kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Реферат на тему: «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках физики».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сформировать глубокие познавательные интересы к физике у всех учащихся невозможно. Важно, чтобы всем ученикам было интересно заниматься физикой на каждом уроке. У многих учеников первая ситуативная заинтересованность предметом перестает в глубокий интерес к науке физике. В этом плане особое место принадлежит такому эффективному педагогическому средству, как занимательность.

Следует различать две составляющие занимательности: внутреннюю, т.е. возможности содержания самого предмета, и внешнюю, методические приемы учителя (элементы соревнования на уроке, дидактические игры, разнообразие форм и методов на уроке). Занимательный материал, приводимый учителем на уроке должен требовать напряженной деятельности воображения в сочетании с умением использовать полученные знания. Примером такого вида занимательных материалов и заданий являются рассказы-загадки, задачи-шутки, кроссворды по пройденной теме, рассказы и картинки с ошибками, историко-физические анекдоты, рифмованные вопросы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Реферат на тему: «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках физики».»








Реферат

на тему: «Активизация познавательной

деятельности учащихся на уроках физики».




























Содержание.


Пути побуждения и развития

познавательных интересов школьников:


а) Создание занимательной ситуации;

1. Рифмованные физические вопросы;

2.Историко-физические анекдоты;

3. Физические качественные задачи-мини-рассказы;

4.Весёлые вопросы и задачи по физике;

5.Рекорды Гинесса;

6.Физические фокусы;

7.Кроссворды;


б) Использование устного народного творчества на уроках физики;


в) Использование детских игрушек;


г) Использование игровых ситуаций;


д) Использование исторического материала;


е) Использование художественной литературы.

Список используемой литературы.




















Пути побуждения и развития познавательных

интересов школьников на уроках физики


а) Создание занимательной ситуации


Сформировать глубокие познавательные интересы к физике у всех учащихся невозможно. Важно, чтобы всем ученикам было интересно заниматься физикой на каждом уроке. У многих учеников первая ситуативная заинтересованность предметом перестает в глубокий интерес к науке физике. В этом плане особое место принадлежит такому эффективному педагогическому средству, как занимательность.

Следует различать две составляющие занимательности: внутреннюю, т.е. возможности содержания самого предмета, и внешнюю, методические приемы учителя (элементы соревнования на уроке, дидактические игры, разнообразие форм и методов на уроке). Занимательный материал , приводимый учителем на уроке должен требовать напряженной деятельности воображения в сочетании с умением использовать полученные знания. Примером такого вида занимательных материалов и заданий являются рассказы-загадки, задачи-шутки, кроссворды по пройденной теме, рассказы и картинки с ошибками, историко-физические анекдоты, рифмованные вопросы.


1. Рифмованные физические вопросы.

• Мороз крепчает, ночь ясна, летит падучая звезда. Представь, что ночью в тишине стоим с тобою на Луне. Оттуда можно ли ответь - звезду падучую узреть?

• Грузчик у стены стоит, на плечах мешок лежит. Дайте поскорей ответ: он работает иль нет?

• Шарик есть у нас стальной, без пустот, совсем сплошной. Если в жидкость кто уронит, шар утонет? не утонет?

• Слетают птицы с проводов, когда включают ток. Включают ток - взлетают вдруг... А почему, ты знаешь, друг?

• Скажи, поможет ,нет ли мне, магнитный компас на Луне?

• Едет поезд по уклону, пассажиры спят в вагонах. Вдруг они как сговорились! Все направо отклонились. Объясните, что случилось.


2. Историко-физические анекдоты.

• Ньютон отличался рассеянностью, что как известно, признак глубокой сосредоточенности на какой-то одной теме. Поэтому с великим физиком происходило много забавных вещей. Так, задумав сварить яйцо, он сделал это по всем правилам, со всей тщательностью. Ошибся он лишь в одном: взял в руки яйцо, а часы положил в кастрюлю.

• У Ньютона была кошка с котенком. Чтобы они не мешали спать по утрам, Ньютон пропилил в двери два отверстия - большое и маленькое. Увидав это, сосед Ньютона заметил, что можно было бы сделать лишь одно отверстие - большое. - А ведь верно! - воскликнул Ньютон - это замечательная идея не пришла мне в голову.

• Ампер отличался удивительной рассеянностью. Однажды уходя из дома, он оставил записку на двери: «Господа! Ампера нет дома, приходите сегодня вечером. Через некоторое время он вернулся , увидел надпись на двери и ушел пришел он только вечером.

• Рентгену часто надоедали богатые бездельники и необразованные, совершенно не разбиравшиеся в элементарных вещах чиновники, крупные военные и т.д. Однажды такой военный прислал ученому письмо с просьбой прислать несколько лучей и указать, как ими пользоваться, - у этого генерала застряла в грудной клетке пуля, а приехать к сожалению у меня в настоящее время нет «икс»-лучей, - к тому же их пересылка - дело сложное. Считаю, что мы не можем поступать проще: пришлите мне вашу грудную клетку».


3. Физические качественные задачи.

• Была зима. Шерлок Холмс вошел в комнату с улицы. Сквозь замерзшие окна был виден лишь край дороги. «Хозяйка квартиры ленивая» - подумал Холмс почему он сделал такой вывод?


• Хозяйка поставила на стол тарелку с бутербродами - с сыром и колбасой. Шерлок Холмс посмотрел на них и подумал: «А нож хозяин точит редко!» Почему у него возникла мысль?


• Войдя в комнату и начав беседовать с ее обитателями, через минуту Шерлок Холмс сказал : «Уважаемые хозяева, у вас на кухне кипит чайник!». Как он определил, если находился в другой комнате, из которой кухня не видна? (Крышка побрякивает. Давление пара увеличивается. Поднимая крышку, оно сравнивается с атмосферным и вновь крышка на месте и т.д.)



4. Веселые вопросы и задачи по физике.

• Молодой человек и девушка прогуливаются по городу. Проходят мимо ресторана. Девушка говорит:

- Ой, как вкусно пахнет!

- Тебе понравилось? Хочешь еще пойдем? Почему запахи распространяются в воздухе?


• Учитель:

- Почему реки мелеют летом?

Ученик:

- Потому, что летом жарко и рыба много пьет. Ответь на вопрос учителя.


• В честь кого была названа единица измерения - ватт.

- В есть ученого Вольтметра!

Каков ваш ответ? Какие еще единицы физических величин, названные в честь великих ученых, вы знаете?


• Учитель:

- Почему шаровая молния называется шаровой?

Ученик:

- Потому, что от неё все шарахаются?

- Что вы знаете о шаровой молнии?


• - Почему в космосе люди обладают невесомостью?

- Потому, что космонавты ничего не едят.

Каков правильный ответ на вопрос учителя?


• На уроке учитель спрашивает:

- Может ли кто-нибудь из вас привести пример , что от тепла тело расширяется, а от холода сжимается?

Ученик поднял руку:

- Можно мне? Дни летом становятся намного длиннее, чем зимой.

Оцените пример ученика и приведите свой собственный пример.


5. Рекорды Гиннеса на уроках физики.

Самое сухое место: в пустыне Атакама (Чили) отмечено абсолютное отсутствие осадков; годовой уровень-0.

Самое дождливое место: в Тутунендо (Колумбия) ежегодно выпадает в среднем 11770 мм осадков.

Самый интенсивный дождь: в г. Барсте (Гваделупа) 26 ноября 1970 г. за 1 минуту выпало 38,1 мм дождя.

Наибольшее число дождливых дней: в Вай-Але (Гавайи) отмечается наибольшее число дождливых дней - до 350 в год.

Самая высокая скорость: в августе 1980 г. сообщалось о том, что в исследовательской лаборатории ВМС США пластиновый диск был разогнан до скорости с которой когда-либо двигался твердый видимый объект: 150 км/ч

Самые крупные градины, выпавшие в 1986 г. в Бангладеш, достигли 1,02 кг. Самое большое цветущее растение - гигантская глициния - имеет массу 228 тонн. Самые длинные реки - Амазонка - 6448 км, Нил - 6770 км, Обь - 5410 км.

Самые широкие - водопад в Лосе - 10,8 км, дорога в Бразилии - 250 м, талия у мужчин в обхвате -302 см.

Самые узкие - пролив в Эгейском море - 40 см, улица в Италии - 43 см, талия у женщин в обхвате -33см.

Самые высокие - рождественская ёлка в США - 67,36 м, рост у женщин - 231 см, рост у мужчин -233,6 см, дерево эвкалипт- 152,4 м, глубина озера Байкал - 1940 м.

Самые низкие - рост у женщин - 59 см, рост у мужчин - 77 см, лошадь в холке - 38см.

Самая большая мощная в мире электростанция (9700 МВт, максимально до 10080 МВт) работает с 1942 г. в г. Гранд-кули (США).


6. Физические фокусы.

Учить детей смотреть на обычные явления через призму физических закономерностей, будить их любознательность можно посредством опытов-фокусов. Если традиционный демонстрационный опыт, показываемый учителем, ученик обычно осмысливает сразу, то опыт-фокус, как правило, ставит раздумья и еще раз раздумья, а также внимательность и наблюдательность.

Каждый опыт-фокус ученик старается повторить, а поскольку в ходе урока это сделать не удается, то фокус он воспроизводит дома, показывая родителям, друзьям; совместно с ними ищет разгадку. Тем

самым эксперимент-фокус повышает интерес к предмету и к знаниям. Разгадывая секрет фокуса, ученик экспериментирует, включает в работу свои умственные способности, начинает применять знания в незнакомой жизненной ситуации. Таким образом, этот прием - вид учебного эксперимента - развивает интеллектуальные и практические умения ребят. И что не менее важно, резко активизирует познавательный интерес.

Опыт-фокус, предназначенный для урока, должен демонстрироваться в его конце; его не нужно объяснять и ставить более двух раз. При этих условиях практически все учащиеся стараются этот опыт воспроизвести, если не в школе, то дома. На последующих уроках фокус повторяется, и ученики дают его исчерпывающее объяснение. Вот некоторые опыты-фокусы.


К вопросу «Атмосферное давление».

Ученикам показывается чистая сухая бутылка из-под лимонада и небольшая пробка, которая легко входит в горлышко, не касаясь его стенок. Бутылка держится горизонтально, а пробка кладется в горлышко так, чтобы небольшой кусочек пробки выходил наружу. Учеников просят «загнать» пробку в бутылку своим дыханием. (Это кажется очень простым делом. Одни пытаются дуть изо всех сил, но пробка, вопреки ожиданиям, выскакивает из горлышка, и тем энергичнее, чем сильнее дуют. Другие дуют тихонько, но упрямая пробка все равно не желает входить в бутылку). После серии неудачных попыток учеников, задачу решает учитель. В чем секрет действий?

(Секрет фокуса. Нужно приставить губы к горлышку бутылки и втянуть в себя воздух из нее. Как только отводят губы, атмосферное давление вталкивает пробку внутрь бутылки, поскольку там давление меньше, если же дуть в бутылку, то воздух в ней сжимается и выталкивает пробку).


К вопросу «Трение».

Берется бутылка (из-под лимонада, молока, кефира) переворачивается. Указательный палец прикладывается ко дну, а большой палец этой же руки упирается в стенку бутылки. Используя только эти два пальца, бутылку поднимают и перемещают. Почему это удается?

