Просмотр содержимого документа
«Методика учебных демонстраций»
Методика учебных демонстраций
Методика учебного эксперимента и его техника почти неразрывные. Между ними трудно наметить ясный предел, потому целесообразно рассматривать их вместе. Различать же следует методику и технику подготовки эксперимента от методики его приложения в учебном процессе.
Под «методикой и техникой школьного демонстрационного эксперимента» будем понимать комплекс технического и психолого-педагогического обеспечения школьного физического эксперимента с целью решения учебно-воспитательных задач.
Попытка выделить отдельные элементы в методике и технике только демонстрационного эксперимента была сделана С. А. Хорошавиным. Удачное выделение совокупности приборов и устройств («техника демонстрационного эксперимента»), приемов обращения с этими приборами и устройствами («техника демонстрации»), методов и приемов, которые обеспечивают эффективность демонстрации, наилучшее восприятие учениками («методика демонстрации»). Кроме этих трех элементов, выделенные еще два: «схема демонстрации» (сочетание приборов, оборудования и их взаимодействие, что позволяет поставить конкретную демонстрацию физического явления) и методика демонстрационного эксперимента « определение содержания, роли и места демонстрационного эксперимента в преподавании физики, отбор демонстрационных опытов и так далее.
Демонстрация - составная часть демонстрационного эксперимента, а потому элемент «методика демонстрации» должен быть составной частью методики демонстрационного эксперимента, который явно нарушает логику деления общего на составляющие части.
Под техникой школьного демонстрационного эксперимента будем понимать, с одной стороны, комплекс оборудования и приборов, используемых для осуществления разных физических наблюдений и опытов, а из другой - совокупность разных приемов обращения с оборудованием, приборами и установками школьного демонстрационного эксперимента для эффективного протекания эксперимента.
Понятия «методика» :
а) «методика организации восприятия физического эксперимента» - совокупность методов и приемов, которые обеспечивают высокий уровень выявления учениками актуальных явлений и процессов, различения их признаков и выделения в эксперименте необходимой информации;
б) «методика использования школьного физического эксперимента» - совокупность методов и приемов практического применения эксперимента, что позволяют в сочетании с другими методами успешно решать учебный - воспитательные задачи.
Методика показа эксперимента – совокупность действий, приемов, пояснений, обеспечивающих показ опыта во время лекции.
Общий характер демонстраций. Структура методики и техники демонстрационного эксперимента
Цели и задачи постановки демонстрационного физического эксперимента.
Цель 1. Повышение наглядности изложения материала.
Цель 2. Знакомство с новым физическим явлением.
Цель 3. Подтверждение теоретических положений.
Цель 4. Увеличение степени популярности изложения материала.
Цель 5. Переключение внимания аудитории, предоставление аудитории возможности для отдыха.
Для достижения перечисленных целей лекционного демонстрирования лектор должен, готовясь к лекции, решать следующие задачи.
Задача 1. Составление характеристики лекции.
Задача 2. Подбор лекционных демонстраций.
Задача 3. Составление плана лекции с учетом подобранных лекционных демонстраций
Задача 4. Проверка работоспособности лекционных демонстраций.
Методические требования.
Приборы и оборудование должны удовлетворять следующим основным методическим требованиям:
Количество демонстраций на уроке не должна быть слишком большой. Демонстрационный эксперимент должен способствовать изучению учебного материала и не отвлекать от главного на уроке.
Если позволяет оборудование, демонстрационные опыты следует проводить с установлением количественных соотношений (числа должны иметь простую конструкцию; быть предварительно подобранными и удобными для операции ими!).
Демонстрационную установку следует собирать перед учениками в процессе преподавания учебного материала. Лишь при условии использования очень сложного оборудования, установка может быть собрана предварительно (по этой причине не следует увлекаться использованием готовых стендов).
соответствовать содержанию и задачам обучения;
способствовать изучению учебного материала на современном научном уровне; знакомить учащихся с приемами и методами научного познания;
позволять ставить и решать экспериментальные задачи исследовательского конструкторского характера;
позволять моделировать большое количество типовых задач.
Не следует подменять демонстрационный эксперимент, доступный для школьных условий, показом соответствующих кинофрагментов или компьютерным моделированием.
II. Педагогические требования.
Приборы и оборудование должны удовлетворять следующим основным педагогическим требованиям:
Учеников необходимо готовить к восприятию опытов. Идея опыта, его ход и полученные результаты должны быть понятными ученикам. С этой целью учитель должен объяснить схему установки, все ее составляющие, обратить внимание на измерительные приборы, или на те элементы, на которых показывается наблюдаемый эффект.
приборы должны состоять из ранее изученных обучающимися элементов и частей;
принцип работы прибора, устройства должны быть объяснены на основе имеющихся у обучающихся теоретических знаний;
обучающиеся должны хорошо понимать функцию и назначение прибора;
приборы должны давать достоверную научную информацию.
Эксплуатационные требования.
Приборы и оборудование должны удовлетворять следующим основным эксплуатационным требованиям:
При возможности опыты нужно ставить в нескольких вариантах (особенно, если это способствует более глубокому усвоению учебного материала).
обеспечивать быструю наладку и ремонт;
быть устойчивыми в работе, должны давать одинаковые показания вне зависимости от количества проведенных опытов;
должны иметь высокую чувствительность;
обеспечивать быструю и простую подготовку к демонстрации опыта;
внешний вид прибора, расположение индикаторов, шкал ручек управления должно соответствовать принципам наглядности, а также эргономическим принципам.
Установка должна быть максимально надежной, а техника демонстрирования отработанной.
В случае отказа установки, следует отыскать и быстро ликвидировать неисправность, а опыт повторить, достигнув позитивного результата.
4 Экспериментальные физические умения. Их характеристика и генезис
При обучении физике должны быть сформированы многочисленные и разнообразные умения учащихся. Чтобы повысить эффективность этого процесса, необходимо выделить такие группы умений, которые имеют общие или похожие черты в их формировании. В работах по дидактике умения делятся на
общелогические,
общенаучные,
библиографические
организационно- познавательные.
Кроме того, умение и навыки различают по составу и структуре:
простые,
сложные,
высшего уровня;
по характеру перенесения
узкие и широкие,
общие и специальные;
по функции в реализации изучения:
организационные,
практические,
интеллектуальные,
психолого - характерологические.
В психологии выделяют общие умения и навыки, формирование которых происходит при изучении всех дисциплин, и частные, сформированные в процессе изучения конкретных дисциплин
Важнейшие учебные физические умения,
К главному виду что имеет важное значение при выполнении лекционных демонстраций, следует отнести экспериментальные умения. Такими основаниями, ряд которых имеет общедидактичный характер, является:
а) характер перенесения действий;
б) состав и структура умения;
в) служебная роль;
г) сфера умения.
Экспериментальными умениями называют умения, которые формируются в наглядной деятельности, которые отображают ее операционную сторону и находятся в единстве с предметным содержанием.
Под предметной деятельностью мы понимаем операцию ОЗНАКОМЛЕНИЯ, УПРАВЛЕНИЯ, ОВЛАДЕВАНИЯ учениками натуральными объектами (приборами, физическими телами, наборами веществ).
Предметная деятельность — это целенаправленная форма активности ребенка, в основе которой лежит его познавательная потребность, а основным ее содержанием является овладение объектом как предметом культуры, в котором аккумулирован общественно-исторический опыт данного сообщества.
К наглядной( деятельности относится также работа с иллюстративными и некоторыми знаковыми объектами.
Предметная деятельность физического содержания опирается на интеллектуальные умения, которые являются сформированной способностью эффективно выполнять умственные операции при решении заданий разных видов. Речь идет об умении выполнять логические операции: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, классификация, вывод. Все эти умения складывают наиболее общее умение применять знание на практики. Интеллектуальные умения могут формироваться при любых видах учебной деятельности, экспериментальные - в процессе работы с приборами.
Наиболее распространенными интеллектуальными и общеучебными, органично связанными с экспериментальными, являются следующие умения:
- анализировать явления, которое лежит в основе опыта;
- планировать опыт (работу);
- выдвигать цель опыта, строить учебные гипотезы;
- анализировать условия, при которых протекает опыт;
- предусматривать ход и результаты опыта;
- делать вывод из опыта, формулировать результаты работы;
- пользоваться таблицами констант;
- складывать и оформлять отчет по лабораторной работе;
- работать с учебником;
- проводить расчеты, пользоваться физическими формулами.
Узкие умения характеризуют способность ученика выполнить одностороннюю деятельность с единичным объектом, не связывая ее с другими, подобными объектами.
Широкие умения характеризуют способность ученика выполнить деятельность с однородными объектами в разных связях и образуются в результате синтеза действий и операций соответствующих узких умений.
Простое умение характеризует способность ученика выполнять локальную деятельность на основе компонент (знание цели, способов ее достижения, формулировки выводов), что делают ее целостной и законченной.
Сложное умение совокупность простых умений, отнесенных к данному содержанию деятельности (измерять, наблюдать, объяснять, складывать электрические цепи); оно не является суммой простых умений. Отличительная особенность сложных умений заключается в том, что деятельность, в которой они используются, не имеет собственных действий и операций.
