МОБУ « Cредняя общеобразовательная школа №4»
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю
Руководитель МО Зам. директора по НМР Директор школы
________ Дидерле Г. Н. ________ Бондаренко Л.А. _______ Иванова Л.А.
Пр. № ___ от «______» 2014г «___» ________ 2014г «___» ________ 2014г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по физике в 7А,Б,К классах
(базовый уровень)
на 2014 – 2015 учебный год
Учитель физики
Дидерле Г.Н.
2014 г.
Данная рабочая программа по физике ориентирована на учащихся 7 класса, изучающих физику на базовом уровне, и реализуется на основе следующих нормативных документов:
Авторская программа Е.М. Гутник, А.В. Перышкин из сборника «Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 – 11 кл». / сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2010.
Приказ от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
Реализация программы обеспечивается следующим учебно-методическим комплектом:
Для учителя:
Авторская программа Е.М. Гутник, А.В. Перышкин из сборника «Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 – 11 кл». / сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2010.
Физика.7 класс. З.В. Александрова и др.. Уроки физики с применением информационных технологий, 7-11классы. Методическое пособие с электронным приложением/. -М,: Дрофа, 2010.
Для ученика:
А.В. Перышкин. Физика. 7 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2011.
Лукашик В. И. Сборник задач по физике для 7-9 классов обшеобразовательных учреждений / В. И. Лукашик, Е. В. Иванова. Просвещение, 2012.
Р.Д. Минькова, В.В. Иванова. Тетрадь для лабораторных работ по физике 7 класс.- М.: Экзамен. 2014.
В.А. Касьянов, В.Ф. Дмитриева. Рабочая тетрадь по физике 7 класс. - М.: Экзамен. 2014.
А.Е. Марон, Е.А. Марон. Дидактические материалы 7 класс. -М.: Дрофа, 2013.
Количество часов, на которое рассчитана рабочая программа - 70 часов (2 часа в неделю).
Сроки реализации рабочей учебной программы - 1 год.
Общая характеристика учебного предмета
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».
Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
Цели и задачи изучения учебного предмета
Изучение физики направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о строении вещества, механических и молекулярных явлений; величинах характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры.
Основные задачи данной рабочей программы:
сформировать умения проводить наблюдения природных явлений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач.
научить использовать полученные знания и умения для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
В процессе реализации рабочей программы решаются не только задачи общего физического образования, но и дополнительные направленные на:
- развитие интеллекта;
- использование личностных особенностей учащихся в процессе обучения;
- формирование у учащихся физического образа окружающего мира.
- формирование здоровьесберегающих знаний и способов оказания первой медицинской (доврачебной) помощи.
Место учебного предмета в образовании
Место курса физики в школьном образовании определяется значением этой науки в жизни современного общества, в решающем ее влиянии на темпы развития научно – технического прогресса. При разработке программы ставилась задача формирования у учащихся представлений о явлениях и законах окружающего мира, с которыми они непосредственно сталкиваются в повседневной жизни. Этими же соображениями определяется уровень усвоения учебного материала, степень овладения учащимися умениями и навыками. Предполагается, что материал учащиеся должны усваивать на уровне понимания наиболее важных проявлений физических законов окружающем мире, их использования в практической деятельности. Данный курс направлен на развитие способностей учащихся к исследованию, на формирование умений проводить наблюдения, выполнять экспериментальные задания.
Важной особенностью курса является изучение количественных закономерностей только в тех объемах, без которых невозможно постичь суть явления или смысл закона. Предполагается, что внимание учащихся сосредоточится на качественном рассмотрении физических процессов, на их проявлении в природе и использовании в технике.
Формы организации образовательного процесса: фронтальные, индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, практикумы.
Основная форма организации образовательного процесса – классно-урочная система. Особенно важное значение в преподавании физики имеет школьный физический эксперимент, в который входят демонстрационный эксперимент и самостоятельные лабораторные работы учащихся. Эти методы соответствуют особенностям физической науки.
Программа предусматривает проведение следующих типов уроков: изучения нового материала; совершенствования знаний, умений и навыков; обобщения и систематизации знаний; контроля; комбинированный.
Педагогические технологии
Предусматривается применение следующих технологий обучения: игровые технологии, элементы проблемного обучения,
технологии уровневой дифференциации, здоровьесберегающие технологии, ИКТ.
Программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций: образовательной, коммуникативной, интеллектуальной, продуктивной творческой деятельности, информационной, рефлексивной.
УЧЕБНО -ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема | Количество часов | Количество лабораторных работ | Количество контрольных работ |
Введение | 4 | 1 | 0 |
Первоначальные сведения о строении вещества | 6 | 1 | 0 |
Взаимодействие тел | 24 | 4 | 3 |
Давление твердых тел, жидкостей и газов | 17 | 2 | 2 |
Работа, мощность, энергия | 11 | 2 | 1 |
Итоговое повторение | 8 | 0 | 1 |
Всего | 70 | 10 | 7 |
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Введение (4 ч)
Что изучает физика. Физические явления. Наблюдения, опыты, измерения. Погрешности измерений. Физика и техника.
