Просмотр содержимого документа
«Программа кружка "Изучаем мир"»
Управление образования администрации Большемурашкинского района
МБУ ДО Центр развития творчества детей и юношества
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Изучаем мир»
Возраст детей 14-16 лет
Срок реализации 2 года
Терентьева Л.В.
Педагог д/о
первая квалификационная категория
Большое Мурашкино
2015-2016 год
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
Центр развития творчества детей и юношества
Утверждаю
Согласовано
Рассмотрено
Директор
Зам.директора
На педагогическом совете
Морозова С. И.
Голубева З. А.
Протокол № 1
30.08.2015 г.
30.08.2015 г.
30.08.2015 г.
Пояснительная записка
Значение физики в школьном образовании определяется ролью физической науки в жизни современного общества, ее влиянием на темпы развития научно-технического прогресса.
Социальные и экономические условия в быстро меняющемся современном мире требуют, чтобы нынешние выпускники получили целостное компетентностное образование. Успешное формирование компетенций может происходить только в личностно-ориентированном образовательном процессе на основе личностно-деятельностного подхода, когда ребёнок выступает как субъект деятельности, субъект развития.
Приобретение компетенций базируется на опыте деятельности обучающихся и зависит от их активности. Самый высокий уровень активности - творческая активность - предполагает стремление ученика к творческому осмыслению знаний, самостоятельному поиску решения проблем. Именно компетентностно-деятельностный подход может подготовить человека умелого, мобильного, владеющего не набором фактов, а способами и технологиями их получения, легко адаптирующегося к различным жизненным ситуациям.
Программа дополнительного образования рассчитана на учащихся 8 класса, обладающим определенным багажом знаний, умений и навыков, полученных на уроках физики. Занятия кружкового объединения способствуют развитию и поддержке интереса учащихся к деятельности определенного направления, дает возможность расширить и углубить знания и умения, полученные в процессе учебы, и создает условия для всестороннего развития личности. Занятия кружка являются источником мотивации учебной деятельности учащихся, дают им глубокий эмоциональный заряд.
Воспитание творческой активности учащихся в процессе изучения ими физики является одной из актуальных задач, стоящих перед учителями физики в современной школе. Основными средствами такого воспитания и развития способностей учащихся являются экспериментальные исследования и задачи. Умением решать задачи характеризуется в первую очередь состояние подготовки учащихся, глубина усвоения учебного материала. Решение нестандартных задач и проведение занимательных экспериментальных заданий способствует пробуждению и развитию у них устойчивого интереса к физике.
Планирование работы кружкового объединения рассчитано на 1 час в неделю.
Цели и задачи кружкового объединения «изучаем мир»
Цели:
Создание условий для развития личности ребенка.
Формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах практической деятельности.
Приобретение опыта индивидуальной и коллективной деятельности при проведении исследовательских работ.
Развитие мотивации личности к познанию и творчеству.
Подготовка к осуществлению осознанного выбора профессиональной ориентации.
Задачи:
Образовательные: способствовать самореализации кружковцев в изучении конкретных тем физики, развивать и поддерживать познавательный интерес к изучению физики как науки, знакомить учащихся с последними достижениями науки и техники, научить решать задачи нестандартными методами, развитие познавательных интересов при выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий.
Воспитательные: воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и техники, воспитание уважения к творцам науки и техники, отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры.
Развивающие: развитие умений и навыков учащихся самостоятельно работать с научно-популярной литературой, умений практически применять физические знания в жизни, развитие творческих способностей, формирование у учащихся активности и самостоятельности, инициативы. Повышение культуры общения и поведения.
Виды деятельности:
Решение разных типов задач
Занимательные опыты по разным разделам физики
Конструирование и ремонт простейших приборов, используемых в учебном процессе
Применение ИКТ
Занимательные экскурсии в область истории физики
Применение физики в практической жизни
Наблюдения за звездным небом и явлениями природы
Форма проведения занятий кружка:
Беседа
Практикум
Вечера физики
Экскурсии
Выпуск стенгазет
Проектная работа
Школьная олимпиада
Ожидаемый результат:
Навыки к выполнению работ исследовательского характера
Навыки решения разных типов задач
Навыки постановки эксперимента
Навыки работы с дополнительными источниками информации, в том числе электронными, а также умениями пользоваться ресурсами Интернет
Профессиональное самоопределение.
Календарно-тематическое планирование
Занятий кружка «изучаем мир» на 2015-2016 учебный год
1группа
2год обучения
Количество часов в неделю-3ч.Всего 108 часов
№
п/п
Тема занятия
Количество
часов
Дата
1
Вводное занятие. Инструктаж по охране труда на занятиях кружка. Планирование работы кружка, выборы старосты.
1
3.09
2-3
Решение олимпиадных задач по физике ( подготовительный этап к школьной и районной олимпиаде по физике)
2
7.09
4
Решение олимпиадных задач по физике ( подготовительный этап к школьной и районной олимпиаде по физике)
1
10.09
5-6
Решение олимпиадных задач по физике ( подготовительный этап к школьной и районной олимпиаде по физике)
2
14.09
7-8
Рассказы о физиках. Люди науки. Нобелевские лауреаты по физике.
2
17.09
9-15
Виды теплопередчи
:теплопроводность
Конвекция
излучение
2
2
2
21.09
16-18
Создание мультимедийных презентаций
3
26.09
19-21
Интересные явления в природе. Занимательные опыты.
3
29.09
22
Решение экспериментальных и качественных задач.
1
1.10
23-24
Решение экспериментальных и качественных задач.
2
5.10
25
Решение экспериментальных и качественных задач.
1
12.10
26-27
Тестовые задания по физике.
2
15.10
28
Средства современной связи. Экскурсия на местную АТС
1
19.10
29-30
Электрические явления. Сборка электрических цепей, работа с измерительными приборами. Исследование электрических цепей.
2
22.10
31
Электрические явления. Сборка электрических цепей, работа с измерительными приборами. Исследование электрических цепей.
1
26.10
32-33
Электрические явления. Сборка электрических цепей, работа с измерительными приборами. Исследование электрических цепей.
2
29.10
34
Изготовление самодельных приборов
1
2.11
35-36
Изготовление самодельных приборов
2
5.11
37
Строение солнечной системы. Наблюдение за звездным небом. (Вечерняя экскурсия)
1
9.11
38-39
Оптика. Занимательные опыты по оптике.
2
12.11
40
Решение задач
1
23.11
41-42
Решение задач
2
26.11
43-44
Звуковые волны. Занимательные опыты по звуку.
2
30.11
45-
Аэродинамика летающих моделей
1
3.12
46-47
Аэродинамика летающих моделей
2
7.12
48
Аэродинамика летающих моделей
1
10.12
49-50
Проектная работа. (основы проектной деятельности)
2
14.12
51-52
Магнитное поле
2
17.12
53-54
Занимательные опыпы по магнитизму
2
21.12
55
Оптика.введение в оптику
1
24.12
56-57
Закон отражения света
2
28.12
58
Опытная проверка закона отражения света
1
11.01
59-60
Преломление свта.закон преломления
2
14.01
61
Закон преломления в животном мире
1
18.01
62-63
Тестовые задания
2
21.01
64
линзы
1
25.01
65-66
Построение изображений в линзах
2
28.01
67
Оптическая сила линзы
1
1.02
68-69
Практическая работа
2
4.02
70
Аморфные тела
1
8.02
72-73
Аморфные тела.плавление амофных тел
2
11.02
74
Решение тестовых заданий
1
15.02
75-76
Решение тестовых заданий
2
18.02
77
фотоаппарат
1
25.02.
78-79
Глаз и зрение
2
29.02
80
Деффекты зрения
1
2.03
81-82
очки
2
10.03
83
Тестовые задания
1
14.03
84-85
Тестовые задания
2
17.03
86
Влажность воздуха
1
21.03
87-88
Психрометр.Определение влажности воздуха (практическая работа)
2
89-90
Влажность и самочувствие человека
2
91-92
Влажность воздуха и кондитерская промышленость
2
93-103
Повторение и обобщение материала,экскурсии,презентациии учащихся
10
Общее количество
108
Литература для учителя и ученика
Журнал «Физика в школе»
Приложение к газете «Первое сентября» - «Физика»
О.Ф.Кабардин «Тестовые задания по физике» (7 – 11 класс), м., Просвещение, 1994