kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мастер - класс: Формирование физических понятий

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель - рассказать о методике пошагового формирования физических понятий, на примере демонстрационного и компьютерного эксперимента. Предлагается план работы с определением.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мастер - класс: Формирование физических понятий»

Формирование физических понятий МКОУ «СОШ №1» Мастер – класс  подготовила учитель физики высшей квалификационной категории  Лященко Наталья Николаевна  г. Благодарный

Формирование физических понятий

МКОУ «СОШ №1»

Мастер – класс подготовила учитель физики

высшей квалификационной категории

Лященко Наталья Николаевна

г. Благодарный

План выступления:  1. Требования федерального компонента государственного стандарта по физике к понятийному аппарату.  Цель мастер - класса:  Передача своего опыта работы по данной теме путем прямого и комментирован ного показа последователь ности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности. 2. Формирование физических понятий на основе методологии физики .   Использование методологического подхода к формированию понятия “Плотность” в 7-ом классе.  3. Формирование физических понятий на примере демонстрационного и компьютерного эксперимента   Формирование понятия равномерного и неравномерного движения 4. Итог мастер - класса.

План выступления:

1. Требования федерального компонента государственного стандарта по физике к понятийному аппарату.

Цель мастер - класса:

Передача своего опыта работы по данной теме путем прямого и комментирован ного показа последователь ности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности.

2. Формирование физических понятий на основе методологии физики .

  • Использование методологического подхода к формированию понятия “Плотность” в 7-ом классе.

3. Формирование физических понятий на примере демонстрационного и компьютерного эксперимента

  • Формирование понятия равномерного и неравномерного движения

4. Итог мастер - класса.

Процесс формирования понятий в школьном обучении, “в основном, происходит стихийно , т.е. с очень плохим управлением и подавлением многих научных и случайных причин”   П.Я. Гальперин  “ Только при возникновении известной потребности, надобности в понятии, только в процессе какой-то осмысленной целесообразной деятельности, направленной на достижение известной цели или решения определённой задачи, может возникнуть и оформиться понятие”   Л.С. Выгодский  Понятия не даются как “готовое знание”   В.В. Давыдов

Процесс формирования понятий в школьном обучении, “в основном, происходит стихийно , т.е. с очень плохим управлением и подавлением многих научных и случайных причин”

П.Я. Гальперин

Только при возникновении известной потребности, надобности в понятии, только в процессе какой-то осмысленной целесообразной деятельности, направленной на достижение известной цели или решения определённой задачи, может возникнуть и оформиться понятие”

Л.С. Выгодский

Понятия не даются как “готовое знание”

В.В. Давыдов

I . Методологический подход формирования физических понятий  Пошаговое формирование физического понятия

I .

Методологический подход формирования физических понятий

Пошаговое формирование физического понятия

Методологический подход формирования физических понятий  Пошаговое формирование физического понятия  “ Плотность”  Шаг 1.   Вступительная беседа  Фронтальный лабораторный опыт  учащимся раздаются по два цилиндра одинакового объема, но разной массы Демонстрация  демонстрируются два кубика равной массы, но разного объема

Методологический подход формирования физических понятий

Пошаговое формирование физического понятия

Плотность”

Шаг 1.

  • Вступительная беседа
  • Фронтальный лабораторный опыт

учащимся раздаются по два цилиндра одинакового объема, но разной массы

  • Демонстрация

демонстрируются два кубика равной массы, но разного объема

Шаг 2.  Определение плотности: Плотность  – это физическая величина, численно равная отношению массы тела к его объему. Физический смысл  этого понятия заключается в том, что плотность вещества показывает массу одного м3 данного вещества.

Шаг 2.

Определение плотности:

Плотность – это физическая величина, численно равная отношению массы тела к его объему.

Физический смысл этого понятия заключается в том, что плотность вещества показывает массу одного м3 данного вещества.

Шаг 3.  Математическая конструкция  Единица измерения плотности 3 1кг/м  – это плотность, при которой 1м3 вещества имеет массу 1 кг

Шаг 3.

