kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Роль домашних заданий по физике в повышении качества знаний учащихся "

Нажмите, чтобы узнать подробности

Домашняя работа по физике- один из необходимых элементов учебного  процесса.При правильной организации она способствует закреплению и углублению знаний, полученных на уроке.

Просмотр содержимого документа
«"Роль домашних заданий по физике в повышении качества знаний учащихся "»

Роль домашних заданий в повышении качества знаний учащихся по физике.


Одним из путей совершенствования процесса обучения физике является улучшение содержания и организации домашних заданий по физике. Целесообразная система домашних заданий по физике в каждом классе и совокупности всех классов – необходимое условие успешного усвоения учащимися программного материала. Разнообразие содержания программного материала по физике позволяет и обуславливает необходимость применения разных видов домашних заданий. При этом главные цели учителя: обоснование вида домашнего задания в зависимости от изучаемого материала; правильное сочетание видов домашних заданий в зависимости от изучаемого материала; правильное сочетание видов домашних заданий (системы) в каждом классе и во всех классах.

Домашняя работа учащихся по физике — один из необходимых элементов учебного процесса. При правильной ор­ганизации она способствует закреплению и углублению знаний, по­лученных на уроке.

Задавание на дом уроков — палка о двух концах, и если оно не продумано, то может приводить как раз к обратным результатам: научить халтурить, недобросовестно относиться к выполнению своих обязанностей, приобретать отрицательные навыки, мешающие учёбе, обманывать. Оно может чрезмерно нагружать ребят без всякой надобности.

Домашняя работа учащихся является в практике преподавания физики одним из наиболее слабых мест. На неё мало обращают внимание многие учителя. Между тем этот вид работы очень важен. Она должна быть тесно связана с классной работой – нельзя планировать классную работу без учёта того, что уже сделано в работе домашней, и без ориентации на то, что надлежит проделать дома в дальнейшем. Необходимость домашней самостоятельной работы диктуется и рядом других факторов. Усвоение сущности физических явлений, по­нятий и теорий, процесс выработки умений и навыков у разных учащихся происходит неодинаково. Одни быстро усваивают изучае­мый материал, другим требуется больше времени на его осмысли­вание и запоминание. Дома школьники имеют возможность работать каждый в своем темпе.

При организации домашней работы учащихся нужно иметь в ви­ду следующее:
1. Домашние задания по физике нельзя сводить только к за­учиванию параграфов учебника и решению задач. Нужно больше использовать задания творческого характера. Это повышает ин­терес учащихся к выполнению домашних заданий и вообще к предмету.
2. Не следует домашние задания давать в самом конце урока, и тем более после звонка, без объяснения приемов их выполнения. В результате ученики могут тратить много времени на выполнение задания и иногда безрезультатно. Это порождает у них неверие в свои силы, снижает интерес к предмету.
3. При определении содержания и объема домашней работы нужно учитывать индивидуальные особенности школьников.
Во всех случаях необходим должный контроль за выполнением домашних заданий. Работа с учебной и дополнительной литературой может иметь целью:
повторение пройденного на уроке материала;
изучение нового материала, который в доступной форме из­ложен в учебнике и к сознательному усвоению которого учащиеся хо­рошо подготовлены (вопросы истории науки и техники, практическое применение изученного явления или закона, например, применение рычагов в технике и быту);
расширение и углубление знаний, полученных на уроке;
подготовку докладов и кратких сообщений о жизни и деятель­ности ученых и изобретателей, о новейших достижениях в области физики, о применении изучаемых явлений в технике и быту;
написание сочинений и рефератов по физике.
Наряду с изучением литературы домашние задания по физике могут включать решение задач, наблюдения и опыты, изготовление несложных приборов, подготовку докладов и сообще­ний, измерения, сбор коллекционного материала.
Иногда полезно давать домашние задания в двух-трех вариан­тах на выбор учащихся, особенно если это задание творческого характера. Задания, связанные с проведением наблюдений, конст­руированием приборов, подготовкой сообщений, дают, как правило, на длительный срок.
Наряду с заданиями, общими для всего класса, следует сис­тематически давать индивидуальные задания с учетом подготовки и интересов ученика.
Способным школьникам систематически необходимо предлагать более сложные задания: решение задач, включающих элементы ис­следования; выполнение более сложных опытов и наблюдений; соз­дание схем электрических цепей и автоматически действующих ус­тановок; чтение дополнительной литературы. Это содействует даль­нейшему развитию их способностей, воспитанию стремления глубже разобраться в изучаемом материале и предупреждению появления у них самоуверенности, поверхностного отношения к изучению предмета.
Особый, индивидуальный подход необходим к учащимся, по ка­ким-либо причинам, отставшим от класса или интерес которых к предмету еще не удалось пробудить на уроках. Для увлечения та­ких школьников предметом (физикой) учитель может привлекать их к подготовке опытов для уроков, поручить прочесть статью и рас­сказать о прочитанном на следующем уроке, дать задание решить одну и ту же задачу несколькими способами и оценить, какой из найденных способов самый простой.
 Появилась также возможность использовать ЭВМ для проведения в домашних условиях модельного эксперимента. Понятно, что соответствующие задания могут быть предложены только тем учащимся, у которых дома есть компьютер и програмно-педагогические средства.
Там где на  уроке невозможно в полной мере учитывать индивидуальные способности учеников, в этом случае хороши домашние проблемные задания. Систематичность применения заданий при рациональной их дозировке- один из главных принципов организации творческой домашней работы учащихся. Другим непременным принципом является учет индивидуальных особенностей учащихся и организация дифференцированной работы с ними.
        Основные типы домашних заданий:

