформировать представления о частях гидросферы и их особенностях, о свойствах воды как жидкости, ее агрегатных состояниях; о Мировом круговороте воды в природе и связи гидросферы с другими оболочками Земли. 2) Продолжить работу по обучению учащихся работе с текстом и рисунками учебника как с источниками новых знаний; 3) Сформировать опыт самостоятельного преодоления познавательных затруднений на основе рефлексивного метода; 4) Отрабатывать умения анализировать, сравнивать и рассуждать, умения оценивать свою деятельность, коммуникативные умения слушать друг друга, высказывать свою точку зрения и аргументировать ее, работать в группе. |
Планируемые результаты: | Знать основные свойства вещества Уметь доказывать наличие различия в молекул. строении веществ, приводить примеры практического использования свойств веществ в различных агрегатных состояниях, выполнять исследовательский эксперимент по изменению агрегат. сост. воды, анализировать его и делать выводы. | УУД Личностные: Объясняют свойства газов, жидкостей и твердых тел на основе атомной теории строения вещества Объясняют явления диффузии, смачивания, упругости и пластичности на основе атомной теории строения вещества. Приводят примеры проявления и применения свойств газов, жидкостей и твердых тел в природе и техник Познавательные: Выбирают смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними. Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей Регулятивные: Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона Коммуникативные: Осуществляют взаимоконтроль и взаимопомощь. Умеют задавать вопросы, обосновывать и доказывать свою точку зрения |
Тип урока | Урок общеметодологической направленности |
Формы работы | Индивидуальная, групповая |
Основные понятия | Агрегатные состояния вещества, газ, жидкость, твердое тело |
Источники информации | 1. Перышкин А.В., Гутник Е.М. Физика. 7 класс. – М.: Дрофа, 2011 2. Громцева О.И. Контрольные и самостоятельные работы по физике 7 класс: к учебнику А.В. Перышкина. Физика. 7класс. –М.: Издательство «Экзамен» 2013 |
Ресурсы | Рабочий лист, презентация |
Организационный этап |
Включить обучающихся в учебную деятельность | Добрый день, друзья! Я рада вас видеть, и очень хочу начать работу с вами! Улыбнитесь друг другу, а теперь мне. |
Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности |
Актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала | Фронтальный опрос: Какой большой раздел мы с вами изучили? (Первоначальные сведения о строении вещества) А какие темы мы рассмотрели? А что нового вы узнали о веществе? МОЛОДЦЫ! |
Подготовка обучающихся к работе на основном этапе |
Организовать коммуникативное взаимодействие , в ходе которого сформулировать тему урока, цель урока и план урока, а так же подвести обучающихся к проблемном у вопросу | Мы продолжаем с вами работу и сегодня мы будем говорить о самом загадочном веществе Земли. Наш урок мне хочется начать с таких слов: "Вода! У тебя нет ни вкуса, ни запаха, ни цвета, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами. Ты самое большое богатство на свете." Антуан де Сент-Экзопери (СЛАЙД 1) Наш жизненный опыт говорит о том, что в окружающем нас мире вода может находится в твердом (лед), жидком (вода) и в газообразном (водяной пар) состояниях. Летом мы наблюдаем воду в реках и озерах, пар содержится в окружающем нас воздухе, а зимой воду можно наблюдать в виде снега или пара. О чем сегодня будет идти речь на уроке? (ответы обучающихся) Правильно! Мы будет говорить о состояниях вещества. А как это называется, попробуйте расшифровать. ГЕАТЕАЫРГН ТНИАОЕСЯС ЩАЕЕТВСВ (СЛАЙД 2). Слушаю ваши варианты. Правильно! Агрегатные состояния вещества. (СЛАЙД 3). Возьмите рабочий лист и запишите тему урока, дату и ФИ. А какую цель мы поставим? (узнать о состояниях веществ и их свойствах). Для реализации нашей цели нужно наметить план работы. Какие вопросы мы будем изучать? План (СЛАЙД 4) Какие существуют состояния вещества? Каковы свойства твердых тел, жидкостей и газов? Молекулярное состояние твердых тел, жидкостей и газов. |
Этап усвоения новых знаний и способов действий |
Обеспечить восприятие, осмысление и первичное закрепление обучающимися изучаемого материала | А сейчас приступаем к реализации нашего плана. Как всегда работаем с чем? (ответы обучающихся) Предлагаю поработать рядами Первый ряд- будет работать с первым вопросом (п.1 стр.33-34, 37) Второй ряд- вопрос второй (п.2 стр.34, 36) Третий ряд- вопрос третий (п.3. стр.35, 36 - 37) Задание первого ряда. (СЛАЙД 5, 6) 1. Почему руками невозможно разорвать стальную проволоку или изогнуть рельс? (так как молекулы твердых тел близко расположены друг к другу) 2. С помощью чего на фабриках придают нужную форму твердым телам? (с помощью специальных станков) 3. Приведите примеры твердых тел. (дом, машина, различные инструменты, сахар, соль и т.д.) 3. Каким свойством обладает твердое тело? (оно имеет собственную форму и объем) 4.Что можно сказать о притяжении между молекулами в твердых телах? (в твердых телах притяжение между молекулами (атомами) еще больше, чем у жидкостей. Поэтому твердые тела сохраняют свою форму и объем). 5. Как расположены молекулы в твердых телах? (в виде кристаллической решетки) Задания второго ряд (СЛАЙД 7, 8) Форму чего имеет вода, которая налита в кувшин, в стакан, в бутылку? (кувшина, стакана, бутылки) Измениться ли при этом объем воды? (нет) Форму чего имеет капля дождя? (форму шара) За счет какого свойства жидкости выдувают вазы из жидкого стекла? (жидкость легко изменяет свою форму) Каким свойством обладает жидкое тело? (жидкость легко меняет свою форму, но сохраняет объем) Как расположены молекулы в жидкостях? (молекулы жидкости близко расположены друг к другу) Что можно сказать о притяжении между молекулами в жидкостях? (притяжение между молекулами жидкости не так велико, но они могут скачками менять свое положение) Основное свойство жидкости? (текучесть) Задания третьего ряда (СЛАЙД 9) Как можно почувствовать присутствие воздуха? (постоять у открытого окна движущегося поезда) Каким свойством обладают газы? (газы не имеют собственной формы и постоянного объема. Они принимают форму сосуда и полностью заполняют предоставленный им объем) Как расположены молекулы в газах? (в газах расстояние между молекулами намного больше размеров самих молекул) Что можно сказать о притяжении между молекулами в газах? (молекулы газа, двигаясь во всех направлениях, почти не притягиваются друг к другу и заполняют весь сосуд. Газы не имеют собственной формы и постоянного объема)
(СЛАЙД 10) А сейчас я предлагаю посмотреть видеофрагмент и ответить на вопрос: о каким процессах идет речь на нем? |
Этап первичной проверки понимания изученного |
1.Установить правильность и осознанность изученного материала. 2. Выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащихся | Итак, какую цель урока мы ставили? Мы ее достигли? А что мы делали, чтобы достичь цели урока? А теперь предлагаю вам выполнить тест в рабочих листах. У вас 3 минуты. Проверь себя: Стр 38 |
Этап закрепления новых знаний и способов действий |
Обеспечить в ходе закрепления повышения уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания | И так, мы с вами проделали большую работу. Выполнили много заданий. Кто желает подвести итог нашего урока? |
Этап информации о домашнем задании |
Обеспечить понимание обучающихся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | (СЛАЙД 11 ) Параграф 10, 11 Найти загадки о воде. Задание на стр. 38 |
Этап подведения итогов |
Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучающихся | Давайте подведем итог урока и оценим нашу работу. Кого можно выделить сегодня на уроке? Используя «Лист самооценки», оцените свою работу на уроке |
Этап рефлексии |
Обеспечить усвоения обучающимися принципов саморегуляции и сотрудничества | (СЛАЙД 12)Прием незаконченного предложения На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался… На этом уроке меня порадовало… Я похвалил бы себя… Особенно мне понравилось… После урока мне захотелось… Я мечтаю о … Сегодня мне удалось… Я сумел… Было интересно… Было трудно… Я понял, что… Теперь я могу… Я почувствовал, что… Я научился… Меня удивило… |