Просмотр содержимого документа
«Средства новых информационных технологий при обучении физике в школе»
СРЕДСТВА НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ В ШКОЛЕ
Юртанов М. П., учитель физики и математики ГК ОУ РМ «Ардатовская общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушением зрения»
Современное инновационное образование в школе предусматривает значительное расширение роли информационных технологий. Задачи, которые стоят перед учителем физики – создание условий для повышения интереса учащихся к физике, вовлечение учащихся в активную творческую, исследовательскую деятельность; формирование компетенций учащихся на уроках с ИКТ; развитие творческого начала в деятельности ребенка, формирование у него положительной мотивации к учебному предмету. В настоящее время появилась необходимость использования в процессе обучения новых информационных технологий на уроках физики для повышения качеств знаний учащихся по физике и творческое усвоение знаний школьниками. Изменение всех составляющих методической системы связано с: оригинальным способом постановки и решения педагогических задач; оперативностью в использовании средств и способов педагогической деятельности; умением моделировать урок в разнообразных технологиях развивающего образования с использованием ИКТ. Включение средств новых информационных технологий в учебный процесс изменяет роль средств обучения, используемых в процессе преподавания физики, а использование средств новых информационных технологий изменяет учебную среду, в которой происходит процесс обучения.
Эффективность информационных технологий зависит от того, как их будет использовать учитель. Все зависит от способов и форм применения этих технологий. В нашей школе обучаются дети, нуждающиеся в специализированном процессе обучения и воспитания. Слабовидящим и слепым детям трудно адаптироваться в окружающем мире, поэтому информационно-коммуникационные технологии являются превосходными помощниками в процессе обучения и развития обучающегося. Их использование помогает в процессе деятельности воспитывать у школьников положительное отношение к физике, развивать интерес к физическим знаниям, лучше понимать процессы и явления, связанные с физикой.
Среди основных средств обучения, ориентированных на школьников с особенными потребностями обучения, можно выделить аудиокниги. Аудиокниги – идеальный вариант для слепых и слабовидящих людей, которые имеют ограничения в возможности работать с бумажными книгами. В то же время повсеместное использование электронных цифровых устройств позволяет использовать электронные образовательные ресурсы практически постоянно. Если ранее аудиокнига была компакт-диском, то сейчас она стала электронным ресурсом в сети. Доступ к глобальной компьютерной сети открывает возможности пользоваться Интернет-ресурсами многих образовательных сайтов, в том числе виртуальными электронными библиотеками. Не многие подобные ресурсы имеют школьные и научно-познавательные разделы. Среди доступных библиотек можем назвать Global Physics (http://globalphysics.ru) и MirAudioBook (ttp://miraudiobook.ru/news/fizika/1-0-45).
Электронные аудиокниги по физике преимущественно охватывают тематический курс физики одного класса, например, «Физика 7 класс», «Физика 8 класс» и т. д. Они имеют более детальные информационные потоки по основным темам школьной программы по физике. Кроме того, имеются и информационные ресурсы в виде аудиокурса, включающего в себя сразу несколько школьных разделов, обычно это «Физика. 7–9 классы» или «Физика. 7–11 классы». Они охватывают основные разделы школьной программы по физике с 7 по 9 или с 7 по 11 классы. Курс предназначен преимущественно для школьников, желающих сдать Государственную итоговую аттестацию в 9-м (ГИА) или 11-м классе (ЕГЭ). Подобные аудиокурсы полезны и абитуриентам, желающим вспомнить основные разделы элементарной физики, а также тем, кому нужно сдать ДВИ (дополнительное внутреннее испытание) в вузе. К таким курсам относится, например, аудиокурс «Физика. 7–11 классы» И. В. Лимонова, И. А. Горького и др. продолжительностью более 18 часов издательства ИДДК.
Использование того или иного вида аудиокниг определяется целью ее использования, этапом обучения и т. д. В своей педагогической деятельности я использую аудиокниги, во-первых, как средство, альтернативное учебникам, для самостоятельного изучения тем, пропущенных обучающимся, во-вторых, для получения дополнительной информации по темам, выходящим за рамки школьной программы по физике, в-третьих, как дополнительный инструмент проработки и закрепления основных тем при подготовке к итоговым экзаменационным испытаниям (ГИА и ЕГЭ) по физике.
Таким образом, аудиокниги – это сильная, гибкая система, структура которой способствует быстрому пониманию и усвоению информации. В целом аудиокниги позволяют активизировать мыслительную деятельность и повысить интерес учащегося к физической науке. Хотелось бы отметить, разумеется, что компьютерные технологии не могут полностью заменить, ни натуральный эксперимент, ни лабораторные работы, ни самого преподавателя, но использование их в разумных пределах и в хорошем сочетании, дают более высокую оценку усвоения материала обучающимися.
Литература
1. Гомулина Н. Н. Использование Интернет-ресурсов при формировании у обучающихся школы естественнонаучной картины мира // Физика в школе. – 2016. – № 1.
2. Усова А. В., Бобров А. А.Формирование учебных навыков на уроках физики. – М. : Просвещение, 1988.