Цель данного урока познакомить учащихся со свойствами вещества, находящегося в различных агрегатных состояниях и научить объяснять свойства вещества на основании знаний о молекулярном строении вещества.
Развивать речевые и мыслительные навыки учащихся, умения анализировать, умения делать выводы по изученному материалу.Создать условия повышения интереса к изучаемому предмету.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Агрегатные состояния вещества. »
Открытый урок по физике в 7 классе
Агрегатные состояния вещества
Подготовила:
учитель физики и математики
II категории
КУ « Луганская
специализированная школа №5»
Бутенко И.С.
Цели урока:
Образовательная– сформировать представления о некоторых механических свойствах твердых тел, жидкостей, газов.
Развивающая– развивать речевые и мыслительные навыки учащихся, умения анализировать, умения делать выводы по изученному материалу.
Воспитательная – способствовать воспитанию ответственности, стремление к успеху, создать условия повышения интереса к изучаемому предмету.
Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор.
Ход урока.
I.Духовно-эстетический.
II.Установочно-мотивационный.
Проверка домашнего задания. Тест.
Какой из приведённых ниже опытов подтверждает гипотезу о том, что вещества состоят из отдельных частиц, между которыми есть промежутки?
а) растворение сахара в воде; б) притяжение булавок к магниту;
в) падение тел на землю; г) расширение тела при нагревании;
2. Явление диффузии можно наблюдать…
а) только в газах; б) только в жидкостях; в) только в твёрдых телах; г) в твёрдых телах, жидкостях и газах.
3.Чтобы диффузия медного купороса в воде протекала быстрее, сосуд с водой и медным купоросом следует поставить….
а) в холодильник; б) в самое тёмное место; в) в любое место; г) в самое тёплое место.
4.Чтобы разломить кусочек мела, нужно приложить усилие, потому что...
а) между частицами вещества действуют силы отталкивания;
б) между частицами вещества действуют силы притяжения;
в) мел – сплошное вещество.
5.Почему, сломав карандаш, мы не можем соединить его части так, чтобы он вновь был целым?
а) т. к. между молекулами увеличиваются силы отталкивания;
б) т. к. препятствием для соединения является воздух;
в) т. к. не можем сдвинуть части карандаша на расстояние, где заметно проявляются силы межмолекулярного притяжения.
6.Молекулы притягиваются друг к другу. Но почему между ними существуют промежутки и они не слипаются между собой ? Это происходит потому, что они …
а) движутся;
б) очень слабо притягиваются друг к другу;
в) при большом сближении отталкиваются.
Проводится взаимопроверка в парах, анализ и обсуждение ответов. На экране представлены правильные ответы.
Мотивация учебной деятельности.
Учитель.Многие древние религии учили , что мир состоит из 4 стихий : воздух, вода, земля, огонь.
С некоторым допущением можно сказать, что это соответствует современному представлению о агрегатных состояниях вещества: твердом , жидком , газообразном и плазме. Но плазма это не только огонь, но и целый ряд других явлений.
Это и будет темой сегодняшнего урока “Агрегатные состояния вещества” Сегодня на уроке мы выясним, какими свойствами обладают вещества в различных агрегатных состояниях, а также объясним эти свойства.
III. Содержательно-поисковый.
Прием « Виртуальное путишествие»
Учитель: Давайте пофантазируем. Представьте , что мы с вами проходим в лабораторию. Но что такое? Дверь заперта.? На замке код? Кодом являются ваши ответы на вопросы?
Из чего состоит вещество?
В каких агрегатных состояниях может находиться вещество в окружающей среде?
Какое вещество может находиться в трех агрегатных состояниях?
Учитель. Ваши правильные ответы открыли дверь лаборатории, которая изучает разные агрегатные состояния вещества. Давайте сами исследуем некоторые свойства вещества на примере воды
Упражнение « Я исследователь».
Опыт №1 Настоле лежит кусочек льда. Попробуйте его разломать , сжать или растянуть.
Вывод.
Твердое тело сохраняет форму и объем.
Опыт №3. Кусочек льда имеет форму и объем. Расплавим его. Исчезла форма , объем остался. Греем дальше – исчезает и форма и объем.
Вывод.
Газы не имеют постоянного объема и собственной формы – заполняют всю предоставленную им емкость.
Опыт №2. Проверим, имеет ли вода форму и объем.
Берем 3-4 стакана разной формы, в мерный стакан налита вода. Переливаем воду в разные стаканы, а потом снова в мерный .
Вывод.
Жидкости имеет свой объем, приобретая при этом форму сосуда , в который налита.
