kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Психолого-педагогические требования к учебному физическому эксперименту.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методика лекционных демонстрации

Психолого-педагогические требования к учебному физическому эксперименту.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Психолого-педагогические требования к учебному физическому эксперименту.»

Методика лекционных демонстрации

Психолого-педагогические требования к учебному физическому эксперименту.

Основные критерии отбора учебного физического эксперимента определяется целью и заданиями, которые поставлены в данной учебной ситуации. Необходимо определить, что мы должны получить в результате данного учебного физического эксперимента: использовать его при создании образа представления, или на базе понятий, которые уже сформировались, путем проведения учебного физического эксперимента развивать у учеников навыки операции уже известными понятиями для решения конкретных заданий.

Далее необходимо выбрать форму проведения эксперимента, которая определяется дидактичной целью урока и его логической структурой.

При выборе конкретной формы проведения учебного физического эксперимента необходимо учитывать предыдущий чувственный опыт учеников, уровень их абстрактного мышления, степень ведомости, наличие необходимого оборудования и так далее

Основным аргументом в выборе конкретной формы является осуществление органической связи между словесным и наглядным экспериментами урока.

Лекционные демонстрации по физике должны носить по преимуществу качественный характер. Количественные расчеты на основании данных опыта отнимают слишком много времени и внимания слушателей и должны находить свое место не на лекциях, а в лабораторном практикуме. В крайних случаях, когда демонстрация должна носить количественный характер, показания приборов должны быть по возможности выражены целыми числами (в электрических приборах это легко достигается подбором сопротивлений, включаемых последовательно или параллельно прибору). Во многих количественных опытах бывает вредна излишняя чувствительность приборов, так как тогда могут сказываться посторонние влияния; например, при демонстрации закона Архимеда на чувствительных весах излишне выдающийся мениск или случайно прилипшая капля могут испортить весь опыт.

Демонстрационная установка должна отвечать критерию выразительности, если она:

1) позволяет показывать физическую сущность явления;

2) делать это наиболее простым («прямым») способом.

. Кроме того, применение соответствующего фона, подсвета, разных средств и приемов проектирования, а также сопоставлением начального и конечного состояния опыта . Не должно быть поводов для неправильного толкования опыта . Наглядности и выразительности опытов заключается в том, что бы каждый ученик непременно отметил демонстрируемое явление . Для этого следует собирать по возможности наиболее простые установки, в которых четко, если бы само собой, выделялись бы основные части . Надо применять яркое, контрастное раскрашивание деталей приборов, выбирать для каждого случая наиболее соответствующие индикаторы, стремиться к получению максимальной интенсивности демонстрируемых явлений

видимость демонстраций

Под этим имеется в виду то, что при демонстрации необходимо создать такие условия, чтобы все ученики могли хорошо видеть не только саму установку, но и все ее детали и особенности проведения опыта. Необходимая видимость достигается соответствующим конструированием приборов, правильным расположением их в установках;

достоверность демонстраций

Определяет получение результата с достаточной степенью точности и гарантированное повторение одних и тех же результатов. Убедительными можно считать те опыты, которые не вызывают сомнений в справедливости результата и не дают повода к двойственному или неправильному толкованию.

Поэтому все побочные явления, которые сопровождали основное, должны быть возведены к минимуму, сделанные незаметными и не отвлекающими внимания от главного. Если такие условия по тем или другим причинам создать невозможно, то готовят дополнительный опыт, который показывает незначительное влияние побочного явления на результаты основного опыта.

Каждый опыт, который показывается в классе, должен быть надежным, то есть тщательным образом подготовленным, неоднократно испытанным, обеспечивая успех. Неудачная демонстрация нарушает ход урока, всегда вызывает разочарование и даже может зародить недоверие к учителю.

яркость зрительного образа

Обычно образы представления более бедны, чем образы восприятия. Поэтому при переходе от образа восприятия к образам представления необходимо подчеркнуть существенные признаки цветом, формой, расположением и размерами предметов; Демонстрации должны оказывать действие не только на умственное восприятие, но и на воображение учеников, вызывать у них интерес, чтобы можно было по окончанию опыты быстро мобилизировать общее внимание класса на особанности демонстрации. Поэтому надо показывать опыты эмоционально.

оптимальная скорость поступления информации.

Скорость поступления информации определяется возрастными особенностями учащихся, степенью их подготовки, сложностью демонстрации. Как правило, демонстрационные опыты должны отличаться кратковременностью, чтобы не затягивать урока. Учителю необходимо обращать внимание на темп выполнения опытов: он всегда должен отвечать темпу восприятия учениками демонстрируемого материала. В случае необходимости опыт надо повторить несколько раз, например, когда надо устранить предположение о случайности показанного явления или когда не все ученики успевают увидеть необходимые детали.

Чтобы можно было запомнить основные моменты, нельзя перенагружать урок большим количеством опытов и создавать впечатление калейдоскопичности. Каждый из опытов, которые показываются, должен быть содержательным и утонченно оформленным.



Красивое оформление;

Cловарь

Требование — потребность или ожидание, которое установлено, обычно предполагается или является обязательным

Психолого-педагогические требования к обучению, поведению и психологическому развитию школьника – социально-педагогические условия, задаваемые школьной средой и накладывающие определенные ограничения на процесс достижения ребенком его целей и удовлетворения ведущих потребностей.

Учебный физический эксперимент — это воспроизведение с помощью специальных приборов физического явления (реже — использования его на практике) на уроке в условиях, наиболее удобных для его изучения.

В процессе обучения можно выделить четыре дидактические формы постановки физического эксперимента:

исследовательский

иллюстративный

репрезентативный (от фр. (термин образован от английского representation (представление, образ))

фантологический (мысленный)

Качественная характеристика - это описание какого-либо признака тела, реакции четко и ясно видимое глазом не допускающее двоякого толкования.

Видимость — это зрительное восприятие объектов, обусловленное существованием яркостных и цветовых различий между объектами и фоном, на котором они проецируются.

Демонстрацией называется показ конкретных предметов, явлений и процессов в натуре или в виде изображений, которые воспринимаются с помощью внешних органов чувств








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Психолого-педагогические требования к учебному физическому эксперименту.

Автор: Максимова Анна Александровна

Дата: 09.01.2023

Номер свидетельства: 622621


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства