Коммуникативная компетенция и её формирование на уроках физики.
Коммуникативная компетенция и её формирование на уроках физики.
Коммуникативные способности – это умение вступать в общение и устанавливать деловые контакты, связи, отношения. Задача любого преподавателя помочь молодому человеку в формировании коммуникативных компетенций от занятия к занятию при изучениии учебной дисциплины. Коммуникативность поможет не только в будущей профессиональной деятельности, но и необходима в личной жизни выпускника учебного заведения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Коммуникативная компетенция и её формирование на уроках физики.»
Коммуникативная компетенция и её формирование на уроках физики.
Кулькова С. С.
ГБ ПОУ
«Волжский политехнический техникум»
В свете современных требований к образованию, весь учебный процесс нацелен на формирование и развитие ключевых компетенций будущего специалиста. Так как человек – существо социальное и развивается только в общении вступая в социальные отношения, то развитие именно коммуникативных компетенций становится необходимым. Не секрет, что и многие взрослые испытывают трудности в общении, не способны слушать других и принимать во внимание то, что говорят, не могут работать в команде на единый результат, не могут вести конструктивную дискуссию.
Студенты именно технических специальностей сталкиваются с большими трудностями в процессе общения. Они имеют поверхностные представления об общительности, как свойства личности. Во время общения они нацелены на предмет общения, а не на личность собеседника. Для них имеет значение не то, с кем они общаются, а то, по поводу чего происходит общение.
Коммуникативные способности – это умение вступать в общение и устанавливать деловые контакты, связи, отношения. В повседневной жизни мы привыкли называть это одним словом– коммуникабельностью. Это устойчивый навык, который складывается из следующих качеств:
умения четко выражать мысли;
умения грамотно выстраивать речь;
умения расположить к себе собеседника;
умения слушать собеседника;
не конфликтность;
знания делового этикета;
умения прогнозировать «ход» общения .
Основу коммуникативной компетенции составляет общение в различных условиях и ситуациях. Она формируется в течение всей жизни, наиболее активно – в подростковом возрасте, когда общение со сверстниками занимает большую часть времени. Со временем вырабатывается стиль общения, обусловленный опытом коммуникативного взаимодействия.
Основные трудности учащихся при изучении физики - это плохая память, неумение выделять в учебном материале существенное, непонимание смысла и значений важных понятий, малый объем пассивного и активного словарного запаса, низкий уровень интеллектуального развития. Чаще всего источником этих трудностей является психологическая причина – не сформированная мыслительная деятельность, и не умение проводить анализ. Снижение успеваемости, неизбежное при недостаточном владении навыками мыслительной деятельности, приводит в свою очередь, к конфликтам с педагогами и родителями, формирует неуверенность в себе, ощущение своей неполноценности, заниженную самооценку.
Какие же способности можно развивать в процессе обучения?
1. Мышление, т. е. способность осуществлять мыслительные операции сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, конкретизации.
2. Память и ее типы: слуховую, зрительную, механическую, логическую, образную, словесную, числовую.
3. Внимание, его устойчивость, объем, переключаемость, распределяемость, концентрацию.
4. Мышление и речь неразрывны. Любая мысль имеет словесную форму. Поэтому непременным условием развития мышления является свободное изложение прочитанного, участие в дискуссиях, использование письменной речи.
Развитие студентов зависит от той деятельности, которую они выполняют в процессе обучения. Восприятие учебного материала на уроке осуществляется путем передачи знаний посредством устной речи. Здесь важное место занимает проблема понимания сообщения. В процессе приема речи происходит не просто мимолетное узнавание слов, но и обработка их в памяти. В сознании возникает образ реального предмета, понятия, закона. Например, при объяснение дифракции света в сознании ученика при слове «дифракция» возникает зрительный образ волн на поверхности воды, которые заходят за преграду. Если ученик слышит это слово впервые, то образ не возникает и восприятие всего сообщения затруднено.
Изначально в методике физики самым высоким уровнем наглядности считался физический эксперимент. Например, изучая механические колебания. Демонстрируется математический маятник. Наглядно видно как изменяется частота колебаний при изменении длинны нити. Устанавливается количественная зависимость между периодом и частотой колебаний. Учащиеся по ходу эксперимента делают соответствующие записи в экспериментальную таблицу, сравнивают полученные зависимости, вычисляют и после раздумывания делают вывод, т.е. обобщают полученный результат и выявляется зависимость между периодом, частотой и длинной нити. Все эти действия осуществляются как во внутренней речи, так и во внешней при обсуждении выводов с одногрупниками.
