Дифференцированный подход в обучении физике и математике
Дифференцированный подход в обучении физике и математике
Есть обучающиеся, которые интересуются физикой. Обучение с такими детьми строится на более высоком уровне. Дифференцированный, личностно- ориентированный подход в обучении дает возможность удовлетворить интересы всех категорий обучающихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Дифференцированный подход в обучении физике и математике»
МБОУ «Анциферовская основная общеобразовательная школа»
ПРОЕКТ
Дифференцированный подход в обучении физике в условиях сельской школы Голубева Ольга Николаевна, учитель физики высшая квалификационная категория 2019г
СОДЕРЖАНИЕ
I.Вступление
1.Вопросы, с которыми сталкивается учитель
II.Основная часть
1.Пути успешности.
2.Дифференцированный подход
3.Критерии и показатели уровневой дифференциации
4.Таблица учета знаний
5.Таблица действий учащихся
III.Заключение
В инновационном обучении важно…
IV.Литература
V.Приложение
Общепризнанно, что физика – предмет трудный. Надо найти такой метод обучения , чтобы каждый учащийся смог усвоить предмет на базовом уровне, овладеть необходимым минимумом общеучебных умений и навыков, знаний физических законов и явлений, дающих возможность продолжения образования в средней школе на территории Российской Федерации. Надо строить обучение так, чтобы не сформировать у учащихся в общеобразовательной школе негативное отношение к самому предмету (“не понимал”, “конфликтовал с учителем”, “не нравится”, “сложный предмет”, “не нужен для профессии” и т.п.)
Есть учащиеся, которые интересуются физикой. Обучение с такими детьми строится на более высоком уровне. Дифференцированный, личностно - ориентированный подход в обучении дает возможность удовлетворить интересы всех категорий учащихся, ответить на все вопросы.
Вопросы, с которыми сталкивается Голубева Ольга Николаевна, как преподаватель физики :
Как изменить отношение учащихся к предмету?
Как научить ребят учиться?
Что необходимо сделать, чтобы интерес учащихся к научным знаниям не был ситуативным и по возможности - стал частью их профессиональной жизни?
Как организовать учение, чтобы оно не превращалось в скучное и однообразное занятие?
Как через уроки и внеклассную работу по предмету развивать интеллектуальные способности, познавательный интерес, индивидуальный стиль учебной деятельности учащихся?
По моему мнению, для системного решения выше означенных проблем необходимо обеспечить “ситуацию успеха”. Одним из возможных путей успешной деятельности учащихся является уровневая дифференциация, при которой каждый обучается на доступном ему уровне трудности (в зоне своего ближайшего развития). Применяя дифференцированный подход , решаю вопрос об эффективности уровневой дифференциации на основе самоопределения учащихся при обучении физике.
В основе дифференцированного подхода, по моему мнению, лежит идея объединения деятельности учителя и учащихся по достижению индивидуализированных (дифференцированных по уровням) целей обучения.
Уровневая дифференциация предлагает дифференцированный подход ккаждому ученику для формирования и коррекции развития личности в избранной области обучения, а так же перейти в процессе обучения от ориентации на максимум содержания к ориентации на минимум. Необходимым является четкое определение минимума, без которого учащийся не сможет двигаться дальше в изучении данного предмета. Минимальный уровень, уровень общих требований, который задаётся в виде перечня понятий, законов, закономерностей; в виде вопросов, на которые учащийся должен ответить; в виде образцов типовых задач, которые должен уметь решать. Определяется также содержание, которое необходимо усвоить учащемуся и на повышенном уровне.
Особо хочется обратить внимание на индивидуализацию обучения, так как именно через неё обеспечивается технология личностно-ориентированного образования.
Дифференцированный подход в своей основе содержит три принципа:
свободы;
самостоятельности;
сотрудничества.
Эти принципы объединяются ведущим принципом гуманизма.
В настоящее время разработаны современные образовательные технологии, позволяющие сделать учебный процесс более эффективным. На протяжении нескольких лет проблему, связанную с изучением физики, я решаю через дифференцированный подход в обучении.
Формой внутренней дифференциации является групповая работа учащихся с информацией по модели полного усвоения знаний, которая предполагает четкую постановку целей в образовательной деятельности: что учащиеся должны знать, что уметь, какие ценности должны у них формироваться в ходе учения. Учащиеся на уроках чаще объединяются в группы по интересам. Возможны и другие способы объединения в группы. Группировка по уровню обученности в сельской школе невозможна ( из- за малой наполняемости классов). Следовательно, возникает необходимость внутригрупповой уровневой дифференциации. Такой подход позволяет “слабым” учащимся успевать по предмету, а “сильным” - изучать физику на более высоком (чем средний) уровне.
Дифференцированный подход является основой индивидуально ориентированной системы обучения, позволяющий учитывать индивидуальные особенности ребенка, создавать условия для преодоления и развития его потенциальных возможностей.
Самоопределение, как процесс, представляет собой сознательно вырабатываемое отношение к миру, становление человека как субъекта собственного развития, определение субъектом своего “способа жизни” посредством выработки обобщённого отношения к миру и к себе .
“Эффективность уровневой дифференциации, на основе самоопределения учащихся при обучении физике” предусматривает следующие критерии и показатели:
Блок
Критерии
Показатели
Результаты
учебного процесса
Обученность
КМС (2 раза в год)
Обучаемость
1-й уровень
2-й уровень
3-й уровень
Уровень ОУУН
Мыслительные
Информационные
Коммуникативные
Организационные
Успешность
Успеваемость
Уровень познавательной активности (общий)
Уровень познавательной активности на уроке
Отметка на экзамене
Творческая работа
Преподавания предмета
Результаты
индивидуального
развития
Личностные изменения
Тревожность (общая)
Тревожность на уроке
Рефлексивность
Умственное развитие
Уровень мышления
Креативность
Самоопределение учащихся
Самоуправление деятельностью
Самоанализ
Самопланирование
Самоорганизация
Самоконтроль
Самооценка
Ценностное самоопределение
Уровень самоактуализации
В основу данной модели легли критерии, представленные В.И. Рыжковой.
Обученность, обучаемость, уровень общеучебных умений и навыков, заключили в один блок “результаты учебного труда” и дополнили его еще одним критерием - успешностью. Второй блок “результаты индивидуального развития учащихся”, критериями которого определены: личностные изменения и умственное развитие учащихся. Так как, по моему мнению, уровневая дифференциация способствует развитию индивидуальных особенностей личности и творчества, формированию универсальных учебных действий ( УУД).
Третий в блок - самоопределение учащихся включены критерии - самоуправление деятельностью. Оно проявляется как межсубъектное диалогическое взаимодействие учителя и учащегося, обеспечивающее условия их саморазвития и направленное на осуществление ценностного самоопределения.
Какой уровень изучения выбрать учащийся определяет самостоятельно, изучив по каждому из блоков, раздела физики, уровневые планы теоретического материала и практического задания к ним, а так же какие результаты он должен иметь по выбранному уровню. Уровневые планы, разработанные мною, помогают учащемуся адекватно оценить свои возможности при изучении учебной дисциплины. Кроме того, у учащихся имеется возможность всегда перейти с одного уровня на другой, усвоив содержание более низкого уровня.
Такая работа способствует формированию адекватной самооценки и соответствующего уровня притязаний учащихся.
Среди дифференцированных заданий широко распространены задания различной направленности: устраняющие пробелы в знаниях, и заданиях, учитывающие имеющиеся у учащихся предварительные знания по теме.
Для реализации дифференцированного подхода в обучении мною были разработаны дидактические карточки, которое состоят из кратких теоретических сведений по всем темам курса физики основной школы, образцов решения задач и разноуровневых карточек–заданий на 4 варианта для самостоятельного выполнения.
Каждая карточка–задание состоит из трёх задач:
Первый уровень – задача на знание и применение прямой формулы или физического закона.
Второй уровень – задача в два, три действия на определение неизвестной величины из формулы или закона.
Третий уровень– задача творческого характера, требующая знаний ранее изученного материала и комбинированных действий.
На основании опыта работы и теоретических представлений мною была определена следующая последовательность действий при организации разноуровневого обучения:
1) распределение содержания учебного материала, темы по уровням;
2) разработка плана для учащихся по изучению отдельных блоков темы;
3) блочное изложение материала (лекции, семинары, промежуточные, самостоятельные работы);
4) создание методического инструментария (разноуровневые карточки-задания для изучения теоретического материала, самостоятельной работы, проведения зачета);
5) устные зачёты по теме;
6) письменные зачёты (тесты, контрольные работы, КМС);
7) анализ результатов;
8) коррекция.
В целях реализации технологии уровневой дифференциации необходимо проводить контроль и учет знаний каждого учащегося по каждой теме.Такой учет легко осуществлять, имея сводную таблицу:
Тема:
№ группы
Ф.И.
Результаты устных ответов и зачетов
у доски;
индивид.-е задания;
устные зачеты;
участие в обсуждении проблем и т.д.
Результаты письменных работ
самостоят.-е, промежуточные и итоговые контрольные работы,
письменные зачёты,
ведение тетради,
лабораторные и практические работы.
