Критерии анализа системы оценки результатов обучения
Критерии анализа системы оценки результатов обучения
Современная педагогическая наука и практика поставлены перед необходимостью перехода от традиционных способов сбора сведений о школе - к педагогическому мониторингу, под которым мы понимаем целенаправленное, специально организованное, непрерывное слежение за функционированием и развитием образовательного процесса и/или его отдельных элементов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Критерии анализа системы оценки результатов обучения»
Ворончихина Тамара Владимировна
Учитель физики
МАОУ «Гимназия №8», город Ангарск.
Критерии анализа системы оценки результатов обучения
Период изменения и обновления образовательных стандартов в России несет в себе необходимость создания системы оценки качества образования, и его новшеств в масштабах всей страны. В связи с этим встает вопрос об объективности получения информации в соответствии современными стандартами образования. Сегодня консервативным методам получения сведений о школе и ее результатах стоит уступить место более конкретным, тщательнее организованным способам слежения за работоспособностью и развитием процесса образования, вплоть до мельчайших его аспектов: иначе говоря – педагогическому мониторингу.
Опыт, унаследованный современной системой от советской школы, не смотря на все его плюсы, если не сегодня, то в ближайшее время, можно назвать морально устаревшим. Подобные тезисы рождаются в связи с коммуникационным развитием того общества, каким оно является на сегодняшний день. Многогранность образовательного процесса усложняет создание системы, которая позволила бы с легкостью определять состояние текущих дел, опираясь не только на объективные причины и сведения, но и на субъективные.
Сегодня множество научных коллективов по всей стране создают новые подходы к оцениванию образовательных успехов. Начиная с анализа новых подходов, определения их перспективности в сфере аттестации обучающихся, заканчивая построением современных систем, позволяющих выявить качество образования, как можно полнее. Для подобного фронта работ в первую очередь должны присутствовать и сравнительные ориентиры.
Основой построения системы слежения за результатом обучения, как и в любой другой системе, служат некоторые критерии:
Цель и объекты оценки созданной системы.
Объективность и надежность результатов, а так же способы их варьирования.
Справедливые выводы, основанные на корректности результатов.
Проблемы, возникшие в инновационном процессе и пути их решения.
Для оценки успешности образовательной деятельности существует несколько основных принципов:
Критериально-ориентировочный. Позволяет оценить насколько близко подобрались обучаемые к заданному уровню. Результат отражает уровень данного ученика в сравнении с необходимыми критериями.
Ориентированный на индивидуальные нормы конкретного ученика, его успеваемость в конкретный момент времени. Результат отображает скорость и объем усвоения учебного материала в сравнении со стартовым уровнем ученика.
Нормативно-ориентировочный. Опирается на статистические нормы, заданные для определенной аудитории учащихся. Результат отображает индивидуальные успехи в обучении конкретного ученика, варьирующиеся в зависимости от успешности всей аудитории учащихся.
Стоит обратить внимание на целесообразность разбавления оценочных действий преподавателя оценочными действиями самих учеников. Иными словами, обратить внимание на неоспоримую действенность самоконтроля и взаимоконтроля. Смысл состоит в том, чтобы обучить учеников контрольно-оценочным действиям, которые могут выступать в роли некой мотивации. При этом следует донести до учащихся, что оценки, полученные во время самоконтроля, необходимы не для родителей или статистики, а для них самих. В таком случае самооценка начнет работать, как способность принимать ответственные решения, что опять же благополучно отражается на мотивации.
С некоторыми принципами самоконтроля можно познакомиться на основе трудов Г.А. Цукермана:
1. Самооценка ученика должна предшествовать учительской оценке.
2. Самооценка учащихся должна постепенно дифференцироваться – ребенок должен учиться видеть свою работу как сумму многих умений, каждое из которых имеет свой критерий оценивания.
3. Оцениваться должно только достижение учащегося, предъявленное им самим для оценки.
4. Содержательное оценивание должно быть неотрывно от умения себя контролировать.
5. Учащиеся должны иметь право на свободный выбор сложности контролируемых заданий, сложности и объема домашних заданий – специальным предметом работы учителя становится соотношение уровня притязаний и уровня достижений учащегося.
6. Оцениваться должна динамика учебной успешности учащихся относительно их самих.
7. Учащиеся должны иметь право на сомнение и незнание, должна быть специальная система заданий, направленных на обучение ребенка отделять известное от неизвестного.
8. Для итоговой аттестации учащихся должна использоваться накопительная система оценок, для чего наилучшим средством является «дневник достижений», позволяющий собрать не просто отметки за работы учащихся в течение определенного периода, но и содержательную информацию о них.
Возвращаясь к теме обсуждения общего оценивания, стоит определить последние тенденции в оценке учебных результатов. Сегодня необходимо рассматривать не только результаты обучения, но и сам образовательный процесс. Пассивные ответы на поставленные вопросы стоит заменить конструктивными объяснениями, после которых уже невозможно будет спрашивать «Почему?», «Как?» и «Зачем?». Усилить внимание к метапознанию и изменить значение понятий «знающий» и «умеющий», конкретно разделив тем самым холодный набор знаний и способность продуктивному и логическому мышлению.
Не стоит забывать, что идеальных систем не существует, а значит, система оценки образования должна постоянно подвергаться анализу и совершенствованию, как изнутри, так и снаружи. Сама процедура оценивания должна восприниматься одинаково, как учителями и родителями, так и учениками. Преподаватели в первую очередь должны участвовать в процессе улучшения текущей системы или реализации новой, более действенной. Средства, используемые для определения максимально объективной оценки, должны соответствовать образовательным стандартам.
Полагаясь на выше сказанное, можно определить, что организация системы контроля в образовательном учреждении нуждается в некоторых перспективных подходах. Система должна сочетать в себе внешний и внутренний контроль над учебными достижениями и одновременно оценивать подготовку учащихся на минимальном и повышенном уровнях. Разработка подобных подходов к оценке образовательных результатов была бы актуальной, включая в себя:
Устранение противоречий между системой оценивания и ее функциями
Связь оценки с индивидуальным повышением результатов образования ученика и создание условий, в которых он получит опыт планирования и реализации собственного учебного процесса.
Ввод в практику оценки новых учебных результатов.
Список литературы:
Образовательные технологии: сборник материалов. М.: Баласс, 2008
Федеральные государственные образовательные стандарты ООО. / М: «Просвещение», 2011.
А.Б.Воронцов, Е.В.Чудинова Учебная деятельность: введение в систему Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова. – М.: Издатель Рассказов А.И., 2004
А.Г. Каспаржак, Л.Ф. Иванова, К.Г. Митрофанов и др.; Под ред. А.Г. Каспржака, Л.Ф. Ивановой; Рекомендации для опытно-экспериментальной работы школ Национальный фонд подготовки кадров; Институт новых технологий образования. – М. Просвещение, 2004.
Г.А. Цукерман Оценка без отметки. – Москва-Рига. 1999.