(Секрет фокуса состоит в том, что пальцы руки предварительно хорошо протереть нужно чистым и сухим платком, который находится в кармане у учителя, и тем самым снимается с пальцев слой жира и пота. Коэффициент трения пальцев о стекло от этого увеличивается, и бутылку удается держать довольно спокойно: она не выскальзывает из рук.)


К вопросу «Электризация тел», «Взаимодействие зарядов».

На спинку стула ложится деревянная линейка так, чтобы она была в равновесии и не подвижна. Берется со стола стеклянная бутылка, тщательно протирается тряпочкой и подносится к линейке, не прикасаясь. Линейка выходит из состояния покоя и падает. В чем причина?

(Секрет фокуса. Протирая бутылку, учитель электризует ее трением, а она путем индукции -линейку. Происходит взаимодействие заряженных тел. Условие: бутылка должна быть хорошо высушена.


К вопросу «Магнитное взаимодействие».

На столе - тонкостенный стакан, полный воды. Пинцетом осторожно опускается на ее поверхность игла - она плавает. Подносится волшебная палочка к иголке, и та послушно движется к палочке. Предлагается ученикам повторить фокус; но у них он не получается. В чем секрет?

(Секрет фокуса. В палочке просверлено отверстие, в которое вставлен намагниченный гвоздик; он-то и притягивает иголку. Когда палочка передаётся зрителям, гвоздик незаметно вынимается)


К вопросу «Центр тяжести».

В руках держится «удочка» метровая линейка, к концу которой привязана нитка длиной 60-70см, к ее концу - небольшое пластмассовое или металлическое кольцо диаметром 40-50 мм. Ставится на стол бутылка из-под лимонада и предлагается зрителям, держа «удочку» в вытянутой руке, надеть кольцо на горлышко бутылки, т.е. поймать бутылку.

Все усилия учеников напрасны. В чем дело?

(Секрет фокуса. Кольцо нужно осторожно поставить вертикально на горлышко бутылки, а затем, медленно наклоняя, сместить центр тяжести ниже уровня горлышка. После этого кольцо следует немного сдвинуть, и оно само наденется на горлышко бутылки.

Примечание: перед демонстрацией нужно потренироваться).


7.Кроссворды.

Интеллектуальные игры, к которым относятся и учебные кроссворды, не только придают особый, занимательно-мотивационный аспект процессу обучения, но и способствуют развитию поисково-творческих способностей учеников, умения применять свои знания, быстро ориентироваться в приобретенных сведениях. Они служат превосходным тренингом умственной деятельности, дают отгадывающему их возможность самовыражения, доставляя ни с чем не сравнимое удовлетворение своими правильными ответами и сообщая тем самым заряд душевной бодрости. Более того, приобретаемые при этом личностные качества нужны практически в любой жизненной ситуации. Ведь решение кроссвордов тренирует память, обостряет сообразительность, вырабатывает настойчивость, способность логически мыслить, сопоставлять, учит работать со справочной литературой, энциклопедиями, побуждает к расширению и углублению знаний, расширяет кругозор, вырабатывает умение довести начатое дело до конца, а также стимулирует интерес к предмету. Учителю они помогают проверить знания учащимися предмета, оценить уровень их развития, получать представление о широте имеющихся у них сведений по физике.


Электрическое освещение.


По горизонтали: 1и2. Английский и русский ученые, установившие на опыте независимо друг от друга, от чего зависит количество теплоты, выделяемой при нагревании проводника электрическим током.

3. Часть электрической лампы накаливания, которая ввинчивается в патрон.

4. Русский ученый, открывший явление электрической дуги.

5. Металл, из которого изготавливают спираль лампы накаливания, пригодной для практического использования.

7. Изобретатель дуговой лампы — электрической свечи.

8. Американский изобретатель, усовершенствованный лампу накаливания и создавший для нее патрон.

9. Материал, из которого изготовляют баллон лампы накаливания.

10. Газ, применяемый для заполнения ламп накаливания.








ОТВЕТЫ:

Электрическое освещение 1. Джоуль. 2. Ленц. 8. Цоколь. 4. Петров. 5. Вольфрам

6. Лодыгин. 7. Яблочков 8. Эдисон. 9. Стекло .10 Азот


б) Использование устного народного творчества в загадках.

Загадки способствуют развитию образного видения явлений природы. Мир в загадках движется, звучит, переходит из одного качества в другое. Загадка помогает увидеть красоту окружающего мира. Она подчеркивает ту или иную особенность предмета или явления, заставляет более внимательно взглянуть на него, увидеть элементы прекрасного в этом предмете, явлении. Загадки поэтичны не только по своей образной системе, но и по форме. Многие из них ритмичны. Краткость и ритмичность формы, емкость содержания, яркая образность и особенно шутливый колорит загадок позволяют, используя их на уроках, придать изучению физики, вызвать интерес ребят к рассматриваемым физическим явлениям.

Механика.

1. По морю идет, идет, а до берега дойдет - тут и пропадёт (волна).

2. на всякий зов дает ответ, а ни души, ни тела нет (эхо).

3. Кружится - жужжит, а падет - молчит (юла).

4. Без рук, без ног, а ворота отворяет (ураган).

5. В неё льется, из неё льется, сама по земле плетётся (река)


Тепловые явления.

1. Вокруг носа вьётся, а в руки не дается (запах).

2. Зимой греет, весной тлеет, летом умирает, осенью оживает (снег).

3. Я вода, да по воде же и плаваю (лёд).

4. По синему морю белые гуси плывут (облака).

5. Белая морковка зимой растёт (сосулька).

Электродинамика.

1. Летит огневая стрела, никто ее не поймает;

Ни царь, ни царица, ни красна девица (молния).

2. Сперва блеск, за блеском треск, треском плеск (гроза с дождем).

3. Сверкнет, мигнёт, кого-то позовет (гроза).

