ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ
Почему это тема заинтересовала меня? Так как у нас учащиеся в одной группе находятся на различных уровнях развития и обучения, поэтому индиви- дуальный подход к обучению просто необходим, особенно при обучении одному из сложных предметов – физике. Прежде всего, при решении данной проблемы необходимо вызвать интерес и внимание к учебному материалу. Сознательное и активное восприятие нового учебного материала и степень интенсивности работы учащихся во многом зависит от предварительной подго- товки к предстоящей учебной работе и интереса к усвоению знаний. Это можно добиться разными способами. Первый этап в решении проблемы – развить активность самих учащихся. Для этого необходимо поставить задачу, требующую овладения соответствую- щими умениями и навыками, осознание необходимости овладеть навыком, т.е. мо- тивация деятельности. Затем – непосредственное усвоение содержания навыка, по- следовательности и характера действия, которые необходимы для овладения им, умения выполнять практически действия, упражнения по обработке навыка, умения применять навыки и типичных и нестандартных ситуациях. Следующий прием в организации индивидуальной работы с учащимися – развитие умения самостоятельно работать с учебником. Самостоятельная работа учащихся над текстом развивает их активность и познавательные способности, обеспечивает сознательное усвоение новых зна- ний, приучает добывать знания самостоятельным трудом. И еще на уроках физики необходимо развивать навыки самостоятельной работы с приборами, умения с ними обращаться, знать принципы действия, рас- считывать цену деления и снимать показания. Имея навыки вышеперечисленной работы, можно решать и проблему ин- дивидуального подхода в любой деятельности ученика. Так, например одним из основных методических приемов на уроке является беседа. Именно в ходе беседы учитель имеет возможность контролировать степень понимания каждой элементарной порции учебного материала, вырабатываются са- мостоятельные суждения учащихся, совершенствуются приемы их мысленной де- ятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ »
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ
Терешкова Тамара Ивановна
Учитель физики высшей квалификационной категории
КГУ ОШ №57 города Алматы, Казахстан
Почему это тема заинтересовала меня? Так как у нас учащиеся в одной группе находятся на различных уровнях развития и обучения, поэтому индиви- дуальный подход к обучению просто необходим, особенно при обучении одному из сложных предметов – физике. Прежде всего, при решении данной проблемы необходимо вызвать интерес и внимание к учебному материалу. Сознательное и активное восприятие нового учебного материала и степень интенсивности работы учащихся во многом зависит от предварительной подго- товки к предстоящей учебной работе и интереса к усвоению знаний. Это можно добиться разными способами. Первый этап в решении проблемы – развить активность самих учащихся. Для этого необходимо поставить задачу, требующую овладения соответствую- щими умениями и навыками, осознание необходимости овладеть навыком, т.е. мо- тивация деятельности. Затем – непосредственное усвоение содержания навыка, по- следовательности и характера действия, которые необходимы для овладения им, умения выполнять практически действия, упражнения по обработке навыка, умения применять навыки и типичных и нестандартных ситуациях. Следующий прием в организации индивидуальной работы с учащимися – развитие умения самостоятельно работать с учебником. Самостоятельная работа учащихся над текстом развивает их активность и познавательные способности, обеспечивает сознательное усвоение новых зна- ний, приучает добывать знания самостоятельным трудом. И еще на уроках физики необходимо развивать навыки самостоятельной работы с приборами, умения с ними обращаться, знать принципы действия, рас- считывать цену деления и снимать показания. Имея навыки вышеперечисленной работы, можно решать и проблему ин- дивидуального подхода в любой деятельности ученика. Так, например одним из основных методических приемов на уроке является беседа. Именно в ходе беседы учитель имеет возможность контролировать степень понимания каждой элементарной порции учебного материала, вырабатываются са- мостоятельные суждения учащихся, совершенствуются приемы их мысленной де- ятельности. В процессе правильно построенной беседы в учебную работу вовлека- ются полностью все учащиеся класса, каждый ученик имеет возможность выска- зать свое мнение по вопросу, а учитель – оценить индивидуальный уровень знания.
Беседа, понятно, требует значительно больше времени, чем рассказ или лекция по тому же самому объему учебного материала, и это необходимо учиты- вать. Школьники приобретают навыки речи, быстрее и точнее отвечают на во- просы, постоянно держат в поле зрения логическую нить рассуждения. В ходе беседы решается задача не только глубокого усвоения школьниками учебного материала, но и обучение их самостоятельной оценки изучаемого явления, вскрытия причинно-следственных связей, развитию самостоятельного решения. После беседы или рассказа по содержанию параграфа можно предложить учащимся прочитать текст и найти то наиболее существенное, что было изло- жено учителем. Чтобы предметом обсуждения был для всех один и тот же кусок текста, ученики последовательно, читают в слух каждую отдельную часть с за- конченным смысловым содержанием. В зависимости от содержания взятой ча- сти текста учитель организует ту или иную работу вокруг него. Задает ученикам вопросы для проверки правильности понимания, предла- гает выполнить приведенные в учебнике примеры и задачи, ставит демонстраци- онный или лабораторный эксперимент по тексту, организует записи и зарисовки и т.д. Одним из действенных приемов является составление учащимися творче- ских учетных пересказов прочитанного параграфа, при котором они стараются заменить или дополнить приведенные в нем примеры своими собственными. Еще одна возможность для организации индивидуальной работы – поста- новка и обсуждение демонстрационного эксперимента. Учащиеся здесь должны быть исследователями физических явлений, должны не только наблюдать де- монстрируемые опыты, но и анализировать их, не только понимать, почему именно так протекает явление в заданных условиях, но и предполагать на основе имеющихся знаний, как оно будет протекать в нескольких измененных условиях. При выполнении лабораторных работ опыт показывает, что при работе с одним лабораторным комплектом на двоих, а тем более, нескольких учеников, в группе всегда находиться инициатор, который старается выполнить все сам, осо- бенно если работа интересна. Самостоятельно выводы из опытов в этом случае делают только несколько активных учащихся класса. Для большинства же выводы оказываются не сво- ими, а воспринятые как готовые, полученные кем-то из товарищей. Еще больший простор для индивидуального подхода к учащимся на уроках физики есть в решении физических задач. Решение задач воспитывает волю, настойчивость в преодолении трудностей, развивает логическое мышление, со- образительность. В этом глубоком мыслительном процессе анализируются и синтезируются связи между явлением и характеризующими их физическими ве- личинами, нередко далекими друг от друга и по внутреннему содержанию, и по времени их изучения. Задачи помогают осмыслить многие связи между физикой и техникой.
На уроках в индивидуальной работе с учащимися , на экзаменах, и даже на физических олимпиадах, где выступают, в основном, наиболее способные уче- ники, часто встречается такой факт, когда у ребят одновременно с высоким уров- нем знаний слабо представлены умения оперировать этими знаниями, применять их к решению задач, Нередко встречается такой прием работы, при котором один из учащихся решает задачу на доске, а все остальные решают эту же задачу са- мостоятельно, проще сказать, списывают. Необходимо такой прием сочетать с другими методическими приемами, например, предложить для решения не- сколько подобных задач разной сложности и в конце урока оценивать работу каждого учащегося. Важным условием глубокого проникновения в сущность физических ситу- аций, отражаемых в задачах, является обеспечение самостоятельности в их ана- лизе и решении. Еще один элемент индивидуальной работы учащимися – это физико-темати- ческое творчество. Можно предложить в старших классах в связи с изучением со- ответствующего материала по физике давать задания по конструированию прибо- ров и технических установок , но это иногда бывает сложно в силу отсутствия ма- териала, можно ввести для учащихся нечто подобное курсовым работам, давая за- дание на их выполнение за некоторое время для изучения темы. Это практикуют почти все учителя, и дети с удовольствием такой работой занимаются, отыскивая дополнительный материал по теме в интернете, в библиотеке, справочниках и т.д., составляют рефераты. Можно, так же давать на дом или на уроке дифференцированные и персо- нальные задания, которые в большинстве случаев несут на себе развивающие функции.