Методическая разработка урока для 8 класса по теме "Агрегатные состояния вещества". Урок-путешествие в сказочную лабораторию Снежной королевы. Основная задача-познакомить учащихся 8-го класса с агрегатными состояниями вещества, характером движения и взаимодействия молекул веществ в различных состояниях, научить применять свои знания при решении конкретных задач.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Агрегатные состояния вещества »
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ФИЗИКЕ
Тема: Агрегатные состояния вещества
Автор: Митина Марина Анатольевна,
Учитель физики
г. Междуреченск
2014
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Тема урока: «Агрегатное состояние вещества».
Цель урока: Познакомить учащихся 8-го класса с агрегатными состояниями вещества, характером движения и взаимодействия молекул веществ в различных состояниях, научить применять свои знания при решении конкретных задач.
Задачи урока:
Образовательные:
Обеспечить усвоение основных задач, входящих в содержание темы урока – понятие агрегатного состояния вещества, в скольких состояниях вещества могут быть, выяснить исключения.
Сформировать специальные умения и навыки по данному материалу – объяснить причины превращения веществ различных состояний, применение изменчивости веществ в быту и промышленности.
Формирование общенаучных умений и навыков:
Учебно-интеллектуальных:
Ученик 8 класса должен:
Уметь «переносить» приобретенные знания в нестандартную ситуацию;
Устанавливать причинно-следственные связи, аналогии;
Обобщать, делать выводы о возможностях применениях агрегатного вещества
Учебно-познавательных (коммуникативных):
Уметь двумя-тремя предложениями высказывать свои мысли;
Уметь пользоваться физической терминологией.
Учебно-информационных:
Уметь «читать» и составлять схемы, таблицы;
Уметь составлять план, тезисы, конспект;
Уметь использовать дополнительные источники информации.
Учебно-организационных:
Уметь организовать свое рабочие место;
Уметь вникать в смысл учебной задачи;
Уметь осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности.
Задачи развития:
В целях решения задач: умение выделять главное, формировать умения составлять таблицы, заполнять пропуски в тексте, формулировать вывод;
Сформировать у учащихся 8 класса умения преодолевать трудности в учении;
Развить познавательный интерес, при объяснении нового материала опираясь на имеющие у учащихся знания;
Научить использовать дополнительный материал с интеллектуальной направленностью и предложить ситуацию, требующую переноса полученных знаний и умений в новую ситуацию.
Воспитательные задачи:
Содействовать в ходе урока формированию мировоззренческих понятий -познаваемость мира и природы;
Осуществлять нравственное воспитание, обеспечить в ходе урока обращение к следующим вопросам: этические нормы поведения;
В целях решения задач развития работоспособности осуществлять смену деятельности на уроке;
Содействовать формированию профессиональной ориентации, формирование интереса к исследовательским и техническим профессиям.
Подробный конспект урока
1. Организационный момент.
Приветствие учащихся. Контроль организации рабочего места (наличие дневника, учебника по физике, рабочей тетради, письменных принадлежностей). Включение в деловой ритм.
2. Проверка подготовленности к занятию.
Разминка: нужно вспомнить из курса 7класса тему «Различные состояния вещества». На демонстрационном столе находятся колба, мяч, пружина.
Вопрос: Как называются эти предметы в физике? (тела)
Вопрос: Что общего между этими телами? (состоят из молекул)
Вопрос: Из чего состоят эти тела? (молекул конкретного вещества)
Вопрос: В чем различие этих тел друг от друга? (сохранение и изменение формы и объема)
Вопрос-Вывод: В скольких состояниях могут находиться эти тела? (жидкости в 3-х, газы в двух, твердые в 2-х).
3. Подготовка учащихся к усвоению нового материала.
Предложение ребятам на время урока использовать детскую куклу, имя которой Герда, она будет путешествовать по царству Снежной Королевы, которая считает, что сердце Кая возможно растопить, если узнать характер движения молекул и взаимодействия молекул вещества в различных состояниях. За понравившиеся ответы ребята будут получать карточки в форме сосульки или снежинки. Разобравшись с одним состоянием, перейдут в другой зал вещества. Демонстрационный стол -разделен ширмами (зал твердого тела, зал жидкости, зал газа).
Распределение ролей: учитель играет роль Снежной Королевы. Для демонстрации моделей вещества 1ряд-будут молекулами твердого вещества, 2ряд-жидкостями, 3ряд-молекулы газа, ребятам раздают разноцветные кружки (чтобы детально понять, почему одни и те же вещества могут превращаться).
Данный раздел физики имеет очень большое практическое значение. Первые упоминания о строении вещества принадлежат Демокриту и Тит Лукрецию Кару.
Для будущих специалистов в медицине, биологии, экологии, технической промышленности эта тема имеет большое значение.
Эпиграф к уроку:
«Без сомнения, все наши знания начинаются с опыта» Кант Иммануил
Озвучивается тема, формулируется цель урока, эпиграф к уроку и предлагается план урока, озвучивается деятельность учащихся на уроке.
4. Изложение нового материала. Организация, осуществление и контроль учебно- познавательной деятельности учащихся.