4. Небесная лошадь скачет, из-под ног огонь сыплется (гром и молния)

5. Без крыльев, без тела за тысячу верст прилетела (радиоволна).

Оптика.

1. Белая кошка лезет в окошко (солнечный луч).

2. У тебя есть, у меня есть, у дуба в поле, у рыбы в море (тень).

3. И языка нет, а правду скажет (зеркало).

4. Раскрашенное коромысло через реку повисло (радуга).

5. Черная кошка лезет в окошко (ночь).


Солнце, Луна, звёзды.

1. Красная девушка по небу ходит (солнце).

2. По синему пологу золотое просо рассыпано (звезды).

3. Без головы, а с рогами (Луна).

4. Золот хозяин - на поле, серебрян пастух - с поля (солнце и месяц).

5. Что видно только ночью? (звезды).


Физика в пословицах.

Во многих пословицах ярко отражены физические явления. Причем пословицы можно сравнить с физическими' законами поскольку в их к физический смысл пословицы (верна ли она с точки зрения физики, к какой теме её можно отнеси, о каком физическом явлении, понятии или законе в ней говорится) и ее житейский смысл. Пословицы помогают активизировать внимание, учат понимать и чувствовать, развивают воображение, речь, любознательность, тренируют память.


Пословицы, связанные с тепловыми явлениями.

Гвоздём моря не нагреешь.

Спросил бы у гуся, не зябнут ли ноги.

Много снега - много хлеба.

Они легко объяснимы. Снег, как известно, обладает плохой теплопроводностью, и подобно, шубе, предохраняет озимые от вымерзания. Много снега - «шуба» толстая, мороз не доберется до нежной зелени.

Гвоздь обладает небольшой массой, а металл, из которого он сделан, имеет относительно малую удельную теплоемкость. Поэтому количество теплоты, которое может отдать гвоздь, невелико и им нельзя Нагреть большую массу воды. /

Почему гуси, куропатки и другие птицы зимой ходят по снегу и не мерзнут? Дело в том, что температура лап птицы отличается от температуры тела: так, температура тела белой куропатки может быть почти на 40° выше температуры её лап: низкая температура конечностей понижает теплоотдачу - такова защитная функция организма.

Пословицы, связанные со свойством - смачиваемость.

Он сух из воды выйдет.

С гуся вода, а с меня , молодца, небылые слова.

Без сала дегтя не отмоешь?

В которой посудине деготь побывает - и огнём не выжжешь.

Можно ли выйти сухим из воды?

Конечно, но для этого нужно смазаться веществом, которое не смачивается водой, например, каким-либо жиром. Нанесите на палец тонкий слой масла и опустите в воду. Когда вы его вынете, вода стечет с него, так как она не смачивает жирные поверхности.

Перья гуся покрыты тончайшим слоем жира, а он не смачивается водой. Выйдет птица из воды, встряхнется и оказывается сухой. В житейском смысле пословицу надо понимать так: молодцу все нипочем, ничто на него не действует, при всех обстоятельствах он остается «сухим».

Поверхность, покрытая дегтем, не смачивается водой. Но только деготь растворяется в жирах и с их помощью может быть удалён с поверхности предмета.

Деготь относится к веществам, смачивающим многие тела. Этот теплый смолистый жидкий продукт может на долгое время испортить настроение, так как трудно избавиться от его устойчивого малоприятного запаха.


Пословица, в которой говорится о таком свойстве тел, как твердость: Алмаз алмазом режется.

Известно, что твердое тело вообще трудно поцарапать, а алмаз самый твердый природный материал. Поэтому ни одним другим материалом нельзя нанести царапину на алмаз, тем более разрезать его. Это можно сделать алмазом же.

Повышение температуры резко увеличивает пластические свойства материалов, так что многие металлы поддаются плавке лишь в сильно нагретом виде. Раскаленным металлам довольно легко придать требуемую форму, поэтому: Куй железо, пока горячо.


Пословицы, имеющие отношение к механике.


Коси коса, пока роса; роса долой, и мы домой

Корабли спускают, так салом подмазывают.

Они связаны с трением и использованием смазки для его уменьшения. В первой из них роль смазки выполняет утренняя роса, во второй - сало.

Пословицы о звуке.

Оттого телега запела, что давно дёгтю не ела.

Ударь обухом в дерево, дупло само скажется.

В первой пословице подразумевается, что дёготь выполняет роль смазки при трении колеса об ось. Нет смазки - трение велико, оно вызывает колебание колеса на оси телеги, при этом появляется скрипучий звук.

Физический смысл второй пословицы состоит в том, что при ударе по дереву древесина приходит в колебание, появляется звук. Здоровое дерево и дерево с дуплом по - разному звучат. Дупло в качестве резонатора усиливает звук, обнаруживая себя таким образом.


Физика в сказках.

Читая сказки, мы зачастую не обращаем внимания на встречающиеся там физические явления. Между тем они играют в них немаловажную роль: тот, кто знает законы природы, часто торжествует победу, а кто не знает - терпит поражение. В одних сказках физические явления изображаются точно и правдиво, в других имеет место фантазия.

Примеры: отрывок из произведений народного эпоса - сказок, легенд, отражающих те или иные физические явления.

Тема: «Законы сохранения, простые механизмы» Чудесная рубашка (русская сказка).

Иван -купеческий сын напал на Змея Горыныча, победил его и уж собирался защемить ему голову в дубовый пень, да Змей Горыныч начал слезно молить- просить: - Не бей меня до смерти, возьми к себе в услужение; буду тебе верный слуга. Найти в сказке описание простого механизма.

Тема «Колебания и волны».

Про умного змея и умного солдата (русская сказка) Змей так свистнул - деревья закачались, все листья с них осыпались. Найти описание колебаний. Физические задачи на основе текстов из сказок. Конек-Горбунок (П.П.Ершов) Ну-с так едет наш Иван За кольцом за окиян. Горбунок летит, как ветер, И в почин на первый вечер, Верст сто тысяч отмахал, И нигде не отдыхал.

С какой скоростью двигался Конек-Горбунок? Сколько раз за вечер он мог бы обогнуть весь земной шар? Репка (русская сказка).

Позвала кошка мышку. Бабка за детку,

Мышка за кошку, Дедка за репку.

Кошка за Жучку, Тянут - потянут,

Жучка за внучку, Вытянуть не могут.

Внучка за бабку.

Почему репку надо тянуть медленно?


Грим -приемыш епископа (исландская сказка)

Он дрался с ожесточением, но ему было труднее держаться на скользком льду, чем Гриму, - ведь башмаки

Грима были подкованы железными шипами.

Почему легче держать на льду, если башмаки подкованы шипами?


в) Использование детских игрушек на уроках физики.


Для создания интереса к урокам физики, особенно в младших классах, можно демонстрировать на уроках

детские игрушки, которые часто проще в обращении и эффективнее.

При изучении некоторых тем игрушки будут почти единственными наглядными пособиями. Примерами

таких игрушек могут различные «неваляшки» и «клоуны» на проволоке. С помощью летающего самолета

И можно показать учащимся роль винта, создающего силу тяги необходимый для полета профиль крыла

самолета.

С помощью инерционных игрушек (самолеты, трамвай, машины) можно объяснить смысл понятий «масса»,

«инерция», «зависимость между массой и ускорением».

При изучении темы «Применение электродвигателей» незаменимы различные игрушки. Электровозы,

тракторы, вездеходы и т.д. Игрушки могут быть использованы учителем при проведении любого вида

работы при объяснении, при решении задач, при фронтальном эксперименте.

Используя игрушки, можно решить такие, например, задачи:

1) Определить среднюю скорость электрической машины, движущейся с остановками.

2) Начертить электрическую схему планетохода.

3) Определить объем полости «Водолаза», считая толщину стенок очень малой.

Примером использования игрушек как раздаточного материала для самостоятельного эксперимента могут служить строительные кубики. С их помощью легко проверить и рассчитать зависимость давления от силы давления и площади опоры тела.

г) Использование игровых ситуаций


Использование на различных этапах урока всевозможных игровых ситуаций - одно из направлений

поднятия интереса учащихся к предмету «Физика». Физические игры ценны тем, что обогащают знания

учащихся, развивают их внимание, наблюдательность, память, воспитывают честность и милосердие.

Н.К. Крупская отмечала, что игра есть потребность детского организма, игра для детей - это учёба, труд

серьезная форма воспитания.

Физические игры позволяют лучше запомнить формулировки, определения, формулы и самое главное -

раскрепощают ученика, его мышление.

На уроках использую следующие дидактические игры.


ИГРА" Кубики»

Предназначена для проверки знаний формул. На каждой грани кубика изображают формулы, относящиеся к одной теме курса физики, например,

О = сmt , Q = qt, Q =Lm, Q = т


Вызванный ученик подбрасывает кубик и комментирует «выпавшую» ему на верхней грани формулу: называет, для чего она применяется, какие величины входят в неё.


Игра-Крокодильчик»

Игра интересная, живая: в ее ходе создаются зрительные образы физических терминов, что помогает их

запоминанию.

Игра заключается в том, что ученик только мимикой и жестами должен изобразить задуманный им

физический термин.


Игра Змейка

Ученики путем коллективного творчества выстраивают цепочки формул, в которых каждая последующая начинается с той буквы, которой кончается предшествующая. Такие задания уместны, как обещающее в конце изучения разделов.









Игра в название приборов

Нужно расположить названия предлагаемых городов (например, Киев, Уфа, Минск, Звенигород, Рига, Новосибирск, Архангельск, Ереван) так, чтобы из начальных букв составилось название физического прибора, а затем объяснить, как он устроен и для чего применяется (для данных слов ответ - мензурка).

Игра «Шаги и термины»

заключается в следующем: ученик, идя по классу (идёт по прямой; равномерно и небольшими шагами), при каждом шаге называют физическое понятие или прибор, явление из только что изученной темы. При таком способе передвижения довольно сложно сосредоточиться, и как правило, можно сделать немного шагов. Если ученик сбился, он остаётся стоять на том же месте, где постигла его неудача. Выигрывает тот, кто пройдет дальше, и назовет больше физических терминов.




Игра в слова

Предлагается записать в столбик имена существительные (или прилагательные), связанные с темой. Конкурс проводится на время, разыгрывается либо личное, либо командное первенство. Например, изучена тема «Электрические явления».

Фрагмент записи:


Существительные Прилагательные

1. электризация 1.электрическое

2. электрон 2. заряженный

3. напряжение 3. отрицательный

4. реостат 4. Последовательное


Игра конкурс «Веришь- не веришь»

Условия игры: ученикам раздают по 2 карточки (небольшие листочки цветной бумаги) -красную и зелёную. Учитель произносит правильные и неправильные с физической точки зрения цредложения; ученики должны поднять карточки красные, если фраза неверна, а зеленые карточки, если верна. Фразы для примера:

- жидкость или газ передает давление во все стороны одинаково

- атмосферное давление всегда равно 760 мм рт.ст.

- давление воздуха на первом этаже здания меньше, чем на четвёртом

- Архимедова сила направлена вниз.


Игра-конкурс «Какие нужны приборы»

Класс делится на две команды. Команды берут листочки бумаги и ручки. На доске открывается запись: буквы m,F, , (обозначающие физические величины).

Задание: 1) назвать приборы, которыми измеряют эти величины; 2) взять из ваших названий такие буквы: из первого слова -5, из второго -6, из третьего - 2 и 8; 3) составить слово, которое может служить зарядом бодрости, (ответ: мензурка, спидометр, весы, динамометр, итоговое слово - умение).


Игра «Ленточка»


На доске заранее заготавливается игровое поле, состоящее из «ленточки» клеточек (слева) и столбики цифр (справа)

1

2













1 6 6 3 2 2 3

4

5

6





Цифра под клеткой показывает, какую букву из слова-ответа надо взять. Ведущий зачитывает вопрос: вызванный ученик выходит к доске; отвечает на вопрос и записывает ответ на доске в столбик - под соответствующим номером (при ответе на вопрос 1 - у цифры «1»), подчеркивает нужную букву и заносит ее в клеточку. Затем подобным образом поступает с вопросом 2 и т.д. Когда слово « готово» (угадывать нельзя), о нем надо сказать все, что знаешь; рассказ могут вести, сменяя друг друга, несколько человек. Вопросы по теме «Механика»

1. Любой предмет в физике.

2. Отрезок, имеющий направление.

3. древнерусский ученый, открывший условия равновесия рычага.

4. прибор для измерения силы.

5. действие одного тела на другое, в результате чего у тел изменяется скорость.

6. сила, с которой тело вследствие притяжения к Земле, давит на опору или растягивает подвес.

Ответы:

1-тело 3-Архимед 5-сила

2 -вектор 4 - динамометр 6 - вес

Заполняется ленточка. Рассказать о трении.

т

р

е

н

и

е



Игра «Думай быстро»


Готовится запись на доске: слева под номерами 1,2,... пишется серия вопросов (общего характера); в центре ставится «окно», куда «помещается» какая-либо буква; справа столбиком пишется ряд цифр, около которых будут написаны ответы. Дается задание, за 3-4 мин дать ответы на вопросы, написанные на доске слева, причем так, чтобы они начинались на указанную в «окне» букву. Например, выбрана буква «М».




1.Учёный

2.Физическое тело О 1. Максвелл

3.Вещество Т 2. маятник

4.Природное явление В 3. медь

5.Прибор Е 4. молния

6.Раздел физики Т 5. метроном

7.Единицы измерения Ы 6. механика

8. Профессия, имеющая отношение к физике 7. метр

8. музыкант

д) Использование исторического материала.


При объяснении материала необходимо знакомить учащихся с биографиями некоторых ученых с отрывками из их научных трудов.

Так, например, Галилей установил законы колебания математического маятника, используя люстру в соборе и собственный пульс. Изучая движение тел по наклонной плоскости, он первым указал, что при отсутствии внешнего воздействия тело может не только покоится, но и двигаться прямолинейно и равномерно.


Очень большое значение имеет использование на уроках хрестоматийного материала, раскрывающего логику рассуждений ученых при установлении законов, приводимые ими способы доказательств, собственные оценки сделанных открытий.

Вот как описывал Торричелли в письме к своему другу сделанное им открытие: «Нами было изготовлено много стеклянных пузырьков с трубкой длиной в два локтя; мы наполнили их ртутью, придерживая отверстие пальцем; когда затем трубки опрокидывали в чашку с ртутью, они опоражнивались, но лишь отчасти; каждая трубка оставалась наполненной ртутью до высоты локтя и одного пальца. Итак, пузырёк пуст, ртуть не держится в трубке. До сих пор принимали, что сила, удерживающая ртуть от естественного стремления опускаться, находится внутри части трубки - в виде пустоты или весьма разряженной материи. Я же утверждаю, что причина лежит вне сосуда: на поверхность жидкости в чашке давит воздушный столб высотой - 50x3000 шагов, - неудивительно, что жидкость входит внутрь стеклянной

трубки и поднимается до тех пор, пока не уравновесится внешним воздухом. Вода же поднимается в подобной, но гораздо более длинной трубке во столько раз выше, во сколько раз ртуть тяжелее воды ...»


Рассказывая о научных трудах И открытиях ученых, важно обрисовать время, в которое они жили и творили, и обязательно останавливаться на поступках, характеризующих их как личность.

П. Н. Яблочков выкупил патент на свое изобретение во Франции, чтобы оно принадлежало Родине.

П.С. Попов на неоднократное приглашение жить и работать за границей отвечал: «Я русский человек, и все свои знания, весь свой труд, все свои достижения имею право отдать только своей Родине.. И если не современники, то, может быть, потомки наши поймут, сколь велика моя преданность нашей Родине и как я счастлив, что не за рубежом, а в России открыто новое средство связи.»

Большим патриотом своей Родины был К.Э.Циолковский. он рассказывал о себе : «В 1932 г. крупнейшее капиталистическое общество металлических дирижаблей прислало мне письмо, просили дать подробные сведения о моих дирижаблях. Я не ответил на заданные вопросы, я считаю свои знания достоянием СССР».0бращаясь к молодежи, он говорил «Наша молодежь должна учиться еще больше, как можно больше приобретать знаний и вести самостоятельную деятельность - без неё вы ничего не сможете дать Родине... Мы должны работать во имя нашей славной Родины. Вы, молодые друзья, должны гордиться Родиной так же, как горжусь ею я, старик».

Необходимо подчеркивать преданность ученых своему делу и то глубокое удовлетворение, которое приносит им занятие наукой. Вот одно из ярких свидетельств: «Я знаю, что я смертен и создан ненадолго. Но когда я исследую звездные множества, мои ноги уже не покоятся на Земле, я стою рядом с Зевсом, вкушаю пищу богов и ощущаю себя богом» (Птолемей).


е)Использование художественной литературы.

Физику принято относить к точным наукам. И считается, что если прозвенел звонок на урок, то все постороннее - литература, искусство, поэзия - должно уступить место точному эксперименту и строгому доказательству.

