Просмотр содержимого документа
«Мотивация учебной деятельности на уроках физики»
Мотивация учебной деятельности на уроках физики.
Мотивы – это стремление, порывы, побуждения к определенному направлению деятельности. Под понятием «мотив» подразумевают причины, вызывающие активность личности. Например, увлечения, интересы, эмоции, установки, цели и др.
Мотивы могут зарождаться под действием внешних и внутренних факторов, а также являться следствием заложенных в человеке биологических инстинктов и биологических потребностей.
Они могут изменяться, их круг с развитием личности обычно расширяется и изменяется. Так ребенок приходит в школу, руководствуясь мотивом долга (надо учиться) и интереса к этому учреждению; затем мотивы меняются: у одних возникает стремление к хорошей отметке и похвале педагога, у других – интерес к предмету, у третьих – интерес к познавательной деятельности. Развиваясь, мотивы изменяют, перестраивают и обогащают эмоционально-волевую сферу человека.
Мотивы бывают разные. Приведем некоторые из них.
Виды мотивов:
«Познавательный» мотив
Мотив связан с интересом к узнаванию нового. Вызвать у учащихся этот мотив можно через увлекающее содержание материала или путем последовательного раскрытия множества разных практических применений какого-то явления, либо посредством рассказа занимательного факта из наблюдений.
К примеру, можно сообщить:
«сейчас мы будем детально разбирать причину факта»
Задать вопрос типа: «Как вы думаете, почему это произошло?»
Можно также поставить опыт, дающий неожиданный эффект, а затем задать вопрос «Чем это вызвано?» и начать обсуждение, перерастающее в рассмотрение нового материала.
Еще можно показать парадоксальный эксперимент (результат которого противоречит здравому смыслу), а потом пригласить к разбору опыта и изучению материала, на основе которого его можно объяснить.
Либо пригласить к рассмотрению новые неожиданные аспекты и возможности уже изученного материала или знакомых объектов.
Пример. Учитель говорит:
Давайте попробуем превратить обычную пластиковую бутылку в универсальный физический прибор и повторить с его помощью курс физики 7 класса. Какие опыты вы предложите? И для чего?
А сейчас мы с вами попытаемся явление полного отражения света применить к медицине для лечения и диагностики. Ваши предложения?
Мотив «Саморазвития»
Суть его заключается в том, что человек руководствуется желанием как можно больше знать и уметь, развить свой ум, смекалку, поднять культурный уровень. Перечислим приемы, которые помогут его вызвать:
Информация педагога о значении материала, который предстоит изучать. (Например, «сейчас будем знакомиться с законом, который чрезвычайно важен и находит применение в разных областях».)
Сообщение учителя о том, чем сегодня предстоит овладеть (Например: новой мыслительной операцией (сравнением, анализом, и др.); новым методом работы (работы по предписывающему алгоритму, по направляющему и т.д.); новым практическим умением (например, вести наблюдение, писать отзыв)
И это разовьет ум и интеллект, практическое мастерство, сделает вас, дорогие ребята, более образованными и приспособленными к жизни.
Приглашение стать «на сегодня» взрослым и занять один из важных служебных постов (стать директором научной лаборатории, начальник отдела снабжения в НИИ, журналистом, исследователем, библиотекарем, консультантом-информатором, изобретателем и т.п.) и в соответствие со своей должностью выполнять предписанные обязанности (их перечень выдается)
Этот прием направлен на профессиональную ориентацию. Он поможет получить более конкретные представления о некоторых профессиях, а также поспособствует более осознанному выбору своего трудового пути.
Мотив «Достижение»
Он ориентирует человека на «взятие высот»: получение хороших или лучших результатов, завоевание побед.
Чтобы ввести его в действие, полезно
Каждый раз очерчивать (указывать, называть) высоты, которые предстоит штурмовать: например, решить задачу на применение известного закона в незнакомой ситуации, создать проект, вести исследование; как-то отмечать взятие каждой учебной «высоты» (наградой, призом, отличной отметкой и др.)
Вычерчивать на специальной карте маршруты покорения пиков «Знания» и «Умения» и отмечать на них местонахождение каждого ученика – «альпиниста»
Ориентировать ребят на победы в групповых учебных играх-соревнованиях, эстафетах, а также на завоевание призовых мест в олимпиадах и конкурсах. Конечно, каждый раз полезно рассказывать, как именно нужно действовать, что дает это интеллектуальное достижение, что значит в науке и учебе лозунг «Вперед и выше!
При задействовании данного мотива в действие необходимо вводить поэтические и вместе с тем углубленные по смыслу названия мероприятиям и урокам, которые вместе с тем будут оповещать о цели происходящего действия, например, «Я – изобретатель!», «Я – писатель!», «Я – популяризатор науки!», «Я – создатель учебных карточек!», «Мы – составители задачника!» и т.п. Подобные названия заинтересовывают ребят тем, что в них не только освещен вид значимой деятельности, но и звучит признание важности предстоящей работы, гордость за нее, уверенность в успехе, а также дается авансом высокая оценка возможностей каждого.
Мотив «Профессионально-жизненное самоопределение»
Этот мотив устремлен к будущей профессии человека. Его становление связано с делом, которому человек намерен посвятить себя.
Вызвать этот мотив можно так.
Сообщить, что данные знания и умения очень нужны людям таких-то специальностей. Например, хорошая память нужна разведчику; умение разбираться во множестве фактов, связывать их между собой и делать из них выводы (анализ, систематизация) – педагогу (для правильного построения учебного процесса и контакта с учениками), врачу (для постановки диагноза), автомобильному слесарю (для обнаружения дефекта или поломки машины); образное мышление нужно музыканту, художнику, дизайнеру; умение ставить эксперимент – ученому-исследователю, лаборанту, испытателю машин.
Коммуникативный мотив
Он неразрывно связан с возможностью общения, сотрудничества взаимодействия.
Можно предлагать:
Совместное (с другом, товарищем, одноклассником) выполнение работы при условии, что каждый будет делать свою часть
Групповое исследование с обсуждением в группе полученных результатов
Бригадную или групповую разработку проекта (эксперимента, исследования, наблюдения, создания чего-то)
Проведение уроков-ролевых игр, в которых задействовано общение, уроков-пресс-конференций, уроков-диспутов, уроков-интервью, уроков-защиты «диссертации», уроков-спектаклей, уроков «знакомств» и др.
Предлагая все это, педагог должен обратить внимание класса на то, что данное занятие связано с общением, оно учит ему, на нем можно проявлять свои индивидуальные качества: деловитость, доброжелательность, дипломатичность, умение добиваться нужного.
Эмоциональный мотив
Он порождается положительными эмоциями: чувством интереса, радости, удивления, азарта, восторга и др.
Ввести его в действие можно:
Интересной организацией занятия
Созданием на уроке делового настроя, обстановки увлеченности, доброжелательности, спокойствия, уважения к личности ученика
Щедростью на похвалу любой учебной удаче
Созданием ситуаций сотрудничества и успеха для работ учащихся
Обращением внимания на общие и частные достижения
Внешний мотив
Данный мотив связан с получением извне поощрения и признания в любой форме и от любых людей: от учителя, родителей, товарищей по классу, сверстников, товарищей по кружку, директора школы, общественности.
Его можно вызвать:
Жестом и взглядом одобрения
Добрыми, ласковыми словами
Обещанием за самое лучшее или самое быстрое выполнение задания, за исполнение самого большого или сложного дела какого-либо поощрения: приза, сюрприза, награды, диплома, грамоты и др.
Мотивация учения напрямую зависит с оценкой успеваемости, возможностью и желанием успеха. Надо помнить и учитывать что, когда мы предлагаем ученику заняться какой-либо деятельностью, он может участвовать в ней с большой охотой, поскольку считает доступной; постараться избежать ее, потому что она кажется ему непонятной; проявлять к ней незначительный интерес; воспринять ее, как чуждую его целям.
Мотивы и установки не всегда согласуются с рациональностью. Но они занимаю исключительное место в формировании человека, его учебных навыков, способностях, а также в стремлении успешно учиться.