kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по физике. 7 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Структура рабочей программы имеет следующие обязательные компоненты:

  1. титульный лист, единый для всех предметов, курсов, дисциплин
  2. пояснительная записка, в которой конкретизируются: общие цели образования, с учетом специфики учебного предмета; общая характеристика учебного предмета, курса; описание места учебного предмета, курса в учебном плане
  3. учебно-тематическое планирование по единой форме
  4. содержание тем учебного курса
  5. требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе
  6. календарно-тематическое планирование с указанием: контрольных, лабораторных, практических работ, экскурсий
  7. контроль уровня обученности (формы контроля: диктанты, контрольные работы, тесты, зачеты и т.д.) и критерии оценивания устных и письменных ответов (работ) обучающихся
  8. перечень учебно-методического обеспечения-структурный элемент программы, который определяет необходимые для реализации данного курса методические и учебные пособия, оборудование и приборы, дидактический материал
  9. список литературы
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«КТП.Ф-7б.кл»


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

7бкласс (базовый уровень, 2 часа в неделю)


п/п

Тема урока

Тип урока

Основное содержание

Требования к уровню подготовки

Виды и формы контроля

Дата

план

факт

ВВЕДЕНИЕ (4ч)

1/1

Введение. Что изучает физика. ТБ на уроках

Комбинированный урок


Физика-наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физические величины и их измерение. Международная система единиц. Физический эксперимент и физическая теория.


Знать: смысл понятия «вещество».

Уметь: использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин.




02.09


2/2

Наблюдение и опыты. Физические величины и их измерение.

Комбинированный урок


Фронтальный опрос.

04.09


3/3

Точность и погрешность измерений.

Комбинированный урок.

Опрос.

09.09


4/4

Лабораторная работа №1 «Определение цены деления шкалы измерительного прибора».

ТБ-ИОТ-008

Урок-практикум

Лабораторная работа, выводы, оформление.

11.09


ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА ( 6 ч)

5/1

Строение вещества. Молекулы.

Комбинированный урок.

Строение вещества.

Знать: смысл понятий: вещество, взаимодействие, атом, молекула.

Уметь: описывать и объяснять физическое явление диффузия.









Фронтальный опрос.

16.09


6/2

Лабораторная работа №2 «Определение размеров малых тел».

ТБ-ИОТ-008

Урок-практикум.


Практическая работа.

18.09


7/3

Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах.

Скорость движения молекул и температура тела.

Комбинированный урок.

Диффузия. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение.

Опорный конспект.

23.09


8/4

Взаимное притяжение и отталкивание молекул.

Комбинированный урок.

Взаимодействие частиц вещества.

Фронтальный опрос.

25.09


9/5

Агрегатные состояния вещества. Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов.

Комбинированный урок.

Модели строения газов, жидкостей и твердых тел.

Опорный конспект.

30.09


10/6

Повторение и обобщение материала по теме «Строение вещества»

Урок закрепления знаний

Строение вещества

Проверочная работа

02.10


ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТЕЛ ( 24 ч)

11/1

Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение.

Урок изучения новых знаний

Механическое движение. Траектория. Путь. Прямолинейное равномерное движение.

Знать :

-явление инерции, физический закон, взаимодействие;

-смысл понятий: путь, скорость, масса, плотность.

Уметь:

-описывать и объяснять равномерное прямолинейное движение;

-использовать физические приборы для измерения пути, времени, массы, силы;

- выявлять зависимость пути от расстояния, скорости от времени, силы от скорости;

-выражать величины в СИ.

Опорный конспект

07.10


12/2

Скорость. Единицы скорости.

Комбинированный урок

Скорость прямолинейного равномерного движения

Опрос

09.10


13/3

Расчет пути и времени движения.

Урок закрепления знаний

Методы измерения расстояния, времени и скорости

Опрос

14.10


14/4

Решение задачи на расчет скорости, пути и времени равномерного движения.

Урок закрепления знаний

Методы измерения расстояния, времени и скорости

Решение задач.

16.10


15/5

Инерция.

Комбинированный урок

Неравномерное движение

Опорный конспект

21.10


16/6

Обобщающий урок по теме «Механическое движение»

Урок закрепления знаний

Механическое движение

Уметь решать задачи по теме «Механическое движение»

Решение задач

23.10


17/7

Контрольная «Механическое движение»

Урок контроля и оценивания знаний

Механическое движение

Обобщение и систематизация полученных знаний.

Контрольная работа

28.10


18/8

Взаимодействие тел. Масса.

Комбинированный урок

Взаимодействие тел. Масса.

Знать, что мерой любого взаимодействия тел является сила.

Знать:

-определение массы, единицы массы.

Уметь:

-воспроизвести или написать формулу;

- приводить примеры.

Опорный конспект. Подготовка к лабораторной работе.

30.10


19/9

Лабораторная работа №3 «Измерение массы тела на рычажных весах». ТБ-ИОТ-008

Урок-практикум

Методы измерения массы тела

Умение работать с приборами при нахождении массы тела

Написать вывод и правильно оформить работу

11.11


20/10

Объем тела. Лабораторная работа №4 «Измерение объема тела».

ТБ-ИОТ-008

Урок-практикум

Методы измерения объема тела

Умение работать с приборами при нахождении объема тела

Написать вывод и правильно оформить работу

13.11


21/11

Плотность вещества.

Комбинированный урок

Плотность газов, жидкостей и твердых тел.

Знать определение плотности вещества, формулу.

Уметь работать с физическими величинами, входящими в данную формулу.

Опорный конспект

18.11


22/12

Расчет массы и объема тела по его плотности.

Урок закрепления знаний

Методы расчета плотности вещества

Уметь рассчитать плотности вещества по его массе и объему.

Решение задач

20.11


23/13

Лабораторная работа №5 «Определение плотности твердого тела».

ТБ-ИОТ-008

Урок-практикум

Методы измерения плотности вещества

Умение работать с приборами

Написать вывод и правильно оформить работу

25.11


24/14

Решение задач на расчет плотности вещества.

Урок закрепления знаний

Плотность вещества

Уметь работать с физическими величинами, входящими в формулу для нахождения массы вещества.

Решение задач

27.11


25/15

Обобщающий урок по теме «Плотность вещества»

Урок закрепления знаний

Плотность вещества

Уметь решать задачи

Решение задач, подготовка к контрольной работе.

02.12


26/16

Контрольная «Плотность вещества»

Урок контроля и оценивания знаний

Плотность вещества

Обобщение и систематизация полученных знаний

Контрольная работа

04.12


27/17

Сила. Сила тяжести.

Комбинированный урок


Сила. Сила тяжести.

Знать определение силы, силы тяжести, единицы измерения, уметь изобразить схематично точку ее приложения.

Опорный конспект

09.12


28/18

Сила упругости. Вес тела.

Комбинированный урок

Сила упругости. Вес тела.

Знать определение силы упругости и веса тела, уметь схематично изображать точку приложения этих сил.

Опорный конспект

11.12


29/19

Решение задач на расчет силы тяжести и силы упругости.

Урок закрепления знаний

Методы расчета силы тяжести и силы упругости

Уметь рассчитывать силу тяжести и силу упругости.

Решение задач

16.12


30/20

Сложение сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сил.

Комбинированный урок

Правило сложения сил.

Уметь составлять схемы векторов сил, действующих по одной прямой.

Умение работать с чертежными инструментами

18.12


31/21

Динамометр. Лабораторная работа №6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром». ТБ-ИОТ-008

Урок-практикум

Метод измерения силы

Умение работать с физическими приборами. Градуирование шкалы физического прибора.

Проверка лабораторной работы, выводы

23.12


32/22

Сила трения. Трение в природе и технике.

Урок изучения новых знаний

Сила трения

Знать определение силы трения, уметь приводить примеры.

Опорный конспект

25.12


33/23

Обобщающий урок по теме «Силы»

Урок закрепления знаний

Силы в природе

Уметь рассчитывать силу тяжести, упругости, знать проявление значение сил в природе

Решение задач

13.01


34/24

Контрольная работа «Силы»

Урок контроля и оценивания знаний

Силы в природе

Обобщение и систематизация полученных знаний

Контрольная работа

15.01


ДАВЛЕНИЕ ТВЕРДЫХ ТЕЛ, ЖИДКОСТЕЙ И ГАЗОВ ( 17 ч)

35/1

Давление. Единицы давления. Способы увеличения и уменьшения давления.

Урок изучения новых знаний

Давление.

Знать определение физических величин: давление вещества, плотность, объем и масса.

Опорный конспект.

20.01


36/2

Давление газа. Закон Паскаля.

Комбинированный урок

Давление газа. Закон Паскаля.

Знать смысл закона Паскаля

Уметь объяснять передачу давления в жидкостях и газах.

Использовать физические приборы для измерения давления.

Выражать единицы в СИ

Фронтальный опрос. Решение задач.

22.01


37/3

Давление жидкости и газа на дно и стенки сосуда.

Комбинированный урок

Давление жидкости на дно и стенки сосуда.

Опорный конспект. Решение задач.

27.01


38/4

Давление жидкости. Сообщающиеся сосуды.

Комбинированный урок

Давление жидкости. Сообщающиеся сосуды.

Опорный конспект. Рисунки, схемы.

29.01


39/5

Решение задач на расчет давления жидкости.

Урок закрепления знаний

Методы расчета давления жидкости на дно и стенки сосуда.

Уметь рассчитывать давление жидкости на дно и стенки сосуда.

Решение задач.

03.02


40/6

Контрольная работа «Давление твердых тел и жидкостей».

Урок контроля и оценивания знаний

Давление твердых тел и жидкости.

Обобщение и систематизация полученных знаний.

Контрольная работа

05.02


41/7

Вес воздуха. Атмосферное давление.

Комбинированный урок

Атмосферное давление

Знать понятие атмосферного давления

Фронтальный опрос.

10.02


42/8

Измерение атмосферного давления. Барометр-анероид.

Комбинированный урок

Методы измерения атмосферного давления

Знать методы измерения атмосферного давления, зависимость атмосферного давления от высоты.


Работа с приборами, знание их назначения и устройства.

12.02


43/9

Манометры. Поршневой жидкостный насос. Гидравлический пресс.

Комбинированный урок

Манометры. Поршневой жидкостный насос. Гидравлический пресс.

Уметь:

- объяснять передачу давления в жидкостях и газах

-использовать физические приборы для измерения давления

Опорный конспект, фронтальный опрос.

17.02


44/10

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.

Комбинированный урок

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.

Рисунки

19.02


45/11

Архимедова сила. Плавание тел.

Комбинированный урок

Архимедова сила. Условия плавания тел.

Знать смысл физических законов -закона Архимеда

Тест

24.02


46/12

Расчет архимедовой силы.

Урок закрепления знаний

Методы расчета архимедовой силы

Знать:

- физический смысл и формулу закона Архимеда;

Уметь:

-рассчитывать архимедову силу;

- выражать величины в СИ

Решение задач

26.02


47/13

Плавание судов. Воздухоплавание.


Комбинированный урок

Закон Архимеда

Составление опорного конспекта, рисунки.

03.03


48/14

Лабораторная работа №7 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело». ТБ-ИОТ-008

Урок-практикум

Уметь определить значение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело

Уметь работать с физическими приборами

05.03


49/15

Лабораторная работа №8 «Выяснение условий плавания тела в жидкости».

ТБ-ИОТ-008

Урок-практикум

Уметь проверять условия плавания тел

Уметь работать с физическими приборами

10.03


50/16

Решение задач на расчет архимедовой силы.

Урок закрепления знаний


Решение задач

12.03


51/17

Контрольная работа «Архимедова сила»

Урок контроля и оценивания знаний

Обобщение и систематизация полученных знаний

Контрольная работа

17.03


РАБОТА И МОЩНОСТЬ. ЭНЕРГИЯ (11 ч)

52/1

Механическая работа. Мощность.

Урок изучения новых знаний

Механическая работа. Мощность.

Знать:

-определение механической работы, мощности;

-формулы для вычисления, единицы измерения;

Уметь:

-воспроизводить формулы, находить физические величины.

Составление опорного конспекта

19.03


53/2

Решение задач на расчет работы и мощности

Урок закрепления знаний

Решение задач

02.04


54/3

Простые механизмы. Рычаг.

Комбинированный урок

Простые механизмы. Момент силы. Рычаг.

Знать устройство и принцип действия рычага.

Знакомство с простыми механизмами. Опорный конспект.

07.04


55/4

Рычаги в технике, быту, природе.

Комбинированный урок

Рычаги в природе. Применение рычагов в быту и технике.

Фронтальный опрос.

09.04


56/5

Лабораторная работа №9 «Выяснение условия равновесия рычага».

ТБ-ИОТ-008

Урок-практикум

Рычаг.

Уметь:

-проводить эксперимент и замерять длину плеч рычага и массу грузов;

-работать с физическими приборами

Вывод и оформление работы

14.04


57/6

Блоки. Золотое правило механики.

Комбинированный урок

Блоки. Золотое правило механики.

Знать устройство блока и золотое правило механики, объяснят на примерах.

Фронтальный опрос.

16.04


58/7

Коэффициент полезного действия механизма.

Комбинированный урок

Коэффициент полезного действия



Знать определение КПД, формулу для вычисления, единицу измерения

Фронтальный опрос

21.04


59/8

Лабораторная работа №10 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости». ТБ-ИОТ-008

Урок- практикум

Знать:

-формулу КПД, единицу измерения;

Уметь:

-определять силу, высоту, работу (полезную и затраченную)

Вывод и оформление работы

23.04


60/9

Энергия. Два вида энергии. Превращение одного вида механической энергии в другой.

Комбинированный урок.

Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения механической энергии.

Знать:

-определение механической энергии;

-единицы измерения энергии;

-закон сохранения энергии.

Опорный конспект. Фронтальный опрос.

28.04


61/10

Обобщающий урок

Урок повторения и обобщения изученного материала

Механическая работа, мощность, энергия, КПД механизмов

Знать:

-определения и формулы механической работы, мощность, энергии;

- уметь решать задачи

Решение задач

30.04


62/11

Контрольная работа «Работа и мощность. Энергия»

Урок контроля знаний

Обобщение и систематизация полученных знаний

Контрольная работа

05.05


ПОВТОРЕНИЕ (8 ч)

63/1

Повторение темы «Строение вещества»

Урок обобщения и систематизации знаний

Базовые понятия (стандарт)

Знать определения, обозначение, нахождение изученных величин

Фронтальный опрос. Решение задач.

Тест




07.05


64/2

Повторение темы « Взаимодействие тел»


Урок обобщения и систематизации знаний

12.05


65/3

Повторение темы «Давление твердых тел и жидкости»

Урок обобщения и систематизации знаний

14.05


66/4

Повторение темы «Работа и мощность. Энергия»

Урок обобщения и систематизации знаний

19.05


67/5

Подготовка к итоговой контрольной работе

Урок обобщения и систематизации знаний

Базовые понятия (стандарт)

Знать определения, обозначение, нахождение изученных величин

Фронтальный опрос. Решение задач.


21.05


68/6

Итоговая контрольная работа

Урок контроля знаний


Обобщение и систематизация полученных знаний

Контрольная работа

26.05


69/7

Анализ контрольной работы

Комбинированный урок




28.05


70/8

Итоговое повторение материала за курс 7 класса

Комбинированный урок

Базовые понятия (стандарт)

Обобщение и систематизация полученных знаний

Фронтальный опрос. Решение задач.

