Межпредметные связи являются дидактическим условием и средством глубокого и всестороннего усвоения основ наук. Установление межпредметных связей в курсе физики способствует более глубокому усвоению знаний, формированию научных понятий и законов, совершенствованию учебно-воспитательного процесса и оптимальной его организации, формированию научного мировоззрения, единства материального мира, взаимосвязи явлений в природе и обществе. Это имеет огромное воспитательное значениеМежпредметные связи являются дидактическим условием и средством глубокого и всестороннего усвоения основ наук. Установление межпредметных связей в курсе физики способствует более глубокому усвоению знаний, формированию научных понятий и законов, совершенствованию учебно-воспитательного процесса и оптимальной его организации, формированию научного мировоззрения, единства материального мира, взаимосвязи явлений в природе и обществе. Это имеет огромное воспитательное значение.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Межпредметные связи на уроках физики»
Роль, значение и пути реализации межпредметных связей
Межпредметные связи являются дидактическим условием и средством глубокого и всестороннего усвоения основ наук. Установление межпредметных связей в курсе физики способствует более глубокому усвоению знаний, формированию научных понятий и законов, совершенствованию учебно-воспитательного процесса и оптимальной его организации, формированию научного мировоззрения, единства материального мира, взаимосвязи явлений в природе и обществе. Это имеет огромное воспитательное значение. Кроме того, они способствуют повышению научного уровня знаний учащихся, развитию логического мышления и их творческих способностей. Реализация межпредметных связей устраняет дублирование в изучении материала, экономит время и создает благоприятные условия для формирования общеучебных умений и навыков учащихся.
Установление межпредметных связей в курсе физики повышает эффективность политехнической и практической направленности обучения.
Практически учителю физики приходится иметь дело с тремя видами межпредметных временных связей: предшествующими, сопутствующими, перспективными.
Предшествующие межпредметные связи - это связи, когда при изучении материала курса физики опираются на ранее полученные знания по другим предметам.
Сопутствующие межпредметные связи - это связи, учитывающие тот факт, что ряд вопросов и понятий одновременно изучаются как по физике, так и по другим предметам.
Перспективные межпредметные связи используются, когда изучение материала по физике опережает его применение в других предметах.
Для облегчения труда учителя по отбору нужного материала по межпредметным связям рекомендуют использовать карточки, в которые кратко записывают необходимые сведения:
1. В каком учебнике содержится материал, имеющий отношение к данной теме (вопросу, тексту, рисунку)
2. Когда данный материл изучается в смежном предмете4
3. Краткое содержание материала смежном предмете (полностью записывают факты, примеры, цифры, законы)
4. Какой метод или прием целесообразно использовать при привлечении смежного материала на уроке физики (напоминание, пересказ, сравнение, исторический экскурс, сопоставление, задание для самостоятельной работы, работа с рисунками или графиком, проблемный вопрос и др)
5. В каком учебном предмете может быть использован материал физики в будущем.
Накопленный таким образом материал межпредметного содержания можно использовать при разработке общего планирования темы.
Структура межпредметных связей.
Проблема межпредметных связей стала сейчас одной из актуальнейших проблем педагогики, хотя начало дидактических исследований в этом направлении было положено работами Я.А.Коменского, А.Дистервега, К.Д.Ушинского и др. Большое внимание проблеме межпредметных связей уделяла Н.К.Крупская. Естественно, что в настоящее время, в связи с существенной модернизацией содержания среднего образования и переходом ко всеобщему среднему образованию, данная проблема приобрела еще большую значимость, а установление и реализация действенных межпредметных связей стали самыми насущными проблемами дидактики и конкретных методик.
Существующая система образования имеет предметную структуру. Учебные предметы представляют собой основы конкретной науки либо нескольких смежных наук, имеющих определенную предметную область и специфические методы исследования. Что же лежит в основе межпредметных связей? Остановимся на двух аспектах этой проблемы - методологичеcком и познавательном.
С методологической точки зрения межпредметные связи имеют в своей основе единство мира, заключающееся в его материальности, единство природы и общества. Так, все естественные науки изучают те или иные свойства материи, которые мы для удобства познания разлагаем на определенную сумму знаний и классифицируем их по разным наукам.
Естественно, что глубокие связи между науками должны найти адекватное отражение в системе межпредметных связей и тем самым в практике обучения.
