Показать модель современного урока, характер взаимодействия «учитель–ученик» в современном образовании, отразить положительные стороны урока, соответствующего требованиям ФГОС, познакомить с основными требованиями, предъявляемыми к организации современного урока. Осознание основных критериев современного урока. Критическое осмысление собственного уровня профессиональной деятельности и необходимости повышения уровня самообразования. Повышение интереса педагогов к современным технологиям
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Современный урок в условиях внедрения ФГОС»
Современный урок в условиях внедрения ФГОС
Литвинцева Т.В. учитель физики МБОУ СОШ №26 г. Новокузнецк Кемеровская область
Цель: показать модель современного урока, характер взаимодействия «учитель–ученик» в современном образовании, отразить положительные стороны урока, соответствующего требованиям ФГОС, познакомить с основными требованиями, предъявляемыми к организации современного урока. Осознание основных критериев современного урока. Критическое осмысление собственного уровня профессиональной деятельности и необходимости повышения уровня самообразования. Повышение интереса педагогов к современным технологиям
Задачи:
Сформировать понятие «современный урок».
Определить пути повышения эффективности современного урока.
Изучить основные отличия современного урока от традиционного.
Составить конспект урока в соответствии с требованиями ФГОС.
Сделать вывод о необходимости внедрения ФГОС.
Проблема:
Каким должен быть урок?
Что значит хороший урок?
Что такое современный урок?
Что придает современность уроку?
Чем сегодняшний урок отличается от вчерашнего?
Актуальность В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. И школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться. Выйдя из стен школы, выпускник должен продолжить саморазвитие и самосовершенствование, а для этого необходимо научиться определённым способам действий. Современная жизнь предъявляет сегодня человеку жёсткие требования–это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, качества Лидера, а самое главное–умение ориентироваться в большом потоке информации. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии – урок остаётся главной формой организации учебного процесса. И для того, чтобы реализовать требования, предъявляемые Стандартами второго поколения, урок должен стать новым, современным!
Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться». Главное для учителя - помнить, что все учащиеся - звезды, маленькие и большие, близкие и далекие, но одинаково красивые. Каждая звездочка выбирает свою траекторию полета. Каждая звездочка мечтает сиять. И наша задача - помочь ученикам в этом.
Урок современного типа
Урок – первый очаг, согревшись у которого человек стремится стать мыслителем (В. Сухомлинский)
Ежедневно, на каждом уроке ученик должен что–то добыть своими усилиями (В. Сухомлинский)
Урок – это систематически применяемая для решения задач обучения, воспитания и развития обучающихся форма организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени (Скаткин М.Н.).
Современный урок – это, прежде всего, урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ (Конаржевский Ю. А.).
Требования, предъявляемые к современному уроку
урок должен являться логической единицей темы, иметь свою строгую, единую внутреннюю логику, определяемую дидактическими целями и содержанием.
строиться на основе учёта программных требований и требований учебных стандартов; диагностики потребностей и возможностей учащихся; самооценки возможностей учителя
должен иметь точное дидактическое назначение(тип) и свои неповторимые особенности
нацелен на конкретные результаты
должен иметь рациональную структуру и темп.
изложение материала на уроке должно быть вариативным по своей структуре.
должен предусматривать задания, предполагающие применение новых знаний на практике в изменённой ситуации по сравнению с изученной .
большая часть знаний должна быть получена в процессе самостоятельного поиска путём решения поисковых задач.
существенной стороной урока является индивидуализация обучения. Она необходима в качестве условия, обеспечивающего работу каждого ученика в доступном ему темпе, для поощрения перехода одного уровня развития к другому.
эффективность современного урока предполагает и применение современных технологий и ИКТ
должны применяться многообразные формы, методы и средства.
Особое внимание уделяют тем из них, которые при прочих равных условиях, при данном мастерстве учителя способны обеспечить максимальную эффективность данного урока
урок должен служить не только обучению, но и воспитанию учащихся. Воспитывать компонентами, содержанием, методами и средствами обучения, организацией, уровнем и характером классного коллектива, обликом учителя, общей атмосферой.
обеспечивается корректный дифференцированный подход к учащимся
учитель способствует становлению и развитию учебно-познавательной деятельности учащихся и эффективно ею управляет
Современный урок – одна из важнейших проблем не только педагогики, но и школьной гигиены. Речь идёт о рациональной организации учебного занятия.
для проведения урока необходима благоприятная обстановка
учитель проводит рефлексию урока и самоанализ урока
урок проводится по плану, который является творческим документом учителя
Основные компоненты современного урока
1. Организационный – организация класса в течение всего урока, готовность учащихся к уроку, порядок и дисциплина.
2. Целевой – постановка целей учения перед учащимися, как на весь урок, так и на отдельные его этапы.
3. Мотивационный – определение значимости изучаемого материала, как в данной теме, так и во всем курсе.
4. Коммуникативный – уровень общения учителя с классом.
5. Содержательный – подбор материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы и т.п.
6. Технологический – выбор форм, методов и приемов обучения, оптимальных для данного типа урока, для данной темы, для данного класса и т.п.
7. Контрольно-оценочный – использование оценки деятельности ученика на уроке для стимулирования его активности и развития познавательного интереса.
8.Аналитический – подведение итогов урока, анализ деятельности учащихся на уроке, анализ результатов собственной деятельности по организации урока.
Характеристики современного урока
на современном уроке нет места скуке, страху и злости от бессилия,
на современном уроке царит атмосфера интереса, доверия и сотрудничества,
на современном уроке есть место каждому ребенку, потому что современный урок-залог его успеха в будущем!
Основные этапы урока:
определение цели и задач;
отбор содержания учебного материала;
подбор методов и приёмов обучения;
определение форм организации деятельности учащихся;
подбор материала для домашней работы учащихся;
определение способов контроля;
продумывание места, времени на уроке для оценки деятельности учащихся;
подбор вопросов для подведения итога урока.
1.Организационный момент.
Цель:включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне. «Хочу, потому что могу».
• 1-2 минуты;
• У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность.
• включение детей в деятельность;
• выделение содержательной области.
Приёмы работы:
• учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони друг друга с соседом по парте);
• учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; дети высказываются;
• девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех»);
• самопроверка домашнего задания по образцу.
Настроить детей на работу, проговаривая с ними план урока («потренируемся в решении примеров», «познакомимся с новым вычислительным приёмом», «напишем самостоятельную работу», «повторим решение составных задач»
II. Актуализация знаний.
Цель:повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
1. 4-5 минут;
2. Возникновение проблемной ситуации.
• актуализация ЗУН и мыслительных операций (внимания, памяти, речи);
• создание проблемной ситуации;
• выявление и фиксирование в громкой речи: где и почему возникло затруднение; темы и цели урока.
Вначале актуализируются знания, необходимые для работы над новым материалом. Одновременно идёт работа над развитием внимания, памяти, речи, мыслительных операций.
Затем создаётся проблемная ситуация, чётко проговаривается цель урока.
III. Постановка учебной задачи.
Цель:обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»);
проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока. • 4-5 мин;
Методы постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог.
IV. «Открытие нового знания»
(построение проекта выхода из затруднения).
Этап изучения новых знаний и способов действий
Цель:решение УЗ (устных задач) и обсуждение проекта её решения.
• 7-8 мин;
• Способы: диалог, групповая или парная работа:
• Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог, подводящий без проблемы диалог.
• организация самостоятельной исследовательской деятельности;
• выведение алгоритма.
Новое знание дети получают в результате самостоятельного исследования, проводимого под руководством учителя. Новые правила они пытаются выразить своими словами.
В завершении подводится итог обсуждения и даётся общепринятая формулировка новых алгоритмов действий. Для лучшего их запоминания, там, где это возможно, используется приём перевода правил на язык образов.
V. Первичное закрепление.
Этап закрепления знаний и способов действий
Цель:проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.
• 4-5 минут;
• Способы: фронтальная работа, работа в парах;
• Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий.
• выполнение заданий с проговариванием в громкой речи
В процессе первичного закрепления примеры решаются с комментированием: дети проговаривают новые правила в громкой речи.
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Самоанализ и самоконтроль
Этап применения знаний и способов действий
Цель:каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.
• 4-5 минут;
• Небольшой объем самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий);
• Выполняется письменно;
• Методы: самоконтроль, самооценка.
При проведении самостоятельной работы в классе каждый ребёнок проговаривает новые правила про себя. При проверке работы каждый должен себя проверить - всё ли он понял, запомнил ли новые правила. Здесь необходимо создать для каждого ребёнка ситуацию успеха.
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
• 7-8 минут;
• Сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие;
• Заем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.
При повторении ранее изученного материала используются игровые элементы - сказочные персонажи, соревнования. Это создаёт положительный эмоциональный фон, способствует развитию у детей интереса к урокам.
VIII. Рефлексия деятельности (итог урока).
Цель:осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
• 2-3 минуты;
Вопросы:
• Какую задачу ставили?
• Удалось решить поставленную задачу?
• Каким способом?
• Какие получили результаты?
• Что нужно сделать ещё?
• Где можно применить новые знания?
В процессе первичного закрепления примеры решаются с комментированием: дети проговаривают новые правила в громкой речи.
Система универсальных учебных действий (УУД)
В широком значении «универсальные учебные действия» – саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В более узком (собственно психологическом значении) «универсальные учебные действия» – это совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
коммуникативные,
регулятивные,
личностные,
познавательные
Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей¸ самого себя и своего будущего.
Регулятивные действияобеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает базу будущего профессионального образования и самосовершенствования.
Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.
Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу.
Цели и задачи урока
Традиционно в уроке выделялись три группы целей: обучающие, воспитательные, развивающие. Цели формулировались относительно деятельности учителя как его действия по поводу освоения детьми учебной темы. А дальше в зависимости от типа урока, имеющего определенную дидактическую цель учитель определял этапы урока и логику выполнения учебных заданий.
Одним из главных условий ФГОС ОО является вовлечение учащихся в процесс целеполагания. Для того чтобы начать изменение себя, научится чему-либо ученик должен этого захотеть и дать себе соответствующую установку – поставить цель. Это может произойти в связи с тем, что ученик чего-то не знает или не умеет, а для него это важно. Цель ученика – научиться что-то делать или что-то узнать.
Проектирование целей современного урока должно соответствовать требованиям системно-деятельностного подхода с позиций ФГОС. С этих позиций учитель должен определять цели урока как систему задач ученика в рамках учебной темы в соответствии с тремя группами образовательных результатов (предметные, метапредметные, личностные).
Образовательные задачи
Образовательные задачи урока состоят в усвоении учащимися определённой системы знаний, формировании на основе этих знаний общеучебных и специальных умений и навыков.
Образовательные
Усвоение учащимися понятия…
Познакомить учащихся с…
Обеспечить понимание учащимися…
Обобщить и систематизировать материал по теме…
Ознакомить учащихся с …
Развивающие задачи
Развивающие задачи урока – отражают основные умения, которые вырабатываются на данном занятии
Развивающие
развитие у школьников познавательной компетенции …
развитие речи как показателя интеллектуального и общего развития…
развивать мышление…
развитие сенсорной сферы..
развитие двигательной сферы..
Воспитательные задачи
Воспитательные задачи – охватывают все направления воспитания: умственное, нравственное, трудовое, экологическое, эстетическое, правовое и т.д. Воспитательные задачи урока предполагают получение учащимися нравственных ценностей из содержания учебного материала урока.
Воспитательные
воспитывать чувство ответственности каждого школьника за собственную деятельность и деятельность всего класса
способствовать сплочению команды, класса …
отражение аспектов нравственного и эстетического воспитания
Типология уроков
В теории и практике обучения ведущее значение отводится следующим типологиям уроков:
- по основной дидактической цели;
- по основному способу их проведения;
- по основным этапам учебного процесса.
По основной дидактической цели выделяют такие типы уроков:
- урок ознакомления с новым материалом;
- урок закрепления изученного;
- урок применения знаний и умений;
- урок обобщения и систематизации знаний;
- урок проверки и коррекции знаний и умений;
- комбинированный урок;
По основному способу проведения уроки подразделяют на уроки:
- в форме беседы;
- лекции;
- экскурсии;
- киноуроки;
- самостоятельная работа учащихся
- лабораторные и практические работы;
- сочетание различных форм занятий.
Если же за основу типологии, берутся основные этапы учебного процесса, то выделяют уроки:
-вводные;
-первичного ознакомления материалом;
-образования понятий, установления законов и правил;
-применения полученных правил на практике;
-повторения и обобщения;
-контрольные;
-смешанные или комбинированные.
Новая типология уроков (в зависимости от целей уроков):
1. Уроки «открытия» нового знания
2. Уроки рефлексии
3. Уроки систематизации знаний
4. Урок развивающего контроля
Цели уроков выделенных типов:
Урок «открытия» нового знания.
Деятельностная цель: формирование умений реализации новых способов действий.
Содержательная цель: формирование системы понятий.
Урок рефлексии.
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к выявлению причин затруднений и коррекции собственных действий.
Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий – понятий, алгоритмов и т. д.
Урок систематизации знаний.
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания и способностей к учебной деятельности.
Содержательная цель: выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий предмета и построение обобщенных норм учебной деятельности.
Урок развивающего контроля.
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.
Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов
Формы организации урока могут быть разными:
Лекция, семинар, диспут, практическое занятие, лабораторная работа, экскурсия, конференция и другие.
Формы урока могут быть организованы нетрадиционно:
Творческий отчет, аукцион, выставка, викторина, соревнование, пресс-конференция, творческая лаборатория и другие.