Экспериментальные умения формируются в сложной взаимосвязи; они дополняют друг друга, обеспечивая полноценную деятельность. Поэтому будет неверным считать, что для формирования экспериментальных умений существует какое-то одно начальное умение, на котором строятся другие, более сложные.
Ведущие умения выступают в комплексе, как база для формирования других групп умений. В комплекс экспериментальных умений следует прежде всего включить простые умения - владеть правилами использования приборов, определять цену деления измерительного прибора, считывать показание приборов, выделять объект наблюдения, проводить наблюдение, формулировать результаты наблюдения.
Общие экспериментальные умения формируются и применяются при изучении всех тем курса физики. Они действуют как сквозные в учебном материале любого содержания.
Организационно общие экспериментальные умения вбирают у себя широкие умения и формируются так же, как и простые и сложные.
Тематические умения - сформированная способность ученика выполнять деятельность по экспериментальному определению физических констант, физических величин непрямого измерения, а также специфическую для некоторых тем деятельность.
СЛОВАРЬ
• Методика и техника школьного физического эксперимента - содержание демонстраций и лабораторных работ и методика их проведения, техника воссоздания опытов, эффективности эксперимента и т. п. В процессе развития методики физики сложились специфические методы исследования. О.И.Бугайов разделяет их на смысловые и формализированные.
Методика преподавания физики – это педагогическая наука о формах, способах организации и принципах построения учебного процесса. Она изучает особенности применения общих закономерностей обучения физике, как одной из учебных предметов, на практике. Также методика преподавания изучает взаимосвязь между теорией физического образования и ее использования на практике.
Демонстрация-это акция массовой группы или собрания групп людей в поддержку политической или иной причины или людей, участвующих в протесте против причины беспокойства; она часто состоит из хождения в массовом марше и либо начала, либо встречи в назначенном месте, либо митинга, чтобы услышать ораторов.
Генезис
гр. – происхождение) – так называется весь процесс происхождения (возникновения), образования, становления и изменений развивающегося явления: человеческого рода, таланта, взглядов, слов и т.д. Генезис – это процесс изменения в его динамике.
Производственные потребности – это потребности предприятий для организации и осуществления процесса производства экономических благ. Производственные экономические потребности находят выражение в спросе на материально-техническое обеспечение, финансовые ресурсы, рабочую силу.
Под техникой проведения демонстрационного эксперимента понимают средства и приемы, обеспечивающие эффективную постановку опыта, т. е. создание таких условий, при которых опыт хорошо виден со всех мест класса, когда в установке умело, выделено главное.
«Методика организации восприятия физического эксперимента» - совокупность методов и приемов, которые обеспечивают высокий уровень выявления учениками актуальных явлений и процессов, различения их признаков и выделения в эксперименте необходимой информации;
«Методика использования школьного физического эксперимента» - совокупность методов и приемов практического применения эксперимента, что позволяют в сочетании с другими методами успешно решать учебный - воспитательные задачи.
Методика показа эксперимента – совокупность действий, приемов, пояснений, обеспечивающих показ опыта во время лекции.
Наглядность - свойство психических образов объектов познания, выражающее степень доступности и понятности этих образов для познающего субъекта; один из принципов обучения.
Физический эксперимент — способ познания природы, заключающийся в изучении природных явлений в специально созданных условиях. В отличие от теоретической физики, которая исследует математические модели природы, физический эксперимент призван исследовать саму природу.
Общелогические методы. 1) Анализ – реальное или мысленное разделение объекта на составные части, синтез – их объединение в единое органическое целое, результатом чего является совершенно новое образование; 2) Абстрагирование – процесс мысленного отвлечения от ряда свойств и отношений изучаемого...
Экспериментальные умения выражаются в способности ученика решать поставленные перед ним задачи, через эксперимент. Это такие умения, которые позволяют учащимся успешно осуществлять самостоятельную экспериментальную деятельность, уметь проводить исследования. В литературе нет однозначного определения понятия «умения», однако, можно выделить два основных подхода к пониманию его сущности.
Предметная деятельность — это целенаправленная форма активности ребенка, в основе которой лежит его познавательная потребность, а основным ее содержанием является овладение объектом как предметом культуры, в котором аккумулирован общественно-исторический опыт данною
Сложное умение совокупность простых умений, отнесенных к данному содержанию деятельности (измерять, наблюдать, объяснять, складывать электрические цепи); оно не является суммой простых умений. Отличительная особенность сложных умений заключается в том, что деятельность, в которой они используются, не имеет собственных действий и операций.
Тематические умения - сформированная способность ученика выполнять деятельность по экспериментальному определению физических констант, физических величин непрямого измерения, а также специфическую для некоторых тем деятельность.