Методическая работа на тему: "Дифференцированный подход в обучении физике"
Методическая работа на тему: "Дифференцированный подход в обучении физике"
В инновационном обучении важно, чтобы учащийся был не объектом, а субъектом образовательного процесса, сумел задать любой интересующий его вопрос и самостоятельно найти на него ответ. Важно так организовать учебный процесс, чтобы ученик сам поднимал пласты знаний. Одним из таких методов, по нашему глубокому убеждению, является дифференцированный подход в обучении.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Общепризнанно, что физика – предмет трудный. Как правило, подростки, поступающие в техникум , имеют низкий уровень общеучебных умений и навыков, нулевую базу знаний физических законов и явлений. На это накладывается сформированное в общеобразовательной школе негативное отношение к самому предмету (“не понимал”, “конфликтовал с учителем”, “не нравится”, “сложный предмет”, “не нужен для профессии” и т.п.)
Вопросы, с которыми сталкивается начинающий (и не только) преподаватель физики в техникуме (лицея, колледже ):
Как изменить отношение учащихся к предмету?
Как научить ребят учиться?
Что необходимо сделать, чтобы интерес учащихся к научным знаниям не был ситуативным и по возможности - стал частью их профессиональной жизни?
Как организовать учение, чтобы оно не превращалось в скучное и однообразное занятие?
Как через уроки и внеклассную работу по предмету развивать интеллектуальные способности, познавательный интерес, индивидуальный стиль учебной деятельности учащихся?
По нашему мнению, для системного решения вышеозначенных проблем необходимо обеспечить “ситуацию успеха”. Одним из возможных путей успешной деятельности учащихся является уровневая дифференциация, при которой каждый обучается на доступном ему уровне трудности (в зоне своего ближайшего развития). Противоречие между необходимостью внедрения дифференцированного подхода и недостаточной исследованностью его эффективности в системе СПО обусловило тему нашего эксперимента “Эффективность уровневой дифференциации на основе самоопределения учащихся при обучении физике”.
Следует различать два термина: “дифференцированное обучение” и “дифференцированный подход в обучении”. В первомслучае рассматриваются социально-экономические, правовые, организационно-управленческие, дидактические аспекты обучения. Во втором случае речь идет о научной разработке дифференцированного подхода ккаждому ученику для формирования и коррекции развития личности в избранной области обучения.1
В основе дифференцированного подхода лежит идея объединения деятельности учителя и учащихся по достижению индивидуализированных (дифференцированных по уровням) целей обучения. Уровневая дифференциация предлагает перейти в процессе обучения от ориентации на максимум содержания к ориентации на минимум. Необходимым является четкое определение минимума, без которого учащийся не сможет двигаться дальше в изучении данного предмета. Минимальный уровень, уровень общих требований, который задаётся в виде перечня понятий, законов, закономерностей; в виде вопросов, на которые учащийся должен ответить; в виде образцов типовых задач, которые должен уметь решать. Определяется также содержание, которое необходимо усвоить учащемуся и на повышенном уровне.2
Особо хочется обратить внимание на индивидуализацию обучения, так как именно через неё обеспечивается технология личностно-ориентированного образования.
Дифференцированный подход, на наш взгляд, в своей основе содержит три принципа:
свободы;
самостоятельности;
сотрудничества.
Эти принципы объединяются ведущим принципом гуманизма.3
Формой внутренней дифференциации является групповая работа учащихся с информацией по модели полного усвоения знаний, которая предполагает четкую постановку целей в образовательной деятельности: что учащиеся должны знать, что уметь, какие ценности должны у них формироваться в ходе учения. В настоящее время разработаны современные образовательные технологии, позволяющие сделать учебный процесс более эффективным. Дифференцированный подход является основой индивидуально ориентированной системы обучения, позволяющий учитывать индивидуальные особенности ребенка, создавать условия для преодоления и развития его потенциальных возможностей.
Самоопределение, как процесс, представляет собой сознательно вырабатываемое отношение к миру, становление человека как субъекта собственного развития определение субъектом своего “способа жизни” посредством выработки обобщённого отношения к миру и к себе (К.А. Абульханова-Славская, М.Р. Гинзбург, И.В. Дубровина, С.Л. Рубинштейн, В.И. Слободчиков и др.)
Учащиеся в техникуме изначально объединены в группы по рабочим профессиям. Группировка по уровню обученности, как правило, невозможна. Следовательно, возникает необходимость внутригрупповой уровневой дифференциации. Такой подход позволяет “слабым” учащимся успевать по предмету, а “сильным” - изучать физику на более высоком (чем средний) уровне.
Какой уровень изучения выбрать учащийся определяет самостоятельно, изучив по каждому из блоков, раздела физики, уровневые планы теоретического материала и практического задания к ним, а так же какие результаты он должен иметь по выбранному уровню. Уровневые планы, разработанные нами, помогают учащемуся адекватно оценить свои возможности при изучении учебной дисциплины. Кроме того, у учащихся имеется возможность всегда перейти с одного уровня на другой, усвоив содержание более низкого уровня.
Такая работа способствует формированию адекватной самооценки и соответствующего уровня притязаний учащихся.
Среди дифференцированных заданий широко распространены задания различной направленности: устраняющие пробелы в знаниях, и задания учитывающие имеющиеся у учащихся предварительные знания по теме.
Для реализации дифференцированного подхода в обучении нами было разработано учебное пособие5, которое состоит из кратких теоретических сведений по всем темам курса физики средней школы, образцов решения задач и разноуровневых карточек–заданий на 6 вариантов для самостоятельного выполнения.
Каждая карточка–задание состоит из трёх задач:
Первый уровень – задача на знание и применение прямой формулы или физического закона.
Второй уровень – задача в два, три действия на определение неизвестной величины из формулы или закона.
Третий уровень– задача творческого характера, требующая знаний ранее изученного материала и комбинированных действий.(Приложение 1)
На основании опыта работы и теоретических представлений [1-4] нами была определена следующая последовательность действий при организации разноуровневого обучения:
1) распределение содержания учебного материала темы по уровням;
2) разработка плана для учащихся по изучению отдельных блоков темы;
3) блочное изложение материала (лекции, семинары, промежуточные, самостоятельные работы);
4) создание методического инструментария (разноуровневые карточки-задания для изучения теоретического материала, самостоятельной работы, проведения зачета);
5) устные зачёты по теме;
6) письменные зачёты (тесты, контрольные работы, КМС);
7) анализ результатов;:
Такой подход позволяет своевременно ликвидировать пробелы в знаниях учащихся, что позволяет решить проблему успеваемости.
Каждому уровню усвоения материала соответствуют определенные требования к действиям учащихся 6 и оценка:
Уровни усвоения Действия учащегося
Первый - репродуктивный
(удовлетворительно)
Запоминание;
Воспроизведение.
показывать, (опознавать);
называть;
распознавать;
узнавать;
давать определения;
пересказывать и т. д.
Второй – практический (хорошо)
применение знаний в знакомой ситуации, по образцу, на основе обобщенного алгоритма (схемы);
выполнение действий с четко обозначенными правилами.
измерять;
объяснять;
составлять по готовой схеме;
соотносить;
характеризовать;
сравнивать;
соблюдать правила и т.п.
Третий – творческий (отлично)
применение знаний в незнакомой ситуации;
выполнение творческих заданий.
составлять устный или письменный ответ на проблемный вопрос;
высказывать суждения;
анализировать информацию;
выделять существенные признаки;
устанавливать логические связки;
делать выводы;
приводить и обосновывать собственные примеры и оценки;
осуществлять поиск необходимой информации и т. п.
Предлагая учащимся задания различного уровня сложности, педагог варьирует содержание учебного материала, однако при этом цели, формы, методы обучения остаются одинаковыми.
При дифференцированном подходе каждый учащийся получает право и возможность самостоятельно определять, на каком уровне он усвоит учебный материал. Единственное условие – этот уровень должен быть не ниже уровня обязательной подготовки (образовательного стандарта). Если учащийся желает изучать физику на уровне обязательных требований, а математику на – повышенном (причем не только желает, но и способен), то он имеет такую возможность. Это означает, что при уровневой дифференциации учитываются не только интеллектуальные способности ученика, но и его интересы.
Человеку нашего времени необходимо многое: и поэзия Пушкина, и чарующая музыка Бетховена, Шопена, и самая поэтическая из всех научных теорий - теория относительности Эйнштейна, и космонавтика, и бионика, и микроэлектроника, лингвистика, и строгость математических формул.
Традиционный метод, в котором учащийся является объектом обучения, устарел. Учащийся, при этом, похож на туриста, в рюкзак которого каждый преподаватель складывает знания своего предмета. Рюкзак становится все тяжелее и тяжелее и наступает время, когда учащийся не может его сдвинуть с места. Отсюда неудачные оценки, которые сказываются на дальнейшем процессе обучения и воспитания, приводят к депрессии учащихся и нежеланию учиться. Чтобы этого избежать - необходимо отказаться от неудовлетворительных оценок, а в процессе обучения использовать новые методы и формы работы, развивая мышление учащихся.
В инновационном обучении важно, чтобы учащийся был не объектом, а субъектом образовательного процесса, сумел задать любой интересующий его вопрос и самостоятельно найти на него ответ. Важно так организовать учебный процесс, чтобы ученик сам поднимал пласты знаний. Одним из таких методов, по нашему глубокому убеждению, является дифференцированный подход в обучении.
Литература.
1 Якиманская И.С. Психолого-педагогические проблемы дифференцированного обучения // Советская педагогика, 1991. № 4. С. 44-52.
2 Галеева Н.Л. Результативность личностно-ориентированного образования // Завуч, 2003. № 2. С. 91-140.