Просмотр содержимого документа
«Использование приемов критического мышления на уроках физики»
Использование технологии развития критического мышления на уроках физики.
Технология развития критического мышления предлагает множество форм работы с учебным материалом. Особенностью этих приёмов является самостоятельная поисковая деятельность учащихся. Это позволяет мне использовать данную технологию на различных этапах урока:
при изучении нового материала;
при повторении и обобщении знаний.
В качестве примера можно рассмотреть следующие фрагменты уроков:
фрагмент урока по теме «Лампа накаливания, электрические нагревательные приборы» (8 класс).
Системы действий учителя и учащихся
Организация работы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Этап «Вызов»
Прием
Работа с таблицей
«З-У-Х»
1. Нарисуйте в тетрадях лампу накаливания так, как вы ее себе представляете.
2. Посмотрите на свой рисунок и вспомните все, что вы знаете о лампочках.
3. В тетради нарисуйте таблицу с тремя одинаковыми колонками.
Рисует на доске таблицу с маркировкой первой колонки «Знаю».
Знаю
Узнал новое
Хочу узнать
4. В левой колонке таблицы запишите все, что вы знаете о лампе накаливания.
5. Обменяйтесь своими мнениями в паре.
6. Давайте обсудим то, что у нас получилось (что же мы знаем о лампах накаливания?)
Записывает на доске в левой колонке таблицы все, что говорят учащиеся.
3. А теперь самостоятельно заполните остальные колонки таблицы. Маркирует две оставшиеся колонки таблицы: «Хочу узнать» и «Узнал новое».
4. Давайте обсудим, что вы записали во 2 колонку.
Заполняет вместе с учащимися вторую колонку таблицы «Узнал новое».
5.Давайте обсудим, что вы записали в третью колонку таблицы «Хочу узнать» Заполняет в ходе обсуждения третью колонку таблицы на доске.
6. «Как вы думаете, из каких источников мы можем об этом узнать?», «У кого есть энциклопедии?» и др.
1. Читают § 54
и на полях карандашом делают предложенные учителем пометки.
2. Самостоятельно в тетрадях заполняют
маркировочную таблицу в соответствии с пометками
в тексте.
3. Участвуют в обсуждении.
4. Отвечают на вопросы учителя.
Предлагают свои варианты.
5.Высказывают свои мнения.
Инсерт.
Исерт – маркировка текста по мере его чтения (интерактивная размечающая система для эффективного чтения и размышления).
«V»,- уже знал
«+»,- новое
« - «, - думал иначе
«?» - не понял, есть вопросы.
Некоторые правила, как читать текст, сохраняя интерес к теме:
- делайте пометки на полях:
два значка «V»,- уже знал, «+»,- новое
три значка «V»,- уже знал, «+»,- новое, «?» - не понял, есть вопросы.
четыре значка «V»,- уже знал,«+»,- новое,« - «, - думал иначе,«?» - не понял, есть вопросы.
- Прочитав один раз вернитесь к своим первоначальным прогнозам.
фрагмент урока по теме «Трение в быту и технике» (7-й класс):
Прием « Плюс-минус-вопрос». В начале урока на стадии вызова вспомнить, что известно про силу трения, затем на стадии осмысления содержания ставится вопрос: трение играет положительную или отрицательную роль в нашей жизни. При работе с текстом учебника учащиеся заполняют таблицу о положительных и отрицательных действиях трения и записывают в третью колонку методы борьбы с отрицательными последствиями трения. После обсуждения на стадии рефлексии делается вывод, что трение играет двойную роль, оно полезно и вредно.
фрагмент урока «Диффузия в твердых телах, жидкостях и газах»» (7-й класс)
приём «Тонкие» и «толстые» вопросы
«Тонкие» вопросы
«Толстые» вопросы
Существует ли диффузия в твердых телах?
Почему дым от костра перестает быть видимым
даже в безветренную погоду?
Зависит ли скорость диффузии от температуры?
Где лучше хранить резиновый шарик, наполненный водородом:
в холодном или теплом помещении?
В каком веществе: в жидком или газообразном скорость диффузии будет больше?
Почему не рекомендуется мокрую ткань, окрашенную в
чёрный цвет, оставлять на длительное время в соприкосновении
с белой тканью?
Можно ли объяснить диффузию движением молекул вещества?
Открытый сосуд с углекислым газом уравновесили на весах.
Почему со временем равновесие весов нарушилось?
А так же, целесообразно использовать приём «концептуальная таблица» после изучения темы «Виды теплопередачи»
(8-й класс).
Учащимся предлагается, ознакомившись с учебным материалом, самостоятельно выбрать линии и объекты для сравнения.
Линии сравнения
Теплопроводность
Конвекция
Излучение
Приём «Сводная таблица»
Особенно полезен, когда предполагается сравнение трех и более аспектов или вопросов. Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит.
На стадии осмысления в ходе работы с текстом ученики выделяют главное, обсуждают информацию в группе, выделяют линии сравнения и записывают их на отдельных листах.
На стадии рефлексии учащимся предлагается презентовать «свои» линии сравнения. Учитель исключает повторяющиеся линии сравнения и предлагает учащимся заполнить наиболее полный вариант таблицы.
Приём «Сводная таблица» используется мною после работы с текстом на повторительно - обобщающем уроке «Кинематика материальной точки» (9-й класс)
Линии сравнения
Прямолинейное равномерное движение
Прямолинейное неравномерное движение
Равномерное движение по окружности
Уравнение движения
Характер изменения основных кинематических величин
Графики зависимости основных кинематических величин от времени
Прием «Мозговой штурм».
Цели «учебного мозгового штурма» - развитие творческого типа мышления. «Учебный мозговой штурм» обычно проводят в группах численностью 5-7 человек.
