Еримбетова Роза Панабековна
Учитель физики
Школа-лицей №3
г. Кызылорда
Республика Казахстан
Внедрение информационных технологий при обучении физике.
Аннотация
За последние годы ситуация в казахстанском образовании сильно изменилась благодаря государственным программам по информатизации, внедрению информационно-коммуникационных технологий в педагогическую практику, которые открывают поистине необозримые возможности для решения широкого круга задач.
Важная задача учителей — позаботиться о том, чтобы эти новые возможности послужили во благо детям, которые сегодня учатся в наших школах.
"Прогресс не стоит на месте!" и "Учиться никогда не поздно!"
Современный мир невозможно представить без компьютерных технологий, они довольно прочно обосновались практически во всех сферах деятельности человека. Образовательный процесс не является исключением. Использование информационных технологий в преподавании физики несут с собой новые возможности, возможность разнообразить методы преподавания, проводить исследования, которые при использовании стандартного школьного оборудования, выполнить невозможно. Меняется процесс обучения, рисунок современного урока, способы взаимодействия учителя и учеников, что повышает интерес к обучению.
Хорошо известно, что курс физики средней школы включает в себя разделы, изучение и понимание которых требует развитого образного мышления, умения анализировать, сравнивать. В первую очередь речь идет о таких разделах, как "Молекулярная физика", некоторые главы "Электродинамика", "Ядерная физика", "Оптика" и др. Строго говоря, в любом разделе курса физики можно найти главы, трудные для понимания. К сожалению, многие ученики не владеют необходимыми мыслительными навыками для глубокого понимания явлений, процессов, описанных в данных разделах. В таких ситуациях на помощь приходят современные технические средства обучения.
Я применяю информационных технологии на уроках физики в следующих направлениях:
1. Мультимедийные сценарии уроков или фрагментов уроков;
2. Подготовка дидактических материалов для уроков;
3. Использование готовых программных продуктов по своей дисциплине;
работа с электронными учебниками на уроке;
4. Поиск необходимой информации в Интернете в процессе подготовки к урокам и внеклассным мероприятиям;
5. Поиск необходимой информации в Интернете непосредственно на уроке;
работа на уроке с материалами Web-сайтов;
6. Разрабатываю тесты, используя готовые программы -оболочки;
применяю компьютерные тренажеры для организации контроля знаний.
7. Использую все возможности интерактивной доски и использую эти возможности при работе с другими программами
Особо хочу отметить применение мультимедийных сценариев уроков.
Мультимедийные сценарии уроков мною выполняются в виде презентаций с применением программы Power Point , входящей в состав пакета программ Microsoft Office . Слайды презентаций содержат иллюстративный материал для урока, фрагменты видеофильмов, и анимации. При подготовке презентации заранее продумываю структура урока, последовательность слайдов предполагает определенный темп и логику изложения материала, т.е. создается сценарий проведения урока. Например к уроку по теме «Фотоэффект», я создала не просто слайд с рисунками, заданиями, формулами, портретами ученых Столетова, Герца и Эйнштейна, но и сделала анимацию, с использованием всех возможности программы Power Point:
- показала это явление фотоэффекта, т. е. сам процесс вырывание электронов с поверхности металла, при направлении на него света.
- сделала анимацию к опыту Герца с искровым разрядом при разных значениях напряжении.
- показала увеличение скорости электронов или их кинетической энергии при увеличении частоты падающего света, соответствующий изменению цвета падающего света
- показала увеличение числа вырываемых электронов при увеличении интенсивности падающего света, который соответствовал изменению толщины линии падающего луча света.
По сравнению с традиционной формой ведения урока, заставляющей учителям постоянно обращаться к мелу и доске, использование таких сценариев высвобождает большое количество времени, которое можно употребить для дополнительного объяснения материала. При этом следует подчеркнуть, что компьютерная демонстрация физических явлений рассматривается не как замена реального физического демонстрационного опыта, а как его дополнение.
Источниками иллюстративного материала для создания презентаций служат:
- Материалы из Интернет-источников;
- Материалы, созданные собственными руками в виде слайдов, анимации
или руками учеников – видеоролики, отсканированные рисунки с различных печатных изданий.
- Электронные учебники
Электронные учебники ориентированы на изучение движения в гравитационном, электростатическом, магнитном или в любых других полях, а также движения, вызванного всевозможными видами взаимодействия объектов. В электронных учебниках легко и быстро «создаются» схемы экспериментов, модели физических объектов, силовые поля. Программа позволяет «оживить» эксперименты и иллюстрации. Электронные учебники:
«Открытая астрономия». Физикон
«Физика в картинках». Физикон
Энциклопедия Кирилла и Мефодия
«Вся школьная программа» Platinum
Репетитор «1С-Физика»
Визуальные лабораторные работы по физике
« Тестовый тренажер» Физика и астрономия 7-9 класс
Электронная библиотека Физика 7-9класс. Просвещение1,2 часть
Физика 10, 11 класс. Просвещение
«Физика и астрономия».
Физика и астрономия 8класс
Физика и астрономия- 7, 8, 9, 10, 11классы
помогают ученикам лучше понять теорию, решить задачу, осмыслить лабораторную работу, и повышает интерес учащихся к изучению предмета. Ученики самостоятельно будут создавать мультимедийные модели взаимодействия тел, физических явлений, и, изменяя параметры взаимодействия наглядно увидят результат.
Используя имеющиеся готовые программные продукты, провожу лабораторные работы, которые служат для проведения демонстрационного и ученического эксперимента. Компьютерная измерительная лаборатория позволяет на современном уровне организовать исследовательскую деятельность учащихся.
С помощью компьютера сделала дидактические карточки по некоторым темам, в которых изменяя числовое значение величин можно составить задачи в 20 и более вариантах, здесь также можно использовала отсканированные рисунки с учебников и других литератур и по ним составлять вопросы, задачи. Использование internet.
Интернет используется для поиска необходимой информации при подготовке учителя к урокам и в учебно-исследовательской деятельности учащихся. Существует ряд образовательных сайтов, где собраны обширные, достоверные информационные ресурсы по каждой учебной теме предмета. Учителю можно спланировать и легко осуществить выполнение виртуального дистанционного эксперимента на уроке. Используя информационные ресурсы электронных энциклопедий на уроке учащиеся оперативно могут узнать различные трактовки физических терминов (например, работа, трение, давление и т.д.).
Программу Microsoft Excel, я использую для вычислений и обработки результатов лабораторных работ, или проектных заданий. Например, я создала опорные образы движения тела, брошенного под углом к горизонту, или брошенного горизонтально. Обычно этот физический процесс происходит быстро, и пронаблюдать особенности этого движения невозможно. Процесс получения опорного образа движения состоит из следующих основных частей: ввод информации о движении; ввод формул или уравнении. После чего вызывая «Мастера диаграмм» получаем график. По графику можно наблюдать изменения траектории движения тел брошенных под углом к горизонту в зависимости от угла бросания и начальной скорости тела. Изменяя в соответствующих ячейках значение начальной скорости или угла броска, мы получаем соответствующую траекторию движения.
В настоящее время метод проектов приобрёл большую популярность. Метод проектов предполагает использование широкого спектра проблемных, поисковых методов, ориентированных на реальный практический результат. И в программе Power Point оформляю и представляю результаты исследования. Использования готовых программ, для создания теста
Используя готовые программы – оболочки, я по всем темам курса физики разработала тесты. В котором оценивание работы ученика, отчет набранных баллов производит компьютер, облегчая этим работу учителя как во время урока так и вне урока при подготовке к ЕНТ
В интерактивной доске объединяются проекционные технологии с сенсорным устройством, поэтому такая доска не просто отображает то, что происходит на компьютере, а позволяет управлять процессом презентации, вносить поправки и коррективы, делать цветом пометки и комментарии, сохранять материалы урока для дальнейшего использования и редактирования. К компьютеру, и, как следствие, к интерактивной доске может быть подключён микроскоп, документ-камера, цифровой фотоаппарат или видеокамера. И со всеми отображёнными материалами можно продуктивно работать прямо во время урока. Например решение задачи я могу записать на видео, этим я сэкономлю время и загораживать собой доску не буду. А разные картинки, обои в библиотеке ресурсов можно использовать при работе с другими программами.
Чтобы привести всю свою работу в систему, чтобы быстро находить мне необходимые материалы к уроку, я составила «Медиатеку по физике».
«Медиатека» является незаменимым помощником учителя, с помощью которого можно насытить уроки физики богатейшим иллюстративным материалом – от несложных графических иллюстраций, до интерактивных анимаций и физических видеоэкспериментов.
Медиатека содержит:
- Библиотека наглядных пособий
иллюстраций;
видеоматериалы;
диаграммы, схемы, таблицы;
анимаций;
флипчарты по темам
текстовые описаний, определений, физические формулы.
- Библиотека электронных пособий
Первым этапом работы с Медиатекой было составление каталога в электронном и бумажном варианте, что позволяет мне легко ориентироваться и применять ресурсы «Медиатеки» при планировании уроков. Например, готовя урок по теме «Законы Всемирного тяготения» просматриваю каталог и вижу, что по данной теме могу использовать готовую презентацию, «диффузия двух газов» – анимация, броуновское движение в жидкости -видео, диффузия в газе -видео, … и т.д.
Одним из актуальных вопросов в сфере образования за последние годы является вопрос создания портофолио. Откуда появилась такая традиция? Ответ: из жизненной необходимости, ведь требования к качеству образования постоянно повышаются. С одной стороны портфолио учителя необходимо администрации образовательных учреждений для мониторинга эффективности работы преподавателя, с другой, что более важно, – для самонаблюдения и самосовершенствования педагога, это результаты, достигнутые учителем в разнообразных видах деятельности: учебной, воспитательной, творческой, методической, исследовательской одним словом это полное собрание собственных достижений, своеобразное досье.
Портфолио можно создать в программе Power Point, Macro media, Publisher. Свое портфолио я создала и по программе Macro media, и по программе Power Point
Мое портфолио состояло из следующих разделов:
1. Общие сведения об учителе (этот раздел позволяет судить о процессе индивидуального развития педагога.)
2. результаты педагогической деятельности (материал данного раздела дает представление о динамике результатов педагогической деятельности учителя за 3года.)
3. научно-методическая деятельность (в этот раздел помещаются все методические материалы, свидетельствующие о профессионализме педагога)
4. внеурочная деятельности по предмету ( в этот раздел входят список творческих работ, рефератов, учебно-исследовательских работ, выполненных учащимися по предмету, копии дипломов полученных учащимися,
список победителей олимпиад, конкурсов, соревнований, интеллектуальных марафонов, с указанием даты, копии дипломов)
• сценарии внеклассных мероприятий, фотографии и СД-диски с записью проведенных мероприятий
5. учебно-материальная база и отзывы. (В этот раздел включила список словарей и другой справочной литературы по предмету,аудио- видео пособия,наличие ТСО, список наглядных пособии, дидактические материалы; )
Итак, я пришла к выводу, что персональный компьютер целесообразнее использовать, с моей точки зрения, на уроках для демонстрации, выполнения виртуальных лабораторных работ, компьютерного тестирования; во внеурочное время - для подготовки учащимися рефератов, докладов, участия в викторинах, КВН, различных физических вечеров. Этот инструмент освободит нас от сложной работы по подбору дидактического материала, составления заданий, тестов, списков, отчетов, привнесет в нашу работу новые творческие возможности, удобство и комфорт.
Применение информационных компьютерных технологий способствует организации специальной стимульной среды для изучения физики, повышает уровень усвоения учебного материала и влияет на качество знаний.