kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мотивация учебной деятельности на уроках физики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мотивация учебной деятельности на уроках физики

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мотивация учебной деятельности на уроках физики»

Мотивация учебной деятельности на уроках физики.

Мотивы – это стремление, порывы, побуждения к определенному направлению деятельности. Под понятием «мотив» подразумевают причины, вызывающие активность личности. Например, увлечения, интересы, эмоции, установки, цели и др.

Мотивы могут зарождаться под действием внешних и внутренних факторов, а также являться следствием заложенных в человеке биологических инстинктов и биологических потребностей.

Они могут изменяться, их круг с развитием личности обычно расширяется и изменяется. Так ребенок приходит в школу, руководствуясь мотивом долга (надо учиться) и интереса к этому учреждению; затем мотивы меняются: у одних возникает стремление к хорошей отметке и похвале педагога, у других – интерес к предмету, у третьих – интерес к познавательной деятельности. Развиваясь, мотивы изменяют, перестраивают и обогащают эмоционально-волевую сферу человека.

Мотивы бывают разные. Приведем некоторые из них.

Виды мотивов:



  1. «Познавательный» мотив

Мотив связан с интересом к узнаванию нового. Вызвать у учащихся этот мотив можно через увлекающее содержание материала или путем последовательного раскрытия множества разных практических применений какого-то явления, либо посредством рассказа занимательного факта из наблюдений.

К примеру, можно сообщить:

  • «сейчас мы будем детально разбирать причину факта»

  • Задать вопрос типа: «Как вы думаете, почему это произошло?»

  • Можно также поставить опыт, дающий неожиданный эффект, а затем задать вопрос «Чем это вызвано?» и начать обсуждение, перерастающее в рассмотрение нового материала.

  • Еще можно показать парадоксальный эксперимент (результат которого противоречит здравому смыслу), а потом пригласить к разбору опыта и изучению материала, на основе которого его можно объяснить.

  • Либо пригласить к рассмотрению новые неожиданные аспекты и возможности уже изученного материала или знакомых объектов.

Пример. Учитель говорит:

  1. Давайте попробуем превратить обычную пластиковую бутылку в универсальный физический прибор и повторить с его помощью курс физики 7 класса. Какие опыты вы предложите? И для чего?

  2. А сейчас мы с вами попытаемся явление полного отражения света применить к медицине для лечения и диагностики. Ваши предложения?



  1. Мотив «Саморазвития»

Суть его заключается в том, что человек руководствуется желанием как можно больше знать и уметь, развить свой ум, смекалку, поднять культурный уровень. Перечислим приемы, которые помогут его вызвать:

  • Информация педагога о значении материала, который предстоит изучать. (Например, «сейчас будем знакомиться с законом, который чрезвычайно важен и находит применение в разных областях».)

  • Сообщение учителя о том, чем сегодня предстоит овладеть (Например: новой мыслительной операцией (сравнением, анализом, и др.); новым методом работы (работы по предписывающему алгоритму, по направляющему и т.д.); новым практическим умением (например, вести наблюдение, писать отзыв)

И это разовьет ум и интеллект, практическое мастерство, сделает вас, дорогие ребята, более образованными и приспособленными к жизни.

  • Приглашение стать «на сегодня» взрослым и занять один из важных служебных постов (стать директором научной лаборатории, начальник отдела снабжения в НИИ, журналистом, исследователем, библиотекарем, консультантом-информатором, изобретателем и т.п.) и в соответствие со своей должностью выполнять предписанные обязанности (их перечень выдается)

Этот прием направлен на профессиональную ориентацию. Он поможет получить более конкретные представления о некоторых профессиях, а также поспособствует более осознанному выбору своего трудового пути.





  1. Мотив «Достижение»

Он ориентирует человека на «взятие высот»: получение хороших или лучших результатов, завоевание побед.

Чтобы ввести его в действие, полезно

  • Каждый раз очерчивать (указывать, называть) высоты, которые предстоит штурмовать: например, решить задачу на применение известного закона в незнакомой ситуации, создать проект, вести исследование; как-то отмечать взятие каждой учебной «высоты» (наградой, призом, отличной отметкой и др.)

  • Вычерчивать на специальной карте маршруты покорения пиков «Знания» и «Умения» и отмечать на них местонахождение каждого ученика – «альпиниста»

  • Ориентировать ребят на победы в групповых учебных играх-соревнованиях, эстафетах, а также на завоевание призовых мест в олимпиадах и конкурсах. Конечно, каждый раз полезно рассказывать, как именно нужно действовать, что дает это интеллектуальное достижение, что значит в науке и учебе лозунг «Вперед и выше!

При задействовании данного мотива в действие необходимо вводить поэтические и вместе с тем углубленные по смыслу названия мероприятиям и урокам, которые вместе с тем будут оповещать о цели происходящего действия, например, «Я – изобретатель!», «Я – писатель!», «Я – популяризатор науки!», «Я – создатель учебных карточек!», «Мы – составители задачника!» и т.п. Подобные названия заинтересовывают ребят тем, что в них не только освещен вид значимой деятельности, но и звучит признание важности предстоящей работы, гордость за нее, уверенность в успехе, а также дается авансом высокая оценка возможностей каждого.



  1. Мотив «Профессионально-жизненное самоопределение»

Этот мотив устремлен к будущей профессии человека. Его становление связано с делом, которому человек намерен посвятить себя.

Вызвать этот мотив можно так.

Сообщить, что данные знания и умения очень нужны людям таких-то специальностей. Например, хорошая память нужна разведчику; умение разбираться во множестве фактов, связывать их между собой и делать из них выводы (анализ, систематизация) – педагогу (для правильного построения учебного процесса и контакта с учениками), врачу (для постановки диагноза), автомобильному слесарю (для обнаружения дефекта или поломки машины); образное мышление нужно музыканту, художнику, дизайнеру; умение ставить эксперимент – ученому-исследователю, лаборанту, испытателю машин.



  1. Коммуникативный мотив

Он неразрывно связан с возможностью общения, сотрудничества взаимодействия.

Можно предлагать:

  • Совместное (с другом, товарищем, одноклассником) выполнение работы при условии, что каждый будет делать свою часть

  • Групповое исследование с обсуждением в группе полученных результатов

  • Бригадную или групповую разработку проекта (эксперимента, исследования, наблюдения, создания чего-то)

  • Проведение уроков-ролевых игр, в которых задействовано общение, уроков-пресс-конференций, уроков-диспутов, уроков-интервью, уроков-защиты «диссертации», уроков-спектаклей, уроков «знакомств» и др.

Предлагая все это, педагог должен обратить внимание класса на то, что данное занятие связано с общением, оно учит ему, на нем можно проявлять свои индивидуальные качества: деловитость, доброжелательность, дипломатичность, умение добиваться нужного.



  1. Эмоциональный мотив

Он порождается положительными эмоциями: чувством интереса, радости, удивления, азарта, восторга и др.

Ввести его в действие можно:

  • Интересной организацией занятия

  • Созданием на уроке делового настроя, обстановки увлеченности, доброжелательности, спокойствия, уважения к личности ученика

  • Щедростью на похвалу любой учебной удаче

  • Созданием ситуаций сотрудничества и успеха для работ учащихся

  • Обращением внимания на общие и частные достижения





  1. Внешний мотив

Данный мотив связан с получением извне поощрения и признания в любой форме и от любых людей: от учителя, родителей, товарищей по классу, сверстников, товарищей по кружку, директора школы, общественности.

Его можно вызвать:

  • Жестом и взглядом одобрения

  • Добрыми, ласковыми словами

  • Обещанием за самое лучшее или самое быстрое выполнение задания, за исполнение самого большого или сложного дела какого-либо поощрения: приза, сюрприза, награды, диплома, грамоты и др.



Мотивация учения напрямую зависит с оценкой успеваемости, возможностью и желанием успеха. Надо помнить и учитывать что, когда мы предлагаем ученику заняться какой-либо деятельностью, он может участвовать в ней с большой охотой, поскольку считает доступной; постараться избежать ее, потому что она кажется ему непонятной; проявлять к ней незначительный интерес; воспринять ее, как чуждую его целям.

Мотивы и установки не всегда согласуются с рациональностью. Но они занимаю исключительное место в формировании человека, его учебных навыков, способностях, а также в стремлении успешно учиться.












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Мотивация учебной деятельности на уроках физики

Автор: Каюмов Ильшат Ирикович

Дата: 08.05.2024

Номер свидетельства: 650150

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Здоровьесберегающие технологии на уроках физики и математики. "
    ["seo_title"] => string(74) "zdorov-iesbierieghaiushchiie-tiekhnologhii-na-urokakh-fiziki-i-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "217480"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1433359521"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Технологическая карта урока физики в 7 классе "Вес воздуха. Атмосферное давление"."
    ["seo_title"] => string(80) "tekhnologicheskaia_karta_uroka_fiziki_v_7_klasse_ves_vozdukha_atmosfernoe_davlen"
    ["file_id"] => string(6) "598836"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1643099577"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(191) "Разработка урока физики "Влажность воздуха. Относительная влажность  воздуха и способы её определения". "
    ["seo_title"] => string(108) "razrabotka-uroka-fiziki-vlazhnost-vozdukha-otnositiel-naia-vlazhnost-vozdukha-i-sposoby-ieio-opriedielieniia"
    ["file_id"] => string(6) "106746"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403079559"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Урок физики в 7 классе по теме "Сила.Виды сил" "
    ["seo_title"] => string(47) "urok-fiziki-v-7-klassie-po-tiemie-sila-vidy-sil"
    ["file_id"] => string(6) "247089"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446488335"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Урок физики  Тема: Уравнение состояния идеального газа. "
    ["seo_title"] => string(60) "urok-fiziki-tiema-uravnieniie-sostoianiia-idieal-nogho-ghaza"
    ["file_id"] => string(6) "107785"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403443961"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства