Интересна формула одарённости ребёнка, выведенная сторонником этого взгляда на детскую одарённость Селивановой О.Г., к.п.н., доцентом кафедры педагогики и психологии Кировского ИПКиПРО, которая утверждает, что «детская одарённость» = Мотивация + Интеллект + Креативность. Я согласна с тем что дети, целенаправленно решающие личностно-значимые задачи, даже не обладая явными признаками одарённости, делают это с большим успехом, нежели те, кто более одарён, но менее заинтересован. Поэтому, начиняя работу с детьми, я стремлюсь привить устойчивый интерес детей к предметам. «Познание начинается с удивления тому, что обыденно», - говорил Платон.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Выявление и сопровождение одаренных детей»
Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач современного общества.
Цель своей деятельности в этом направлении в качестве учителя физики вижу в том, чтобы технологически проработать вопросы организации работы с одарёнными детьми на всех этапах обучения и воспитания с целью создания эффективной системы деятельности по их выявлению, поддержке и развитию способностей.
Интересна формула одарённости ребёнка, выведенная сторонником этого взгляда на детскую одарённость Селивановой О.Г., к.п.н., доцентом кафедры педагогики и психологии Кировского ИПКиПРО, которая утверждает, что «детская одарённость» = Мотивация + Интеллект + Креативность. Я согласна с тем что дети, целенаправленно решающие личностно-значимые задачи, даже не обладая явными признаками одарённости, делают это с большим успехом, нежели те, кто более одарён, но менее заинтересован. Поэтому, начиняя работу с детьми, я стремлюсь привить устойчивый интерес детей к предметам. «Познание начинается с удивления тому, что обыденно», - говорил Платон.
Каждый ребенок одарен с рождения, стоит только вовремя разглядеть и впоследствии развивать его способности, создавать для этого комфортные условия. Эти условия могут быть созданы не только в семье, но и в дошкольном учреждении, а также в школе и других сферах деятельности, которые обеспечивают развитие детей.
Одаренный ребенок – это ребенок, который обладает неординарными, отличающимися от других способностями, которые помогают ему представить видимый мир иначе и решать проблемы по-своему в том или ином виде деятельности [1,c.212].
Семья одаренного ребенка играет большую роль в развитии его личности и одаренности. Сколько бы мы ни рассматривали роль природно-обусловленных факторов или влияние школы на развитие личности и одаренности ученика, считаю, что значение и роль семьи является решающим.
На самом деле, работа с одарёнными или талантливыми детьми диктует определённые требования к личности педагога:
- желание работать нестандартно,
- поисковая активность, любознательность;
- знание психологии подростка и психологии одарённых детей;
- готовность педагога к работе с одарёнными детьми.
Не творческий учитель не сможет воспитать творческого ученика. Меняется жизнь – меняется школа, чем быстрее меняется школа, тем быстрее и основательнее изменения в жизни.
Главной целью работы с одаренными детьми в образовательном учреждении является создание комплекса различных условий и средств, которые направлены на совершенствование системы выявления, поддержки и развития одаренных детей в условиях образовательного пространства школы. Перед педагогом стоит задача - создать условия, при которых любой ребёнок мог бы развиваться и совершенствоваться по пути к собственному совершенству, умел мыслить самостоятельно, нестандартно.
Очень важно вовремя выявить и развивать способности у детей, в школе начинать работать с талантливыми детьми нужно уже в начальной школе. Работа эта должна вестись в системе. Методом психологических тестов, наблюдения, мониторинга диагностируемых умений многие дети выявляются в неформальной обстановке, в частности во внеурочной деятельности, на занятии кружков.
Цель внеурочной деятельности в гимназии – увлечь ребенка в определенной сфере науки, привести в действие программу творческих открытий, расширить спектр деятельности.
Работа в кружках ведется не на уровне запоминания, а на уровне активного сознания, для этого включаются упражнения на развитие познавательных сил личности: памяти, внимания, мышления и воображения. Продуктивнее всего на занятиях действует механизм обучения, когда задания составлены «от простого к сложному». Преодолевая посильные сложности, ребенок с каждым разом, с большим желанием поднимается по ступенькам знаний. В тоже время учитель использует дифференцированные задания, развивая у каждого его слабые стороны в обучении. Главное, чтобы учащиеся не боялись допустить ошибку. Поэтому для учителя является важным не подавлять желания, творческие порывы и идеи учащихся, а поддерживать их и направлять[2,c.97].
Начиная со второго класса учащиеся гимназии, проявляющие интерес к технике и научным открытиям, имеют возможность приобщиться к целому курсу преемственности школы и технических ВУЗов Самарской области.
Курс делится на две ступени: учащиеся начальной школы могут посещать кружок внеурочной деятельности «Первые шаги в науку». Физика – один из самых сложных предметов школьной программы. Поэтому делать первые шаги по формированию интереса подростков к серьезной науке в 6, 7 классах уже поздно. Начинать надо в начальной школе, а может быть, еще раньше – в детском саду. Именно в младшем школьном возрасте ребенка нужно учить наблюдать, размышлять, удивляться открытиям. Поэтому школа считает важным осуществлять преемственность с дошкольным учреждением. В связи с этим воспитатели структурных подразделений детских садов последние пять лет очень тесно сотрудничают с учителями-предметниками. Педагоги нашей школы предоставляют дополнительные услуги для воспитанников детских садов в проведении открытых занятий, мастер-классов, экспериментов. Постепенно вводя специальные предметные термины, тем самым прививают интерес к сложным физическим явлениям.
Дополнительное образование дает возможность начать формирование интереса к физике и физическим явлениям с младшего школьного возраста. С помощью простых экспериментов и наблюдений, организованных чаще всего в форме игр или соревнований, дети знакомятся с «удивительными» свойствами воды и физическими явлениями, связанными с ними: поверхностным натяжением, смачиванием, капиллярностью, преломлением световых лучей на границе воздух – вода.
На каждом занятии дети выполняют опыты, потом обязательно все вместе обсуждают результаты. Следующее занятие начинается с того, что все вместе обучающиеся вспоминают, с какими интересными свойствами воды они познакомились на прошлом занятии, а также то, с чем еще, относящимся к воде, приходилось сталкиваться в жизни, что еще можно пронаблюдать и изучить на занятии.
В основной школе на замену этого кружка появляется кружок «Занимательные эксперименты», который охватывает все классы начиная с пятого и заканчивая 11 классом. Реализация данной программы способствует развитию мышления, готовит к углубленному восприятию материала на всех ступенях обучения.
Список использованной литературы:
Гусев Д.А. Генезис представлений в понимании предназначения народного прикладного творчества в развитии сельского социума // Фундаментальные исследования. 2014. № 11-4. С. 895-898.
Жесткова Е.А. Формирование речевых умений младших школьников при создании сочинения-описания / Е.А. Жесткова, К.Н. Стрижева // Молодой ученый. - 2014. - №21.1. - С. 173-176