Переход одного состояния в другой происходит благодаря изменению температуры тела.
Учитель Опыты и примеры показали нам , какие свойства имеют твердые тела, жидкости и газы. Знания о строении вещества помогут объяснить эти свойства.
Лед, вода и водяной пар – три состояния одного и того же вещества – воды.
Что вы знаете о молекулах одного итого же вещества?
Следовательно , эти три состояния различаются не молекулами , а тем, как молекулы расположены и как движутся.
Просмотр мультфильма « Агрегатные состояния вещества»
Физкультминутка
Мы читали , за всем следили
И глаза наши стали уставать.
Им следует отдохнуть, значит сделать зарядку.
Садитесь удобней и все по порядку.
Глаза закрыли. Вы видите ночь?
Открыли, закрыли . Еще раз повторили.
Теперь посмотрите то вправо , то влево.
Вверх и вниз. Еще раз повторим.
Смотрите синеет там даль?
А гляньте на нос не уселся комар?
И вновь глазами ведите то вправо, то влево.
Все отдохнули. Беремся за дело!
Учитель Итак, вы просмотрели фильм. Давайте теперь посмотрим на картинки , на которых показано расположения молекул в веществе. Проанализируем и сделаем вывод, какое это вещество.
От чего зависит агрегатные состояния вещества? Все ли вещества могут находиться во всех трех агрегатных состояниях?
А , правильно ли вы ответили узнаем посмотрев мультфильм.
Просмотр мультфильма 2 « Агрегатные состояния вещества»
Учитель В начале урока я сказала , что существует четвертое состояние вещества – плазма.
Чем выше температура, тем свободнее чувствуют частицы вещества. В твердом теле атомы и молекулы подчинены жесткой дисциплине, четко упорядочены. В жидкостях они могут двигаться, но воля их ограничена. В газах молекулы и даже атомы перемещаются свободно,. Но в середине атомов электроны выполняют гармонический танец по своим орбитам.
В плазме электроны отрываются от атомов и приобретают полную свободу движения. Потеряв часть своих электронов, атомы и молекулы приобретают положительный электронный заряд; после этого они называются ионами.
Плазма - это газ, что состоит из положительно и отрицательно заряженных частиц .Электроны , что свободно движутся , могут переносить электрический ток. Поэтому говорят, что плазма - это проводящий газ.
Более подробно об этом состоянии вещества вы узнаете в старших классах.
IV. Оценочно-смысловой.
Дополните фразу (тест дополнения)
Учитель В каждой фразе точки есть, Затрудняют всё прочесть. Я хочу вам предложить Словом точки заменить. Смысл появится у фраз, Приступайте сей же час!
Тела, у которых частицы располагаются в определенном порядке, называются …
Расстояние между двумя молекулами меньше размеров молекул, если вещество находится в … агрегатном состоянии.
В условиях действия силы тяжести вещество принимает форму сосуда, в котором оно находится, так как притяжение между молекулами не настолько велико, чтобы сохранить свою форму. Это вещество находится в …. агрегатном состоянии.
Движение частиц представляет собой колебания около определенных точек (положений равновесия), частицы не могут уйти от этих точек. Вещество находится в ….. агрегатном состоянии.
Расстояния между молекулами много больше размеров самих молекул, поэтому молекулы слабо притягиваются друг к другу. Вещество находится в … агрегатном состоянии.
Молекулы расположены почти вплотную друг к другу, силы взаимодействия удерживают их друг около друга. Вещество находится в … агрегатном состоянии.
Вещество заполняет весь предоставленный объем, если находится в … агрегатном состоянии.
Объединитесь в группы по 4 человека. Каждая группа получает карточку с условием задачи. В течении 3 минут идет обсуждение. Затем один из членов команды дает ответ, другие члены команды могут дополнить ответ. Члены других команд могут задавать вопросы отвечающему.
Упражнение «Мир интересных задач».
Молекулы воздуха в комнате могут пролетать 300-700 метров за одну секунду. Почему запах одеколона распространяется не так быстро?
Почему чернильные пятна на столе и на полу легче вывести сразу же после того, как было пролито чернило, и значительно сложнее это сделать через некоторое время?
Можно ли заполнить газом сосуд на половину его объема? Почему?
Однажды Петя спрятал от товарищей шоколадку в карман и сел у батареи отопления смотреть телевизор. Сможет ли Петя съесть шоколадку, когда закончит смотреть телевизор?
Если джинна выпустить из бутылки, то какой объем он должен занять согласно законам физики?