Но и наука, и искусство отражают один и тот же реальный мир, хотя и разными средствами. Наука в понятиях, законах, теориях; искусство - в образах, что зачастую гораздо ближе и понятнее учащимся. Научное творчество схоже с творчеством художественным - высочайшая похвала, которую ученый - теоретик может заслужить, показывая вновь выведенную формулу, это восторженный возглас коллеги: "Как она красива!"

Один из способов повышения интереса учащихся к предмету - использование художественной литературы на уроках физики. Этот прием может явиться толчком к развитию познавательного интереса у "физиков" и активизировать "лириков", так как легко принимается учащимися, позволяет снять напряжение на уроке, переключить внимание, дать ход мысли.

I. ВВЕДЕНИЕ В ПРОБЛЕМНУЮ СИТУАЦИЮ. 7класс

В 7-м классе на первых уроках физики для создания проблемных ситуаций можно использовать рассказы Л.Н. Толстого, написанные им специально для крестьянских детей, обучавшихся в его школе в Ясной Поляне: "Как в городе Париже починили дом" (начиная тему о строении вещества), "Для чего ветер" (при рассматривании механического движения), "Сырость" (о плотности) и так далее.

Для облегчения восприятия материала об относительности механического движения можно зачитать стихотворение А.С. Пушкина "Движение", предварив его вопросом: "Какое предположение Галилея (Коперника) имеется в виду?" Закончить же можно стихотворением М.В. Ломоносова:

Что в том Коперник прав,

Я правду докажу, на Солнце не бывав.

Кто видел простака из поваров такого,

Который бы вертел очаг вокруг жаркого?

Определяя траекторию падающей лягушки из сказки В.Гаршина "Лягушка - путешественница"

учащиеся обязательно придут к выводу о сохранении скорости движения тела в отсутствие

внешних воздействий, то есть о существовании явления инерции.

Наверняка догадаются они и о существовании силы трения после прослушивания отрывка из

рассказа Ярослава Гашека об одном тупице: "Когда весь бензин вышел, автомобиль принужден

был остановиться... И после этого еще болтают об инерции! Не едет, стоит, с места не трогается.

Нет бензина! Ну не смешно ли?.."

Вводя понятие "давление", можно задать вопросы: почему подушка "мягкая"? может ли "твердое"

тело быть мягким? И проиллюстрировать сказанное стихотворением М.В. Ломоносова:

На острых камнях возлегает

И твердость оных презирает

Для крепости великих сил,

Считая их за мягкий ил.

П. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Рассматривая понятие физические явления, можно поиграть в "физиков" и "лириков": проиллюстрировать каждое явление природы каким-либо поэтическим произведением. Например, учитель зачитывает стихотворение А.С. Пушкина:

Прощай, свободная стихия!

В последний раз передо мной

Ты катишь волны голубые

И блещешь гордою красой.

А учащиеся определяют, о каком физическом явлении идет речь.

III. ОПРОС УЧАЩИХСЯ, КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА ЗНАНИЙ

При повторении темы "Строение вещества" можно обсудить, о чем идет речь в отрывке из рассказа Л.Н. Толстого "Черемуха": "Черемуха эта росла не кустом, а деревом... кудрявая и вся

обсыпанная ярким, белым, душистым цветом. Издалека слышен был ее запах".

На итоговом уроке можно предложить сказку с физическими ошибками и организовать

соревнование: "Кто найдет больше физических ошибок и объяснит их?" Например: "Ко дню

рождения внучки подарила ей бабушка велосипед. С тех пор девочка всюду ездила на нем. Как-то

раз бабушка заболела, ей надо было срочно отнести лекарства.

Красная Шапочка смазала колеса велосипеда маслом, чтобы быстрее домчаться до бабушки, и

поехала.

Едет она лесом, а навстречу ей - серый волк. Нажала Красная Шапочка на тормоза и

остановилась как вкопанная..." и так далее.

Разобрать зависимость давления от площади поверхности, к которой приложена сила, можно на

следующих куплетах:

- Как-то раз спросили розу:

"Отчего, чаруя око,

Ты колючими шипами

Нас царапаешь жестоко?"

* * *

- Тебе по болоту ходить довелось?

Легко тебе было? Вот то-то! Тогда почему же огромнейший лось,

Так просто бежит по болоту?

Таким образом на уроках среди обилия расчетных, "сухих" задач должны как "искорки" проскакивать жизненные, "поэтические", чтобы учащиеся смогли на примере этих задач объяснить многие жизненные ситуации или выделить задачу для решения ее в классе с помощью учителя . Все выше сказанное можно дополнить подбором таких задач на различные темы.

"МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА" Другого ничего в природе нет Ни здесь, ни там, в космических глубинах, Все от песчинок малых до планет Из элементов состоит единых.

С. Щипачев. Читая Менделеева.

О каких единых элементах идет речь? (Об атомах.)

"ВЛАЖНОСТЬ ВОЗДУХА"

"...вот я расстелю здесь на гумне стриженную шерсть: если роса будет только на шерсти, а на всей земле сухо, то буду знать, что спасешь рукою моею Израила". Бог согласился, и "...на другой день, встав рано, он (Гедеон) стал вынимать шерсть и выжал из шерсти росы целую чашу воды".

Какой прибор для измерения влажности описан в Библии? (В Израиле в засушливое время года росы выпадают значительно больше, чем в других местах. По существу, в Библии описан простейший прибор определения влажности - росометр.)

"ТВЕРДЫЕ ТЕЛА"

"Нет ни одного камня, который играл большую роль в человеческих суевериях и лечебном деле, чем именно персидская бирюза".

Академик А.Е. Ферсман.

"Дарил также царь своей возлюбленной... персепольскую бирюзу, которая приносит счастья в любви, прекращает ссору супругов, отводит царский гнев и благоприятствует при укрощении и продаже лошадей".

А.И. Куприн. (Суламифь)

По восточным поверьям считалось, что голубой камень бывает молодым, зрелым и умирающим. Вероятно, под впечатлением этих легенд персидский поэт Саади (XIII в.) писал:

"И блекнет бирюза влюбленных, Когда проходит любовь ".

"Этот камень портится от мускуса, сырости, опия и камфоры... Цвет его бледнеет".

Аракел Тавридский.

Почему при мытье рук: кольцо с. бирюзой обязательно надо снимать? (Бирюза - соединение неустойчивое. Она пористая, легко впитывает жиры, ароматические вещества и под их действием, а также под воздействием углекислого газа теряет свой цвет).

"РАВНОМЕРНОЕ ДВИЖЕНИЕ"

# 1. Баба Яга летела в ступе со скоростью 20 м/с в течение 5 мин, а затем полчаса бежала 2 км по лесу, затем переплывала пруд шириной 1000 м со скоростью 0,5 м/с. С какой средней скоростью гналась она за бедным Иванушкой?

#2. Падая с лестницы, первый пролет длиной 10 м мальчик катился 4 с, второй - со скоростью 2 м/с. Найдите его среднюю скорость.

#3. Ежик катился со склона длиной 10 м со скоростью 20 см/с, потом раскрылся и пробежал еще 30 м за 1 мин. С какой средней скоростью двигался ежик?

#4. Муравей поднимается вверх по 10 метровой березе со скоростью 1 см/с. Какова его средняя скорость, если в середине пути он сделал 5-минутную остановку?

#5. За какое время лилипуты пробегают от макушки до пятки спящего 2-метрового Гулливера, если их средняя скорость составляет 0,12 км/ч?

#6. Теннисист бьет по мячу, и через 0,4 с, и тот возвращается к нему после удара о стенку. Локатор посылает сигнал и через 0,0005 с получает сигнал, отраженный от самолета. От игрока до стенки 6 м, от локатора до самолета 75 км. Во сколько раз средняя скорость мяча меньше скорости сигнала локатора?

#7. Парашютист прыгнул с высоты 2 км. До раскрытия парашюта он летел со скоростью 50 м/с, после раскрытия - со скоростью 5 м/с, а средняя скорость его движения оказалась равной 6,45 м/с. Через сколько секунд после начала прыжка он раскрыл парашют?

#8. Муха села на край пластинки диаметром 20 см, вращающейся с частотой 33 оборота в минуту, и катается "с ветерком". Какова средняя скорость этого ветерка?

#9. Снежинка падает с высоты 4 м. Ветер первую половину пути дует вправо, а вторую половину - влево, так что снежинка описывает траекторию в виде полуокружности. Какова средняя скорость падения, если время падения 6,3 с? #10. Акула делает круги вокруг лодки, двигаясь со скоростью 15 м/с. На каком расстоянии от

лодки она находится, если за 1 мин. она сделала 6 кругов?

* *

Эти задачи направлены на понимание понятия средней скорости как отношения всего пути ко всему времени, затраченному на этот путь.

Исходные данные представлены в самых разных единицах: с одной стороны - для тренировки таких переводов, а с другой - чтобы ребенок сам мог оценить реальность этих цифр на основе своего жизненного опыта. Ведь трудно понять с ходу, что скорость 0,0077 м/с - это реальная скорость для муравья, а вот 7,7 мм/с - вполне понятно.


Если познавательная деятельность на уроке вызывает у учеников радость, удовлетворение, увлеченность познанием, обучение приобретает подлинную силу. "Ученик не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь".












Литература

Алексеев СВ. Дифференциация в обучении предметам естественного

цикла.-Л.,1991.

Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса.-М.:

Просвещение, 1982.

Выготский Л.С. Психология искусства. - М., 1968.

Герасимов Г.И. Концептуальные основы реформирования и развития

образовательного процесса. - Ростов н/Д, 1994.

Занков Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении. - М., 1960.

Лысенкова С.Н. Методом опережающего обучения. - М.: Просвещение,

1988.

Маркова А.К. Формирование мотивации учения. - М.: Просвещение, 1990.

Мухин М.И. Гуманизм педагогики В.А. Сухомлинского. - М., 1994,

Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки. - М.: Просве щение, 1990.

Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в

учебном процессе. - М.: Просвещение, 1987.

Урок физики в современной школе-творческий поиск учителей.-

М.:Просвещение, 1993.

Журналы "Физика в школе".

Дидактические материалы по физике 7-11 кл. С.А. Тихомирова. 2003.

Оригинальные уроки физики и приемы обучения. В.И. Елькин.2000.

Тематическая проверка знаний: кроссворды по физике. П.И. Самойленко,

А.В. Сергеев.

Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении физики.

Л.А.Иванова.

Физика в пословицах, загадках и сказках. С.А.Тихомирова. 2002.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Реферат на тему: «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках физики».

Автор: Капнина Людмила Николаевна

Дата: 22.12.2016

Номер свидетельства: 372578

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Пути активизации познавательной деятельности на уроках физики в условиях  УКП "
    ["seo_title"] => string(84) "puti-aktivizatsii-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti-na-urokakh-fiziki-v-usloviiakh-ukp"
    ["file_id"] => string(6) "105897"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402922435"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Проектная деятельность по математике с учащимися 5-6 классов"
    ["seo_title"] => string(62) "proiektnaiadieiatielnostpomatiematikiesuchashchimisia56klassov"
    ["file_id"] => string(6) "282160"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453651147"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Экологическое воспитание на уроках биологии "
    ["seo_title"] => string(50) "ekologhichieskoie-vospitaniie-na-urokakh-biologhii"
    ["file_id"] => string(6) "125124"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414916238"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Рабочая программа по технологии для девочек 6 класса"
    ["seo_title"] => string(55) "rabochaiaproghrammapotiekhnologhiidliadievochiek6klassa"
    ["file_id"] => string(6) "283000"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1453749249"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства