В процессе реализации новых подходов в обучении на своих уроках я обнаружила, что дети, работая в группах, выдвигают гипотезы, учатся проверять их состоятельность, опираясь на имеющийся опыт, приходят к новым знаниям, самостоятельно принимают решение и представляют его классу и учителю. Стенограммы диалогаВажно, что реакция на высказывания учащихся в ходе проблемного обучения носит рефлексивный характер. На данном этапе роль учителя ещё велика, т.к. детям необходимо правильно определять границы знания и незнания, оценивать свои возможности и способности, учиться грамотно и тактично анализировать ответы одноклассников, объективно оценивать их. Наряду с учебными задачами решается и воспитательная задача, кроме того, развивается речь, логическое и критическое мышление. Дети постепенно начинают общаться между собой, причём общаться по делу и уважительно.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Групповая работа на уроках физики»
ИПК ПР по Павлодарской области
Группа № 6
Тренер Заречная О.П
Слушатель :Альбекова К.А
Отчет
Парная беседа в целях развития критического мышления
Диалог - форма речи, состоящая из процесса обмена информацией между участвующими в нем сторонами. Смысл самого диалога – в его результате.
Диалог - это универсальный способ познания мира. Его организация дает возможность общаться через знания, а знания получать через общение. Именно в диалоге происходит развитие творческих коммуникативных, рефлексивных способностей.
Цель моего отчёта – пронаблюдать, как диалог влияет на развитие устной речи учащихся на уроках физики, что этому способствует. Что я использовала для этого? Какие изменения произошли к концу серии уроков?
- Как я это использовала на практике?
В процессе реализации новых подходов в обучении на своих уроках я обнаружила, что дети, работая в группах, выдвигают гипотезы, учатся проверять их состоятельность, опираясь на имеющийся опыт, приходят к новым знаниям, самостоятельно принимают решение и представляют его классу и учителю. Стенограммы диалогаВажно, что реакция на высказывания учащихся в ходе проблемного обучения носит рефлексивный характер. На данном этапе роль учителя ещё велика, т.к. детям необходимо правильно определять границы знания и незнания, оценивать свои возможности и способности, учиться грамотно и тактично анализировать ответы одноклассников, объективно оценивать их. Наряду с учебными задачами решается и воспитательная задача, кроме того, развивается речь, логическое и критическое мышление. Дети постепенно начинают общаться между собой, причём общаться по делу и уважительно.
«Диалог в классе способствует интеллектуальному развитию учеников и их результативности в обучении» ( руководство для учителя, Мерсер и Литлтон (2007) стр.155)
«Выготский утверждает, что когнитивное развитие становится более эффективным в период, когда ученики работают в своей «Зоне ближайшего развития» (ЗБР). ЗБР определяет навыки и способности, которые развивает ученик; диапазон заданий, которые он пока не может выполнить самостоятельно. При выполнении таких заданий ученикам нужна помощь взрослых или более компетентных лиц, которые могли бы поддержать их в обучении новому. Модель обучения Выготского предполагает, что знание приобретаются в результате вовлечения ученика в диалог. Роль учителя в поддержке социальной вовлечённости в процессе обучения является решающей для развития обучения ученика. Ученики легче обучаются в случае, когда имеется возможность диалога с другими, более знающими, в роли которых могут выступать одноклассники или учителя.
Роль диалога:
• Позволяет ученикам выражать своё понимание темы;
• Помогает им осознавать, что у людей могут быть разные идеи;
• Содействует аргументированию учениками своих идей;
• Помогает учителям понять, на какой стадии находятся их ученики в процессе своего обучения» (РУ ДО стр.144)
В данных условиях меняется роль учителя. Его основные функции - направить, помочь, скорректировать.
«Мерсер различает три типа беседы:
1.Беседы-дебаты.
2.Кумулятивная беседа.
3.Исследовательская беседа – участники работают в малых группах»(РУ ДО стр 145)
В серии последовательных уроков я использовала разные виды бесед.
На первом уроке учащиеся, работа я паре, применяли кумулятивную беседу, когда сортировали различные тела. Они обсуждали, выдвигали свои мнения и приходили к общему решению, используя для этого ранее полученные знания.(этап А)
- Что из этого вышло?
Учащиеся учились вести диалог, слушали мнение своего товарища, высказывали свою точку зрения. Результатом их деятельности было составление кластера. С выполнением этой задачи все группы справились очень хорошо. Прежде всего потому, что данная стратегия хорошо известна детям, багаж знаний предыдущих уроков и использование их на практике дали такой результат.
На этапе вызова использовала постановку вопросов, когда учащиеся работали в группе. Они составляли вопросы по началу (Почему…?. Зачем…?, С какой целью…?), сортировали их по критериям. Далее, отобрав полезные вопросы, задавали их другим группам. После чего учащиеся проводили исследования ( Для чего нужны знания об агрегатных состояниях вещества и их изменениях? Что будет, если нарушится круговорот воды в природе?) и делали выводы, при этом использовалась исследовательская беседа. При выполнении этого задания, учащиеся выслушивали мнения каждого, у них развивалась мыслительная деятельность.
- Что из этого вышло?
Учащиеся учились составлять открытые и закрытые вопросы, сортировать вопросы, отвечать на вопросы, давая полный, правильный и точный ответ. Для работы они использовали инструкцию по составлению вопросов.
- Какие возникли трудности?
Не все учащиеся смогли составлять открытые вопросы, произвести их сортировку.
- Что я сделала?
Выслушивая, вопросы учащихся я обратилась к экспертам для того, чтобы они в группах вновь вернулись к открытым вопросам. Проводила переориентацию вопросов. Совместно с учащимися корректировала их, исправляла, уточняла. Тоже самое делала и с ответами учащихся.
На последующих уроках (третьем и четвёртом) я также использовала исследовательскую беседу в заданиях при заполнении таблицы. Учащиеся применяли полученные знания в повседневной жизни. При этом они исследовали на практике процессы испарения и конденсации. На четвертом уроке было предложено проведение урока, цели и задачи которого разработали сами ученики.
- Что из этого вышло?
Учащиеся учились вести диалог в группе. Выслушивали мнение каждого члена группы, вносили свои поправки и изменения. Приходили к общему мнению, и оформляли свои мысли на карте опыта. При этом они учились выступать перед классом, презентуя свои работы. Учащиеся подошли объективно к оцениванию карт опыта при помощи стикеров, отмечая наиболее интересные моменты в выступлении учащихся. Особое внимание обратила на Мирас, который обычно отмалчивался, а на 4 уроке защищал постер от своей группы.
- Какие возникли трудности?
Не все учащиеся умеют правильно выражать свои мысли, выступать перед одноклассниками (стесняются).
- Что я сделала?
Предлагала учащимся презентовать свои карты опыта в паре или всей группой, когда каждый мог высказаться, не стесняясь других.
При проведении уроков была использована исследовательская беседа, которая показала эффективность и продуктивность этой работы, при этом учащиеся получили и эмоциональное удовольствие. Атмосфера сотрудничества позволила заинтересовать детей в выполнении задания и преподнести её в творческом плане. Данное задание позволило детям раскрыть не только учебные навыки, но и показать свое отношение к окружающему миру. В своей педагогической деятельности я обязательно буду использовать этот тип беседы, так как она позволяет раскрыть учебные и творческие способности учащихся.