Математическая конструкция

Единица измерения плотности

3

1кг/м это плотность, при которой 1м3 вещества имеет массу 1 кг

Шаг 4.  Учащимся предлагается подготовить рефераты или доклады о техническом применении данного понятия. Например, учащиеся могут раскрыть устройство и принцип действия приборов предназначенных для измерения плотности веществ. Шаг 5.  Внутрипредметные связи понятия  понятие плотности связано с понятием массы тела и понятием объема тела;  понятие плотность используется при изучении тепловых явлений в 8-ом классе, в разделе “Механика” в 7-ом, 9-ом классах, в разделе “Молекулярная физика и термодинамика” в 10-ом классе;  в 10-ом классе в курсе электродинамики используется понятие плотность тока, плотность заряда. Межпредметные связи понятия

Шаг 4.

Учащимся предлагается подготовить рефераты или доклады о техническом применении данного понятия. Например, учащиеся могут раскрыть устройство и принцип действия приборов предназначенных для измерения плотности веществ.

Шаг 5.

Внутрипредметные связи понятия

  • понятие плотности связано с понятием массы тела и понятием объема тела;
  • понятие плотность используется при изучении тепловых явлений в 8-ом классе, в разделе “Механика” в 7-ом, 9-ом классах, в разделе “Молекулярная физика и термодинамика” в 10-ом классе;
  • в 10-ом классе в курсе электродинамики используется понятие плотность тока, плотность заряда.

Межпредметные связи понятия

  • плотности жидкостей и твердых тел - естествознание и природоведение
  • плотность веществ - химия
  • плотность населения - география
Учащиеся решают задачу №1 . Шаг 6.  Чтобы получить латунь, сплавили куски меди массой 178 кг и цинка массой 355 кг. Какой плотности была получена латунь?  Шаг 7.  Понятие “Плотность” используется для макромира и мегамира. Шаг 8.  Содержание понятия “Плотность” Общенаучное Показывает количество чего–либо в единице чего–либо. Конкретно-научное Величина, определяемая для однородного вещества массой единицы его объема.

Учащиеся решают задачу №1 .

Шаг 6.

Чтобы получить латунь, сплавили куски меди массой 178 кг и цинка массой 355 кг. Какой плотности была получена латунь?

Шаг 7.

Понятие “Плотность” используется для макромира и мегамира.

Шаг 8.

Содержание понятия “Плотность”

Общенаучное

Показывает количество чего–либо в единице чего–либо.

Конкретно-научное

Величина, определяемая для однородного вещества массой единицы его объема.

Работа с таблицами плотностей Шаг 9.  ( учебник Перышкина А. В. “Физика -7”, стр. 50-51) Вопросы: 1. Что такое плотность? 2. В каких единицах измеряется плотность? 3. Какова плотность меди? Что это означает? 4. Назовите вещество с наименьшей плотностью. Чему она равна? Что это означает? 5. Назовите вещество с наибольшей плотностью. Чему она равна? Что это означает? Систематизирующая таблица по теме “Плотность”  Физическая величина Обозначение Масса Единица измерения       Формула ρ           М 3  

Работа с таблицами плотностей

Шаг 9.

( учебник Перышкина А. В. “Физика -7”, стр. 50-51)

Вопросы:

1. Что такое плотность?

2. В каких единицах измеряется плотность?

3. Какова плотность меди? Что это означает?

4. Назовите вещество с наименьшей плотностью. Чему она равна? Что это означает?

5. Назовите вещество с наибольшей плотностью. Чему она равна? Что это означает?

Систематизирующая таблица по теме “Плотность”

Физическая величина

Обозначение

Масса

Единица измерения

 

 

 

Формула

ρ

 

 

 

 

 

М 3

 

Схема систематизации знаний по теме:

Схема систематизации знаний по теме: "Плотность"

Лабораторная работа “ Определение плотности вещества, из которого изготовлено твердое тело”  (стр.164,165 в учебнике Перышкина А.В. “Физика - 7”) Шаг 10.  Шаг 11.  Рефлексия Осуществляется по вопросам, приведенным ранее.