1.    Исследовательские

2.    Конструкторские

3.    Рационализаторские

4.    Задания на отыскание физических способов решения практических задач.
5.    Задания для закрепления материала изученного в классе


Домашнее задание должно сопровождаться достаточно подробными указаниями, как его надо выполнить. Общие и довольно подробные указания, связанные с домашней работой учащихся, обычно даются в течение некоторого промежутка времени в начале работы с новым для учителя классом: по какому плану следует выполнять домашнюю работу, как пользоваться учебником, записями в тетрадях, как выполнить чертёж или решить задачу. Учитель, знающий своих учеников, в состоянии предусмотреть трудности, в преодолении которых на первых порах ученику нужна помощь учителя. При наличии таких указаний учащиеся не будут беспомощными, а выполнение посильной работы должно приносить им удовлетворение. В последующей работе приходится делать указания только в том случае, если в домашнее задание вошли отдельные трудные задачи или выбранная задача требует знаний, относительно давно полученных.

Дифференцированный подход при выполнении домашних заданий. Одной из интереснейших методических проблем, особенно важной в условиях интенсивного увеличения потока учебной информации и необходимости её усвоения школьниками, является методика работы с домашними заданиями. Далеко не все домашние задания имеют одинаковую образовательную ценность. В методике существует целый ряд вопросов, касающихся повышения их эффективности и качества:

Как сделать, чтобы домашние задания более эффективно помогали овладеть основными знаниями и умениями?

Какие выводы вытекают из необходимости всестороннего развития личности каждого ученика? Что необходимо сделать для преодоления отдельных рутинных явлений, укоренившихся в работе с домашними заданиями?
Домашнее задание сможет стать необходимой частью усвоения учебного материала, если:

  • объём, время, требуемые для его выполнения, целесообразность продуманы основательно;

  • в ходе урока учитель проверяет, поняли ли ученики задание, все ли могут самостоятельно с ним справиться;

  • выполнение домашнего задания проверяется последовательно и используется в дальнейшей работе на уроке;

  • применяются разнообразные формы домашнего задания и методы его контроля.

Очевидно, что учебные планы невыполнимы без домашних заданий. Но бывают случаи, когда учащиеся получают задания на дом в большем объёме только потому, что работа на уроке была недостаточно эффективной.

Подходить к решению проблемы домашнего задания без учёта накопленного опыта нельзя. Сюда относится, например, принцип единства обучения на уроке и домашней работы школьников.

Домашние задания по мере необходимости можно и нужно дифференцировать. Поскольку дифференцированные домашние задания до сих пор встречаются в наших школах достаточно редко, эта проблема остаётся актуальной

Из приведённых примеров видно, что даже в тех случаях, когда учащимся предлагается выполнение нестандартного домашнего задания, тип этого задания одинаков для всех учеников класса. Это не может позволить в полной мере реализовать себя некоторым детям.

На уроке, который для всех школьников протекает практически одинаково, создаются основные предпосылки для развития индивидуальности учащегося. Следует ли из этого, что домашние задания обязательно должны быть одинаковыми для всех школьников? Во многих случаях – да. Если домашнее задание используется для предъявления нового материала, для применения полученных знаний, при заучивании наизусть формул, законов, постулатов, правил, т.е. во всех случаях, когда требуется участие каждого школьника, имеет смысл единое домашнее задание. В другой ситуации уместным будет дифференцированное. Очевидно, что для школьников, которые овладели навыками выполнения определённых заданий, повторное выполнение таких же заданий – заниженное требование. Было бы лучше освободить этих ребят от обязательного домашнего задания и посоветовать им поработать над заданием повышенной трудности.

Дифференцированные домашние задания удовлетворяют потребность учащихся в тренировке, позволяют восполнить пробелы в знаниях. Индивидуальные домашние задания должны получать и хорошо успевающие, одарённые школьники, потому что такие задания способствуют развитию их способностей, углублению знаний. Особые задания должны ставить перед учащимися трудности, преодоление которых сделает более плодотворной работу на уроке. Оживить урок помогут задания, рассчитанные на длительное время (приблизительно на полугодие). Такие задания можно использовать для изготовления учебных и наглядных пособий; в процессе подготовки доклада и защиты его перед коллективом; составления коллекции; проведения выставки; длительного оказания помощи группе слабоуспевающих одноклассников.

Дифференцированные домашние задания позволяют решить и другую важную задачу. Они могут и должны раскрыть перед школьниками преимущества коллективно-кооперативной деятельности. Если, например, на уроке физики первая группа школьников сообщит найденные дома интересные сведения о жизни и деятельности учёного, вторая группа – об экспериментах и опытах, третья и четвертая – о значении этой работы для дальнейшего развития науки и техники, тогда учитель, оценивая выполнение задания, может подчеркнуть эффективность кооперативной работы. Группы учащихся должны быть гетерогенными, т.е. охватывать «сильных» и «слабых», активных и пассивных школьников.

Индивидуальные домашние задания позволяют испытать чувство успеха и тем школьникам, которые по большинству предметов успевают на «плохо» и «удовлетворительно». Такое задание даёт этим школьникам возможность проявить себя, свои сильные стороны, тем самым делая позитивным отношение ребят к обучению в школе.

Индивидуальные задания не должны даваться от случая к случаю. Продуманная их система даст возможность неуверенным ученикам укрепиться в своих возможностях, сильным – развить свои интересы до глубокой увлеченности, тех и других научит самостоятельному познанию [6]. Итак, подчеркнём:

  • при подготовке домашнего задания следует выяснить, требует ли оно участия всех учащихся; если нет — уместно дифференцировать задания;

  • следует использовать дифференцированные домашние задания для закрепления материала, для развития индивидуальных способностей учащихся и их применения в интересах всего классного коллектива.

Составление опорных конспектов можно предложить как один из видов домашнего задания.

Для составления опорных конспектов у учащегося должен быть достаточно высокий уровень сформированности умения работать с учебной и дополнительной литературой.

Ученик должен уметь:

  • самостоятельно составлять план к параграфу учебника;

  • составлять план к рассказу учителя;

  • работать с рисунками, составляя по ним рассказ;

  • выделять в тексте структурные элементы знаний (научные факты, теории, законы и т.п.);

  • пользоваться обобщёнными планами;

  • работать со сложным текстом.

Для организации работы с опорными конспектами сначала необходимо выявить уровень сформированности умений самостоятельной работы с учебником и дополнительной литературой. С этой целью можно предложить учащимся составить план и конспект параграфа учебника или его части, а затем проанализировать выполненные работы со следующих позиций: умение выделять главное, разбивать материал на смысловые части, кратко излагать, используя наглядные образы, условные обозначения.

После проведения анализа можно планировать дальнейшую работу с учащимися на основе выделенных групп:
– I тип (низкий уровень): учащиеся могут удовлетворительно составить план к предложенному учителем опорному конспекту, но не могут самостоятельно составить опорный конспект;
– II тип (средний уровень): учащиеся достаточно успешно могут выделить в тексте основные структурные элементы и с помощью обобщённых планов самостоятельно составить опорный конспект;
– III тип (высокий уровень): учащиеся могут самостоятельно составить опорный конспект по любому типу текста и даже составить обобщающие опорные конспекты по целой теме.

В соответствии с выявленными особенностями могут быть следующие задания на дом:

Для учащихся I типа:

а) составить план к параграфу;
б) составить план к готовому опорному конспекту учителя; 
в) составить рассказ по данной теме, пользуясь готовым опорным конспектом и текстом учебника.

Для учащихся II типа:

а) составить опорный конспект к фрагменту темы, параграфа; 
б) составить опорный конспект на основе работы с текстом учебника по целой теме.

Для учащихся III типа:

а) составить опорный конспект на основе нескольких учебников и учебных пособий, сравнив и проанализировав изложение учебного материала в каждом из источников; 
б) составить опорный конспект по целой теме с целью обобщения и систематизации знаний; 
в) составить опорный конспект на основе дополнительной научно-популярной литературы.

Ещё один возможный вариант домашнего задания, который заставляет работать каждого, состоит в следующем: переписать параграф учебника по-своему, т.е. создать свой, авторский, вариант по данной теме. Такой подход открывает большие возможности в вариативности, дифференциации обучения, т.к. каждый учащийся: работает в соответствии со своими возможностями; должен вдумчиво ознакомиться содержанием заданного параграфа; должен выделить основное и второстепенное; создавая авторский вариант, переосмысливает, запоминает, конструирует материал в соответствии со своим типом мышления.

