Использование межпредметных связей в условиях внедрения новых образовательных стандартов
Использование межпредметных связей в условиях внедрения новых образовательных стандартов
Межпредметные связи содействуют формированию у учащихся цельного представления о явлениях природы, помогают использовать знания при изучении различных предметов. Статья рассказывает о базовых результатах школьного образования в области физики в условиях внедрения новых образовательных стандартов, о преимуществах интегративного подхода к обучению и его проблемах. Рассматриваются средства и формы обучения, которые используются для интеграции знаний. Приводятся примеры интегрированных уроков физики с математикой,с гуманитарными предметами( литература, русский язык, английский язык, история),с предметами естественнонаучного цикла( химия, биология, география, астрономия, экология)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование межпредметных связей в условиях внедрения новых образовательных стандартов»
.
Объединение физики с предметами школьной программы в условиях внедрения новых образовательных стандартов
Автор: Овчарова Дина Яковлевна
Организация: МАОУ гимназия №93
Населенный пункт: г. Челябинск
На смену Федеральным Государственным образовательным стандартам первого поколения приходят новые стандарты, в основе которых лежит деятельностный подход к образованию. Учащийся должен овладеть универсальными действиями, чтобы решать различные задачи в определённых жизненных ситуациях. Потому базовыми результатами школьного образования должны стать умения учиться познавать мир, сотрудничать, организовывать совместную деятельность, исследовать проблемные ситуации, ставить и решать самые разные жизненные задачи. Интеграция необходима в современной системе образования. Дело в том, что в современной школе учебные дисциплины носят “конкурирующий” характер: каждая противостоит всем остальным, претендуя на большую значимость по сравнению с другими. Кроме того, каждая из школьных дисциплин сама по себе представляет набор сведений из определенной области знаний, поэтому не может претендовать на системное описание действительности. В таких условиях о целостном восприятии мира у школьников не может быть и речи. Возникает ряд проблем:
школьники овладевают обрывочными сведениями. У учащихся возникает представление о мире и его законах, в котором не все связано, существует само по себе;
учащиеся не умеют использовать на уроках знания по другим предметам, связывать новый материал с пройденным;
учителя затрудняются в применении знаний из других предметов: не всегда владение материалом находится на должном уровне, нет новой информации о достижениях в пограничных науках, нет методического опыта реализации связей между предметами.
Преимущество интегративного подхода к обучению состоит, в первую очередь, в том, что он создает предпосылки для дальнейшего формирования творческой, думающей и анализирующей личности, которая воспринимает мир целостно и активна в профессиональной и социальной сферах жизни.
Интеграция является источником поиска и обнаружения новых фактов, которые подтверждают, опровергают или углубляют наблюдения, выводы учащихся в различных предметах. Интеграция - средство углубления познания, высочайшая форма реализации межпредметных связей на качественно новом уровне, которая позволяет учащимся достигать межпредметных обобщений и приближаться к пониманию общей картины мира. Кроме того каждый новый предмет, объект или явление окружающего мира познаётся одновременно с нескольких точек зрения.
Какие же средства и формы обучения используются для интеграции знаний?
Интегрированный курс ( междисциплинарный курс, электив, курсы по выбору и пр.) включает в себя комплекс элементов разных учебных дисциплин («Физика в медицине», «Биофизика»).
Интегрированный урок - урок, объединяющий несколько дисциплин при изучении одного понятия, темы или явления.
Серия интегрированных уроков, объединяющих материал нескольких предметов с обязательным сохранением их независимости.
Интегрированный проект (исследовательские и реферативные работы «Физика в пословицах и поговорках», «Оптические явления в поэзии Серебряного века», «Астрономические явления глазами поэтов», «Физические явления в сказках»).
Остановлюсь подробнее на интегрированных уроках. Их построение нуждается в особой четкости, продуманности, логической координации изучаемого материала по различным предметам. Варианты интегрированных уроков разнообразны. Можно объединять не только два, но и сразу несколько предметов на одном уроке. Формы проведения уроков самые разные: семинары, конференции, диспуты, лекции, путешествия и пр.
1.Интеграция с математикой.
Математические методы используются во многих областях знаний. К сожалению, интеграция с физикой усложнена несогласованностью тем в программах физики и математики. Интегрированные уроки обладают выраженной прикладной направленностью и вызывают высокий познавательный интерес. Опора на математические термины, раскрывая новые грани физических знаний, позволяет приобретать новый обобщенный смысл математическим знаниям. Кроме того, применение математических методов при изучении физики формирует у учащихся обобщенные графические, аналитические, вычислительные умения.
Примеры таких интегрированных уроков:
«Расчет пути и времени движения с применением линейной функции» 7 кл.
«Использование стандартного вида числа при решении физических задач» 9 кл.
«Решение задач по теме «Кинематика» с использованием графиков линейной и квадратичной функций» 9 кл.
«Механический смысл производной» 10 кл.
«Вектора в физике и математике» 10 кл.
2. Интеграция с гуманитарными предметами.
На подобных уроках от школьников требуется кроме прочего владеть разными видами речевой деятельности, используя для этого знания русского и иностранного языков, литературы, истории. В процессе интеграции предметов физика и английский формируются ключевые компетенции, необходимые ученику в практической деятельности (ценностно-смысловые, учебно-познавательные, коммуникативные, информационные). Здесь уместно использовать интеграцию не только полным уроком, но и фрагментарно. Для этого я использую следующие приемы:
Показ связи науки и литературы. Здесь полезно использовать материал, показывающий, как специфические качества речи физика (краткость, логичность, последовательность, полнота аргументации) используют некоторые литераторы. Красоту, предельную ясность языка точных наук хорошо понимали мастера слова. Часто в своих работах они использовали физические понятия, с любовью описывая явления природы. С другой стороны, среди ученых-физиков немало авторов интереснейших научно-популярных книг.
Использование на уроках физики фрагментов из литературных произведений и исторических обзоров. Эти фрагменты могут стать прологом к рассмотрению физического явления, эпиграфом, цитатой, иллюстрирующей материал. Любой урок от этого только выиграет: будет ярче, а речь и учителя и учащихся богаче и эмоциональнее.
Использование отрывков из научно-популярных и научно-фантастических произведений. Они помогут возбудить воображение, познакомят как с научными методами познания, так и с особенностями языка точных дисциплин, эстетикой речи.
Введение в урок задач и вопросов в форме рассказа, шутки, стихотворения. Подобные примеры можно найти в учебниках, задачниках и учебных пособиях прошлых
лет, своеобразный стиль которых воспитывает интерес не только к естественным наукам, но и к русскому языку.
Умение критически мыслить можно развивать, предлагая учащимся найти ошибки в той или иной информации. Это могут быть и опечатки в учебнике, в дополнительной литературе, газетах, журналах. Физические ошибки встречаются в художественной, научно-фантастической и учебной литературе, отрывки из которой полезно использовать на уроках.
Исторический анализ развития общества и науки. Очень важно показывать влияние развития науки на становление общества, влияние исторического момента на развитие личности ученого, выявлять достижения и проблемы того или иного времени.
Примерами интеграции уроков физики с предметами гуманитарного направления могут служить:
«Плавание судов. История кораблестроения» 7кл.
Пресс-конференция на русском и английском языках «Теплообмен в природе и технике» 8кл.
Итоговый урок «Тепловые явления» с использованием литературного материала. 8кл
Литературно-физический конкурс «Законы Ньютона» 9кл
«Тепловые двигатели и развитие общества» 10кл
« Развитие представлений о строении Солнечной системы» 11кл.
3.Интеграция физики с предметами естественнонаучного цикла.
Естественнонаучный цикл включает систему наук о природе: физику, химию, биологию, географию, астрономию, экологию. Каждая из этих наук имеет свое предметное содержание, структуру, методы исследования, описывает какую-то одну сторону природы, строит ее модель. Изучая одну из этих наук, нельзя забывать, что мир целостен и един. Предметы естественнонаучного циклапризваны раскрыть перед учащимся современную научную картину мира. Находясь на стыке многих предметов, физика является в полной мере интегратором предметов образовательной области «естествознание». Очень важно сопровождать интегрированный урок необычным, ярким и образным изложением фактов. Если умело использовать ситуации затруднения для развития возникшего любопытства, то можно добиться успехов в развитии устойчивого познавательного интереса. Регулярно на конкретных примерах необходимо побуждать ученика самостоятельно выделять главное, существенное, сравнивать, анализировать, классифицировать, находить причинно-следственные связи, доказывая полезность правильного выполнения этих умственных действий, развивать способности находить новые межпредметные связи и закономерности. Предметы естественнонаучного цикла имеют очень много точек соприкосновения с физикой, вот только их малая часть:
давление твёрдых тел, жидкостей и газов - кровяное давление (биол.),
звуковые волны - природа слуха (биол.),
закон сохранения энергии - закон сохранения и превращения энергии в химических реакциях (хим.), расход энергии организмом (биол.),
молекулярно - кинетическая теория - роль кожи в теплорегуляции (биол.),
агрегатные состояния вещества - круговорот воды в природе (геогр.),
магнитное поле - влияние магнитных полей на организм человека (биол.), магнитное поле Земли (геогр.) и др.
Поэтому организовать совместные уроки этих предметов очень полезно и для учащихся, и для самого учителя. Примеры таких уроков:
«Простые механизмы» 7кл. Физика - биология.
«Электрический ток в металлах» 8кл. Физика - химия
"Модели атомов. Опыт Резерфорда"11кл. Физика - химия
«Радиоактивность. Методы регистрации элементарных частиц» 11кл. Физика - химия
«Природа звука» 9кл. Физика-биология.
«Влажность воздуха». 8кл Физика-география
«Строение атома» 8кл. Физика-химия
Таким образом, межпредметные связи содействуют формированию у учащихся цельного представления о явлениях природы, помогают им использовать свои знания при изучении различных предметов. Ведь мир окружающий нас интересует школьников, побуждает их отвечать на вопросы, которые перед ними ставит жизнь. Поэтому введение в учебный процесс иллюстративных сведений по истории, экологии, географии, биологии дает возможность учителю физики больше связать предмет с важными аспектами жизни природы, с деятельностью человека, с историей.
Список литературы
1. Браже Т.Г. Интеграция предметов в современной школе. // Литература в школе. – 1996. – № 5. – С. 150–154.
2. Генике Е.А., Чапко Е.Е. Как построить интегрированный курс (в школе). // География в школе. – 1994. – М.: 4. – С. 40.
3. Герасимов С. 5. Познавательная активность и понимание. // Вопросы психологии. – 1994. – № 3. – С. 14–15.
4. Кузьменко Ф.В. Статьяпреподавание физики //Электронный ресурс. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/610404/.
5. Глинская Е.А., Титова б. В. Межпредметные связи в обучении. – Тула. – 1980. – 44 с.
6. Данилюк Д.Я. Учебный предмет как интегрированная система. // Педагогика. – 1997. – № 4. – С. 24–28.
7. Зверев И.Д. Интеграция и “интегрированный предмет” // Биология в школе. – 1991. – № 50. – С. 46–49.
8. Семке А.И. Занимательные задачи по физике. 7, 8 класс// Москва. НЦ ЭНАС. 2004. - С.25-30.
9. Максимова Б.Н. Межпредметные связи в процессе обучения. – М.: Просвещение. – 2000. – 191 с.
10. Максимова Б.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы. – М.: Просвещение. – 1987. – 160 с.