В познавательной и учебной точек зрения межпредметные связи имеют в своей основе единство мыслительного процесса, систему ассоциаций, возникающих в процессе формирования совокупности понятий, их закрепление в памяти и активное использование в последующем как в мыслительном процессе, так и в практической деятельности. Очевидно, что между понятиями, формируемыми в разных учебных дисциплинах, всегда устанавливаются те или иные связи. Однако стихийная деятельность учащихся в этой области нередко оказывается малоэффективной.
Целью системы межпредметных связей является целенаправленное формирование в представлении учащихся необходимой цепочки ассоциаций, связывающих представления, понятия, теории, формируемые в разных учебных дисциплинах, в единую логически связанную систему знаний.
Проблема межпредметных связей, важная и для общеобразовательной школы, приобретает особое значение для средних профтехучилищ, где номенклатура учебных предметов гораздо шире школьной. Если общеобразовательная школа должна решить только одну задачу - установление межпредметных связей в системе общеобразовательных дисциплин, то в системе профтехобразования эта задача существенно усложняется из-за необходимости установления связей дисциплин общеобразовательного и профессионального циклов.
Первая особенность общетехнических дисциплин заключается в том, что им не соответствуют специфические фундаментальные законы природы, отличные от законов физики. В общетехнических дисциплинах фундаментальные физические законы используются для решения технических проблем. Формирование научных теорий происходит в фундаментальных общеобразовательных дисциплинах (физика, химия, биология), а в общетехнических дисциплинах изучается применение этих теорий в технике.
Вторая особенность общетехнических дисциплин заключается в том, что объектом их исследования является только техника, в то время как в круг физических проблем входят в основном общие законы природы, характерные для любых объектов, в том числе и технических.
Широкое использование знаний, полученных при изучении физики, совершенно необходимо для сознательного восприятия большинства понятий, формируемых в процессе специальной подготовки и при выработке специальных умений и навыков.
Межпредметные связи, определяющие генеральную линию формирования будущего рабочего высокой квалификации, реализуются по схеме: базисные общеобразовательные дисциплины-профилирующие общетехнические дисциплины-спецтехнология и производственное обучение.
Такая структура межпредметных связей адекватна содержанию соответствующих наук, иерархии научного знания.
Возможные логические структуры курса физики в средних профтехучилищах.
В общеобразовательной школе выбор той или иной логической структуры курса физики определяется в основном внутренними потребностями этого курса и общедидактическими требованиями. В профтехучилищах кроме межпредметных связей в системе естественнонаучных дисциплин начинают играть доминирующую роль межпредметные связи дисциплин естественнонаучного и профессионального циклов.
Действенные межпредметные связи физики с дисциплинами профессионально-технического цикла возможны лишь в том случае, когда учебный материал синхронизирован, когда согласование учебного материала будет осуществлено как в идейном, так и в хронологическом плане.
Пути осуществления межпредметных связей на уроке.
Уроки физики с привлечением межпредметных связей могут быть двух типов: уроки с привлечением некоторых знаний учащихся из смежных предметов и обобщающие уроки. Первые из них , как правило, проводят с использованием следующих приемов осуществления межпредметных связей.
Домашние задания по другим предметам. Учащимся предлагают домашние задания по повторению ранее пройденного материала по смежным предметам, необходимого для понимания вопросов, которые будут рассмотрены на следующем уроке. Задание для повторения материала по межпредметным связям должно быть конкретным. Организация повторения такого материала имеет свою специфику. Так, давая задание, нужно предварительно объяснить как работать с опорным материалом (прочитать и усвоить, сравнить описываемое явление с тем, как о нем рассказано в учебнике физики; выписать в тетрадь определение; дать ответы на вопросы и др.)
Включение и изложение учителя учебного материала другого предмета и знаний учащихся по другим предметам используют при объяснении нового материала. Например, на уроках физики при объяснении природы тока в электролитах привлекают знания учащихся об электролитической диссоциации и электролизе из курса химии.
Решение задач межпредметного характера. Для закрепления материала целесообразно решить одну-две задачи межпредметного содержания. В этом случае учащимся на уроке физики разрешают пользоваться учебниками по другим предметам. Например, после объяснения условия плавания тел в жидкости предлагают в качестве упражнения задание: объяснить роль плавательного пузыря у рыб с точки зрения физики.
Для осуществления межпредметных связей привлекают наглядные пособия и самодельные приборы по другим предметам.
Реализация межпредметных связей зависит от содержания материала и от формы организации урока. Сведения, полученные на уроках по другим учебным предметам, чаще всего либо используют в качестве опорных знаний, либо для выдвижения проблемы, либо для углубления и закрепления знаний. В любом из этих случаев используемый материал необходимо повторить, пользуясь по возможности теми же формулировками и обозначениями, которые были введены в смежном курсе.
Развитие общеучебных умений и навыков учащихся. В целях формирования общеучебных умений и навыков при решении физических задач важно ознакомить учащихся с общими методами и подходами (аналитико-синтетический метод, координатный, алгоритмический) к анализу задачи, ее решению и оформлению.
Кооперирование усилий учителей различных предметов в формировании у учащихся навыков самообразования надо считать одним из перспективных направлений реализации межпредметных связей.
Межпредметные связи на обобщающих уроках
Обобщающие занятия межпредметного характера имеют специфические особенности. Одна из них - форма занятий: урок, семинар, учебная конференция, диспут или обзорная лекция. Это предполагает самостоятельную работу учащихся по подготовке материалов к выступлениям, консультации учителей и составление конспекта доклада. Тему таких занятий определяет учитель заранее с учетом межпредметных связей физики и других дисциплин.
К обобщающим урокам межпредметного характера относятся комплексные экскурсии по физике и контрольные работы межпредметного содержания.
Другая особенность обобщающего занятия - активное участие в подготовке и проведении двух или более учителей смежных предметов. Это повышает роль и значение межпредметных связей, но и осложняет работу по организации занятий.
Дидактические требования к межпредметному уроку кратко можно свести к следующему:
1. Межпредметный урок должен иметь четко сформулированную учебно-познавательную задачу.
2. На межпредметном уроке должна быть обеспечена высокая активность по привлечению знаний учащихся из других предметов.
3. Межпредметный урок должен расширять научное мировоззрение учащихся.
4. Такой урок должен возбуждать интерес учащихся к установлению связей смежных предметов.
Межпредметные связи на внеклассных мероприятиях.
Работа учителя физики по межпредметным связям, начатая на уроках, может быть продолжена и расширена на внеклассных мероприятиях. Внеурочные мероприятия, дополняя традиционные формы внеклассной работы по физике, способствуют формированию научной картины мира, воспитанию научного мировоззрения, интереса к изучению предметов естественно-математического цикла и готовят учащихся к жизни, общественно полезному труду.
На основе опыта можно рекомендовать следующие внеклассные занятия межпредметного содержания по физике:
1. Вечера межпредметного содержания.
2. Викторины и эстафеты межпредметного содержания.
3. Олимпиады межпредметного содержания и политехнические олимпиады.
4. Работа физических кружков межпредметного содержания.
5. Конкурс и смотры работ учащихся.
6. Обобщающие межпредметные конференции.
7. Научно-популярные лекции межпредметного содержания.
8. Внеклассное чтение учащимися книг и статей межпредметного содержания.
Эти и другие виды мероприятий должны органически входить в общий план внеклассной работы учителя.
Методические приемы осуществления межпредметных связей на уроке.
Методы и приемы, ориентированные на установление межпредметных связей
Специфические для межпредметных связей методы и приемы обучения
1.Домашние задания по другим предметам
2.Включение в изложение учителя учебного материала другого предмета
3. Беседа на воспроизведение знаний другого предмета.
4.Применение наглядных пособий, приборов, фрагментов диа- и кинофильмов.
5.Постановка проблемных вопросов.
6.Решение количественных и качественных задач, кроссвордов межпредметного характера.
7.Сообщение учащихся по материалам другого предмета.
8.Привлечение в лабораторных работах по физике знаний из других предметов.
9.Применение микрокалькуляторов в расчетах на лабораторных занятиях по физике.
10.Использование на уроках физики некоторых материалов экскурсий межпредметного содержания.
1.Работа с учебниками по нескольким предметам на уроке
2.Использование и изготовление комплексных наглядных пособий, обобщающих учебный материал несколько предметов.
3.Выполнение письменных работ, которые разрабатываются и оцениваются учителями разных предметов.
4.Комплексные задания, межпредметные тексты, дифференцированные по предметам групповые задания.
5.Ведение межпредметных тетрадей (выполнение задания по разным предметам, направленные на решение общей учебной проблемы)
6.Групповая работа учителей по организации изучения межпредметных проблем.
7. Сообщения учащихся на комплексных семинарах по межпредметным связям.
8.Творческие задания на лабораторных работах по физике межпредметных связей.
9.Задания по физике с программированным микрокалькулятором.
10.Отчеты, рефераты или задачи, составленные учащимися по материалам экскурсий межпредметного содержания.