Применение компьютера позволяет показать данную смоделированную ситуацию и легко усваивается зависимость между ускорением свободного падения и частотой колебания математического маятника. При этом не надо никому ничего рассказывать, не надо мысленно стимулировать образ, все и так наглядно. При изменении ситуации студент затрудняется этот закон применить. Мы же при этом считаем, что студенты просто не способны понять физику, ведь так наглядно им все показали, а они не поняли.
Компьютерного моделирования целесообразно использовать на этапе применения знаний при решении задач. При возникновении затруднения в поиске плана решения творческих или нестандартных задач подсказка в виде компьютерного моделирования, позволяет натолкнуть обучающихся на правильный путь решения. Например, задачи на применение силы Лоренца. При анализе физической ситуации следует представить характер движения заряженной частицы в магнитном поле. Однако, если скорость направлена не под углом в 90о к линиям индукции магнитного поля, то ученики, как правило, не могут представить вид траектории частицы. Для иллюстрации такого движения можно провести компьютерный эксперимент, где можно менять индукцию магнитного поля, направление и величину скорости частицы и наблюдать за ее движением.
Компьютер позволяет индивидуализировать процесс обучения. Все большее распространение получают разнообразные компьютерные обучающие программы, дистанционные обучения. При этом обучающийся общается только с компьютером. После такого обучения все чаще учащиеся встречают серьезные трудности в общении со сверстниками и не только по физическим вопросам. Такие студенты могут вспомнить и написать формулу, но сделать полный содержательный ответ по заданному плану о явлении или процессе практически не могут. Их речь отрывиста, односложна и при общении они ждут от собеседника наводящего вопроса, требующего односложного ответа. В этом случае коммуникативные способности подростка не развиваются. Его надо обучать умению формировать свою мысль и выражать устной речью.
В процессе обучения физике одним из перспективных приемов развития речи является расширение словарного запаса и тренировка по построению умозаключений в языковой форме. Студент должен рассуждать вслух, причем ориентируясь на собеседника, который хочет понять его речь. Поэтому целесообразно применение в малых группах «шефства», когда успешный студент помогает менее успешным как при решении задачи, так и в освоении теоретического материала.
Необходимо помнить и широко применять приемы способствующие развитию речи, а следовательно и мышлению.
1. Чтение вслух. Первокурсники в лучшем случае, читают физику глазами без внутреннего проговаривания. Текст как бы фотографируется и запоминается частично в виде образов соответствующих словам и фразам в тексте.
При чтении вслух играет роль наряду со зрительным и вербальным восприятием текста еще и слуховое. Ученик воспринимает слова и через фразы и через артикуляцию. После чтения вслух он легче находит слова и фразы для высказывания своих мыслей по содержанию текста.
2. Пересказ прочитанного.
Что значит воспроизвести и пересказать текст? Это значит представить идею, схему содержания. При этом происходит активная мыслительная работа.
В настоящее время важно чтобы обучающийся понял содержание текста, мог применить прочитанные физические законы и явления на практике при решении задач и выполнении лабораторных работ. Вместо пересказа, в виду ограниченности времени, мы вводим различного вида тесты, самостоятельные и контрольные работы на решение задач. И здесь, необходимо включать качественные задачи, которые активизируют мыслительную деятельность, и требуют словесную форму ответа с применением специфики изучаемой темы.
3.Устный ответ по заданному плану. Он играет большую социальную роль, роль общения. Нельзя составить сообщение для себя, обязательно нужен кто-то кто выслушает и даст личностную оценку.
Даже обычное комментирование задачи: условие, перевод единиц измерения, анализ явления вызывает огромные трудности на первых этапах.
4.Обучение обобщенному способу решения задач позволяет выработать у учащихся единый подход ко всем задачам. Однако, несмотря на основные этапы обобщенного способа, каждый тип задач обладает особенностями, которые необходимо учитывать. Организация коллективного поиска решения позволяет не только выработать умение решать задачи определенного типа, но и способствует развитию умения обмениваться своими мыслями, идеями. Общение в процессе поиска плана решения способствует лучшему усвоению метода решения типовых задач. В этом случае ученик должен не просто выполнить анализ физической ситуации задачи, но и подобрать соответствующие фразы для того, чтобы объяснить свой анализ другим учащимся. Таким образом, включение учащихся в активное общение, создание условий для развития речи повышает качество обучения и формирует коммуникативные компетенции.
Только через собственную деятельность каждый познает окружающий мир, ищет пути решения возникающих проблем. Человека нельзя научить, развить, воспитать; он может только научить себя сам, Нельзя научить думать, слушая объяснение на уроке. Чтобы научиться думать — надо думать!
Литература
Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютерной педагогики третьего тысячелетия.. М,: Дрофа, 2004.