Просмотр содержимого документа
«Организация и руководство внеаудиторной самостоятельной работой студентов.»
Организация и руководство внеаудиторной
самостоятельной работой студентов
При предъявлении видов заданий на внеаудиторную самостоятельную работу рекомендуется использовать дифференцированный подход к студентам. Перед выполнением студентами внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель проводит инструктаж по выполнению задания, который включает цель задания, его содержание, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки. В процессе инструктажа преподаватель предупреждает студентов о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания. Инструктаж проводится преподавателем за счет объема времени, отведенного на изучение дисциплины.
Во время выполнения студентами внеаудиторной самостоятельной работы и при необходимости преподаватель может проводить консультации за счет общего бюджета времени, отведенного на консультации.
Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами студентов в зависимости от цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности, уровня умений студентов.
Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы студентов может осуществляться в пределах времени, отведенного на обязательные учебные занятия по дисциплине и внеаудиторную самостоятельную работу студентов по дисциплине, может проходить в письменной, устной или смешанной форме, с представлением изделия или продукта творческой деятельности студента.
В качестве форм и методов контроля внеаудиторной самостоятельной работы студентов могут быть использованы семинарские занятия, коллоквиумы, зачеты, тестирование, самоотчеты, контрольные работы, защита творческих работ и др.
Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы студента являются:
- уровень освоения студентом учебного материала;
- умение студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
- сформированность обще учебных умений;
- обоснованность и четкость изложения ответа;
- оформление материала в соответствии с требованиями.
Планирование внеаудиторной самостоятельной работы
Планирование внеаудиторной самостоятельной работы студентов начинается с рабочей учебной программы по дисциплине, которую разрабатывает каждый преподаватель по предмету.
В пояснительной записке преподаватель может отразить свою работу по организации самостоятельной работы при обучении студентов по конкретной специальности. Здесь целесообразно сказать о роли и значении самостоятельной работы в подготовке будущего специалиста, прописать ее основные виды и формы организации.
В тематическом плане преподавателю необходимо распределить по разделам и темам то количество часов, которое предполагает Рабочий учебный план по специальности в образовательном учреждении. Обычно – это 50% от общего числа часов на дисциплину.
При распределении часов по разделам и темам преподаватель должен учитывать:
количество часов по разделу/теме по тематическому плану;
количество практических занятий по программе дисциплины;
важность раздела/темы для изучения математики и последующей аттестации (экзамена) по дисциплине;
роль (место) раздела/темы в подготовке специалиста.
В разделе «Содержание учебной дисциплины» преподаватель расписывает по разделам/темам виды самостоятельной работы и формы контроля по выполнению заданий студентами. Здесь в наибольшей степени проявляется профессионализм и компетентность преподавателя.
Организация самостоятельной работы по дисциплине
Организация самостоятельной работы студентов колледжа требует определенного алгоритма (программы действий), который разрабатывается преподавателем. Этот алгоритм может отличаться в зависимости от профиля получаемого образования, от конкретной группы, и т.п. Предлагаем общий подход по созданию такого алгоритма организации самостоятельной работы по физике.
Преподаватель изучает квалификационную характеристику специалиста для выявления профессиональных компетенций, анализирует учебный план, стандарт.
Преподаватель заранее готовит инструкции (методические рекомендации) по выполнению каждой самостоятельной работы, определяет качественно-количественные критерии;
В начале учебного года (на первом занятии) преподаватель знакомит студентов со структурой построения всего курса дисциплины в которую должна быть органично вписана самостоятельная работа. Каждый студент после такого занятия должен понимать, сколько самостоятельных работ ему предстоит выполнить в период изучения дисциплины и каким образом он будет отчитываться перед преподавателем. Можно составить таблицу, по которой студенту легко будет ориентироваться по темам курса, видам самостоятельных работ, срокам выполнения.
Рекомендуется ведение отдельной тетради для выполнения всех предусмотренных рабочей программой самостоятельных работ.
Любая самостоятельная работа дается на определенный срок (день, неделя,…). Если работа в срок не выполнена, то она оценивается меньшим количеством баллов.
Непосредственно перед выполнением самостоятельной работы преподавателю необходимо провести консультацию-инструктаж.
При подборе индивидуальных заданий важно соблюдать дифференцированный подход.
Важным элементом при организации самостоятельной работы является контроль по выполнению всех видов работ. Возможные формы контроля:
проверка выполненной работы преподавателем;
отчет-защита студента по выполненной работе перед преподавателем (и/или студентами группы);
зачет;
тестирование;
семинарские занятия;
контрольные работы.
Критериями оценки результатов самостоятельной работы студентов являются:
уровень усвоения студентом учебного материала;
умение студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;