Целью создания данного продукта является контроль и коррекция знаний учащихся – одна из важнейших задач, стоящих перед учителем. Успешной реализации цели способствует отбор содержания образования по физике, структурирование образовательной информации, выбор адекватной технологии обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Метод проверки с помощью кроссворда – дополнение к известным приёмам контроля, но не альтернативен им, поскольку не даёт возможность проверить глубину понимания предмета учениками.
Для решения кроссворда из 10-15 слов не требуется много времени, но такая работа требует от учеников хороших теоретических знаний. Если кроссворд разгадан полностью, то учащийся получает оценку «100%». Все упражнения выполняются в режиме тренировки (режим тестирования предусмотрен только для вопросов с множественным выбором ответа). Результат выполнения заданий оценивается в процентах. Неудачные попытки приводят к снижению оценки.
Если какие-то слова остаются неразгаданными, то учащимся даётся возможность воспользоваться тетрадью, литературой.
Кроссворд по физике, как и другие подобные кроссворды, относятся к так называемым тематическим кроссвордам. Составлять их достаточно трудно, так как выбор слов-ответов весьма ограничен, зато они помогают глубже освоить тему, особенно при изучении её в данный момент в школе. Они дисциплинируют ум, учат правильно, чётко, разбираться в физических определениях, развивают память.
С помощью таких кроссвордов можно чаще осуществлять контроль знаний по физике, различных физических терминов, определений. А умело составив вопрос, можно проверять и более глубокие знания.
Кроссворд содержит игровую и учебную задачи. Первую обучаемый решает по условию разгадывания; вторую ставит перед ним учитель, она направлена на овладение определенными знаниями, умениями, навыками.
Как правило, решение кроссвордов эффективно после изучения очередного раздела курса физики и при обобщении учебного материала крупных разделов или всего курса в конце учебного года (используются кроссворды того типа, которые в наибольшей степени способствуют воспроизведению нужных учителю сведений — из истории физики, о применениях физических законов, методах исследования природных явлений и т.д.). Включая школьников в эту интеллектуальную игру, учитель в нетрадиционной (а значит, более интересной для учащихся) форме проверяет их знания, прочность и глубину усвоения пройденного, выявляет, какие именно вопросы нуждаются в разъяснении и закреплении.
При решении кроссворда учитель достигнет поставленной учебной цели (формирование, уточнение и систематизация определенного круга понятий и знаний, развитие интеллекта и физического мышления учащихся, воспитание у них определенных качеств личности) и наиболее достоверно определит (проверит) уровень усвоения учебного материала, если будет соблюден ряд условий:
1) заранее проверена доступность кроссворда, т.е. учтены возрастные особенности учащихся, их подготовка по физике, требования школьной программы (если ученики не обладают необходимой для решения кроссворда широтой знаний, можно заранее сообщить им некоторые трудные и вряд ли известные термины);
2) наличествуют объективные стимулы (мотивы), побуждающие учащихся работать на наилучший конечный результат (полное отгадывание кроссворда);
3) обеспечены при работе с кроссвордами только положительные эмоции учеников, т.е. веселое настроение и удовлетворение от удачного ответа;
Кроссворды позволяют одновременно актуализировать и приобрести новые знания. Данный вид заданий полезен каждому, так как расширяет кругозор, помогает лучше ориентироваться в постоянно возрастающем потоке информации. Решение кроссвордов тренирует память, оттачивает сообразительность, учит работать со справочной литературой, побуждает интерес к углублению знаний, вырабатывает умение довести начатое дело до конца.
Познавательный интерес оказывает огромное влияние на развитие важнейших качеств личности, резко снижает утомляемость учеников, создает наиболее благоприятные условия для формирования и развития нового стиля умственной работы, проявления творческой индивидуальности, способностей, дарований. Необходимым условием развития и формирования творческой личности школьников является отыскание важнейших путей побуждения учащихся к учению.
Применение кроссвордов на уроках развивает творческие способности учащихся, повышает мотивацию учащихся, дети с удовольствием работают на уроках, готовятся к урокам и различным конкурсам, принимают в них участие и показывают неплохие результаты.