Первый этап - создание банка идей, возможных решений проблемы. Принимаются и фиксируются на доске все предложения. Критика и комментарии не допускаются. Регламент - 15 минут.
Второй этап - коллективное обсуждение идей и предложений. Главное - найти рациональное зерно в любом из предложений, попытаться совместить их в целое.
Третий этап – выбор наиболее перспективных решений с точки зрения имеющихся на данный момент ресурсов. Этот этап может быть отсрочен во времени и проведен на следующем уроке.
Пример на тему «Кипение».
Почему вода «шумит» перед тем, как начнется процесс кипения?
1 Этап. Банк идей: - лопаются всплывающие пузырьки;
- пузырьки не всплывают, а лопаются внутри жидкости, создавая шум;
- жидкость по какой-то причине совершает колебания, дрожит
2 Этап. Поиск рационального в предложениях:
лопаются пузырьки – это верно!
- пузырьки не всплывают – это верно!
- жидкость совершает колебания – это верно!
3 Этап. Перспективные решения:
- на дне образуются пузырьки, следовательно, объем жидкости увеличивается, следовательно, свободная поверхность жидкости поднимается.
- давление внутри пузырька меньше (давление гидростатическое + давление атмосферное), следовательно, пузырек всхлопывается (исчезает), следовательно, свободная поверхность жидкости понижается.
- колебания свободной поверхности жидкости создает звуковую волну - шум.
Прием «Синквейн»
Синквейн - происходит от французского слова «cing» – пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк.
1-я строка одно существительное – ключевое слово темы.
2-я строка два прилагательных, относящихся к ключевому слову.
3-я строка три глагола, характеризующих действие предмета.
4-я строка фраза из четырёх значимых слов, выражающая отношение к предмету.
5-я строка одно слово – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы.
Пример использования приема “Синквейн” на уроках физики при прохождении тем «Электризация», «Строение вещества», -7 класс «Температура», - 8 класс «Физика и познание мира» 11 класс.
Заряды
Молекула.
Физика.
Температура.
Положительные, отрицательные.
Маленькая, подвижная.
Теоретическая,
экспериментальная.
Измеряемая, зависимая.
Притягиваются, отталкиваются, движутся.
Движется, притягивается, отталкивается.
Изучает, определяет,
доказывает.
Повышается, понижается – изменяется.
Наблюдается электризация.
Ей поддаются все тела.
Молекула – то, из чего состоит вещество.
Наука о природе, законах
и явлениях.
Показывает степень нагретости тела.
Частица.
Мир.
Величина.
Прием «Фишбоун» предлагаю использовать при рассмотрении темы 11 класса «Основные положения молекулярно-кинетической теории». Во главе «скелета» на стадии вызова предлагаю рассмотреть основные положения МКТ. При прочтении параграфа на стадии осмысления материала выписать основные положения этой теории («верхние косточки») и экспериментальные доказательства каждого положения («нижние косточки»).
Использование описанных выше приёмов данной технологии повышает мотивацию учащихся к обучению, способствует развитию умения обучающихся работать с текстом.
На стадии рефлексии делаем выводы: вся молекулярная физика основывается на основных положениях МКТ, дает дальнейшее развитие к изучению газовых законов.
Стратегия обучения решению проблем «ИДЕАЛ» Психологи Дж. Брэндсфорд и Д. Стайн разработали «идеальный» метод решения проблем. Они так и назвали его – «ИДЕАЛ» (IDEAL). Каждая буква – это шаг, который нужно сделать, чтобы повысить вероятность выхода из трудной ситуации. (Identification. Deal with choices. Estimation. Act. Learning.) С учетом возрастных особенностей детей, изучающих данную стратегию, это может быть переведено так:
Интересно, в чем проблема?
Давайте найдем как можно больше способов решения проблем!
Есть ли какие-либо хорошие решения?
А теперь сделаем выбор!
Любопытно, как это осуществить на практике?
Фрагмент урока в 8 классе «Решение задач по теме «Тепловые явления» Решить задачу: Для консервирования продуктов 0,8 литра подсолнечного масла нужно нагреть от 25°С до 150°С. Найти необходимое количество теплоты. После записи условия задачи обучающиеся совместно с учителем заполняют первый и второй столбец таблицы «Идеал».
Использование приема«ИДЕАЛ»
И
Выделить проблему и тело для которого проблема сформулирована
Вычислить количество теплоты для подсолнечного масла
Д
Описание физического процесса
Нагревание от 25° до 150°
Е
Формула для вычисления
Q = cm(t2 –t1)
А
Что необходимо для вычисления
m = ρV
ρ – плотность масла, с – удельная теплоемкость ( см.таблицу), V = 0,8 л;
Л
результат
Q = cρV(t2 –t1); решение
Q = 1700*800*0,8**(150-25) = 136000 Дж = 136 кДж
ФГОС второго поколения акцентирует внимание на обеспечении условий для развития личности обучаемых, стимулируя тем самым инновационные аспекты деятельности учителей. В век динамичных изменений главным становится умение учиться самостоятельно.
Таким образом, и новые стандарты и технология РКМ акцентируют внимание на личностно-ориентированном подходе в обучении. Отличительной чертой этого подхода является более высокий уровень восприятия и репродуцирования знаний, их систематизация, рождение новых идей, выход на исследование, поиск альтернативных решений проблем, собственное конструирование. Технология РКМ позволяет овладеть законами использования знаний открывает возможности для индивидуализации обучения, способствует активному приобретению знаний, развитию познавательного интереса учащихся, несет элементы творческого, исследовательского подхода, открывает путь для самообразования, способствует формированию самостоятельности и творческой активности.