Домашние задания могут быть обязательными для выполнения всеми учащимися, индивидуальными или заданиями «для желающих», – в любом случае они оказываются дифференцированными, т.к. каждый учащийся работает в соответствии со свои способностями и возможностями. Примеры:

  • придумать рекламу закона, раздела, понятия, явления и т.п

  • составить задачу по теме;

  • составить кроссворд по теме;

  • написать рассказ, стихотворение, поэму;

  • придумать домашний эксперимент по теме, используя домашние подручные средства;

  • составить тест;

  • придумать контрольные вопросы для проверки знаний по теме;

  • предложить способ... (например, экономии электрической или тепловой энергии дома);

  • исследовать зависимость...;

  • усовершенствовать прибор или техническую установку, например, приборы школьной физической лаборатории (мензурки, весы, реостаты и т.п.).

Например, после изучения в классе темы «Электромагнитная индукция. Магнитный поток» учащимся на выбор можно предложить следующие виды домашнего задания:

  • Составить развёрнутый план § 1,2.

  • Придумать физическую рекламу явления электромагнитной индукции и магнитного потока.

  • Переписать указанные параграфы по своему усмотрению.

  • Изготовить плакат с основными определениями, формулами, рисунками.

  • Составить тестовые вопросы по материалу изученной в классе темы (с четырьмя вариантами ответов).

  • Сделать компьютерную презентацию темы с последующей демонстрацией и комментарием в классе.

  • Составить опорный конспект.

Если среди предложенных заданий вы не нашли подходящего, придумайте и выполните своё. Постарайтесь обосновать свой выбор.

Как показывает опыт, уже после 6–8 подобных домашних заданий можно с уверенностью определить глубину интересов учащихся, а также их волевые качества (целеустремлённость, настойчивость). Кроме того, можно выявить «теоретиков» и «экспериментаторов». Всё это помогает организовать учебную деятельность наиболее эффективно.

Почему домашние задания необходимы, что они могут и что должны дать ученикам? Какую роль играет домашнее задание при подготовке и планировании урока? Это правомерно всегда, а особенно для домашнего задания, помогает установить, соответствует ли исчерпывающе полно этой цели наша практика домашних заданий.

Так что же, задавать или не задавать? Можно сказать, правильно было бы, стремясь к повышению качества и эффективности урока, выполнять основное правило:

  • нет необходимости задавать на дом то, что достигнуто на уроке;

  • тем не менее домашнее задание – неизбежная составная часть и необходимое дополнение к хорошему уроку;

  • лишь при единстве урочной и внеурочной работы могут быть достигнуты образовательные и воспитательные цели.

Домашнее задание можно дать в любом разделе программы и на любом уроке. Но нужно давать его лишь тогда, когда необходимость строго обоснована. Надо точно знать, какую цель вы преследуете, давая задание на дом. Это важно не только для решения вопроса, стоит или нет давать такое задание, не только для определения его содержания и формы, но и для мотивирования заданной работы учащимся. Школьник работает совсем по-другому, когда знает, с какой целью он выполняет домашнее задание.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Роль домашних заданий по физике в повышении качества знаний учащихся "

Автор: Кузнецова Татьяна Николаевна

Дата: 11.04.2019

Номер свидетельства: 506825

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Технология проблемного обучения на уроках физики в условиях ФГОС"
    ["seo_title"] => string(68) "tiekhnologhiiaprobliemnoghoobuchieniianaurokakhfizikivusloviiakhfgos"
    ["file_id"] => string(6) "310975"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1459142594"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(244) "Выполнение комплексной исследовательской работы через интеграцию физики с другими школьными предметами в рамках обобщающего урока"
    ["seo_title"] => string(155) "vypolnieniie-komplieksnoi-issliedovatiel-skoi-raboty-chieriez-intieghratsiiu-fiziki-s-drughimi-shkol-nymi-priedmietami-v-ramkakh-obobshchaiushchiegho-uroka"
    ["file_id"] => string(6) "251184"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447186333"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "«Использование информационных технологий на уроках химии и физики» "
    ["seo_title"] => string(72) "ispol-zovaniie-informatsionnykh-tiekhnologhii-na-urokakh-khimii-i-fiziki"
    ["file_id"] => string(6) "203882"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1429552908"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(224) "Методическая разработка  открытого урока по дисциплине Физика На тему: « Тепловые двигатели. Второй закон термодинамики» "
    ["seo_title"] => string(127) "mietodichieskaia-razrabotka-otkrytogho-uroka-po-distsiplinie-fizika-na-tiemu-tieplovyie-dvighatieli-vtoroi-zakon-tiermodinamiki"
    ["file_id"] => string(6) "189547"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426951412"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Мастер - класс по теме: "Архимедова сила" физика 7 класс "
    ["seo_title"] => string(56) "mastier-klass-po-tiemie-arkhimiedova-sila-fizika-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "125895"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415090554"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства