Просмотр содержимого документа
«Всё о магнитном поле»
Урок физики в 7 классе.
Тема: Сила трения
Цель урока: Познакомить учащихся с силой трения; закрепить полученные знание о силах в природе.
Оборудование: Динамометр; 2-3 деревянных бруска разной массой; набор грузов: песок.
Ход урока:
1.Проверка домашнего задания. (Проверка знаний уровня знаний учащихся по теме «Силы тяжести» основано на фронтальном опросе учеников по карточкам, которые подготовит учитель.)
2.Изучение нового материала. На экране текст.
«На железной дороге»
18 августа 1851 года император Николай 1 совершил поездку из Петербурга в Москву по железной дороге. Императорский поезд был готов к отправлению в 4 утра. Начальник строительства дороги, генерал Клейнмихель, чтобы подчеркнуть особенную торжественность события, приказал первую версту железнодорожного полотна покрасить белой масляной краской. Это красиво и подчеркивало то обстоятельство, что императорский поезд первым пройдет по нетронутой белизне уходящих вдаль рельсов. Однако Клейнмихель, не учил одного обстоятельства -паровоз буксовал. А что было дальше? Жандармы, подобрав полы шинелей, бежали эту версту перед поездом и посыпали песком покрашенные рельсы. Зачем?
Обсуждение учащимися текста и ответа на поставленный вопрос
А какая цель урока? (Что такое сила трения? От каких величин зависит сила трения?
Какие виды силы трения существуют?)
На доске тема урока «Сила трения»
Работа на уроке.
Опыт 1. Возникновение силы трения, перемещение бруска по опоре при помощи динамометра с постоянной скоростью.
Вывод: (Появление силы препятствующей движению)
Задание 1. Используя все имеющие предметы на парте продемонстрируйте что трение препятствует движению.
Работа с учебником. Какие виды трения существует? Найдите ответ в параграфе 32
Опыт 2.
Определения силы трения скольжения.
Положите деревянный брусок на стол и слегка толкните его. Что произошло с бруском?
Прикрепите динамометр к бруску и двигайте брусок равномерно при помощи горизонтально расположенного динамометра. Измерьте силу, с которой динамометр действует на брусок.
Сделай вывод .
Опыт 3.
Определение силы трения качения.
Расположите на столе два круглых карандаша. Поставьте на них брусок с грузами. Приведите брусок с грузами в движение при помощи динамометра. Измерьте силу трения качения
Сравните силу трения качения с силой трения скольжения.
Сделайте вывод.
Опыт 4.
Определения силы трения покоя.
Расположите брусок с тремя грузами на столе. Прикрепите динамометр к бруску. Начинайте тянуть брусок до тех пор, пока он не придет в движение, наблюдая при этом за показаниями динамометра. Как меняется сила трения покоя? Какова максимальная сила трения покоя?
Дайте сравнительную оценку силам трения покоя, скольжения и качения.
Закрепление.
Ответь на вопросы:
1.Какую силу называют силой трения?
2.Почему возникает сила трения?
3.Какие существуют силы трения?
4.При каком виде трения тел возникает наименьшая сила трения?
5.Как можно уменьшить трение?
6.При каком условии силу трения скольжения бруска можно измерить динамометром?