1..Зал твердого тела
Речь Снежной Королевы: Я живу среди вечных снегов и нетающих льдов на замерзшем озере, где стоит мой ледяной трон. В моем дворце всегда можно поиграть в игры «Ледяного разума». Если вы ответите на все вопросы, Герда переместится в другой зал, силы мои ослабнут, а Кай будет освобожден. Давайте сначала поместим Герду в Зал твердого тела, а вы ответите на «ЛЕДЯНЫЕ» вопросы.
Вопрос королевы: Скажите, почему мои вещи не тают? (они не тают, потому, что при низкой температуре вода превращается в твердое тело, лед).
Вопрос королевы: У меня в королевстве лед сплошной, а снег сыпучий, почему? (молекулы одинаковые, промежутки разные). Из предложенных предметов, находящихся в «зале твердого тела» предлагается растопить.
ОПЫТ 1: растопление парафина на водяной бане, свинца в ложке.
Снежная Королева: но я не вижу маленьких молекул ни в твердом парафине, ни в жидком. Чем же отличается одно от другого? (промежутками между молекулами).
Какой же опыт можно поставить, доказывающий, что между молекулами есть промежутки?
ОПЫТ 2: Марганцовка (крупинки - твердое тело) растворяется в воде.
Снежная Королева: Как называется такой процесс? (Диффузия - взаимное проникновение молекул одного вещества между молекулами другого вещества).
Снежная Королева: в каком движении участвуют молекулы? (беспорядочном, хаотичном, в целом: тепловом). СООБЩЕНИЕ О БРОУНОВСКОМ ДВИЖЕНИИ МОЛЕКУЛ.
Снежная Королева: Герда останется в зале твердого тела, если вы не ответите еще на вопрос: почему разломленную свечу невозможно соединить, а кусочки пластилина можно? (определенное расстояние между молекулами, сила есть, связь прочна, определенное место занимают молекулы).
ОПЫТ 3: склеивание сломанной свечи, соединение кусочков пластилина.
Снежная Королева: какой из металлов может находиться в жидком основном состоянии? (ртуть) в скольких состояниях она может находиться? СООБЩЕНИЕ О РТУТИ.
Снежная Королева: знаете ли вы твердые тела, не поддающиеся плавлению? (дерево)
Задание королевы: 1 ряд продемонстрируйте модель твердого тела (ребята встают в 2-3 ряда, берутся за руки и покачиваются).
Снежная Королева: Вы открыли двери для Герды в ..Зал жидкостей!
2..Зал жидкостей
Снежная Королева: Я ничего не знаю про удивительную воду и жидкость вообще. В скольких состояниях она бывает, как жидкость можно превратить в другое вещество?
ОПЫТ: превращение льда в воду, воду в пар? СООБЩЕНИЕ ОБ УДИВИТЕЛЬНЫХ СВОЙСТВАХ ВОДЫ.
Снежная Королева: в моем королевстве есть озеро, оно замерзло и поднялось выше уровня бывшей в нем воды. Почему? (Решение оформляет ученик. Плотность воды 1000кг/м3, а льда 900кг/м3 , масса льда и воды 1кг, формула V=m|p )
Снежная Королева: теперь я понимаю почему природа позаботилась о том чтобы лед плавал на поверхности водоемов.
Снежная Королева: но не все жидкости одинаковы, например масло растительное. Испаряется медленно, загустевает и в твердое состояние очень сложно превратить.
Задание королевы: задание 2-му ряду, продемонстрировать модель жидкости.
Снежная Королева: Вы вновь открыли двери для Герды, двери в ..Зал газов!
3..Зал газов
Снежная Королева: я читала, что водяной пар невидим, но я видела в доме Кая, как над чайником клубятся пары. В скольких состояниях бывают газы? Какими свойствами они обладают? (легко сжимаемы, не имеют формы, объема)
ОПЫТ: воздушный шарик сжимаем, прокалываем его.
Снежная Королева: каков же характер движения молекул газа? (беспорядочен) Как взаимодействуют молекулы газа? (взаимодйствуют, так как подвижны, и быстрее процесс проходит если их нагреть)
Снежная Королева: Но сердце Кая по-прежнему не растаяло, (демонстрируем лед)вам осталось объяснить характер движения молекул в твердом теле и жидкостях
Поэтому последнее задание Снежной Королевы: Каждому ряду дается лист, на котором вы должны заполнить пропуски в тексте.
Актуализация знаний:
Заполнение пропусков в тексте:
Молекулы в твердых телах и кристаллах расположены………….
Они совершают…………….движение, удерживаясь в определенных местах силами молекулярного притяжения, При нагревании тел средняя скорость движения молекул……………,а колебания молекул……………..,силы, их удерживающие,………………..,вещество переходит из твердого состояния в жидкое, этот процесс называется……………….. Молекулы в расплавленном веществе расположены…………………… они движутся……………………и удерживаются в определенных местах силами молекулярного притяжения. При охлаждении тела средняя скорость движения молекул……………, размах колебаний…………………, а силы, удерживающие их……………., вещество переходит из жидкого состояния в твердое, этот процесс называется…………
Текст зачитывают те, кто быстрее справился с заданием.
ВЫВОД: Сегодня на уроке мы ввели понятие агрегатного состояния вещества, характером движения и взаимодействия молекул веществ в различных состояниях, научить применять свои знания при решении конкретных задач.