kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Внедрение программы «Задачи интегрированного содержания» в систему дополнительного обучения учащихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

В последние годы проблема модернизации курса физики в общеобразовательных учреждениях довольно широко обсуждается в методической литературе. Актуальность этой проблемы очевидна. Действительно, она обусловлена современным уровнем развития науки. Во-первых, прогрессом наук о природе, появлением фундаментальных теорий (теории относительности, квантовой теории, молекулярной наследственности и др.). Во-вторых, идет процесс взаимопроникновения научных знаний, сближение научных проблем физики, химии, биологии, техники. Тем самым науки объединяются, образуя межнаучные комплексы (человек и космос, человек и природа, наука и производство и т. д.).

Просмотр содержимого документа
«Внедрение программы «Задачи интегрированного содержания» в систему дополнительного обучения учащихся»

Статья

о внедрении программы «Задачи интегрированного содержания» в систему дополнительного обучения учащихся


Е.И. Черданцева,

г. Кемерово, Кемеровская обл.


Введение


В последние годы проблема модернизации курса физики в общеобразовательных учреждениях довольно широко обсуждается в методической литературе. Актуальность этой проблемы очевидна. Действительно, она обусловлена современным уровнем развития науки. Во-первых, прогрессом наук о природе, появлением фундаментальных теорий (теории относительности, квантовой теории, молекулярной наследственности и др.). Во-вторых, идет процесс взаимопроникновения научных знаний, сближение научных проблем физики, химии, биологии, техники. Тем самым науки объединяются, образуя межнаучные комплексы (человек и космос, человек и природа, наука и производство и т. д.).

Физика, как известно, «поставляет» для научно-технического прогресса основополагающие идеи, теории, методы, результаты исследований и т.п. Ее большая роль в успехах смежных наук и техники неоспорима. Именно поэтому все отрасли современной науки тесно связаны между собой. Соответственно и школьные учебные предметы не могут быть изолированы друг от друга. Из-за ограниченности времени на уроке и довольно большого объема теоретического материала по той или иной теме, я предлагаю рассматривать смежные задачи на дополнительных уроках или на групповых занятиях по физике. Применяя такой метод, у учеников наблюдается:

  • повышение научного уровня знания;

  • развитие логического мышления;

  • повышение интереса к предмету;

  • развитие творческих способностей;

  • навыки решения задач технического уровня;

  • понимание физических принципов действия машин, механизмов, аппаратов, оборудования и т. п.;

  • формирование целостной системы знаний.

Одной из основных задач обучения и воспитания в общеобразовательной школе является подготовка подрастающего поколения к активному участию трудовой деятельности, помочь правильно выбрать профессию. Так при решении задач технического уровня, проявляется интерес к таким профессиям как инженер, радио-электронщик, металлург и др.


Основная часть


Разработанная мной программа рассчитана на 10–11 классы, т. к. в общеобразовательной системе изучение предмета физики осуществляется по концентрической системе. Весь материал, который изучался в 7-9-х классах, повторяется с элементами углубленного и более подробного изучения тем. По каждому разделу физики, на дополнительных занятиях рассматриваются задачи из различных отраслей промышленности Кузбасса.


Программа для 10-11класса:

  1. Механика

  1. Кинематика

  2. Динамика

  1. Молекулярная физика

  1. Молекулярно-кинетическая теория

  2. Термодинамика

  1. Электродинамика

  1. Электростатика

  2. Постоянный электрический ток

  3. Магнетизм

  1. Электромагнитное излучение

  2. Физика высоких энергий


На подборку задач, включенных в данную программу, повлияли следующие факторы:

  1. не все задачи, приведенные в учебнике Касьянова В. А. «Физика-10; 11», по которому ведется преподавание в нашей школе, решаемы для учеников. Причина – необходимость использования дополнительной литературы, отсутствующей в школьной библиотеке. Например, на стр. 236 приводится задача по теории вероятности, формул для решения которой в учебнике не приводится.

  2. В Кузбассе широко развиты такие отрасли промышленности как химическая, пищевая и сельскохозяйственная. И, конечно, угольная промышленность – ведущая отрасль хозяйства области. Кузбасс – единственный бассейн в мире, где добыча угля ведется всеми известными способами. Именно поэтому в каждый раздел физики мной были включены задачи, связанные с угольной промышленностью, например, раздел «Физика в шахтерских касках».

