Как изменить отношение студентов к предмету? Как научить ребят учиться? Как организовать учение, чтобы оно не превращалось в скучное и однообразное занятие? Как через уроки и внеклассную работу по предмету развивать интеллектуальные способности, познавательный интерес, индивидуальный стиль учебной деятельности студентов?
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Дифференцированный подход в обучении физики»
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ФИЗИКИ
Васильев Олег Иванович, преподаватель физики Мариинско-Посадский технологический техникум Минобразования Чувашии
Как правило, подростки, поступающие в технологический техникум, имеют низкий уровень общеучебных умений и навыков, нулевую базу знаний физических законов и явлений. На это накладывается сформированное в общеобразовательной школе негативное отношение к самому предмету («не понимал», «конфликтовал с учителем», «не нравится», «сложный предмет», «не нужен для профессии» и т. п.).
Вопросы, с которыми сталкивается преподаватель физики технологического техникума: Как изменить отношение студентов к предмету? Как научить ребят учиться? Что необходимо сделать, чтобы интерес студентов к научным знаниям не был ситуативным и по возможности – стал частью профессиональной жизни? Как организовать учение, чтобы оно не превращалось в скучное и однообразное занятие? Как через уроки и внеклассную работу по предмету развивать интеллектуальные способности, познавательный интерес, индивидуальный стиль учебной деятельности студентов?
Для системного решения вышеозначенных проблем необходимо обеспечить «ситуацию успеха». Одним из возможных путей успешной деятельности студентов является уровневая дифференциация, при которой каждый обучается на доступном ему уровне трудности (в зоне своего ближайшего развития).
В основе дифференцированного подхода лежит идея объединения деятельности преподавателя и студентов по достижению индивидуализированных (дифференцированных по уровням) целей обучения. Уровневая дифференциация предлагает перейти в процессе обучения от ориентации на максимум содержания к ориентации на минимум. Необходимым является четкое определение минимума, без которого студент не может двигаться дальше в изучении данного предмета. Минимальный уровень, уровень общих требований, который задается в виде перечня понятий, законов, закономерностей; в виде вопросов, на которые студент должен ответить; в виде образцов типовых задач, которые должен уметь решать. Определяется также содержание, которое необходимо усвоить студенту и на повышенном уровне.
Дифференцированный подход в своей основе содержит три принципа: свободы, самостоятельности, сотрудничества.
Дифференцированный подход является основой индивидуально ориентированной системы обучения, позволяющей учитывать индивидуальные особенности студента, создавать условия для преодоления и развития его потенциальных возможностей. Поэтому возникает необходимость внутригрупповой уровневой дифференциации. Такой подход позволяет «слабым» студентам успевать по предмету, а «сильным» - изучать физику на более высоком (чем средний) уровне.
Среди дифференцированных заданий широко распространены задания различной направленности: устраняющие пробелы в знаниях и задания, учитывающие имеющиеся у обучающихся предварительные знания по теме.
Каждая карточка-задание состоит из трех задач: первый уровень – задача на знание и применение прямой формулы или физического закона; второй уровень – задача в два, три действия на определение неизвестной величины из формулы или закона; третий уровень – задача творческого характера, требующая знаний ранее изученного материала и комбинированных действий.
На основании опыта работы и теоретических представлений была определена следующая последовательность действий при организации разноуровневого обучения: 1) распределение содержания учебного материала темы по уровням; 2) разработка плана для студентов по изучению отдельных блоков темы; 3) блочное изложение материала (лекции, семинары, промежуточные, самостоятельные работы); 4) создание методического инструментария (разноуровневые карточки-задания для изучения теоретического материала, самостоятельной работы, проведения зачета); 5) устные зачеты по теме; 6) письменные зачеты (тесты, контрольные работы, КМС); 7) анализ результатов; 8) коррекция.
Предлагая студентам задания различного уровня сложности, преподаватель варьирует содержание учебного материала, однако при этом цели, формы, методы обучения остаются одинаковыми.
Единственное условие – этот уровень должен быть не ниже уровня обязательной подготовки (образовательного стандарта). При дифференцированном подходе каждый студент получает право и возможность самостоятельно определять, на каком уровне он усвоит учебный материал. Если студент желает изучать физику на уровне обязательных требований (причем не только желает, но и способен), то он имеет такую возможность. Это означает, что при уровневой дифференциации учитываются не только интеллектуальные способности студента, но и его интересы.
Человеку нашего времени необходимо многое: и поэзия Пушкина, и чарующая музыка Бетховена, Шопена, и самая поэтическая из всех научных теорий – теория относительности Эйнштейна, и космонавтика, и бионика, и микроэлектроника, лингвистика, и строгость математических формул. Традиционный метод, в котором студент является объектом обучения, устарел. Студент, при этом похож на туриста, в рюкзак которого каждый преподаватель складывает знания своего предмета. Рюкзак становится тяжелее и тяжелее, и наступает время, когда студент не может его сдвинуть с места. Отсюда неудачные оценки, которые сказываются на дальнейшем процессе обучения и воспитания, приводят к депрессии студентов и нежеланию учиться. Чтобы этого избежать, необходимо отказаться от неудовлетворительных оценок, а в процессе обучения использовать новые методы и формы работы, развивая мышление студентов.
В инновационном обучении важно, чтобы студент был не объектом, а субъектом образовательного процесса, сумел задать любой интересующий его вопрос и самостоятельно найти на него ответ. Важно так организовать учебный процесс, чтобы студент сам поднимал пласты знаний. Одним из таких методов является дифференцированный подход в обучении.
object(ArrayObject)#851 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(237) "Дифференцированный подход в обучении на уроках физики «Как работать на уроке со всем классом и одновременно с каждым учащимся?» "
["seo_title"] => string(140) "diffierientsirovannyi-podkhod-v-obuchienii-na-urokakh-fiziki-kak-rabotat-na-urokie-so-vsiem-klassom-i-odnovriemienno-s-kazhdym-uchashchimsia"
["file_id"] => string(6) "221994"
["category_seo"] => string(6) "fizika"
["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
["date"] => string(10) "1435751964"
}
}