02.06






Просмотр содержимого документа
«РП.Ф-7кл»




МОБУ « Cредняя общеобразовательная школа №4»





«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю

Руководитель МО Зам. директора по НМР Директор школы

________ Дидерле Г. Н. ________ Бондаренко Л.А. _______ Иванова Л.А.

Пр. № ___ от «______» 2014г «___» ________ 2014г «___» ________ 2014г




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по физике в 7А,Б,К классах


(базовый уровень)

на 2014 – 2015 учебный год

Учитель физики

Дидерле Г.Н.



2014 г.




Данная рабочая программа по физике ориентирована на учащихся 7 класса, изучающих физику на базовом уровне, и реализуется на основе следующих нормативных документов:

  • Авторская программа Е.М. Гутник, А.В. Перышкин из сборника «Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 – 11 кл». / сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2010.

  • Приказ от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

Реализация программы обеспечивается следующим учебно-методическим комплектом:

Для учителя:

  • Авторская программа Е.М. Гутник, А.В. Перышкин из сборника «Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 – 11 кл». / сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2010.

  • Физика.7 класс. З.В. Александрова и др.. Уроки физики с применением информационных технологий, 7-11классы. Методическое пособие с электронным приложением/. -М,: Дрофа, 2010.

Для ученика:

  • А.В. Перышкин. Физика. 7 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2011.

  • Лукашик В. И. Сборник задач по физике для 7-9 классов обшеобразовательных учреждений / В. И. Лукашик, Е. В. Иванова. Просвещение, 2012.

  • Р.Д. Минькова, В.В. Иванова. Тетрадь для лабораторных работ по физике 7 класс.- М.: Экзамен. 2014.

  • В.А. Касьянов, В.Ф. Дмитриева. Рабочая тетрадь по физике 7 класс. - М.: Экзамен. 2014.

  • А.Е. Марон, Е.А. Марон. Дидактические материалы 7 класс. -М.: Дрофа, 2013.

Количество часов, на которое рассчитана рабочая программа - 70 часов (2 часа в неделю).

Сроки реализации рабочей учебной программы - 1 год.


Общая характеристика учебного предмета


Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.


Цели и задачи изучения учебного предмета


Изучение физики направлено на достижение следующих целей:


  • освоение знаний о строении вещества, механических и молекулярных явлений; величинах характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;

  • воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры.


Основные задачи данной рабочей программы:


  • сформировать умения проводить наблюдения природных явлений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач.

  • научить использовать полученные знания и умения для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.


В процессе реализации рабочей программы решаются не только задачи общего физического образования, но и дополнительные направленные на:

- развитие интеллекта;

- использование личностных особенностей учащихся в процессе обучения;

- формирование у учащихся физического образа окружающего мира.

- формирование здоровьесберегающих знаний и способов оказания первой медицинской (доврачебной) помощи.



Место учебного предмета в образовании

Место курса физики в школьном образовании определяется значением этой науки в жизни современного общества, в решающем ее влиянии на темпы развития научно – технического прогресса. При разработке программы ставилась задача формирования у учащихся представлений о явлениях и законах окружающего мира, с которыми они непосредственно сталкиваются в повседневной жизни. Этими же соображениями определяется уровень усвоения учебного материала, степень овладения учащимися умениями и навыками. Предполагается, что материал учащиеся должны усваивать на уровне понимания наиболее важных проявлений физических законов окружающем мире, их использования в практической деятельности. Данный курс направлен на развитие способностей учащихся к исследованию, на формирование умений проводить наблюдения, выполнять экспериментальные задания.

Важной особенностью курса является изучение количественных закономерностей только в тех объемах, без которых невозможно постичь суть явления или смысл закона. Предполагается, что внимание учащихся сосредоточится на качественном рассмотрении физических процессов, на их проявлении в природе и использовании в технике.

Формы организации образовательного процесса: фронтальные, индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, практикумы.

Основная форма организации образовательного процесса – классно-урочная система. Особенно важное значение в преподавании физики имеет школьный физический эксперимент, в который входят демонстрационный эксперимент и самостоятельные лабораторные работы учащихся. Эти методы соответствуют особенностям физической науки.

Программа предусматривает проведение следующих типов уроков: изучения нового материала; совершенствования знаний, умений и навыков; обобщения и систематизации знаний; контроля; комбинированный.


