Методические
под
ходы учителя
при подготовке
учащихся к итоговой аттестации»
«Знать физику
-
означает уметь решать задачи»
Э Ферми
Подготовка выпускников является сегодня актуальной для системы образования и насущной
необходимостью для каждого из нас
. Среди всех предметов
,
которые выбирают выпускники
,
физике
принадлежит отнюдь не последнее место, она пользуется популярностью.
Школа дает предметные
знания, но сегодняшний день требует от педагогов и создания предпосылок для успешности в
дальнейшей ж
изни, которая
на
прямую определяется выпускными экзаменами в форме ЕГЭ.
Единый государственный экзамен основан на тестовых технологиях. Форма экзамена
является относительно новой, а поэтому требуется дополнительная подготовка всех его участников.
К экзамену учащиеся запоминают много текстового материала, формул, графиков, правил и очень
важно понять и найти подход к каждому, создавая комфорт при изучении, повторении и подготовки
и это один из аспектов успеха.
Ступинский муниципальный район заним
ает одно из первых мест по развитию
промышленного производства в Московской области. Главой Ступинского муниципального района
была поставлена задача
воспитания и обучения
в образовательных учреждениях района
выпускников, ориентированных на получение профе
ссионального образования в области
наукоемких технологий
–
будущих капитанов производства. Физика
–
один из предметов,
востребованных вузами для такой подготовки кадров, а ЕГЭ
–
как инструмент контроля за качеством
(знаний, умений и навыков) формирования к
лючевых компетенций, отражает результаты
проделанной работы всеми участниками образовательного процесса.
В среднем за последние три года выпускники из 18 школ района сдают ЕГЭ по физике
постоянно
,
обучение в
ОУ проходят по разным образовательным програ
ммам (от 2 до 6 часов в неделю).
No
2012
2013
2014
1
Количество сдававших
121
131
129
2
Средний балл в Ступинском
муниципальном районе
47
52,4
46,3
3
Средний бал в МО
49
,86
57,23
48,91
4
Максимальный балл
88
6
6
9
8
5
Успешно сдали (свыше 80б)
3
11
4
6
РФ
46
,
7
54,
6
45,7
6
Организационным и координационным центром всей системы подготовки по физике
является РМО учителей физики. Для того чтобы успешно учить самим нужно учиться
-
«
о
бучать
—
значит вдвойне учиться»
.
(Жозеф Жубер)
В нашем районе
уделяется большое внимание развитию
ключевых компетенций учителя физики. Для этого предоставлены все возможности: и обучение на
курсах повышения квалификации, и участие в различных педагогических ко
нференциях, семинарах,
конкурсах
, многие из которых носят
обучающий характер.
В начале
учебного
года проходит заседание на котором проводится анализ итогов экзамена,
делается акцент на те
х
оши
бках
, которые допускают учащиеся и знакомство
с особенностями
проведения ЕГЭ в 2015 г.
В этом учебном году очень
помогают учителю в работе семинары
«МГУ
-
школе» по темам:
-
«Новый формат ЕГЭ по физике
в 2015г», где подводились итоги и был сделан полный анализ, а
также состоялось обсуждение особенностей подготовки школьников для успешной сдачи ЕГЭ в
2015 году
, учителя встретились и побеседовали с
М.Ю. Демидовой.;
-
«Трудные вопросы школьного курса физики в свете образования стандартов нового поколения»,
где шла подготовка учителя к работе в новом качестве: консультанта ученика или группы учеников
по подготовке
к успешной сдаче ЕГЭ по физике, решению
физических
задач высокого уровня.
Перспективный план работы района содержит мастер
-
классы и практикумы по решению
задач формата ЕГЭ, которые проводят опытные учителя
добившиеся результативности
Л.С.
Баулина, С.В. Белова (сош No5), А.В. Гершман (лицей No2), Л.Е. Фокина (сош No 1), рассматриваются
подходы к решению задач
идет разбор задач
части 2.
В течении года учителя эксперты ЕГЭ
(
С.А. Полякова, Л.Е Фокина, Н.В.
Шелудько) проводят консультации п
о системе оценивания
задач
части «С».
В феврале проходит пробный экзамен на базе филиала РГТУ им. К.Э. Циолковского
МАТИ, которы
й проводит РМО учителей физики и затем проводится анализ
результатов
каждым
учителем по своему ОУ.
Таким образом, непрерывн
о обучаясь, учитель физики может качественно
подготовится для организации успешного проведения подготовки
к
итоговой аттестации
выпускников 11 классов.