  3. Решать задачи, связанные непосредственно с реальной жизнью человека, не только полезнее, но и всегда интереснее, чем с абстрактной, надуманной ситуацией.

Из всего вышесказанного проиллюстрирую ряд задач, входящих в разработанную мной программу.

В главе Механика раздел кинематики рассматриваются задачи, в которых используются данные из различных отраслей промышленности:

  • угольной: «Из шахты поднимают лебедкой. Первые две секунды груз движется без начальной скорости с ускорением 0,5 м/с2, следующие 11 с – равномерно, последние 2 с – равнозамедленно, с ускорением 0,5 м/с2. Какова глубина шахты?»;

  • химической: «Почему угарный газ быстрее проникает в организм, чем кислород? Во сколько раз скорость его проникновения больше, чем скорость проникновения кислорода?»;

  • сельскохозяйственной: «Мимо совхоза прошел трактор, двигаясь с постоянной скоростью 9 км/ч. Спустя 2 мин, из совхоза отправился в том же направлении второй трактор, который достигнув через 25 с скорости 18 км/ч, стал двигаться равномерно. Через сколько времени и на каком расстоянии от совхоза второй трактор догонит первый?»

Большое разнообразие задач для всех областей промышленности приходится на раздел «Динамика», т. к. на всех предприятиях используются механические устройства. Примеры таких задач:

  • «Найти силу давления шахтеров на дно клети в начале спуска в шахту, когда ускорение равно 0,2 м/с2. Чему равна сила давления при замедлении спуска клети, если ускорение 0,3 м/с2. В клетке находятся 25 шахтеров, вес каждого взять по 800 Н.»;

  • «Гусеничный трактор Т-75, трогаясь с места, тянет санный поезд из двух саней. Сила тяги, развиваемая трактором, равна 20 кН. Масса трактора 5660 кг, масса каждых саней 1500 кг. Найти ускорение, развиваемое трактором, и силу натяжения канатов, связывающих трактор с санями, а также сани между собой, если коэффициент трения санных полозьев о снег 0,05»;

! Во многих задачах присутствуют неизвестные термины, связанные с угольной промышленностью. Поэтому к задачам прилагается словарь шахтерских терминов. Учащиеся не только осваивают навыки решения такого типа задач, но и пополняют свои знания в терминологии. Особенно это важно для учащихся, планирующих продолжать обучение в технических учреждениях.

В главе Молекулярная физика затрагиваются задачи не только практического характера, но и теоретического:

  • «В чем заключается одно из преимуществ газонаполненной лампы накаливания перед лампой пустой?»;

  • «Каким обязательным физическим свойством должен обладать слой антикоррозийного покрытия?»;

  • «В ветеринарной терапии некоторые лекарственные вещества применяются в виде аэрозолей. Вычислите среднюю квадратичную скорость частичек аэрозоля диаметром 10-6 см и плотностью 1,5 10-3 кг/куб при 270С».

В этом же разделе немаловажная роль отводится решению задач с биофизическим, медицинским и физико-химическим содержанием:

  • «Для лечения хронического заболевания сустава на бедро коровы накладывается озокеритовая аппликация, масса озокерита в которой 6,5 кг, температура 750С. Какое количество теплоты отдаст озокерит при остывании до температуры тела коровы (370С), если считать, что благодаря наружной теплоизоляции 80% теплового потока направлено к телу коровы?»;

  • «Ионы водорода, которые получаются в слюне вследствие диссоциации кислот, вытесняют из молекулы апатита ионы кальция, в результате чего эмаль зубов растворяется:

. Расставьте коэффициенты, используя закон сохранения заряда».

Решение задач на электродинамику в основном решаются на нахождение: силы тока в двигателе комбайна, мощности шахтерского фонарика, сопротивления обмотки электродвигателя и т. п.

  • «Для подъема угля из шахты используется двигатель мощностью 3150 кВт с числом оборотов в минуту 1500. Каков расход энергии, идущей на подъем угля из шахты за 24 часа работы двигателя при напряжении 6000 В? Оценить стоимость электроэнергии, если 1 кВт стоит 60 рублей»;

  • «Почему греет электрическая лампочка шахтерских индивидуальных светильников? За период средняя величина переменного тока сети равна нулю. По закону Джоуля-Ленца, величина теплоты, выделенной за период, тоже должна быть равна нулю. Однако практика это опровергает. Как разрешить это противоречие?».

В раздел «Электромагнитные излучения» помимо прочего были включены задачи на «Фотометрию», которые были в старых учебниках (например, «Физика - 10» Мякишев Г. Я., Буховцев Б. Б. – 1987), но, к сожалению, отсутствуют в учебнике Касьянова В. А. Кроме того, в этом разделе рассматриваются задачи по «Волновой оптике», «Геометрической оптике» и др.

  • «При выращивании рассады ранней капусты выбирается площадка квадратной формы со стороной 1,3 м. Лампа силой света 400 кд подвешена над центром площадки на высоте 2,2 м. Определить максимальную и минимальную освещенность площадки»;

  • «Объяснить народную примету: «Если предзакатная заря и солнце во время заката красное, то ожидается плохая погода». Почему?»;

  • «Опытные шоферы оценивают давление воздуха в шине колеса автомашины (например, БелАЗа) по звуку, получаемому от удара о шины металлическим предметом. Как зависит звук, издаваемый шиной, от давления воздуха в ней?».

При подборе заданий по «Физике высоких энергий» мной использовались в основном данные из биологии, химии и медицины. Например,

  • «В настоящее время известен 21 радиоактивный изотоп йода с периодом полураспада от двух секунд до 1,6 ∙ 197 лет. Почему же наиболее широко в медицине используется изотоп 131I с периодом полураспада 8,1 суток?»;

  • «Согласно точным опытам С.Я. Вавилова, глаз человека адаптирован в темноте, способен уловить и зарегистрировать от 5 до 14 квантов света в секунду. Вычислите величину энергии этих порогов чувствительности для света с длиной волны 6000 ангстрем».


Кроме того, некоторые задачи, включенные в различные разделы программы, связаны с повседневной жизнью учащихся:

  • «Определить, на сколько Ом рассчитана электрическая печка «Тайга» и другие электрические приборы, находящиеся в вашей квартире»;

  • «Определить давление, которое производит на пол холодильник. Для решения задачи воспользуйтесь «Техническим паспортом».


Результаты


Данная программа апробирована в 2017-2018 гг. на 10-11 классах. Об окончательном результате работы по ней можно говорить только в 2019 году, после выпуска и трудоустройства 11-ых классов. Но уже сейчас работа по программе привела к следующему:

  • среди занимающихся по программе учащихся возник интерес к физике как предмету, о чем можно судить по посещаемости дополнительных уроков, выполнению домашнего задания;

  • повысился уровень знаний учащихся. Так, например, четверо учащихся, занимающихся по данной программе, участвовало в школьной олимпиаде, двое – в районной, и один – в городской, в которой занял первое место среди учащихся общеобразовательных учреждений.

  • многим учащимся дополнительные занятия помогли в выборе будущей профессии.

8




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Черданцева Елена Игоревна

Дата: 04.03.2018

Номер свидетельства: 460700

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Интегрированные уроки как средство здоровьесбережения  в процессе обучения школьников. "
    ["seo_title"] => string(101) "intieghrirovannyie-uroki-kak-sriedstvo-zdorov-iesbieriezhieniia-v-protsiessie-obuchieniia-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "109440"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1404554635"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(199) "Статья «Формирование ключевых  компетенций учащихся посредством интеграции естественнонаучных дисциплин»"
    ["seo_title"] => string(117) "statiaformirovaniiekliuchievykhkompietientsiiuchashchikhsiaposriedstvomintieghratsiiiestiestviennonauchnykhdistsiplin"
    ["file_id"] => string(6) "293350"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455462001"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Статья "СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ  В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ." "
    ["seo_title"] => string(75) "stat-ia-sovriemiennyie-piedagogichieskiie-tiekhnologii-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "160929"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422134465"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(206) "Статья "ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ""
    ["seo_title"] => string(125) "stat-ia-innovatsionnyie-piedagogichieskiie-tiekhnologii-kak-sriedstvo-povyshieniia-kachiestva-matiematichieskogo-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "110216"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1405694505"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства