Просмотр содержимого документа
«Статья по теме: «Применение ИКТ на уроках физики»»
Статья учителя физики
МОУ «СОШ № 5 г.Пугачева Саратовской области»
Самойловой Татьяны Васильевны
по теме:
«Применение ИКТ на уроках физики»
г.Пугачев, 2020
Применение ИКТ на уроках физики
«Умеет учить тот, кто учит интересно».
А.Эйнштейн.
Наше время – время перемен. Новые веяния пришли с новым 21-м веком и в российское образование. Основные вопросы, которые потребовали поиска ответа: Каким должен быть человек 21 века? Как воспитать интерес к предмету физика? Что такое современный урок? Каким должен быть современный урок?
Современный урок должен, прежде всего, научить ребенка учиться, общаться и помочь осознать себя. Для этого ученику на уроке необходимо быть полноправным действующим лицом.
Появились новые подходы к извечным проблемам: как и чему учить, новые педагогические технологии, приёмы, методы, новые взгляды на взаимоотношения воспитателя и воспитуемого, учителя и ученика. Сегодня особенно важно развивать познавательную деятельность учащихся, формировать интерес к процессу познания, к способам поиска, усвоения, переработки и применения информации, что позволило бы школьникам быть субъектом учения, легко ориентироваться в современном быстро меняющемся мире.
Такой школьный предмет как физика общество давно отнесло к категории самых сложных и моя задача пробудить интерес, не отпугнуть ребят сложностью предмета, особенно на начальном этапе изучения курса физики. Существует проблема, связанная с тем, что у определённого числа обучающихся интерес к изучению физики не велик или отсутствует вовсе. Хотя, статистика последних лет показывает, что большинство учащихся понимают важность изучения физики. И все больше учащихся на государственную итоговую аттестацию за курс основной школы и в качестве выборного экзамена для поступления в ВУЗы, в военные училища выбирают физику.
Особенно важна в настоящее время проблема развития творческих способностей учащихся, ведь сейчас первостепенной задачей стало воспитание ученика творческой личностью средствами каждого учебного предмета. Чтобы учение не превратилось для ребят в скучное и однообразное занятие, нужно на каждом уроке вызывать у ребят приятное ощущение новизны познаваемого.
В своей педагогической практике я стараюсь придерживаться таких принципов: доступно, интересно, занимательно. А для этого постоянно прибегаю к помощи компьютера. Нам нельзя быть скучными и отстающими в компьютерной грамотности учителями, когда информационные технологии все глубже проникают в жизнь человека, а информационная компетентность все более определяет уровень нашей образованности.
В своей работе на уроках физики я использую элементы следующих технологий: информационно-коммуникационные технологии, проблемное обучение, игровые технологии, технологии опорных схем, дифференцированный подход к обучению, здоровьесберегающие технологии.
Остановлюсь я на информационно-коммуникационной технологии.
Информационные технологии повышают информативность урока, эффективность обучения, придают уроку динамизм и выразительность. Благодаря использованию информационных технологий на уроке можно показывать фрагменты видеофильмов, редкие фотографии, графики, формулы, анимацию изучаемых процессов и явлений, работу технических устройств и экспериментальных установок, обратиться к интерактивным лекциям. Компьютерные модели легко вписываются в традиционный урок и позволяют организовывать новые виды учебной деятельности.
ИКТ технологии можно использовать на всех этапах урока, так как они способствуют активизации учебно-познавательной деятельности учащихся.
На уроках я использую:
электронные презентации, видеоуроки по всем темам 7-11 классов «Инфоурок»
демонстрационные ресурсы позволяют показать на экране результаты компьютерного моделирования физических явлений и опытов, экспериментов и
контролирующие ресурсы позволяют проводить текущий и итоговый контроль знаний и умений, приобретённых учащимися в процессе обучения.
Для проведения тематического контроля знаний учащихся использую тесты с 7 по 11 класс и по всем темам курса физики, что способствует накопляемости оценок, даёт возможность проследить в динамике успеваемость каждого учащегося. Электронная тетрадь по физике для 11 класса (ФГОС) – это 10 разнообразных по форме, содержанию и уровню сложности упражнений для каждого урока, а также решебник, который поможет быстро узнать, как правильно решается любое задание из электронной тетради.
При подготовке учащихся к сдаче ОГЭ и ЕГЭ использование информационных технологий можно определить в следующих направлениях: проведение локального тестирования и диагностики; поиск и обработка информации в рамках подготовки к ОГЭ и ЕГЭ с использованием сети Интернет (например, интерактивные тесты на сайте ФИПИ, Решу ОГЭ, Решу ЕГЭ).
К наиболее эффективным и инновационным формам представления материала следует отнести мультимедийные презентации. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе урока, что позволяет мне оперативно сочетать разнообразные средства обучения, способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, экономии времени на уроке, насыщению его информацией. Мною разработана и систематизирована медиатека уроков – презентаций по всем разделам курса физики.
Презентация дает мне возможность проявить творчество и индивидуальность. Дети и сами охотно составляют презентации и используют их в своих ответах на уроке. В кабинете физики уже накоплена коллекция данных презентаций: «Очки или линзы», «Определение влажности воздуха», «Энергосберегающие лампочки, их плюсы и минусы», «О чём поёт пластинка», «Ультразвук и инфразвук».
Считаю применение ИКТ на уроках эффективным, так как это повышает познавательный интерес учащихся к изучению предмета, развивает внимательность, образность мышления, активизирует интерес и дисциплинирует, повышается успеваемость. Уроки получаются более интересными и насыщенными, проходят в хорошем темпе. Использование ИКТ позволяют добиться качественно более высокого уровня наглядности предлагаемого материала, значительно расширяют возможности включения разнообразных упражнений в процесс обучения, активизируют все виды памяти. Но есть и недостаток, так как нет ничего интереснее для учащихся, чем потрогать все своими руками, смоделировать и проделать опыт и сделать соответствующий вывод.
В марте 2020 все школы России столкнулись с необходимостью введения дистанционного образования. И нас выручили наработки по новым технологиям: на удалёнке я занималась со своими учениками на платформе: "Я-класс", предложила там зарегистрироваться ученикам 7-9 классов, по результатам выполненных работ наши ученики вошли в 10-ку лучших школ Саратовской области.
С учениками 9 класса занималась по программе DISCORD, а ученикам 10-11 классов в изучении, закреплении и выполнении различных видов заданий помогал программа Skype.
Я установила программу на стационарный компьютер, после добавления учеников в книгу контактов создала для каждого класса отдельный чат или группу. Занятия по программам Skype , DISCORD позволяют использовать электронные ресурсы по полной программе, помогли учителям, не имеющим опыта работы в дистанционном режиме организовать видеоуроки или консультации с помощью простых, не требующих длительного освоения инструментов. Используя электронные ресурсы , учащиеся нашей школы хорошо усвоили материал четвёртой четверти, и продолжают успешно готовиться к сдаче ЕГЭ по физике и другим предметам.
Используемая литература:
1. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. – М., 1994.
2. Дунин, С. М. Компьютеризация учебного процесса // “Физика в школе” №2,№12 2004,
3. Желдаков М. И. Внедрения информационных технологий в учебный процесс. – Мн. Новое знание, 2003. - 152 с.
4. Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании : учебное пособие для студ. высш. пед. учеб.заведений.- М.: Издательский центр “Академия”, 2003.
5. Третьякова, С.А. Компьютерные презентации // Физика №23, 2003, с-16-17. 9. Журналы ''Физика в школе''
6. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М.: Просвещение, 1987.