Творческие работы
доклады,
рефераты,
кроссворды,
эксперим-ные задачи,
олимпиады,
НПК и т.д.
Итоговая отметка
Рекомендацииции учащемуся
Такой подход позволяет своевременно ликвидировать пробелы в знаниях учащихся, что позволяет решить проблему успеваемости.
Каждому уровню усвоения материала соответствуют определенные требования к действиям учащихся и оценка:
Уровни усвоения Действия учащегося
Первый - репродуктивный
(удовлетворительно)
Запоминание;
Воспроизведение.
показывать, (опознавать);
называть;
распознавать;
узнавать;
давать определения;
пересказывать и т. д.
Второй – практический (хорошо)
применение знаний в знакомой ситуации, по образцу, на основе обобщенного алгоритма (схемы);
выполнение действий с четко обозначенными правилами.
измерять;
объяснять;
составлять по готовой схеме;
соотносить;
характеризовать;
сравнивать;
соблюдать правила и т.п.
Третий – творческий (отлично)
применение знаний в незнакомой ситуации;
выполнение творческих заданий.
составлять устный или письменный ответ на проблемный вопрос;
высказывать суждения;
анализировать информацию;
выделять существенные признаки;
устанавливать логические связки;
делать выводы;
приводить и обосновывать собственные примеры и оценки;
осуществлять поиск необходимой информации и т.п.
Предлагая учащимся задания различного уровня сложности, я умело варьирую содержание учебного материала, однако при этом цели, формы, методы обучения остаются одинаковыми.
При дифференцированном подходе каждый учащийся получает право и возможность самостоятельно определять, на каком уровне он усвоит учебный материал. Единственное условие – этот уровень должен быть не ниже уровня обязательной подготовки (образовательного стандарта). Если учащийся желает изучать физику на уровне обязательных требований, а математику на – повышенном (причем не только желает, но и способен), то он имеет такую возможность. Это означает, что при уровневой дифференциации учитываются не только интеллектуальные способности ученика, но и его интересы.
Эффективность применения метода дифференцированного подхода.
Уровень обученности и качества знаний
за три года обучения по физике
2017г
2018г
2019г
обученность
100%
100%
100%
качество
54%
54%
56%
Человеку нашего времени необходимо многое: и поэзия Пушкина, и чарующая музыка Бетховена, Шопена, и самая поэтическая из всех научных теорий - теория относительности Эйнштейна, и космонавтика, и бионика, и микроэлектроника, лингвистика, и строгость математических формул.
Традиционный метод, в котором учащийся является объектом обучения, устарел. Учащийся, при этом, похож на туриста, в рюкзак которого каждый преподаватель складывает знания своего предмета. Рюкзак становится все тяжелее и тяжелее и наступает время, когда учащийся не может его сдвинуть с места. Отсюда неудачные оценки, которые сказываются на дальнейшем процессе обучения и воспитания, приводят к депрессии учащихся и нежеланию учиться. Чтобы этого избежать - необходимо отказаться от неудовлетворительных оценок, а в процессе обучения использовать новые методы и формы работы, развивая мышление учащихся.
В инновационном обучении важно, чтобы учащийся был не объектом, а субъектом образовательного процесса, сумел задать любой интересующий его вопрос и самостоятельно найти на него ответ. Важно так организовать учебный процесс, чтобы ученик сам поднимал пласты знаний. Одним из таких методов, по моему глубокому убеждению, является дифференцированный подход в обучении.
Литература
1 Якиманская И.С. Психолого-педагогические проблемы дифференцированного обучения // Советская педагогика, 1991. № 4. С. 44-52.
2 Галеева Н.Л. Результативность личностно-ориентированного образования // Завуч, 2003. № 2. С. 91-140.
3 Шамова Т.И. Дальтон – технология // Завуч, 2001. № 1. С. 42-61.
4 Рыжкова В.И. Дифференциация обучения как важный фактор развития познавательного интереса школьников // Завуч, 2003. № 8. С. 58-63.
5 Арганы Н.Ф. Мир физики: Учебное пособие. – Усть-Илимск: ПУ № 42, 2003. – 103 с.
6 Рыжкова В.И. Дифференциация обучения как важный фактор развития познавательного интереса школьников // Завуч, 2003. № 8. С. 58-63.
object(ArrayObject)#883 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(198) "Разработка занятия с использованием интерактивных методов обучения на уроках математики у студентов в СПО "
["seo_title"] => string(117) "razrabotka-zaniatiia-s-ispol-zovaniiem-intieraktivnykh-mietodov-obuchieniia-na-urokakh-matiematiki-u-studientov-v-spo"
["file_id"] => string(6) "221269"
["category_seo"] => string(10) "matematika"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1435157341"
}
}