Статья "Особенности и методика проведения различных видов занятий"
Статья "Особенности и методика проведения различных видов занятий"
В данной статье предложены формы проведения различных видов уроков с целью развития познавательной деятельности обучающихся. В зависимости от типа урока выбраны методические приемы и формы организации деятельности обучающихся
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья "Особенности и методика проведения различных видов занятий"»
Особенности и методика проведения различных видов занятий
«Урок – это солнце, вокруг которого, как планеты,
вращаются все другие формы учебных занятий»
Н.М.Верзилина
Основная форма организации учебных занятий по физике в профессиональном колледже – урок того или иного типа. Поскольку главный признак – это его дидактическая цель, показывающая, к чему должен стремиться преподаватель в обучении, целесообразно типизацию уроков провести по этому главному признаку; тогда классификация уроков по физике будет следующей:
Урок изучения нового материала
Урок закрепления и совершенствования знаний, умений и навыков
Урок повторения, обобщения и систематизации знаний
Урок контроля и учета знаний
Комбинированный урок
При подготовке к уроку преподаватель определяет его главную задачу и выбирает для оптимального ее решения методы обучения и формы организации учебной работы. Методы обучения физике тесно связаны с формой организации занятий; в ряде случаев методы обучения предопределяют форму организации урока.
В зависимости от типа урока преподаватель выбирает форму организации. И при этом необходимо учесть, что одним из важных педагогических требований к занятиям являются разнообразие форм его проведения, способствующие повышению интереса к процессу обучения. Различные формы проведения урока не только разнообразят учебный процесс, но и вызывают у обучающихся удовлетворение от самого процесса труда. Не может быть интересным урок, если обучающиеся постоянно включаются в однообразную по структуре и методике деятельность.
Разнообразие форм учебных занятий – это различные организационные приемы, которые предоставляют обучающимся возможность участвовать в различных видах деятельности. В методике таких уроков основным активизирующим моментом следует считать положительный эмоциональный настрой на урок, который возникает у обучающихся при переходе на новый вид деятельности. Чем однообразнее деятельность обучающихся, тем острее у них потребность в смене вида деятельности.
Методическое разнообразие урока неразрывно связано с его содержанием, целями, возрастными особенностями учащихся, личностью самого педагога. Я использую в своей работе различные нестандартные формы проведения уроков: урок-театр, урок-соревнование, урок-бенефис, урок-игра, урок - аукцион, урок – творческий отчет, урок- семинар, урок - круглый стол, урок – исследование. Это далеко не весь перечень проводимых мною уроков, позволяющих разнообразить учебный процесс.
Так, например, урок по теме «Общие сведения о полупроводниках» провожу в форме сказочного обзора, т.е. рассказывая о том, как полупроводники превратились из гадкого утенка в прекрасного лебедя, сообщаю общие сведения о полупроводниках и перечисляю их свойства. Данный метод позволяет рассмотреть тему в более широком аспекте, а, следовательно, помогает учащимся глубже понять и запомнить материал.
После тем «Планета Земля» и «Луна – единственный спутник Земли» провожу обобщающий урок – сочинение на тему: «Если бы не было Луны…», в ходе которого не только осуществляю контроль знаний, но и развиваю у учащихся умение грамотно и последовательно выражать свои мысли. Результаты проверки сочинений позволяют увидеть, насколько глубоко учащиеся усвоили пройденный материал.
Отдельное место в моей педагогической деятельности занимают игровые уроки, так как именно в игре максимально реализуются возможности каждого отдельно взятого учащегося. Урок – «угадай афоризм» требует от преподавателя большой подготовительной работы. Во-первых нужно найти короткий афоризм (чтобы отгадать его за один урок), во вторых, этот афоризм должен быть поучительным для обучающихся и в – третьих, необходимо подобрать задачи и ключи ответов к ним, которые позволят этот афоризм отгадать. Ход урока выглядит следующим образом: обучающимся раздаются пронумерованные задачи, а на доске вывешивается плакат со всевозможными ответами, рядом с которыми находится соответствующая буква. Решив задачу, обучающийся на доске в пустую клетку с номером задачи, вписывает букву. И когда все решат свои задачи, можно будет прочитать афоризм. Если располагаю временем, провожу небольшую беседу о смысле выбранного афоризма.
По некоторым темам считаю целесообразным проведение уроков с чтением и обсуждением докладов (уроки – семинары). Например, при изучении тем «Роль тепловых двигателей в жизни человека», «Применение газового разряда в технике», провожу уроки именно в такой форме.
Урок – ринг можно организовать по разному, в зависимости от материала и возможностей обучающихся. Например, обобщающий урок по теме «Магнитные свойства тел» провожу по следующей схеме:
1.Вводный инструктаж (объяснение правил и хода игры)
2.Деление группы на команды и выбор названий команд
3.Мини-дебаты «Преимущества – недостатки»
4.Работа в командах по карточке-цепочке
5.Ты – мне, я – тебе.
6.Конкурс умников (решение задач)
7.Подведение итого урока (оценки выставляются всем членам команды с учетом вклада в конечный результат)
Такая форма проведения урока формирует умение работать в группах, ответственность каждого за конечный результат.
Но наряду с нестандартными уроками нельзя пренебрегать и такими традиционными формами, как рассказ, беседа, лекция и т.д. Метод рассказа, позволяет излагать тему по определенному последовательно развивающемуся плану с применением убедительных примеров. Методом рассказа я излагаю такой материал, который несет в себе научную информацию, нуждающуюся в пояснениях, разъяснениях, так как для большинства обучающихся она является новой и по ней нельзя развернуть активную беседу. А при объяснении тем, материал которых учащимся уже знаком, урок лучше построить в форме беседы, заранее подготовив ряд вопросов для обсуждения. Например, при объяснении темы «Молекулярное строение жидких тел» лучше всего использовать беседу, так как материал учащимися изучался еще в школьном курсе физики.
А материал, который содержит большой объем информации, множество вводимых понятий и формул, лучше всего давать в форме лекции.
Необходимо отметить, что не на последнем месте по своей эффективности комбинированные уроки, решающие несколько дидактических задач: проверка домашнего задания, повторение пройденного материала, объяснение новой темы, закрепление изученного. Чтобы такие уроки не стали монотонными и скучными, предлагаю их «разбавить» различными вставками. Например, на уроке по теме «Первый закон термодинамики» при объяснении новой темы предлагаю учащимся рассказ – вставку «Трагедия Роберта Майера».
В данной статье я привела лишь немногие примеры из опыта использования разнообразных форм и методов обучения. А применение мною информационно-коммуникативных технологий позволяет сделать любой урок интересным, а материал, даже такого сложного предмета, как физика, наглядным, доступным и легкоусвояемым.