Лабораторная работа .
№1. Определение цены деления измерительного прибора.
Демонстрации:
Примеры механических, тепловых, электрических, световых явлений.
Физические приборы.
Первоначальные сведения о строении вещества (6 ч)
Молекулы. Диффузия. Движение молекул. Броуновское движение. Притяжение и отталкивание молекул. Различные состояния вещества и их объяснение на основе молекулярно-кинетических представлений.
Лабораторная работа.
№2. Определение размеров малых тел.
Демонстрации:
Сжимаемость газов.
Диффузия в газах и жидкостях.
Модель броуновского движения.
Сцепление свинцовых цилиндров.
Взаимодействие тел (24 ч)
Механическое движение. Равномерное движение. Скорость. Инерция. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела с помощью
весов. Плотность вещества. Явление тяготения. Сила тяжести. Сила, возникающая при деформации. Упругая деформация. Закон Гука. Вес
тела. Связь между силой тяжести и массой. Динамометр. Графическое изображение силы. Сложения сил, действующих по одной прямой.
Центр тяжести тела. Трение. Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя. Подшипники.
Лабораторные работы.
№3. Измерение массы тела на рычажных весах.
№4. Измерение объема твердого тела.
№5. Определение плотности твердого тела.
№6. Градуирование пружины и измерение сил динамометром.
Демонстрации:
Равномерное прямолинейное движение.
Относительность движения.
Явление инерции.
Взаимодействие тел.
Зависимость силы упругости от деформации пружины.
Сила трения.
Давление твердых тел, газов, жидкостей (17 ч)
Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления на основе молекулярно-кинетических представлений. Закон
Паскаля. Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосуды. Шлюзы. Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Барометр-анероид.
Изменение атмосферного давления с высотой. Манометр. Насос. Гидравлический пресс. Гидравлический тормоз. Архимедова сила.
Условие плавания тел. Водный транспорт. Воздухоплавание.
Лабораторные работы.
№7. Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.
№8. Выяснение условия плавания тел в жидкости.
Демонстрации:
Зависимость давления твердого тела от площади опоры и приложенной силы.
Измерение атмосферного давления барометром-анероидом.
Закон Паскаля.
Гидравлический пресс.
Работа и мощность. Энергия (11 ч)
Работа силы, действующей по направлению движения тела. Мощность. Простые механизмы. Условия равновесия рычага. Момент силы. Равновесие тела с закрепленной осью вращения. Виды равновесия тел. «Золотое правило» механики. Коэффициент полезного действия. Потенциальная энергия поднятого тела, сжатой пружины. Кинетическая энергия движущегося тела. Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии. Энергия рек и ветра.
Лабораторные работы.
№9. Выяснение условия равновесия рычага.
№10. Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.
Демонстрации:
Простые механизмы.
Превращение механической энергии из одной формы в другую.
Итоговое повторение (8 ч)
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате изучения физики ученик 7 класса должен
знать/понимать:
• смысл понятий: физическое явление, физический закон, взаимодействие, инерция;
смысл физических величин: путь, скорость, сила, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия;
смысл физических законов: закона Паскаля; Архимеда
уметь
• описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, неравномерное прямолинейное движение, применять основные положения МКТ для объяснения диффузии, различия между агрегатными состояниями вещества;
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, силы;
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
приводить примеры практического использования физических знаний о явлениях;
решать задачи на применение изученных физических законов;
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, математических символов, рисунков);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, контроля за исправностью водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире, рационального применения простых механизмов.
КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ
Формы контроля: текущий и итоговый.
Текущая проверка проводится систематически из урока в урок, а итоговая – по завершении темы (раздела), курса 7 класса.
Основными методами проверки знаний и умений учащихся в 7 классе являются устный опрос, письменные и лабораторные работы.
Письменная проверка осуществляется в виде физических диктантов, тестов, контрольных, лабораторных и самостоятельных работ.
Эффективным средством проверки знаний учащихся служит компьютер. С помощью него легко выполнять и проверять электронные тесты по разным темам.
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
Оценка ответов учащихся
Оценка «5» ставиться в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, а так же правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения: правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ собственными примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «4» ставиться, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, 6eз использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении др. предметов: если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка «3» ставиться, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению вопросов программного материала: умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул, допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более 2-3 негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил 4-5 недочётов.
Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов чем необходимо для оценки «3».
Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
Оценка контрольных работ
Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочётов.
Оценка «4» ставится за работу выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.
Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и.двух недочётов, не более одной грубой ошибки и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочётов, при наличии 4 -5 недочётов.
Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.
Оценка «1» ставится, если ученик совсем не выполнил ни одного задания.
Оценка лабораторных работ
Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасности труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ погрешностей.
Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5» , но было допущено два - три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.
Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, позволяет получить правильные результаты и выводы: если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.
Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов: если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
Оценка «1» ставится, если учащийся совсем не выполнил работу.
Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требования правил безопасности груда.
Перечень ошибок
Грубые ошибки
1. Незнание определений основных понятий, законов, правил, положений теории, формул, общепринятых символов, обозначения физических величин, единицу измерения.
2. Неумение выделять в ответе главное.
3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы, задания или неверные объяснения хода их решения, незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.
4. Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы.
5. Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов.
6. Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.
7. Неумение определить показания измерительного прибора.
8. Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.
Негрубые ошибки
1. Неточности формулировок, определений, законов, теорий, вызванных неполнотой ответа основных признаков определяемого понятия. Ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.
2. Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.
3. Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.
4. Нерациональный выбор хода решения.
Недочеты
Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислений, преобразований и решения задач.
Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.
Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.
Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
Орфографические и пунктуационные ошибки.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Литература для учителя:
Авторская программа Е.М. Гутник, А.В. Перышкин из сборника «Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 – 11 кл». / сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2010.
Физика.7 класс. З.В. Александрова и др.. Уроки физики с применением информационных технологий, 7-11классы. Методическое пособие с электронным приложением/. -М,: Дрофа, 2010.
Литература для ученика:
1. А.В. Перышкин. Физика. 7 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2011.
2. В. И Лукашик. Сборник задач по физике для 7-9 классов обшеобразовательных учреждений / В. И. Лукашик, Е. В. Иванова.
Просвещение, 2012.
3. Р.Д. Минькова, В.В. Иванова. Тетрадь для лабораторных работ по физике 7 класс.- М.: Экзамен. 2014.
4. В.А. Касьянов, В.Ф. Дмитриева. Рабочая тетрадь по физике 7 класс. - М.: Экзамен. 2014.
5. А.Е. Марон, Е.А. Марон. Дидактические материалы 7 класс. -М.: Дрофа, 2013.
Дополнительная литература:
1. Тесты. Физика 7-11 классы/ А. А. Фадеева. – М.:ООО «Агентство «КРПА Олимп»: ООО «Издательство АСТ», 2010.
2. Шилов В. Ф. Техника безопасности в кабинете физики средней школы: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 2010.
3. Горлова Л.А. Нетрадиционные уроки, внеурочные мероприятия по физике: 7-11 классы. – М.: ВАКО, 2010. .
4. Контрольные работы по физике: 7 кл.: Кн. Для учителя/ А.Е.Марон, Е.А.Марон. М.: Просвещение, 2013.
5. А.Е. Марон, Е.А. Марон. Дидактические материалы 7 класс. -М.: Дрофа, 2013.
6. Внеклассная работа по физике/ авт. – сост. В.П.Синичкин, О.П.Синичкина. Саратов: Лицей, 2010.
7. В.А Волков, С.Е. Полянский. Поурочные разработки по физике 7 класс. -М.: Дрофа, 2010.
8. Электронные образовательные комплексы: Физика, 7-11 кл. Библиотека наглядных пособий – 1С: Образование.
1С:Репетитор.Физика
Электронные уроки и тесты. ЗАО «Новый Диск»
Открытая Физика 1.1. ООО «Физикон»
Физика.7-11 классы. Практикум. ООО «Физикон»(2CD)
«Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека по физике» (ООО «Кирилл и
Мефодий» – ООО «Нью Медиа Дженерейшн»)
Оборудование для лабораторных работ:
Лабораторная работа № 1: «Определение цены деления измерительного прибора»
Оборудование: измерительный цилиндр, стакан с водой, колба.
Лабораторная работа № 2: «Определение размеров малых тел».
Оборудование: линейка, дробь, горох, иголка.
Лабораторная работа № 3: «Измерение массы тела на рычажных весах».
Оборудование: весы, гири, три небольших тела разной массы.
Лабораторная работа № 4: «Измерение объема тела».
Оборудование: мензурка, тела неправильной формы, нитки
Лабораторная работа № 5: «Определение плотности твердого тела».
Оборудование: весы, гири, мензурка, твердое тело, нитка.
Лабораторная работа № 6: «Градуирование пружины и измерение сил динамометром».
Оборудование: весы, гири, мензурка, твердое тело, нитка.
Лабораторная работа №7: «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»
Оборудование: динамометр, штатив, два тела разного объема, стаканы с водой и насыщенным раствором соли в воде
Лабораторная работа №8: «Выяснение условия плавания тел в жидкости»
Оборудование: весы, гири, мензурка, пробирка-поплавок с пробкой, проволочный крючок, сухой песок, сухая тряпка.
Лабораторная работа №9: «Выяснение условия равновесия рычага»
Оборудование: рычаг на штативе, набор грузов, масштабная линейка, динамометр.
Лабораторная работа №10: «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости»
Оборудование: доска, динамометр, линейка, брусок, штатив.