Педагогические технологии

Предусматривается применение следующих технологий обучения: игровые технологии, элементы проблемного обучения,

технологии уровневой дифференциации, здоровьесберегающие технологии, ИКТ.


Программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций: образовательной, коммуникативной, интеллектуальной, продуктивной творческой деятельности, информационной, рефлексивной.



УЧЕБНО -ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Тема

Количество

часов

Количество

лабораторных

работ

Количество

контрольных

работ

Введение

4

1

0

Первоначальные сведения о строении вещества

6

1

0

Взаимодействие тел

24

4

3

Давление твердых тел, жидкостей и газов

17

2

2

Работа, мощность, энергия

11

2

1

Итоговое повторение

8

0

1

Всего

70

10

7




СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Введение (4 ч)

Что изучает физика. Физические явления. Наблюдения, опыты, измерения. Погрешности измерений. Физика и техника.


Лабораторная работа .

№1. Определение цены деления измерительного прибора.


Демонстрации:

Примеры механических, тепловых, электрических, световых явлений.

Физические приборы.


Первоначальные сведения о строении вещества (6 ч)

Молекулы. Диффузия. Движение молекул. Броуновское движение. Притяжение и отталкивание молекул. Различные состояния вещества и их объяснение на основе молекулярно-кинетических представлений.


Лабораторная работа.

№2. Определение размеров малых тел.

Демонстрации:

Сжимаемость газов.

Диффузия в газах и жидкостях.

Модель броуновского движения.

Сцепление свинцовых цилиндров.


Взаимодействие тел (24 ч)

Механическое движение. Равномерное движение. Скорость. Инерция. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела с помощью

весов. Плотность вещества. Явление тяготения. Сила тяжести. Сила, возникающая при деформации. Упругая деформация. Закон Гука. Вес

тела. Связь между силой тяжести и массой. Динамометр. Графическое изображение силы. Сложения сил, действующих по одной прямой.

Центр тяжести тела. Трение. Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя. Подшипники.


Лабораторные работы.

№3. Измерение массы тела на рычажных весах.

№4. Измерение объема твердого тела.

№5. Определение плотности твердого тела.

№6. Градуирование пружины и измерение сил динамометром.


Демонстрации:

Равномерное прямолинейное движение.

Относительность движения.

Явление инерции.

Взаимодействие тел.

Зависимость силы упругости от деформации пружины.

Сила трения.


Давление твердых тел, газов, жидкостей (17 ч)

Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления на основе молекулярно-кинетических представлений. Закон

Паскаля. Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосуды. Шлюзы. Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Барометр-анероид.

Изменение атмосферного давления с высотой. Манометр. Насос. Гидравлический пресс. Гидравлический тормоз. Архимедова сила.

Условие плавания тел. Водный транспорт. Воздухоплавание.


Лабораторные работы.

№7. Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.

№8. Выяснение условия плавания тел в жидкости.

Демонстрации:

Зависимость давления твердого тела от площади опоры и приложенной силы.

Измерение атмосферного давления барометром-анероидом.

Закон Паскаля.

Гидравлический пресс.



Работа и мощность. Энергия (11 ч)

Работа силы, действующей по направлению движения тела. Мощность. Простые механизмы. Условия равновесия рычага. Момент силы. Равновесие тела с закрепленной осью вращения. Виды равновесия тел. «Золотое правило» механики. Коэффициент полезного действия. Потенциальная энергия поднятого тела, сжатой пружины. Кинетическая энергия движущегося тела. Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии. Энергия рек и ветра.


Лабораторные работы.

№9. Выяснение условия равновесия рычага.

№10. Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.


Демонстрации:

Простые механизмы.

Превращение механической энергии из одной формы в другую.



Итоговое повторение (8 ч)

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ


В результате изучения физики ученик 7 класса должен

знать/понимать:

смысл понятий: физическое явление, физический закон, взаимодействие, инерция;

  • смысл физических величин: путь, скорость, сила, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия;

  • смысл физических законов: закона Паскаля; Архимеда


уметь

описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, неравномерное прямолинейное движение, применять основные положения МКТ для объяснения диффузии, различия между агрегатными состояниями вещества;

  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка време­ни, силы;

  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Междуна­родной системы;

  • приводить примеры практического использования физических знаний о явлениях;

  • решать задачи на применение изученных физических законов;

  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественно­научного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, математических символов, рисунков);

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

обеспечения безопасности в процессе использования транспорт­ных средств, контроля за исправностью водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире, рационального применения простых механизмов.


КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ


Формы контроля: текущий и итоговый.

Текущая проверка проводится систематически из урока в урок, а итоговая – по завершении темы (раздела), курса 7 класса.

Основными методами проверки знаний и умений учащихся в 7 классе являются устный опрос, письменные и лабораторные работы.

Письменная проверка осуществляется в виде физических диктантов, тестов, контрольных, лабораторных и самостоятельных работ.

Эффективным средством проверки знаний учащихся служит компьютер. С помощью него легко выполнять и проверять электронные тесты по разным темам.


Критерии и нормы оценки знаний обучающихся


Оценка ответов учащихся


Оценка «5» ставиться в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, а так же правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения: правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ собственными примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.


Оценка «4» ставиться, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, 6eз использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении др. предметов: если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.


Оценка «3» ставиться, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению вопросов программного материала: умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул, допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более 2-3 негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил 4-5 недочётов.


Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов чем необходимо для оценки «3».


Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.


Оценка контрольных работ


Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочётов.


Оценка «4» ставится за работу выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.


Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и.двух недочётов, не более одной грубой ошибки и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочётов, при наличии 4 -5 недочётов.


Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.


Оценка «1» ставится, если ученик совсем не выполнил ни одного задания.


Оценка лабораторных работ


Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасности труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ погрешностей.


Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5» , но было допущено два - три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.


Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, позволяет получить правильные результаты и выводы: если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.


Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов: если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.


Оценка «1» ставится, если учащийся совсем не выполнил работу.


Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требования правил безопасности груда.



Перечень ошибок

Грубые ошибки

1. Незнание определений основных понятий, законов, правил, положений теории, формул, общепринятых символов, обозначения физических величин, единицу измерения.

2. Неумение выделять в ответе главное.

3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы, задания или неверные объяснения хода их решения, незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.

4. Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы.

5. Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов.

6. Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.

7. Неумение определить показания измерительного прибора.

8. Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.



Негрубые ошибки

1. Неточности формулировок, определений, законов, теорий, вызванных неполнотой ответа основных признаков определяемого понятия. Ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.

2. Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.

3. Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.

4. Нерациональный выбор хода решения.


Недочеты

  1. Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислений, преобразований и решения задач.

  2. Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.

  3. Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.

  4. Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.

  5. Орфографические и пунктуационные ошибки.


ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Литература для учителя:

  1. Авторская программа Е.М. Гутник, А.В. Перышкин из сборника «Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 – 11 кл». / сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2010.

  2. Физика.7 класс. З.В. Александрова и др.. Уроки физики с применением информационных технологий, 7-11классы. Методическое пособие с электронным приложением/. -М,: Дрофа, 2010.


Литература для ученика:

1. А.В. Перышкин. Физика. 7 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2011.

2. В. И Лукашик. Сборник задач по физике для 7-9 классов обшеобразовательных учреждений / В. И. Лукашик, Е. В. Иванова.

Просвещение, 2012.

3. Р.Д. Минькова, В.В. Иванова. Тетрадь для лабораторных работ по физике 7 класс.- М.: Экзамен. 2014.

4. В.А. Касьянов, В.Ф. Дмитриева. Рабочая тетрадь по физике 7 класс. - М.: Экзамен. 2014.

5. А.Е. Марон, Е.А. Марон. Дидактические материалы 7 класс. -М.: Дрофа, 2013.


Дополнительная литература:

1. Тесты. Физика 7-11 классы/ А. А. Фадеева. – М.:ООО «Агентство «КРПА Олимп»: ООО «Издательство АСТ», 2010.

2. Шилов В. Ф. Техника безопасности в кабинете физики средней школы: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 2010.

3. Горлова Л.А. Нетрадиционные уроки, внеурочные мероприятия по физике: 7-11 классы. – М.: ВАКО, 2010. .

4. Контрольные работы по физике: 7 кл.: Кн. Для учителя/ А.Е.Марон, Е.А.Марон. М.: Просвещение, 2013.

5. А.Е. Марон, Е.А. Марон. Дидактические материалы 7 класс. -М.: Дрофа, 2013.

6. Внеклассная работа по физике/ авт. – сост. В.П.Синичкин, О.П.Синичкина. Саратов: Лицей, 2010.

7. В.А Волков, С.Е. Полянский. Поурочные разработки по физике 7 класс. -М.: Дрофа, 2010.

8. Электронные образовательные комплексы: Физика, 7-11 кл. Библиотека наглядных пособий – 1С: Образование.

1С:Репетитор.Физика

Электронные уроки и тесты. ЗАО «Новый Диск»

Открытая Физика 1.1. ООО «Физикон»

Физика.7-11 классы. Практикум. ООО «Физикон»(2CD)

«Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека по физике» (ООО «Кирилл и

Мефодий» – ООО «Нью Медиа Дженерейшн»)

Оборудование для лабораторных работ:


Лабораторная работа № 1: «Определение цены деления измерительного прибора»

Оборудование: измерительный цилиндр, стакан с водой, колба.


Лабораторная работа № 2: «Определение размеров малых тел».

Оборудование: линейка, дробь, горох, иголка.


Лабораторная работа № 3: «Измерение массы тела на рычажных весах».

Оборудование: весы, гири, три небольших тела разной массы.


Лабораторная работа № 4: «Измерение объема тела».

Оборудование: мензурка, тела неправильной формы, нитки


Лабораторная работа № 5: «Определение плотности твердого тела».

Оборудование: весы, гири, мензурка, твердое тело, нитка.


Лабораторная работа № 6: «Градуирование пружины и измерение сил динамометром».

Оборудование: весы, гири, мензурка, твердое тело, нитка.


Лабораторная работа №7: «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»

Оборудование: динамометр, штатив, два тела разного объема, стаканы с водой и насыщенным раствором соли в воде

Лабораторная работа №8: «Выяснение условия плавания тел в жидкости»

Оборудование: весы, гири, мензурка, пробирка-поплавок с пробкой, проволочный крючок, сухой песок, сухая тряпка.


Лабораторная работа №9: «Выяснение условия равновесия рычага»

Оборудование: рычаг на штативе, набор грузов, масштабная линейка, динамометр.



Лабораторная работа №10: «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости»

Оборудование: доска, динамометр, линейка, брусок, штатив.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Рабочая программа по физике. 7 класс

Автор: Дидерле Галина Николаевна

Дата: 24.12.2014

Номер свидетельства: 147629

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Рабочая программа по физике в 8 классе ФГОС"
    ["seo_title"] => string(48) "rabochaia_proghramma_po_fizikie_v_8_klassie_fgos"
    ["file_id"] => string(6) "419392"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1496081551"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Рабочая программа по физике для 9 класса "
    ["seo_title"] => string(45) "rabochaia-proghramma-po-fizikie-dlia-9-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "113537"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1410413867"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Рабочая программа по физике 8 класс Перышкин А.В. "
    ["seo_title"] => string(54) "rabochaia-proghramma-po-fizikie-8-klass-pieryshkin-a-v"
    ["file_id"] => string(6) "228332"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1441248177"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Рабочая программа, 7 класс, О.А. Кожина "
    ["seo_title"] => string(40) "rabochaia-proghramma-7-klass-o-a-kozhina"
    ["file_id"] => string(6) "222447"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1436293848"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Рабочая программа 5 класс О.А. Кожина"
    ["seo_title"] => string(40) "rabochaia-proghramma-5-klass-o-a-kozhina"
    ["file_id"] => string(6) "222503"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1436378074"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства