kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ С ЭЛЕМЕНТАМИ ИНТЕГРАЦИИ В УРОК ФИЗИКИ (11 КЛАСС) «Творчество М. Цветаевой. Физические явления в прозе».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы с интеграцией в урок физики «Творчество М. Цветаевой. Физические явления в прозе» поможет по-новому рассмотреть творчество Марины Ивановны Цветаевой, по-новому взглянуть не только на саму личность поэтессы, но и по-новому исследовать ее творческое наследие. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«УРОК ЛИТЕРАТУРЫ С ЭЛЕМЕНТАМИ ИНТЕГРАЦИИ В УРОК ФИЗИКИ (11 КЛАСС) «Творчество М. Цветаевой. Физические явления в прозе».»

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ С ЭЛЕМЕНТАМИ ИНТЕГРАЦИИ В УРОК ФИЗИКИ

(11 КЛАСС)

«Творчество М. Цветаевой. Физические явления в прозе».

Форма урока: интегрированный урок литературы и физики

Тип урока: урок-исследование

Образовательная цель:

  1. Познакомить обучающихся с прозой (лирическим дневником) М.А.Цветаевой.

  2. Вспомнить явление механического движения и сгорания топлива.

Развивающая цель:

  1. Развивать познавательные интересы обучающихся к творчеству М.И. Цветаевой и к литературе в целом; интеллектуальные и творческие способности учащихся с учетом их индивидуальных особенностей на основе личностно ориентированного подхода и дифференциации с точки зрения и литературы и физики; исследовательской работы.

  2. Распознавать физические явления в тексте.

  3. Находить скорость, количество теплоты и мощность в конкретной ситуации.



Воспитательная цель:

  1. Воспитывать любовь к поэзии, высокие нравственные и эстетические ценности.

  2. Убедить учащихся в том, что практика – источник знаний.



Методические приемы: рассказ учителя, инсценировка, физические опыты, решение задач, беседа, элементы анализа прозаического текста.

Оборудование: текст лирического дневника М. Цветаевой «Истории одного посвящения», проектор, раздаточный материал.

План урока:

  1. Орг. момент.

  2. Актуализация знаний.

  3. Изучение нового материала. Работа с текстом.

  4. Инсценировка эпизода из «Истории одного посвящения».

  5. Элементы анализа прозаического текста.

  6. Рефлексия.

  7. Домашнее задание.

Ход урока:

Эпиграф к уроку:

Чем дальше, тем искусство становится более научным,

а наука более художественной; расставшись у

основания, они встретятся когда-нибудь на вершине.

Г. Флобер.



  1. Орг. момент.

  2. Актуализация знаний.

Учитель литературы:

Определить смысл и целесообразность эпиграфа на уроке литературы. (ОТВЕТЫ)

Сегодня, у нас с вами необычный урок– интегрированный урок, сочетающий в себе два предмета: физику и литературу, требующий знания двух дисциплин. Цветаеву мы привыкли знать как поэтессу, но сегодня мы познакомимся с Мариной Цветаевой – прозаиком. По-новому рассмотрим творчество Марины Ивановны Цветаевой, по-новому взглянем не только на саму личность поэтессы, но и по-новому исследуем ее творческое наследие. Ведь горизонты её вселенной неизменно расширяются, когда пробуешь их достичь. Решение одних проблем порождает другие. Многие поклонники творчества Цветаевой, среди которых немало корифеев в области естественных наук, отмечали, что все ее произведения живут согласно одному из законов Космоса, закону взаимозависимости, взаимопроникаемости, пересекаемости.

Ответы на многие вопросы вам неизвестны. Но пусть это вас не смущает. Разрешить эти вопросы вам поможет физика.



Учитель физики:

Сверкающие звездочки, крохотные зеркала, зимнее серебро, зимы блистательный ковер… Какое многообразие художественных средств. А знали ли вы, что каждая снежинка представляет собой маленький кристаллик с плоскими гранями? Ведь именно такое определение снежинки дает нам физика.

А знаете ли вы, что многие художественные образы нередко подсказывали образы ученым путь к правильным решениям тогда, когда логика оказывалась бессильна.

И сегодня сбываются слова Г.Флобера: «Чем дальше, тем искусство становится более научным, а наука более художественной; расставшись у основания, они встретятся когда – нибудь на вершине».



Учитель литературы:

Как вы понимаете ,сегодня не совсем обычный урок, который можно определить как урок литературы с элементами интеграции в урок физики. Попробуем определить тему урока. (ОТВЕТЫ)

ТЕМА: «Творчество М. Цветаевой. Физические явления в прозе».

В качестве д\з было предложено прочесть небольшой прозаический текст. В чем его необычность? (ОТВЕТЫ)

Действительно, текст принципиально самобытен. Попробуем определить жанр этого произведения.

Учитель физики: Ответ на этот вопрос вы можете найти, разгадав кроссворд. Вопросы кроссворда это единицы измерения физических величин.

Вопросы:

  1. Единица измерения объема.

  2. Кратная единица измерения пути.

  3. Единица измерения силы тока.

  4. Дольная единица длины.

  5. Единица измерения времени.

  6. Единица измерения частоты.

  7. Единица измерения давления.

  8. Единица измерения температуры по абсолютной шкале.

  9. Единица измерения температуры по шкале Цельсия.

  10. Единица измерения оптической силы линзы.

  11. Единица измерения количества теплоты.

  12. Кратная единица измерения массы.

  13. Единица измерения времени в СИ.

  14. Единица измерения напряжения.

  15. Единица измерения силы.

  16. Единица измерения индуктивности.

  17. Единица измерения массы в системе СИ.



Ответы:1. Литр. 2. Километр. 3. Ампер. 4. Миллиметр. 5. Час. 6. Герц. 7. Паскаль. 8. Кельвин. 9. Цельсия. 10. Диоптрий. 11. Джоуль. 12. Тонна. 13. Секунда. 14. Вольт. 15. Ньютон. 16. Генри. 17. Килограмм

Кроссворд «Единицы измерения»



Л

И

Т

р


К

И

Л

О

М

Е

Т

р


А

М

П

Е

р




М

И

Л

Л

И

М

Е

Т

р



Ч

А

с




Г

Е

Р

ц






П

А

С

К

А

Л

ь





К

Е

Л

Ь

В

И

н



И

О

П

Т

Р

И

Й





Ц

Е

Л

Ь

С

И

Й





Д

Ж

О

У

Л

ь





Т

О

Н

Н

А






С

Е

К

У

Н

Д

а





В

О

Л

Ь

т





Н

Ь

Ю

Т

О

Н

Г

Е

Н

Р

И







К

И

Л

О

Г

Р

А

М

М















ОТВЕТ: ЛИРИЧЕСКИЙ ДНЕВНИК.

Учитель литературы:

Литературоведы утверждают, что проза Цветаевой есть оксюморон. Согласны ли вы с этим утверждением? Почему?

(ОТВЕТЫ)

В.Иванов писал: «Художественные символы в прозе Цветаевой воплощают действие 7 законов физики». Лирический дневник тому доказательство. У дневника есть название, попробуем его определить.



Учитель физики: Ответ на этот вопрос вы можете найти, выполнив следующие задания.

  1. Разгадайте ребус и разгадайте первое слово

И 1003Я



Решите задачу и разгадайте второе слово.

Определить массу вещества, если плотность 1000 кг/м3, а объем вещества 0,001 м3.

  1. Найдите необходимые буквы в физических терминах и составьте слово по цифрам.

С

И

Л

А

И

М

П

У

Л

Ь

С

Э

Н

Е

Р

Г

И

Я

М

О

Щ

Н

О

С

Т

Ь

В

Е

С

1

2

3

4

2

4

5

6

3

7

1

8

9

10

11

12

2

13

4

14

15

9

14

1

16

7

17

10

1

Вставьте буквы соответствующее цифры и получится слово.











5

14

1

17

13

15

10

9

2

13



П

О

С

В

Я

Щ

Е

Н

И

Я

5

14

1

17

13

15

10

9

2

13



ОТВЕТ: «История одного посвящения»

Учитель литературы:

Итак, история одного посвящения. Так кому же оно адресовано? (ОТВЕТЫ).

О чем эти воспоминания? (ОТВЕТЫ).

Сообщение ученика: Описан приезд Мандельштама, который действительно приезжал в Александров летом 1916 года…и уехал внезапно, раздраженный и взбудораженный…И здесь Мандельштам, как герой получился не отвлеченный, не протокольный, а естественный реальный, в котором оставшиеся современники узнавали Мандельштама. Узнавали по его живой речи, по колоритным деталям, переданным устами няньки Нади. Также описан факт биографии – знакомство с С. Эфроном, будущим мужем М. Цветаевой.

Учитель литературы:

Да, Цветаева писала прозу. И мы в течении урока попробуем доказать уникальность и исключительность одного лирического дневника. Ведь в прозе Цветаевой – свои жанры, вернее, свой сплав нескольких жанров. Ее проза имеет автобиографический характер и представляет собой не что иное, как лирический дневник. Так что же такое лирический дневник? Но Цветаева никогда не сочиняла рассказов, новелл, повестей, романов, не писала именно в тех жанрах, каковым, по окаменевшей традиции, только и разрешено называться «художественной прозой». Попробуем проанализировать некоторые отрывки из ПОСВЯЩЕНИЯ и определить своеобразность использования автором художественно- стилистических средств.

Элементы анализа прозаического текста.

Учитель литературы: Вот каким замечательным прозаиком на страницах этого произведения предстает перед нами Марина Цветаева. Здесь же заметим, что Цветаева виртуознейше владеет диалогом – каждый ее персонаж говорит своим неповторимым языком. Вот, например, в первой части – «Уничтожение ценностей» - разговор двух подруг, которые сжигают письма и рукописи.

Инсценировка эпизода из «Истории…»(Ч.1. «Уничтожение ценностей». Диалог подруг во время сжигания писем и рукописей).

Учитель физики: Сейчас мы просмотрели оживший эпизод из лирического дневника М. Цветаевой. Но что кроме содержания разговора мы наблюдали? Какое физическое явление наблюдается? Процесс сгорания. Героини не могут определить, что же первое – пепел или зола? В чем их различие? Давайте попробуем разобраться и мы с вами. Для начала разберем, что такое пепел.

Пепел – это субстанции, остающиеся после сгорания чего – либо.

Зола – несгораемый остаток, образующийся из минеральных примесей топлива при полном сгорании.

Учитель физики: И какой вывод мы сделаем из нашего исследования? Чем отличается пепел и зола? (ОТВЕТЫ).

Учитель литературы: При чтении дневника вы должны были выделить слова, значение которых связано с естественными науками. Назовите их и определите роль в тексте. (ОТВЕТЫ).

Проза Цветаевой блистательна, метафорична, впрочем, как и поэзия. Послушаем поэтическое обращение, адресованное Мандельштаму.

ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЙ.

Какая форма обращения затронула вас в большей степени? (ОТВЕТЫ).

В заключении урока попробуем сделать выводы. (ОТВЕТЫ).

Таким образом, тот, кто по-настоящему увлечен физикой, должен дружить с искусством, чтобы развивать свое воображение. А тот, кто увлечен литературой, я думаю, с большим интересом узнает о тех физических явлениях, которые кроются за необычными метафорами, яркими эпитетами, чудесными сравнениями.

Домашнее задание.


  1. Продолжить прозаический анализ лирического дневника.

2. Решить задачи. Условие задач:

1. Определить выделившееся количество теплоты при сгорании писем, если масса одного письма 50 грамм, а писем было 50 штук. Удельная теплота сгорания бумаги 13,4 МДж/кг.

2. Определить скорость бычка на 15с, если он бежит равноускорено с ускорением 0,5 м/с2. Начальная скорость равна нулю.

3. Определить мощность бычка, если за 15 секунд он совершил работу 39 кДж.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Автор: Уколова Евгения Александровна

Дата: 11.05.2017

Номер свидетельства: 414436


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства