kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья "Особенности и методика проведения различных видов занятий"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье предложены формы проведения различных видов уроков с целью развития познавательной деятельности обучающихся. В зависимости от типа урока выбраны методические приемы и формы организации деятельности обучающихся

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Особенности и методика проведения различных видов занятий"»

Особенности и методика проведения различных видов занятий

«Урок – это солнце, вокруг которого, как планеты,

вращаются все другие формы учебных занятий»

Н.М.Верзилина



Основная форма организации учебных занятий по физике в профессиональном колледже – урок того или иного типа. Поскольку главный признак – это его дидактическая цель, показывающая, к чему должен стремиться преподаватель в обучении, целесообразно типизацию уроков провести по этому главному признаку; тогда классификация уроков по физике будет следующей:

Урок изучения нового материала

Урок закрепления и совершенствования знаний, умений и навыков

Урок повторения, обобщения и систематизации знаний

Урок контроля и учета знаний

Комбинированный урок

При подготовке к уроку преподаватель определяет его главную задачу и выбирает для оптимального ее решения методы обучения и формы организации учебной работы. Методы обучения физике тесно связаны с формой организации занятий; в ряде случаев методы обучения предопределяют форму организации урока.

В зависимости от типа урока преподаватель выбирает форму организации. И при этом необходимо учесть, что одним из важных педагогических требований к занятиям являются разнообразие форм его проведения, способствующие повышению интереса к процессу обучения. Различные формы проведения урока не только разнообразят учебный процесс, но и вызывают у обучающихся удовлетворение от самого процесса труда. Не может быть интересным урок, если обучающиеся постоянно включаются в однообразную по структуре и методике деятельность.

Разнообразие форм учебных занятий – это различные организационные приемы, которые предоставляют обучающимся возможность участвовать в различных видах деятельности. В методике таких уроков основным активизирующим моментом следует считать положительный эмоциональный настрой на урок, который возникает у обучающихся при переходе на новый вид деятельности. Чем однообразнее деятельность обучающихся, тем острее у них потребность в смене вида деятельности.

Методическое разнообразие урока неразрывно связано с его содержанием, целями, возрастными особенностями учащихся, личностью самого педагога. Я использую в своей работе различные нестандартные формы проведения уроков: урок-театр, урок-соревнование, урок-бенефис, урок-игра, урок - аукцион, урок – творческий отчет, урок- семинар, урок - круглый стол, урок – исследование. Это далеко не весь перечень проводимых мною уроков, позволяющих разнообразить учебный процесс.

Так, например, урок по теме «Общие сведения о полупроводниках» провожу в форме сказочного обзора, т.е. рассказывая о том, как полупроводники превратились из гадкого утенка в прекрасного лебедя, сообщаю общие сведения о полупроводниках и перечисляю их свойства. Данный метод позволяет рассмотреть тему в более широком аспекте, а, следовательно, помогает учащимся глубже понять и запомнить материал.

После тем «Планета Земля» и «Луна – единственный спутник Земли» провожу обобщающий урок – сочинение на тему: «Если бы не было Луны…», в ходе которого не только осуществляю контроль знаний, но и развиваю у учащихся умение грамотно и последовательно выражать свои мысли. Результаты проверки сочинений позволяют увидеть, насколько глубоко учащиеся усвоили пройденный материал.

Отдельное место в моей педагогической деятельности занимают игровые уроки, так как именно в игре максимально реализуются возможности каждого отдельно взятого учащегося. Урок – «угадай афоризм» требует от преподавателя большой подготовительной работы. Во-первых нужно найти короткий афоризм (чтобы отгадать его за один урок), во вторых, этот афоризм должен быть поучительным для обучающихся и в – третьих, необходимо подобрать задачи и ключи ответов к ним, которые позволят этот афоризм отгадать. Ход урока выглядит следующим образом: обучающимся раздаются пронумерованные задачи, а на доске вывешивается плакат со всевозможными ответами, рядом с которыми находится соответствующая буква. Решив задачу, обучающийся на доске в пустую клетку с номером задачи, вписывает букву. И когда все решат свои задачи, можно будет прочитать афоризм. Если располагаю временем, провожу небольшую беседу о смысле выбранного афоризма.

По некоторым темам считаю целесообразным проведение уроков с чтением и обсуждением докладов (уроки – семинары). Например, при изучении тем «Роль тепловых двигателей в жизни человека», «Применение газового разряда в технике», провожу уроки именно в такой форме.

Урок – ринг можно организовать по разному, в зависимости от материала и возможностей обучающихся. Например, обобщающий урок по теме «Магнитные свойства тел» провожу по следующей схеме:

1.Вводный инструктаж (объяснение правил и хода игры)

2.Деление группы на команды и выбор названий команд

3.Мини-дебаты «Преимущества – недостатки»

4.Работа в командах по карточке-цепочке

5.Ты – мне, я – тебе.

6.Конкурс умников (решение задач)

7.Подведение итого урока (оценки выставляются всем членам команды с учетом вклада в конечный результат)

Такая форма проведения урока формирует умение работать в группах, ответственность каждого за конечный результат.

Но наряду с нестандартными уроками нельзя пренебрегать и такими традиционными формами, как рассказ, беседа, лекция и т.д. Метод рассказа, позволяет излагать тему по определенному последовательно развивающемуся плану с применением убедительных примеров. Методом рассказа я излагаю такой материал, который несет в себе научную информацию, нуждающуюся в пояснениях, разъяснениях, так как для большинства обучающихся она является новой и по ней нельзя развернуть активную беседу. А при объяснении тем, материал которых учащимся уже знаком, урок лучше построить в форме беседы, заранее подготовив ряд вопросов для обсуждения. Например, при объяснении темы «Молекулярное строение жидких тел» лучше всего использовать беседу, так как материал учащимися изучался еще в школьном курсе физики.

А материал, который содержит большой объем информации, множество вводимых понятий и формул, лучше всего давать в форме лекции.

Необходимо отметить, что не на последнем месте по своей эффективности комбинированные уроки, решающие несколько дидактических задач: проверка домашнего задания, повторение пройденного материала, объяснение новой темы, закрепление изученного. Чтобы такие уроки не стали монотонными и скучными, предлагаю их «разбавить» различными вставками. Например, на уроке по теме «Первый закон термодинамики» при объяснении новой темы предлагаю учащимся рассказ – вставку «Трагедия Роберта Майера».

В данной статье я привела лишь немногие примеры из опыта использования разнообразных форм и методов обучения. А применение мною информационно-коммуникативных технологий позволяет сделать любой урок интересным, а материал, даже такого сложного предмета, как физика, наглядным, доступным и легкоусвояемым.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Статья "Особенности и методика проведения различных видов занятий"

Автор: Малаева Айнур Токтасыновна

Дата: 13.02.2023

Номер свидетельства: 625493

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Статья "Особенности преподавания литературного  чтения на русском языке в казахской  школе" "
    ["seo_title"] => string(101) "stat-ia-osobiennosti-priepodavaniia-litieraturnogho-chtieniia-na-russkom-iazykie-v-kazakhskoi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "139428"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417711788"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Статья "Нестандартные формы уроков" "
    ["seo_title"] => string(36) "stat-ia-niestandartnyie-formy-urokov"
    ["file_id"] => string(6) "109867"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1405169111"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Статья: Методические советы проведения урока по лёгкой атлетике "
    ["seo_title"] => string(75) "stat-ia-mietodichieskiie-soviety-proviedieniia-uroka-po-lioghkoi-atlietikie"
    ["file_id"] => string(6) "110894"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1406735029"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(273) "Статья "Применение инновационных здоровьесберегающих технологий при формировании  здорового образа жизни у воспитанников школы-интерната VIII вида" "
    ["seo_title"] => string(166) "stat-ia-primienieniie-innovatsionnykh-zdorov-iesbierieghaiushchikh-tiekhnologhii-pri-formirovanii-zdorovogho-obraza-zhizni-u-vospitannikov-shkoly-intiernata-viii-vida"
    ["file_id"] => string(6) "158419"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421743595"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "статья на тему "Применение современных образовательных технологий на уроках физики" "
    ["seo_title"] => string(95) "stat-ia-na-tiemu-primienieniie-sovriemiennykh-obrazovatiel-nykh-tiekhnologhii-na-urokakh-fiziki"
    ["file_id"] => string(6) "168337"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423223266"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства