Рабочая программа составлена на основе программы по физике для 7 – 9 классов авторов Е. М. Гутника и А. В. Пёрышкина; М.: Дрофа, 2009 г.
Составитель:
Егорова Оксана Геннадьевна -
учитель физики первой
квалификационной категории
с. Шумилиха — 2018
Пояснительная записка
Программа по физике в 9 классе составлена на основании:
— федерального компонента государственного стандарта основного общего образования 2004 г.,
— примерной программы основного общего образования по физике 2004 г.,
— авторской программы общеобразовательных учреждений по физике для 7 – 9 классов составителей Е. М. Гутника и А. В. Пёрышкина (М. «Дрофа», 2009 г.);
— базисного учебного плана на 2018 – 19 учебный год.
Цели:
— освоение знаний о механических, магнитных, квантовых явлениях, электромагнитных колебаниях и волнах; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
— овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
— развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
— воспитание убеждённости в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
— применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Задачи:
— развитие мышления учащихся; формирование у них самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;
— овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;
— усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса её познания, понимание роли практики в познании физических явлений и законов;
— формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.
Согласно базисному учебному плану в этом году предусмотрено 34 учебные недели. Поэтому рабочая программа составлена на 68 часов в отличие от авторской, которая рассчитана на 70 часов. Сокращение на 2 часа произойдёт за счёт резерва, т. к. в авторской программе отводится на резерв 6 часов. Один час из резерва добавлен на последнюю тему для проведения контрольной работы. В рабочей программе предусмотрено выполнение практической части курса из 9 лабораторных работ.
Преподавание физики в 9 классе предполагается вести по традиционной системе с использованием информационно-коммуникативных технологий.
Предполагаемые формы и методы контроля при обучении физике:
методы устного контроля: опрос, фронтальный опрос, тестовый опрос, сообщения;
методы письменного контроля: самостоятельные работы, диктанты, проверочные работы, тесты; контрольные работы;
методы лабораторного контроля: проведение лабораторных работ и опытов, решение практических задач, использование таблиц, графиков, готовых схем.
Обучение ведётся по учебнику «Физика, 9», автор: А. В. Пёрышкин, М. «Дрофа», 2008 г.
Учебно-тематический план
№
Наименование раздела
Количество часов
1.
Законы взаимодействия и движения тел.
26
2.
Механические колебания и волны. Звук.
10
3.
Электромагнитное поле.
17
4.
Строение атома и атомного ядра.
12
Резервное время.
3
Итого
68
Содержание обучения
Законы взаимодействия и движения тел (26 ч).
Материальная точка. Система отсчёта. Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения. Прямолинейное равноускоренное движение: мгновенная скорость, ускорение, перемещение. Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движении. Относительность механического движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Инерциальная система отсчёта. Первый, второй и третий законы Ньютона. Свободное падение. Невесомость. Закон всемирного тяготения. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.
Фронтальные лабораторные работы:
1. Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.
2. Измерение ускорения свободного падения.
Механические колебания и волны. Звук (10 ч).
Колебательное движение. Колебания груза на пружине. Свободные колебания. Колебательная система. Маятник. Амплитуда, период, частота колебаний. Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс. Распространение колебаний в упругих средах. Поперечные и продольные волны. Длина волны. Связь длины волны скоростью её распространения и периодом (частотой). Звуковые волны. Скорость звука. Высота, тембр и громкость звука. Звуковой резонанс.
Фронтальные лабораторные работы:
3. Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жёсткости пружины.
4. Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины нити.
Электромагнитное поле (17 ч).
Однородное и неоднородное магнитное поле. Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика. Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки. Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Опыты Фарадея. Электромагнитная индукция. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции. Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторе. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы. Конденсатор. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения. Электромагнитная природа света. Преломление света. Показатель преломления. Дисперсия света. Типы оптических спектров. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.
Фронтальные лабораторные работы:
5. Изучение явления электромагнитной индукции.
6. Наблюдение сплошного и линейчатого спектров испускания.
Строение атома и атомного ядра (12 ч).
Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета- и гамма-излучения. Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома. Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях. Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике. Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел. Энергия связи частиц в ядре. Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций. Дозиметрия. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звёзд.
Фронтальные лабораторные работы:
7. Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков.
8. Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям.
Лабораторная работа № 3 по теме «Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жёсткости пружины».
Пружинный маятник; секундомер; грузы; линейка.
Практическое занятие
30.
Инструктаж по ТБ.
Лабораторная работа № 4 по теме «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины нити».
Нитяной маятник; линейка; секундомер.
Практическое занятие
31.
Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие и вынужденные колебания. Резонанс (§ 28-30).
Нитяной маятник; часы с маятником.
Лекция
32.
Распространение колебаний в упругих средах. Поперечные и продольные волны (§ 31, 32).
Пружина; шнур.
Проблемно-поисковый
33.
Длина волны. Связь длины волны со скоростью её распространения и периодом (частотой) (§ 33).
Исследовательский
34.
Источники звука. Звуковые колебания. Высота, тембр и громкость звука (§ 34-37).
Струна; камертон; нитяной маятник.
Лекция
35.
Звуковые волны. Скорость звука. Звуковой резонанс
(§ 38-40).
Рупор, струнные инструменты.
Работа с учебником
36.
Контрольная работа №4 по теме: «Механические колебания. Звук».
Карточки
Контроль знаний
ІІІ. Электромагнитное поле – 17 (14+1к/р + 2 л/р).
37.
Однородное и неоднородное магнитное поле (§ 42, 43).
Магниты; железные опилки; магнитные стрелки.
Проблемно-поисковый
38.
Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило Буравчика (§ 44).
Объяснительный
39.
Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки
(§ 45).
Исследовательский
40.
Индукция магнитного поля
(§ 46).
Магнитный поток (§ 47).
Диалог
41.
Электромагнитная индукция. Опыты Фарадея (§ 48).
Катушка; гальвонометр; магнит.
Презентация
Лекция
42.
Направление индукционного тока. Правило Ленца (§ 49).
Алюминиевая пластинка с кольцами; магнит
Исследовательский
43.
Явление самоиндукции (§ 50).
Объяснительный
44.
Инструктаж по ТБ.
Лабораторная работа № 5 по теме «Изучение явления электромагнитной индукции».
Миллиамперметр; катушка-моток; магнит; источник тока; реостат; ключ.
Практическое занятие
45.
Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторе. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние (§ 51).
Трансформатор
Беседа; сообщения учащихся
46.
Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы
(§ 52, 53).
Лекция
47.
Конденсатор (§ 54).
Простейший плоский конденсатор; различные конденсаторы.
Объяснительный
48.
Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения
(§ 55, 56).
Проблемно-поисковый
49.
Электромагнитная природа света. Преломление света. Показатель преломления
(§ 58, 59).
Исследовательский
50.
Дисперсия света (§ 60).
Объяснительный
51.
Типы оптических спектров. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров (§ 61-64).
Работа с учебником
52.
Инструктаж по ТБ.
Лабораторная работа № 6 по теме «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров испускания».
Из интернета
Практическое занятие
53.
Контрольная работа №5 по теме: «Электромагнитное поле»
Карточки
Контроль знаний
ІV. Строение атома и атомного ядра – 12 (8+1к/р + 3 л/р).
54.
Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета- и гамма-излучения. Опыта Резерфорда. Ядерная модель атома
(§ 65, 66).
Презентация
Лекция
55.
Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях. Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике (§ 67, 68).
Объяснительный
56.
Протонно-нейтронная модель ядра (§ 69, 70).
Исследовательский
57.
Физический смысл зарядового и массового чисел (§ 71).
Проблемно-поисковый
58.
Энергия связи частиц в ядре. Деление ядер урана. Цепная реакция (§ 72-75).
Частично-поисковый
59.
Инструктаж по ТБ.
Лабораторная работа № 7 по теме «Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков».
Практическое занятие
60.
Инструктаж по ТБ.
Лабораторная работа № 8 по теме «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям».
Практическое занятие
61.
Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций (§ 76, 77).
Сообщения учащихся
62.
Дозиметрия. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы (§ 78).
Беседа
63.
Инструктаж по ТБ.
Лабораторная работа № 9 по теме «Измерение естественного радиационного фона дозиметром».
Практическое занятие
64.
Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звёзд (§ 79).
Беседа
65.
Контрольная работа №6 по теме: «Строение атома и атомного ядра»
смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии;
уметь:
описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, механические колебания и волны, взаимодействия магнитов, действия магнитного поля на проводник с током, электромагнитная индукция, дисперсия света;
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, силы;
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы трения от силы нормального давления, периода колебания маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жёсткости пружины;
выражать результаты измерений и расчётов в единицах Международной системы;
приводить примеры практического использования физических знаний о механических, электромагнитных и квантовых явлениях;
решать задачи на применение изученных физических законов;
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), нё обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электронной техники;
оценки безопасности радиационного фона.
УМК, используемый для преподавания предмета
«Физика, 9 класс»
Примерная программа среднего (полного) общего образования по физике 2004 г.
Стандарт среднего (полного) общего образования по физике 2004 г.
Программа общеобразовательных учреждений по физике в 7 – 9 классах. Авторы: Е. М. Гутник, А. В. Пёрышкин. М. «Дрофа», 2008 г.
Учебник «Физика, 9»; автор: А. В. Пёрышкин; М. «Дрофа», 2008 г.
5. Тематическое и поурочное планирование по физике для 9 класса. Авторы: Е. М. Гутник,
Е. В. Шаронина, Э. И. Доронина.
5. Дидактические карточки – задания для 9 класса. Авторы: М. А. Ушаков, К. М. Ушаков.
6. Дидактические материалы по физике для 9 класса. Авторы: А. Е. Марон, Е. А. Марон.