Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по физике 8 класс»
«Инжавинская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрена и рекомендована УТВЕРЖДАЮ
методическим советом Директор И. Ю.Хурцилава
Протокол № _1 от 30.2019 г Приказ № 217______ от 03.09. 2019 г
Рабочая программа
по ФИЗИКЕ
для 8 классов
(68 часов, 2 часа в неделю)
Срок реализации - 1 год
Тамбов
2019
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа составлена на основании следующих
нормативно-методических документов:
Федеральный Закон №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации».
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом № 1897 Министерства образования и науки РФ 17.12.2010г) (с изменениями).
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации и Департамента государственной политики сфере общего образования от 28.10.2015, №08-1786 «О рабочих программах учебных предметов».
Основная образовательная программа основного общего образования
МБОУ «Инжавинская средняя общеобразовательная школа».
Выполнение программы обеспечено УМК: учебником «Физика – 8 класс» Н. С. Пурышевой, Н. Е. Важеевской, В. М. Чагурина, Москва, «Дрофа», 2018г (номер в ФПУ 1.2.5.1.8.2).
Программа определяет содержание и структуру учебного материала, последовательность его изучения, пути формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся; разработана на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования.
Цели изучения физики в 8 классе следующие:
формирование умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;
понимание учащимися смысла основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;
формирование у учащихся представлений о физической картине мира;
организация экологического мышления и ценностного отношения к природе;
развитие познавательных интересов и творческих способностей
учащихся, а также интереса к расширению и углублению физических знаний и выбора физики как профильного предмета.
Для успешного достижения целей курса физики необходимо решить следующие задачи:
знакомство учащихся с методом научного познания и метода исследования объектов и явлений природы;
приобретение учащимися знаний о механических, световых явлениях, физических величинах, характеризующие эти явления;
формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования;
овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природные явления, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ФИЗИКИ 8 КЛАССА
Школьный курс физики — системообразующий для естественно-
научных предметов, поскольку физические законы, лежащие в основе мироздания, являются основой содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии. Физика вооружает школьников научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
8 классе происходит дальнейшее знакомство с физическими явлениями, методом научного познания, формирование основных физических понятий, приобретение умений измерять физические величины, проводить лабораторный эксперимент по заданной схеме.
содержание программы включен материал, на основе изучения которого учащиеся овладевают методами изучения природы – теоретическим и экспериментальным. В курсе физики 8 класса изучаются следующие темы: механические свойства жидкостей, газов и твердых тел, тепловые явления, электрические явления, электромагнитные явления. Для овладения теоретическим методом организуется работа с обобщенными планами изучения физических понятий – физических явлений, физических величин, физических приборов, законов и теорий. Овладению экспериментальным методом познания способствуют специальные занятия по выполнению экспериментальных заданий, на основе которых формируются практические умения: проводить наблюдения, планировать и выполнять простейшие эксперименты, измерять физические величины, делать выводы на основе
экспериментальных данных.
По каждой теме указываются экспериментальные задания, лабораторные работы, на основе которых формируются практические умения: проводить наблюдения, планировать и выполнять простейшие
эксперименты, измерять физические величины, делать выводы на основе экспериментальных данных.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Федеральный государственный образовательный стандарт предусматривает изучение курса физики в основной школе как составной части предметной области «Естественнонаучные предметы».
Учебный план муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Инжавинская средняя общеобразовательная школа» отводит на изучение физики в 8 классе (базовый уровень) 68 часов из расчета 2 часа в неделю.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ (ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ)
Личностные результаты:
ответственное отношение к учению; готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения несложных практических задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора и компьютера;
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпример;
основы экологической культуры; понимание ценности здорового образа жизни;
формирование способности к эмоциональному восприятию физических задач, решений, рассуждений;
умение контролировать процесс и результат учебной деятельности;
коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении задач.
Метапредметные результаты:
регулятивные
формулировать и удерживать учебную задачу;
выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик;
составлять план и последовательность действий;
осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;
предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач;
осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия;
выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;
концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
познавательные:
самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
использовать общие приёмы решения задач;
применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;
осуществлять смысловое чтение;
создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения задач;
находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять еѐ в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
формировать учебную и общепользовательскую компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
видеть физическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;
выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач;
интерпретировать информации (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);
оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности);
устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения;
коммуникативные
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;
взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;
разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
Предметные результаты обучения физики в 8 классе учащийся научится:
распознавать механические свойства жидкостей, газов и твердых тел и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: передача давления твердыми телами, жидкостями и газами, атмосферное давление, плавание тел;
распознавать тепловые явления и объяснять на базе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: диффузия, изменение объема тел при нагревании (охлаждении), большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел; тепловое равновесие, испарение, конденсация, плавление, кристаллизация, кипение, влажность воздуха, различные способы теплопередачи (теплопроводность, конвекция, излучение), агрегатные состояния вещества, поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара, зависимость температуры кипения от давления;
распознавать электромагнитные явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: электризация тел, взаимодействие зарядов, электрический ток и его действия, взаимодействие магнитов, электромагнитная индукция, действие магнитного поля на проводник с током и на движущуюся заряженную частицу, действие электрического поля на заряженную частицу, электромагнитные волны;
описывать изученные свойства тел и тепловые явления, используя физические величины: количество теплоты, внутренняя энергия, температура, удельная теплоемкость вещества, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования, удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия теплового двигателя; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;
описывать изученные электрические явления, используя физические величины: электрический ток, напряжение, мощность электрического тока, сопротивление, работа электрического тока; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами;
анализировать свойства газов, жидкостей и твердых тел, тепловые и электрические явления и процессы, используя физические законы и
принципы: закон Паскаля, закон Архимеда, первый закон термодинамики, построение шкал Фаренгейта и Реомюра, закон Кулона, закон Ома, закон Джоуля-Ленца; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;
различать основные признаки изученных физических моделей строения газов, жидкостей и твердых тел;
приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых явлениях;
решать задачи, используя физические законы (закон Паскаля, закон Архимеда, первый закон термодинамики, закон Кулона, закон Ома, закон Джоуля-Ленца) и формулы, связывающие физические величины (давление, объем, плотность, сила, температура, удельная теплоемкость, абсолютная и относительная влажность воздуха, электрический заряд, напряженность эл поля, сила тока, напряжение, сопротивление проводника, удельное сопротивление), на основе анализа условия задачи выделять физические величины и формулы, необходимые для её решения, и проводить расчёты;
составлять схемы электрических цепей с последовательным и параллельным соединением элементов, различая условные обозначения элементов электрических цепей (источник тока, ключ, резистор, реостат, лампочка, амперметр, вольтметр).
пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации;
знать основные способы представления и анализа статистических данных; уметь решать задачи с помощью перебора возможных вариантов;
учащиеся получат возможность научиться:
использовать знания о тепловых и электрических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых и электрических явлениях и физических законах;
различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (законы Паскаля, Архимеда, Ома и др.);
приёмам поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;
находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему на основе имеющихся знаний по тепловым и электрическим явлениям с использованием математического аппарата, оценивать реальность полученного значения физической величины.
Учебно-тематический план
класс (68 часов)
№
Наименование раздела
Количество
Количество
Количество
п/п
часов
лаб. работ
контр.
работ
1.
Первоначальные сведения
6
о строении вещества
2.
Механические свойства
12
2
1
газов, жидкостей и
твердых тел
3.
Тепловые явления
12
2
1
4.
Изменение агрегатных
6
1
состояний вещества
5.
Тепловые свойства газов,
5
жидкостей и твердых тел
6.
Электрические явления
6
1
7.
Электрический ток
14
7
1
8.
Электромагнитные явления
7
4
9.
ИТОГО
68
15
5
СОДЕРЖАНИЕ
класс (68 часов)
ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА (6ч) Развитие взглядов на строение вещества. Молекулы. Дискретное строение вещества. Масса и размеры молекул.
Броуновское движение. Тепловое движение молекул и атомов. Диффузия. Связь температуры тела со скоростью теплового движения частиц вещества. Взаимодействие частиц вещества. Смачивание. Капиллярные явления. Модели твердого, жидкого и газообразного состояний вещества и их объяснение на основе молекулярно-кинетической теории строения вещества. Способы измерения размеров молекул. Измерение скоростей молекул. Опыт Штерна.
МЕХАНИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ЖИДКОСТЕЙ, ГАЗОВ И ТВЕРДЫХ ТЕЛ (12 ч)
Давление жидкостей и газов. Объяснение давления жидкостей и газов на основе молекулярно-кинетической теории строения вещества.
Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосуды. Гидравлическая машина. Гидравлический пресс. Манометры.
Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Закон Архимеда.
Условия плавания тел.
Строение твердых тел. Кристаллические и аморфные тела. Деформация твердых тел. Виды деформации. Свойства твердых тел: упругость, прочность, пластичность, твердость твердых тел. Изменение атмосферного давления с высотой.
Плавание судов. Воздухоплавание.
Лабораторные работы
Измерение выталкивающей силы.
Изучение условий плавания тел.
Контрольная работа №1 по теме«Механические свойства жидкостей игазов».
ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ (12 ч)
Тепловое равновесие. Температура и ее измерение. Связь температуры со скоростью хаотического движения частиц. Шкала Цельсия. Абсолютная (термодинамическая) шкала температур. Абсолютный нуль.
Внутренняя энергия. Два способа изменения внутренней энергии: теплопередача и работа. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение. Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества. Удельная теплота сгорания топлива. Первый закон термодинамики.
Лабораторные работы
Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры.
Измерение удельной теплоемкости вещества.
Контрольная работа №2 по теме«Тепловые явления».
ИЗМЕНЕНИЕ АГРЕГАТНЫХ СОСТОЯНИЙ ВЕЩЕСТВА (6 ч) Плавление и отвердевание. Температура плавления. Удельная теплота плавления.
Испарение и конденсация. Насыщенный пар. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Удельная теплота парообразования. Влажность воздуха. Измерение влажности воздуха. Температурные шкалы Фаренгейта и Реомюра.
Работа газа при расширении.
Контрольная работа №3 по теме«Изменение агрегатных состоянийвещества».
ТЕПЛОВЫЕ СВОЙСТВА ГАЗОВ, ЖИДКОСТЕЙ И ТВЕРДЫХ ТЕЛ (4ч)
Зависимость давления газа данной массы от объема и температуры, объема
газа данной массы от температуры.
Применение газов в технике.
Тепловое расширение твердых тел и жидкостей. Тепловое расширение воды. Принципы работы тепловых машин. КПД тепловой машины. Двигатель внутреннего сгорания, паровая турбина, холодильная машина. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды. Основные направления совершенствования тепловых двигателей.
Кратковременная контрольная работа №4 по теме «Тепловые свойства газов, жидкостей, и твердых тел»
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ (6 ч)
Электростатическое взаимодействие. Электрический заряд. Два рода электрических зарядов. Электроскоп.
Дискретность электрического заряда. Строение атома. Электрон и протон. Элементарный электрический заряд. Электризация тел. Закон сохранения электрического заряда.
Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Линии напряженности электрического поля. Проводники, диэлектрики и полупроводники.
Учет и использование электростатических явлений в быту, технике, их
проявление в природе.
Контрольная работа №5 по теме«Электрические явления».
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК (14ч)
Электрический ток. Источники постоянного электрического тока. Носители свободных электрических зарядов в металлах, электролитах, газах и полупроводниках.
Действия электрического тока: тепловое, химическое, магнитное.
Электрическая цепь. Сила тока. Измерение силы тока.
Закон Ома для участка цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников.
Работа и мощность электрического тока. Счетчик электрической энергии.
Закон Джоуля—Ленца.
Использование электрической энергии в быту, природе и технике. Правила безопасного труда при работе с источниками тока. Гальванические элементы и аккумуляторы.
Лабораторные работы
Сборка электрической цепи и измерение силы тока на различных ее участках.
Измерение напряжения на различных участках электрической цепи.
Измерение сопротивления проводника при помощи вольтметра и амперметра.
Регулирование силы тока в цепи с помощью реостата.
Изучение последовательного соединения проводников.
Изучение параллельного соединения проводников.
Измерение работы и мощности электрического тока.
Контрольная работа №6 по теме«Электрический ток».
ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ (7ч)
Постоянные магниты. Магнитное поле. Магнитное поле Земли.
Магнитное поле электрического тока.
Применение магнитов.
Действие магнитного поля на проводник с током.
Электродвигатель.
Лабораторные работы
Изучение магнитного поля постоянных магнитов.
Сборка электромагнита и его испытание.
Изучение действия магнитного поля на проводник с током.
Изучение работы электродвигателя постоянного тока.
Контрольная работа №7 по теме «Электромагнитные явления»
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Физика. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Н.С.Пурышева., Н.Е.Важеевская – М.:Дрофа, 2018 (номер в ФПУ
1.2.5.1.8.2) (в том числе ЭФУ).
Физика. Методическое пособие. 8 класс (авторы Н. С. Пурышева,
Н. Е. Важеевская, В. М. Чаругин).
3. Сборник качественных задач по физике: для 7-9 кл. общеобразовательных учреждений /А.Е.Марон, Е.А.Марон.-М.: Просвещение, 2012;
Мультимейдийное приложение к учебнику(7, 8, 9 кл.) Н.С.Пурышева., Н.Е.Важеевская – М.: Дрофа, 2013.
Лабораторные работы по физике 8 классы. Электронное учебное издание.
Проверочные и контрольные работы. Учебное пособие. Н.С.Пурышева., О.В.Лебедева – М.: Дрофа, 2014.
Лукашик В.И. Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2004 – 2009
Информационно-методическое обеспечение
Методическая служба. Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»
[Электронный ресурс].http://metodist.lbz.ru/
Физика: еженедельное учебно-методическое приложение к газете
«Первое сентября». http://fiz.lseptember.ru.
Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия: http://mega.km.ru/
Сайт энциклопедий: http://www.encyclopedia.ru/
Электронные образовательные ресурсы к учебникам в Единой коллекции