У
чителя используют при подготовке
к ЕГЭ разнообразные методические технологии и
средства:
дифференцированный подход при изучении предмета, использование интернет
-
ресурсов
;
видеоуроки «Интенсивный курс подготовки к ЕГЭ»,
электронные приложения (тренажеры) к
учебнику Физика 11
Г.Я. Мякишев
а
Учитель Н.Н. Тюхтенкова Малинская СОШ использует
технологию модульного обучения, обеспечивает развитие творческого потенциала ученика,
помогает в подготовке к экзамену. Формы работы с модулем различны: индивидуальная
самостоятельная работа, работа в парах; работа в группе; фронтальная работа.
У
читель
физики
И.В. Захарова ( Мещеринская СОШ )
, считает что
п
одготовка к выпускному
экзамену начинается ещё в основной школе с 7 класса. Начиная с самых первых уроков,
она
ста
рается
привить учащи
мся интерес к предмету, создать
благоприятный психолог
ический климат
на занятиях, вселить уверенность в своих силах.
Большое внимание уделяет
усвоению учащимися основ физики: понятийного аппарата и
физических законов. В своей работе
для проверки знаний по теории она использует
физические
диктанты, пис
ьменны
е опросы, устные зачёты.
З
адания
подбираются с учетом
разных видов
деятельности учащихся
(качественные, расчётные,
графи
ческие, экспериментальные
).
Оценку знаний учитель проводит в форме тестов, разноуровневых самостоятельных и
контрольные работ. Это по
зволяет учителю
видеть и корректировать проблемы при изучении тем
курса физики, а учащимся оценивать свои успехи в изучении предмета. В результате выпускники
основной школы уже могут более осознанно выбрать профиль
своего дальнейшего образования
.
Учитель
использует
бланковое тестирование с применением
программы
-
генератора
(«Илекса»).
Учителя
физики
«Лицея No 2» (Дергиле
ва Н.И., Гершман А.В.) составляю
т план
подготовки к ЕГЭ, включая в него не только работу проводимую с учащимися на уроках, элективах
«Методы решения задач по физике» и «Метод аналогий при обучении решению задач по физике»,
внеурочной деятельности, но и работу с родителями, классным руководителем, социальным
педагогом, психологом, библиотекарем, непосредственно включая их
в
сотрудничес
тво для
достижения общей цели. Основная работа педагогов лицея планируется с учащимися
по трём
основным направлениям: содержательном, психологическом, организационном.
Основными
технологиями обучения, применяемыми на уроках физики учителями лицея
,
являют
ся технология
поэлементного обучения решению задач, технологии проблемного и проектного обучения,
информационно
-
компьютерные технологии.
Л.С. Баулина «СОШ No 5» использует традиционные
методы и формы при подготовки к ЕГЭ.
Все учителя района используют в ра
боте материалы ФИПИ, а также открытый банк заданий
на сайте ФИПИ.
Я работаю по подготовке учащихся к сдаче в тестовой системе с 2000 г, когда проводилось
централизованное тестирование. Тренировка
безусловно необходима в режиме тестов. Но начинать
нужно
с
теории, привитие интереса
немаловажно, но среди тех кто идет на экзамен есть разного
уровня учащиеся и не все к сожалению с интересом
относятся к физике, а задача педагог
а увлечь,
показать необходимость и важность предмета, его значимость.
Поэтому р
аб
ота
требует
системно
го
подхода
, одно из направлений
-
подготовка выпускников к аттестации. О
существлять
подготовку
приходится не только
в урочной систем
е
, большая роль принадлежит внеурочной работе в форме
элективов, консультаций.
Теорию
,
если это
возможно
,
я стараюсь давать лекционно, сразу обращая внимание
и выделяя
важные моменты, анализируя допускаемые ошибки,
(
это касается теоретических знаний
,
правил,
законов, свойств..)
Формулы выделяем основные и они учатся наизусть (учащиеся ведут тетрадь
,
в
которую выписывают формулы, самые важные определения и графики по всем разделам физики с 9
класса)
.
Без прочного, глубокого знания теории сдать успешно экзамен невозможно.
Предлагаю
более сильным учащимся
изучать дополнительно теорию
,
используя 5
-
и
томник Г.Я. Мякишева.
Объясняя
отдельные темы
,
я стараюсь использовать
проблемное изложение материала
, но при
этом
показывая путь решения в его подлинных, но доступн
ых учащимся противоречиях, ходы
и
мысли при движении по пути решения.
Для закрепления
и отработки материала
учащие
ся
включаются в
самостоятельную работу
поиска
решени
я
проблем, выполнения
отдельных шагов решения, отдельных
этапов исследования.
Успех будет только тогда, когда при изучении каждой темы уделяется внимание
не запоминанию факт
ов, формул, законов, а делается упор на осмысленное понимание теории,
вычленение главных признаков, умение применять знания в новой ситуации, отработку навыков
работы с заданиями в тестовом виде контроля знаний.
Итоговый контроль по теме
проходит в
форме
устного ответа у доски
,
тестовых заданий (на 10
-
20 мин)
письменного зачета и
устной его
защиты
с
проверкой всех формул
.
Используются тесты: материалов ЕГЭ по темам, тесты В.А.
Орлова, Кабардина,
Л.А.Кирик
,
Пеннер,
В.В. Губанов и
зд. «Лицей» и др.
В 11 классе параллельно с изучением нового материала идет повторение курса физики
с 7
класса
, прове
рка знаний проходит через устные и письменные
ответ
ы
и тестирование с
последующим анализом.
Перед началом практикум
а
по
решению задач знак
омимся с демо
версией
и кодификато
ром,
разбираем последовательность расположения задач по темам, обращаю особое
внимание на задачи
No 23 и No 24, на задания на соответствия.
Решение задач вначале
только тематическое (с полным объяснением
-
анализом
, поша
гово
)
от расчетных, графических до качественных, от простых к сложным с использованием коллективной
формы работы, парной и затем индивидуальной.
Напоминаю учащимся алгоритмы и известные приемы решения задач: на второй закон
Ньютона, законы сохранения импу
льса и энергии, показываю и напоминаю схемы, рисунки
(поворот, движение тела в горизонтальной и вертикальной плоскости, верхней и нижней точках
движения по окружности; электрические схемы)
Контроль проходит в тестовой форме, в форме
традиционных контроль
ных работ и домашних контрольных работ (в форме
вариантов ЕГЭ на
время
каникул)
, самостоятельных работ
. Для решения задач используются традиционные сборники задач и
материалы ФИПИ
и МИОО
.
В течение
года я провожу промежуточный
контроль
:
пробное
тестирование
,
используя материалы Статграда, Кимов прошлых лет, используя бланки ЕГЭ для
тренировки работы с бланками и правильности заполнения и написания, (ежемесячно, начиная с
января) формирую умение распределения времени.
Выполняя лабора
торные работы, практикум (в конце года) учимся определять погрешности
,
о
ценивать полученные результаты. И
дет итоговое повторение материала, защита работ
индивидуальная устная.
Знакомство с Интернет
-
ресурсами сегодня дополняет работу учителя. Проведение у
роков (по
группам) в кабинете информатики с использованием ресурсов Интернета в формате
on
-
line
позволяет быстро провести тренировку и последующую оценку знаний. «Решу ЕГЭ, Гущин»
-
хороший подбор материала, наряду с готовыми тренажерами.
Очень важно
до каждого обучающегося довести важность подготовки к ЕГЭ и проверки
собственных знаний и умений в процессе подготовки, осознание значимости экзамена
для него
самого, важен психологический контакт с учащимся.
Необходима работа и с родителями
,
классным
руководителем
для ознакомления
их
с
уровнем знаний учащегося,
оказания
помощи
и
осуществления
контроля
со стороны
родителей и
классного руководителя
за
его
подготовкой
к экзамену
. Все трое должны быть заинтересованы в
итоговом результате.
Могу выделить основные этапы подготовки к
ЕГЭ
и методы
:
1.
Формирование: интереса к предмету и мотивации его изучения; пропедевтический курс
«основы физики и химии» 5
-
6 класса
–
адаптированная программа
(с 2007
года)
2. Формирование 7
-
8 класс:
интереса к предмету и мотивации его изучения;
прочных базовых
знаний;
умений самостоятельно работать с литературой,
систематически заниматься
решением задач;
умений работать с тестами различных типов;
проектная деятельность
учащихся.
3.
Предпрофиль
ная
подготовка учащихся 9 класса
:
дифференцированный подход на уроках;
элективные курсы:
«Статика и гидростатика»
«Решение расчет
ных задач повышенной
сложности»
,
индивидуальный подход на уроках и внеурочное время;
участие в олимпиадах
различного уровня: школьно
го, муниципального, регионального, межрегионального,
интернет
-
олимпиадах и конкурсах;
творческая и проектная деятельность.
4.
Профиль
ная подготовка учащихся 10
-
11
класс
:
элективные курсы
«Ф
изика в формате
ЕГЭ», «Решение сложных задач по физике»,
участие в
олимпиадах различного уровня:
школьного, муниципального, регионального, межрегионального, интернет
-
олимпиадах и
конкурсах;
творческая и проектная деятельность;
индивидуальные консультации;
знакомство с литера
турой для подготовки к экзамену и Кимами.
Совр
еменности и ближайшему будущему нуже
н тип личности
-
самостоятельной,
коммуникабельной, умеющей работать в команде, готово
й и спосо
бно
й постоянно учиться
новому,
самостоятельно добыват
ь и применять нужную информацию, а поэтому ученик должен
соответств
овать
всем необходимым компонентам познавательной деятельности: осознание цели,
выполнение работы, соотношение результатов работы с целью, оценивание своих достижений