Лабораторная работа

Определение плотности вещества, из которого изготовлено твердое тело”

(стр.164,165 в учебнике Перышкина А.В. “Физика - 7”)

Шаг 10.

Шаг 11.

Рефлексия

Осуществляется по вопросам, приведенным ранее.

Методологический подход формирования физических понятий способствует:

Методологический подход формирования физических понятий способствует:

  • развитию личностных качеств учащихся;
  • формированию научного мышления учащихся;
  • формированию современного научного мировоззрения учащихся;
  • формированию глубоких и прочных знания учащихся;
  • совершенствованию педагогического мастерства учителя.
Формирование физических понятий на примере демонстрационного и компьютерного эксперимента  I I .  Выполнение принципа наглядности при формировании физических понятий, раскрытие этих понятий на эмпирическом уровне, активизация внимания учащихся Ц Е Л И

Формирование физических понятий на примере демонстрационного и компьютерного эксперимента

I I .

  • Выполнение принципа наглядности при формировании физических понятий, раскрытие этих понятий на эмпирическом уровне, активизация внимания учащихся

Ц

Е

Л

И

  • Обработка полученных результатов, выводы направлены на то, чтобы учащиеся не просто пронаблюдали эксперимент, а осмыслили его, чтобы осуществилась связь между опытом и теорией, научились анализировать все получаемые выводы и результаты.
  • При формулировке определений учащиеся не просто запоминают их и накапливают определенных багаж знаний.
  • Задачи используются для абстрагирования мышления, анализа и синтеза, а также для закрепления полученных знаний.
  • Тест проводится для проверки качества усвоения материала.
Интернет - ресурсы по физике для учителя  1. Физика.htm  2. Учителю физики.htm http://fizkaf.narod.ru/fizlinks.htm   http://fizkaf.narod.ru/links.htm   http://www.gomulina.orc.ru/index1.html   http://www.alleng.ru/edu/phys1.htm   http://oit.uni-dubna.ru/resursy/fizika.htm  

Интернет - ресурсы по физике для учителя

1. Физика.htm

2. Учителю физики.htm

http://fizkaf.narod.ru/fizlinks.htm

 

http://fizkaf.narod.ru/links.htm

 

http://www.gomulina.orc.ru/index1.html

 

http://www.alleng.ru/edu/phys1.htm

 

http://oit.uni-dubna.ru/resursy/fizika.htm

 


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Мастер - класс: Формирование физических понятий

Автор: Лященко Наталья Николаевна

Дата: 17.07.2015

Номер свидетельства: 223039

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Мастер-класс “Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС”."
    ["seo_title"] => string(75) "mastier-klass-rieflieksiia-kak-etap-sovriemiennogho-uroka-v-usloviiakh-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "267424"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1450371665"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Мастер - класс "Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики" "
    ["seo_title"] => string(88) "mastier-klass-razvitiie-poznavatiel-noi-aktivnosti-uchashchikhsia-na-urokakh-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "228931"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1441550550"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Мастер-класс для воспитателей на тему: «Я здоровье берегу — сам себе я помогу!»"
    ["seo_title"] => string(80) "mastier_klass_dlia_vospitatieliei_na_tiemu_ia_zdorov_ie_bierieghu_sam_siebie_ia_"
    ["file_id"] => string(6) "453715"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1517334863"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(210) "Мастер класс на тему: «Развитие вокально-хоровых способностей дошкольников через театрализованную деятельность»"
    ["seo_title"] => string(80) "master_klass_na_temu_razvitie_vokalno_khorovykh_sposobnostei_doshkolnikov_cherez"
    ["file_id"] => string(6) "569086"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1609321960"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "Мастер-класс по информатике и ИКТ «Построение графиков функций с помощью Мастера диаграмм»"
    ["seo_title"] => string(87) "mastierklasspoinformatikieiiktpostroieniieghrafikovfunktsiispomoshchiumastieradiaghramm"
    ["file_id"] => string(6) "339364"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1471225399"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства